Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос (aggregate demand – AD) – это спрос на общий объем товаров и услуг, который предъявляется в обществе при данном уровне цен




Совокупный спрос (aggregate demand – AD) – это спрос на общий объем товаров и услуг, который предъявляется в обществе при данном уровне цен. Совокупный спрос может быть представлен как сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги, то есть:

 

AD = C + I + G + Xn (10.1),

 

где:

C – совокупный спрос домохозяйств (потребительские расходы);

I – совокупные инвестиционные расходы фирм;

G – государственные закупки товаров и услуг;

Xn – чистый экспорт.

 

На совокупный спрос оказывает влияние ряд факторов. Среди факторов, влияющих на совокупный спрос, выделяют ценовые и неценовые.

Также как и для индивидуального спроса, одним из наиболее значимых факторов, влияющих на совокупный спрос, является цена. Считается, что при прочих равных условиях, между совокупным спросом и общим уровнем цен в стране существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больше совокупный спрос (то есть тем больший объем национального продукта могут приобрести потребители) и, наоборот.

Указанная зависимость объясняется действием в экономике следующих эффектов.

· Эффекта процентной ставки, заключающегося в том, что с повышением цен на товары и услуги в условиях постоянства денежной массы в стране, домохозяйствам и фирмам для совершения тех же покупок требуется большее, чем прежде, количество денег. Увеличение спроса на деньги при неизменной денежной массе ведет к росту цены денег, то есть к возрастанию процентной ставки. Удорожание кредита вынуждает домохозяйства и фирмы сокращать потребительские расходы и инвестиции, что ведет к уменьшению совокупного спроса.

· Эффекта богатства (называемого иногда также «эффектом Пигу» или «эффектом реальных кассовых остатков») заключающегося в том, что с ростом цен происходит снижение покупательной способности накопленных домохозяйствами финансовых активов (денег и ценных бумаг) Стремясь сохранить свое богатство, потребители начинают тратить больше денег, чтобы спасти свои активы об обесценивания. Увеличивается ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционного ожидания и дальнейшее повышение цен и совокупного спроса. Вместе с тем, в этой же ситуации может произойти снижение спроса на дорогостоящие товары и предметы роскоши, поскольку инфляция снижает их покупательную способность. Таким образом, действие данного эффекта может быть как положительным, так и отрицательным. Как отмечается Н. Р. Нуреевым, эффект Пигу осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос[144].

· Эффекта импортных закупок отражающего тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары, что при неизменных таможенных пошлинах, приводит к увеличению объемов импорта и снижению объемов экспорта, и как результат, к сокращению совокупного спроса. Наоборот, снижение цен в стране повышает совокупный спрос как со стороны внутреннего, так и внешнего рынков.

В результате действия ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса (вдоль кривой AD на рис. 10.1).

 

Уровень

цен

 
 

 


AD1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.