КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения волновых свойств света
(интерференция и дифракция) Процессы явлений интерференции и дифракции являются наличием доказательства волнового характера исследуемого процесса, так же и в случае света явления интерференции и дифракции, характерные для него, говорят о том, что свет обладает волновыми свойствами. В курсе физики средней школы явление интерференции изучается наиболее подробно, при этом идет опора на знакомые учащимся явления интерференции механических (звуковых) и электромагнитных волн. Дифракция световых волн изучается менее подробно, так как основная задача - доказать волновые свойства света, а для этого необходимо хорошо разобраться в явлении интерференции. Но понимание дифракции световых волн важно для показа того, что геометрическая оптика предельный случай волновой оптики. Опыты по интерференции света достаточно сложны, ведь обычные источники света некогерентные, необходимо получить разделение светового пучка от обычного источника света на два, которые потом свести вместе, чтобы они интерферировали. Существует несколько способов разделения светового пучка на две части: а) метод Юнга (свет проходит через два близко расположенных малых отверстия); б) зеркало Ллойда (прямой пучок света интерферирует с пучком, отраженным от зеркала); в) зеркало и бипризма Френеля (свет, попадая на зеркала, расположенные под углом, близким к 180°, или проходя через бипризму, разделяется на два пучка, которые затем встречаются и налагаются друг на друга; г) опыты с тонкими пленками и кольцами Ньютона. Методически целесообразно использовать в средней школе при изучении явления интерференции опыт с бипризмой Френеля. Следует, однако, учесть, что опыты по интерференции с использованием ФОС (а также по дифракции света) требуют хорошего затемнения класса, так как яркость получающейся интерференционной картины очень мала. Из-за недостаточной видимости явления учащиеся проводят наблюдение отдельными группами, подходя к экрану, что создает на уроке дополнительные неудобства. Для совершенствования этого эксперимента применяется принципиально новый источник света - лазер. Применение лазера позволяет предельно упростить подготовку многих опытов и резко повысить качество наблюдаемых картин. После показа и объяснения опыта целесообразно обсудить с учащимися следующие вопросы: как осуществляется разделение бипризмой Френеля светового пучка на два когерентных? Каково условие образования в интерференционной картине максимума (минимума) колебаний? Как зависит расположение интерференционных полос от длины световой волны? Где применяется интерференция? Условия возникновения максимумов и минимумов в интерференционной картине записываются в общем виде. Для объяснения интерференционной картины используют энергетическую трактовку и разъясняют, что при интерференции нет потери или увеличения энергии света, а происходит только перераспределение этой энергии в интерференционном поле в соответствии с законом сохранения энергии. При проведении опытов по интерференции без светофильтров (освещая установку белым светом) наблюдают спектральное разложение немонохроматической световой волны на составляющие (интерференционный спектр). Интерференционные максимумы и минимумы для лучей разного цвета оказываются пространственно разделенными в зависимости от длины волны. Именно в этом месте курса физики впервые более подробно знакомят школьников со спектральным разложением и выясняют, с какими физическими характеристиками световой волны связаны различия в цвете. Завершают изучение интерференции света рассмотрением ее проявлений в природе и примерами практического использования в технике (интерференционный способ проверки качества обработки поверхностей, просветленная оптика, интерферометры и т.п.). Целесообразно предложить учащимся различные интересные практические задания с простым оборудованием: наблюдение и объяснение радужного окрашивания мыльных пленок, капли масла или керосина на поверхности воды, цветов побежалости на металлических предметах. Эти задания можно выполнять дома. Далее переходят к изучению дифракции света, причем начинают с утверждения: «Если свет - это волны (а интерференция света подтверждает это), то должна наблюдаться и дифракция света». Учащимся напоминают то, что они узнали при рассмотрении дифракции механических и электромагнитных волн. В первую очередь основное условие, при выполнении которого возможно наблюдение дифракции волн (размеры препятствий должны быть соизмеримы с длиной волны). Затем, после короткого рассказа об истории открытия дифракции света, переходят к наблюдению дифракции света от щели и тонкой проволоки. В дополнение к указанным демонстрационным опытам проводится лабораторная работа по наблюдению интерференции и дифракции света. Интересные наблюдения дифракции света можно выполнять и в домашних условиях (смотреть на удаленный источник света сквозь тонкую ткань или частую проволочную сетку и т. п.). Большое внимание при изучении явления дифракции уделяют рассмотрению дифракционной решетки - прибора, действие которого основано на этом явлении, и демонстрации опытов. Сначала рассматривают дифракцию от двойной щели. В итоге получают условие для дифракционных максимумов. Важно отметить, что с помощью дифракционной решетки есть возможность экспериментально определить длину световой волны. Действительно, если период решетки d известен, то определение длины волны сводится к измерению угла ф, соответствующего направлению на очередной максимум. Школьники должны научиться пользоваться дифракционной решеткой и определять для световых волн длину волны.
