КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения электромагнитных колебаний в школьном курсе физике
В школьном курсе физики изучаются следующие виды электромагнитных колебаний: свободные, вынужденные и автоколебания. При изучении всех этих видов электромагнитных колебаний школьников нужно постоянно привлекать к использованию аналогий, к экспериментальной проверке выводов по аналогии. Поскольку колебания различной природы подчиняются общим закономерностям, то аналогии используют при сопоставлении свободных колебаний в механических и электрических системах, вынужденных колебаний и резонансных явлений в этих системах и т. д. При изучении электромагнитных колебаний обращают внимание школьников на то, какие величины в этом процессе «колеблются» (заряд конденсатора, ток в контуре, напряжение на конденсаторе и катушке, ЭДС самоиндукции), какие превращения энергии в нем происходят. При этом необходимо повторить основные признаки любой колебательной системы и четко выяснить следующие моменты: что считать устойчивым положением равновесия в этой системе (разряжен конденсатор, нет тока в контуре), фактором, возвращающим систему в это положение, если она была из него выведена (заряженный конденсатор создает электрическое поле, которое вызывает ток в контуре, разряжающий конденсатор), и фактором «инертности», обеспечивающим прохождение положения равновесия «по инерции» (индуктивность катушки, благодаря которой конденсатор не разряжается сразу, а перезаряжается и тем самым обеспечивается периодичность процесса). В качестве упражнения для более основательного усвоения физической сущности электрических колебаний в контуре полезно рядом с рисунками, изображающими колебательный процесс в, контуре через каждую 1/4 периода, показать соответствующие состояния механической колебательной системы (горизонтальный и вертикальный пружинные маятники, математический маятник). Далее желательно составить таблицу, показывающую аналогию между величинами в механической и электрической колебательной системах. После этого выводится формула для периода собственных колебаний в контуре; Это можно сделать несколькими способами: по аналогии между величинами, характеризующими механическое и электрическое колебания, или используя закон сохранения энергии для идеального колебательного контура. Целесообразно провести экспериментальную проверку полученных результатов, изменяя индуктивность катушки и электроемкость батареи конденсаторов. Изменяя напряжение, подаваемое на конденсатор, наблюдают изменение амплитуды колебаний в контуре. С помощью реостата, включенного в цепь контура, можно проиллюстрировать также влияние затухания на период (частоту) и амплитуду колебаний. После того как получено уравнение гармонических колебаний в контуре вводят понятие фазы колебания. Следует иметь в виду, что фаза — понятие большой общности, применимое к колебаниям любой природы. Физический смысл фазы заключается в том, что она позволяет характеризовать состояние колебательной системы в любой момент времени. Изучение свободных колебаний в контуре завершает рассмотрение затухающих электрических колебаний. Выясняют причины затухания. После этого логично сделать переход к колебательным системам, в которых колебания с частотой, равной собственной частоте колебаний системы, происходят как угодно долго за счет внешнего источника энергии, т. е. к автоколебательным системам. Автоколебания представляют собой незатухающие колебания в реальных колебательных системах, которые поддерживаются за счет внешнего источника энергии, причем поступление энергии регулируется самой колебательной системой. Частота и амплитуда автоколебаний определяются свойствами самой системы и не зависят от внешнего воздействия. Вначале необходимо повторить то общее, что присуще таким колебательным системам, как пружинный и нитяной маятники, колебательный контур: в них могут возникать свободные колебания, эти колебания всегда являются затухающими, в идеализированных системах они являются незатухающими, гармоническими. В этом случае их частота определяется свойствами самой системы, а амплитуда зависит от начальных условий. Эти моменты вспоминают с помощью уже известных демонстраций, которые здесь имеет смысл повторить. Демонстрируя работу маятника в часах, учащимся предлагают самим определить, какой вид колебаний имеет здесь место, назвать основные части этой колебательной системы: маятник (колебательная система), поднятая гиря (источник энергии), храповое колесо с анкерной вилкой (клапан, регулирующий поступление энергии от источника в систему). Вся проведенная работа ставит своей целью подготовить учащихся к рассмотрению электромагнитных автоколебаний, которые, как показывает практика преподавания, оказываются достаточно сложным для школьников материалом. Вначале рассказывают о том, что автоколебательные электромагнитные системы нашли широкое применение в радиотехнике, в частности в генераторах незатухающих электромагнитных колебаний высокой частоты. Программа одиннадцатилетней средней школы в качестве электромагнитной автоколебательной системы предусматривает рассмотрение генератора на транзисторе. После изучения свободных электрических колебаний и автоколебаний школьников знакомят с вынужденными электрическими колебаниями. Начинают знакомство с колебаний низкой частоты, основной областью применения которых является электротехника. Важно, чтобы учащиеся воспринимали переменный ток именно как процесс вынужденных электромагнитных колебаний в цепи. При этом можно проверить справедливость тех закономерностей, которые были уже установлены, для механических вынужденных колебаний (соотношения между частотой источника и частотой собственных колебаний цепи, явление резонанса и т. д.), и тем самым более прочно усвоить их. В то же время должны быть усвоены понятия, специфичные именно для цепей переменного тока: действующие значения тока и напряжения, их отличие от мгновенных, максимальных и средних значений этих же величин, физическая сущность активных и реактивных сопротивлений и способы их вычисления и экспериментального определения, принципиальное устройство генераторов переменного тока, преобразование переменного тока с помощью трансформатора и др.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |