Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод Эйлера




Задача численного решения дифференциальных уравнений.

Напомним, что дифференциальным называется уравнение, содержащее производную или дифференциал искомой функции, например, . Подчеркнем, что решением дифференциального уравнения является не число, а функция. Причем дифференциальное уравнение имеет множество решений, которые можно изобразить в виде семейства интегральных кривых.

В практике чаше всего приходится иметь дело с задачей Коши: найти решение дифференциального уравнения при заданных начальных условиях ( при ). Геометрически это означает, что нужно выделить отдельную интегральную кривую, проходящую через точку .

Потребность в приближенном решении задачи Коши возникает прежде всего в том случае, если дифференциальное уравнение не принадлежит ни к одному из классов дифференциальных уравнений, для которых известны точные методы решения. Приближенные методы часто применяют и тогда, когда точные методы оказываются неэффективными, приводят к очень сложным расчетам и интегралам.

 

Пусть необходимо решить дифференциальное уравнение вида при заданных начальных условиях ( при ) на отрезке , где . С помощью метода Эйлера мы сможем построить таблицу значений искомой функции у на отрезке вида:

X хо х1 х2 хп-1 хп=b
Y уо у1 у2 уп-1 уп

Выполним следующие действия:

1. С помощью точек хо, х1, х2,…, хп=b разобьём отрезок на п равных частей длиной .

2. Попытаемся искомую интегральную кривую приближенно заменить касательными, проведенными в крайней левой точке каждого отрезка [ хо1 ], [ х12 ] … [ хп-1п ] (рис. 48.2) – А 0 А 1, А 1 А 2

Уравнение касательной, проведенной к графику функции в точке , имеет вид: (*).

3. Рассмотрим первый отрезок [ хо1 ]. Касательная l 1, которую мы проводим к графику искомой функции в точке А 0, должна пройти через известную точку А 0 и через некоторую точку А 1 , абсцисса которой – известное значение х1, а ордината неизвестна.

Поскольку точки и лежат на касательной l 1, их координаты удовлетворяют уравнению касательной (*): .

По условию исходное дифференциальное уравнение имеет вид , отсюда .

Подставим в уравнение касательной l 1: .

Длина отрезка [ хо1 ] равна или , следовательно, уравнение касательной l 1 примет вид: .

Выразим из этого уравнения неизвестную переменную : (1).

С помощью формулы (1) мы нашли ординату точки А 1, лежащей на касательной l 1. Если выбирать длину отрезка [ хо1 ] по-возможности небольшой, то ордината точки В 1, лежащей на искомой интегральной кривой и имеющей ту же абсциссу , будет мало чем отличаться от найденного значения .

4. Рассмотрим отрезок [ х12 ]. Координаты точки А 1 нам известны, необходимо найти ординату точки А 2 . Проведя ту же цепочку рассуждений, что и в пункте 3, найдем формулу для расчета : (2).

Полученное число будем считать приближенным значением искомой функции в точке .

Формулу (2) в общем виде можно записать следующим образом: , где , , - значения искомой функции в точках . Для удобства все найденные значения и заносят в таблицу.

Пример 48.1. Дано дифференциальное уравнение . Найдите методом Эйлера на отрезке с шагом численное решение задачи Коши с начальным условием .

Решение. Заданное дифференциальное уравнение соответствует виду дифференциальных уравнений , для которых применим метод Эйлера. В нашем случае .

Для удобства вычислений все расчеты будем выполнять в электронных таблицах Microsoft Excel. В качестве шапки таблицы можно предложить следующий вариант:

В столбце А будет указываться номер выполняемого шага: 0, 1, 2… п.

В столбце В будут располагаться значения х 0, х 1, х 2 …. хп. Поскольку хо – начало отрезка , то в ячейку В2 занесем значение 0. Чтобы найти значение х 1, которое будет находиться в ячейке В3, достаточно к началу промежутка х 0 прибавить ширину шага h. В ячейке В3 будет находиться число 0 + 0,1 = 0,1. Для нахождения каждого последующего значения хi к предыдущему необходимо прибавлять ширину шага до тех пор, пока хп не будет равно концу отрезка (числу 1).

В столбце С будут содержаться значения искомой функции в точках х 0, х 1, х 2хп. Значение берем из условия задачи Коши: =1. Заносим это число в ячейку С2. Чтобы получить значение , в ячейку С3 достаточно ввести формулу, аналогичную формуле (1). В нашем примере она будет иметь вид: =C2+(B2+C2)*0.1. Для заполнения столбца оставшихся значений можно воспользоваться возможностями автозаполнения. Тогда расчетная таблица будет иметь вид:

Рис. 48.3

Данная таблица как раз и представляет собой численное решение задачи Коши методом Эйлера. Пользуясь этой таблицей можно построить на отрезке искомую интегральную кривую, проходящую через точку (0; 1) (рис 48.3).

Подведем итог. Метод Эйлера задает простой алгоритм вычислений, но определяет табличные значения с небольшой степенью точности. Это связано с тем, что касательная проводится в левом конце каждого рассматриваемого отрезка, и не учитывается поведение интегральной кривой на всем отрезке. По этой причине приближения оказываются достаточно грубыми, причем расхождения с истинными значениями искомой функции растут к концу таблицы. Существуют другие, более точные методы решения задачи Коши – метод Эйлера-Коши и метод серединных точек (см. Исаков В.Н. "Элементы численных методов", глава 5, §5.4).

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность задачи Коши при решении дифференциальных уравнений?

2. Когда применяются методы численного решения дифференциальных уравнений?

3. В чем заключается сущность метода Эйлера?


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Н.В. Математические термины: справочник / Н.В. Александрова. - М.: Высш. школа, 1978. - 190 с.

2. Валуце И.И. Математика для техникумов на базе средней школы: Учеб. пособие / И.И. Валуце, Г.Д. Дилигул. – М.: Наука, 1989. – 576 с.

3. Вычислительная математика: Учебное пособие для техникумов /Н.И.Данилина [и др.]; - М.: Высш. шк., 1985. – 372 с.

4. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учеб. для студ. учреждений СПО / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский - М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 320с.

5. Исаков В.Н. Элементы численных методов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Исаков. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 192 с.

6. Курс высшей математики для гуманитарных специальностей: Учеб. пособие / Ю.Д.Максимов [и др.]; - СПб.: Специальная Литература, 1999. – 191 с.

7. Лисичкин В.Т. Математика: учеб. пособие для техникумов / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. – М.: Высш. школа, 1991. – 480 с.

8. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: Учебник. Ч. 2. / под ред. Г.Н.Яковлева. – 3-е изд. – М.: Наука, 1988. – 272 с.

9. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике: [в 2 ч.] Ч.2. / Д.Т. Письменный. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 256 с.

10. Сборник задач по дифференциальным уравнениям и вариационному исчислению / В.К.Романко [и др.]; - М.: ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002. – 256 с.

11. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Глав. ред. М.В.Аксенова. - М.: Аванта+, 2000. - 688 с.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.