Значение раздела «Квантовая физика» и особенности его изучения. Изучение внешнего фотоэффекта Квантовая механика - физическая теория, открывшая своеобразие свойств и закономерностей микромира, установившая способ описания состояния и движения микрочастиц. Методы квантовой механики находят широкое применение в квантовой электронике, в физике твердого тела, современной химии. Ее широко используют в физике высоких энергий, изучающей строение ядра атома и свойства элементарных частиц. Квантовая физика установила ограниченность многих классических представлений. Введение основ квантовой физики в среднюю школу - сложная методическая задача, что объясняется малой наглядностью квантовомеханических объектов, сложностью математического аппарата, необычностью исходных идей и понятий.. Основные познавательные задачи этого раздела - ознакомить учащихся со специфическими законами, действующими в области микромира, завершить формирование представлений о строении вещества. В данном разделе учащихся знакомят со строением вещества на атомном и субатомном уровне. В теме "Атом и атомное ядро" они изучают вначале строение атома по Резерфорду-Бору, а затем, после обсуждения дуализма свойств микрочастиц, получают и современные представления о строении атома. Достаточное внимание в этом разделе уделяют составу и свойствам ядра атома. В конце раздела учащихся знакомят с основными характеристиками и свойствами элементарных частиц, дают представление о современной их классификации, о роли их в строении вещества и в передаче взаимодействий. Раздел "Квантовая физика" решает, кроме того, важные задачи политехнического образования. При его изучении учеников знакомят с устройством и принципом действия фотоэлементов, с примерами их использования в технике, физическими основами спектрального анализа, ядерным реактором и применением ядерной энергии в мирных целях, с использованием радиоактивных изотопов. Знакомство с элементарными частицами подтверждает принцип неисчерпаемости материи, убеждает учащихся в том, что материальные объекты и их свойства многообразны, элементарные частицы не "просты", они обладают множеством свойств и способны к взаимопревращениям. Корпускулярно-волновой дуализм свойств света и элементарных частиц, взаимопревращаемость элементарных частиц раскрывают материальное единство мира и диалектическую связь прерывного и непрерывного, а подчинение всех ядерных процессов законам сохранения иллюстрирует принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения. В развитие квантовой физики внесли свой вклад многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: Э. Резерфорд, Н. Бор, П. Кюри, М. Складовская-Кюри, М. Лауэ, Луи де Бройль, В. Гейзенберг, В. Паули, П. Дирак, Э. Шредингер, И. Е. Тамм, Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, О. Гаи, Э. Ферми, Л. Д. Ландау, В. А. Фок, Д. В. Скобельцын, А. И. Алиханов, В. И. Векслер, И. В. Курчатов и многие другие. Изучение их жизни и деятельности представляет благодатный материал для патриотического и интернационального, а также нравственного воспитания учащихся. Особенность содержания квантовой физики также накладывает отпечаток на методику ее изучения. В этом разделе учащихся знакомят со своеобразием свойств и закономерностей микромира, которые противоречат многим представлениям классической физики. От школьников для его усвоения требуется не просто высокий уровень абстрактного, но и диалектическое мышление. Противоречия «волна – частица», «дискретность – непрерывность» рассматривают с позиций диалектического материализма. Важнол отметить, что метафизическому противопоставлению (либо да, либо нет) диалектика противопоставляет утверждение: и да, и нет (в одних конкретных условиях - да, в других - нет). Поэтому нет ничего удивительного в том, что свет в одних условиях ведет себя как волна, в других - как поток частиц. Для облегчения усвоения квантовой физики необходимо в учебном процессе широко использовать различные средства наглядности. Но число демонстрационных опытов, которые можно поставить при изучении этого раздела, в средней школе очень невелико. Поэтому, кроме эксперимента, широко используют различные