Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическое равновесие и его модели




AD

AD2

 

0 Реальный объем производства

Рис. 10.1. Изменение совокупного спроса

 

Помимо ценовых факторов, влияние на уровень совокупного спроса оказывают также неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного спроса вправо вверх (AD1 – рост совокупного спроса), или влево вниз (AD2 – сокращение совокупного спроса).

К неценовым факторам совокупного спроса относятся.

· Изменение потребительских расходов, зависящее от уровня благосостояния потребителей, то есть величины их доходов (при увеличении доходов потребительские расходы возрастают, и наоборот); прогнозов и ожиданий потребителей (если они считают, что в будущем их реальные доходы будут увеличиваться, то их расходы, а, следовательно, и совокупный спрос начнут возрастать); инфляционного ожидания; задолженности за ранее приобретенные товары (высокий уровень задолженности, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить потребителей сократить сегодняшние расходы, и наоборот); а также от налогообложения (снижение подоходного налога, например, вызовет увеличение дохода потребителей, а, следовательно, и повышение совокупного спроса).

· Изменение инвестиционных расходов, зависящие от уровня процентных ставок (их увеличение ведет к уменьшению инвестиционных расходов); величины налогов с фирм; ожидаемых прибылей от инвестиций; применяемых технологий (внедрение новых технологий производства стимулирует инвестиционные расходы, заставляя фирмы для поддержания собственной конкурентоспособности предъявлять спрос на новые средства производства); наличия избыточных мощностей (их увеличение уменьшает совокупный спрос, и наоборот).

· Изменение государственных расходов, которое может быть связано с принятием различных государственных программ, реализацией инфраструктурных проектов, изменением доли государственной собственности в экономике и др. Увеличение величины государственных расходов при данном уровне цен и неизменных процентных и налоговых ставках приведет к возрастанию совокупного спроса, понижение – к уменьшению совокупного спроса.

· Изменение величины чистого экспорта – с его увеличением совокупный спрос повышается, с уменьшением – сокращается. На совокупный спрос также влияет изменение курса национальной валюты (при его росте товары, произведенные внутри страны, становятся для покупателей из иностранного сектора дороже, что отрицательно сказывается на величине чистого экспорта и в итоге на совокупном спросе).

Совокупное предложение (aggregate supply – AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в обществе при данном уровне цен.

Графическим выражение величины совокупного предложения является кривая совокупного предложения, которая отражает изменения совокупного реального объема производства товаров и услуг с изменением уровня цен (рис. 6.2). При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, совокупного предложения, то есть кривая AS имеет восходящий вид, так же как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой AS в зависимости от того, рассматривается совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1) кейнсианского (или горизонтального);

2) классического (или вертикального);

3) восходящего (или промежуточного).

 

Уровень

цен AS

Вертикальный

(классический)

отрезок

 

Восходящий

(промежуточный)

отрезок

 
 


Горизонтальный

(кейнсианский) отрезок

0 Реальный объем производства

Рис. 10.2. Кривая совокупного предложения

 

На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения (то есть в краткосрочном периоде) национальное производство характеризуется неполной занятостью, недозагрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, то есть наличием избыточных, не востребованных экономикой ресурсов. Все это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов за счет введения в производство неиспользованных ресурсов.

Восходящий (или промежуточный) отрезок кривой совокупного предложения отражает состояние, когда национальная экономика близко подходит к полному использованию ресурсов. Наблюдается одновременно рост валового общественного продукта и рост цен. Рост цен при этом связан с возрастанием издержек на производство дополнительной единицы продукции.

Классический отрезок кривой совокупного предложения отражает состояние экономики, при котором ее производственные возможности используются полностью. Это выражается в полной занятости трудовых ресурсов, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение не растет, а происходит лишь его денежная переоценка. Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска отдельных товаропроизводителей требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цен на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения стремится к вертикали.

На совокупное предложение, помимо уровня цен, влияют также неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения вправо (AS1 – рост совокупного предложения), или влево (AS2 – сокращение совокупного предложения).

 

Уровень

цен AS2

AS

AS1

 

             
   
   
 
 
 
 
 

 

 


 

 
 


 

0 Реальный объем производства

Рис. 10.3. Изменение совокупного предложения

 

К неценовым факторам совокупного предложения относятся.

· Изменение цен на ресурсы – при прочих равных условиях их повышение приводит к увеличению издержек на единицу продукции и сокращению совокупного предложения. И, наоборот, при уменьшении цен на ресурсы снижаются издержки, увеличивается совокупное предложение.

· Изменение производительности, то есть отношения реального объема производства к количеству затрачиваемых для этого ресурсов. Увеличение производительности ведет к тому, что при том же объеме затрачиваемых ресурсов общество получает больший объем национального производства, то есть происходит увеличение совокупного предложения.

· Изменение экономической политики государства. Например, повышение налоговых ставок, при прочих равных условиях, увеличивает издержки производства, сокращая, тем самым, совокупное предложение. И, наоборот, государственное субсидирование и понижение налогов на бизнес способствуют снижению издержек и тем самым – расширению совокупного предложения.

 

Макроэкономическое равновесие означает такое состояние национальной экономики, при котором достигается равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Для графического выражения макроэкономического равновесия существует модель «доходы – расходы» (или модель AD – AS). Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения на графике определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Оно означает, что при данном уровне цен (Рe) весь произведенный в экономике национальный продукт (Qe) будет реализован.

 

Уровень Уровень

цен AS цен AS

       
   
 
 

 

 


Pe

     
 
 
   


Pe AD AD

 

 

0 Qe Реальный объем 0 Qe Реальный объем

производства производства

a) б)

Уровень

цен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.