средства наглядности, и в первую очередь компьютерные модели, Фотоэффект, его законы занимают особое место в истории физики. Явление фотоэффекта было одним из основных среди явлений, исследование которых привело к созданию квантовой теории вообще и квантовой теории света в частности. Сущность явления внешнего фотоэффекта и его главные закономерности заключаются, как известно, в следующем: под действием электромагнитного излучения наблюдается испускание (эмиссия) электронов из металлов. В методике изучения фотоэффекта можно выделить несколько этапов: 1. Знакомство учащихся с самим явлением фотоэффекта. Рассказ об истории его открытия (Г. Герц). 2. Рассказ о поиске закономерностей этого явления. Исследования А. Г. Столетова. 3. Рассмотрение основных закономерностей фотоэффекта. Показ, вскрытие имеющихся трудностей - невозможность объяснить все законы фотоэффекта с известных уже учащимся позиций (волновой теории света). 4. Выдвижение гипотезы световых квантов. Рассказ о работе А. Эйнштейна. Уравнение фотоэффекта. 5. Объяснение всех закономерностей фотоэффекта с квантовых позиций: 6. Выводы квантовой теории о природе света. 7. Вакуумные и полупроводниковые фотоэлементы. Применение фотоэффекта в технике. К пониманию явления фотоэффекта и его закономерностей лучше всего подвести школьников с помощью эксперимента. Затем на основе анализа опытов А.Г.Столетова формулируются законы фотоэффекта: 1. Фототок насыщения пропорционален освещенности катода. Число фотоэлектронов, вырываемых с катода за единицу времени, пропорционально интенсивности света. 2. Максимальная начальная скорость фотоэлектронов определяется частотой света и не зависит от его интенсивности. 3. Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т. е. такая наименьшая частота, света λо, при которой еще возможен внешний фотоэффект; эта величина зависит от химической природы вещества и состояния его поверхности; при частоте света меньше красной границы фотоэффекта (λ<λо) фотоэффект не происходит. 4. Фотоэффект практически безынерционен. Анализ этих законов позволяет сделать вывод о том, что практически все они не могут объясниться с точки зрения классической физики. После этого следует изучение гипотезы Эйнштейна и объяснение законов на основе квантовой теории. Эйнштейн предположил: каждый фотон взаимодействует не со всем веществом, на которое падает свет, и даже не с атомом в целом, а с отдельным электроном атома. Фотон отдает свою энергию электрону, а электрон, получив энергию, вырывается из металла с определенной кинетической энергией. На основе закона сохранения энергии можно записать уравнение для элементарного акта взаимодействия фотона с электроном: С точки зрения квантовой теории: Сила фототока насыщения равна числу электронов, вылетающих за единицу времени с освещаемой поверхности; интенсивность света - числу ежесекундно падающих фотонов. Так как каждый фотон может выбить с поверхности металла лишь один электрон, то естественно, что сила фототока насыщения (число вырванных электронов) будет пропорциональна интенсивности света (числу падающих фотонов). Наибольшая кинетическая энергия фотоэлектронов зависит от частоты падающего света, а не от его интенсивности, так как для данного вещества работа выхода постоянна, то наибольшая кинетическая энергия фотоэлектронов пропорциональна частоте падающего света. Анализируют случай, когда энергия светового кванта численно равна работе выхода. Следовательно, вся энергия фотона идет на совершение работы выхода и скорость электронов равна нулю. Красная граница фотоэффекта зависит только от работы выхода, т. е. от химической природы металла, и может лежать на любом участке оптического диапазона. Для каждого вещества есть определенная длинноволновая граница фотоэффекта (третий закон фотоэффекта). На основании этого делается вывод о том, что уравнение Эйнштейна объясняет все законы внешнего фотоэффекта. Оно позволяет вычислять скорости фотоэлектронов и определять наибольшую длину волны, при которой еще наблюдается явление фотоэффекта для данного вещества, а также вычислить работу выхода для конкретного металла.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |