Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль бюджетной системы в национальной экономике




Содержание и организация налоговой системы

Под налогами в узком смысле понимается принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной денежной суммы на безвозмездной основе (то есть не сопровождаемое предоставление взамен товаров или услуг). В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.). Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства для оплаты расходов органов государственной власти и местного самоуправленияобразует систему налогообложения.

Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его знаменитом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению А. Смита, налоговая система должна быть: справедливой – она не должна обогащать богатых и делать бедных еще более бедными; понятной – налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог; удобной – налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику; недорогой – сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов. Основу современной налоговой системы составляют принципы справедливости и эффективности. При этом, выделяют так называемую вертикальную справедливость налоговой системы, то есть когда люди, получающие разные доходы, платят различные по своей величине налоги, и горизонтальную справедливость, означающую, что люди с равными доходами платят равные налоги.

Налоговую систему составляет совокупность взимаемых в стране налогов, сборов и пошлин, правил их уплаты, а также налоговых органов. К основным элементам налоговой системы относятся:

· субъект налогообложения, то есть тот, кто должен платить налог;

· объект налогообложения – что облагается налогом;

· налоговые ставки – проценты, по которым рассчитывается сумма налога;

· налогооблагаемая база – то есть величина, с которой уплачивается налог.

Для того, чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

 

Т = BT x t (13.1).

 

Основы правового регулирования отечественной налоговой системы установлены Налоговым кодексом РФ (НК РФ)[154].

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на: прямые и косвенные.

· Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму, полученную экономическим агентом (доход, прибыль, наследство, денежную оценку имущества). К прямым налогам в России относятся: подоходный налог (или налог на доходы физических лиц – НДФЛ); налог на прибыль; налог на имущество; транспортный налог.Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

· Косвенный налог представляет собой часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам в России относятся: налог на добавленную стоимость (НДС) (этот налог имеет наибольший вес в отечественной налоговой системе), таможенные сборы и пошлины, а также акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили, ювелирные изделия и др.). Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, – 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.

2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные (табл. 13.1).

· Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

· Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

· Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан. Примером регрессивного налога в современной России является налог на доходы физических лиц.

 

Таблица 13.1

Системы налогообложения

Доход, руб. Пропорциональный налог Прогрессивный налог Регрессивный налог
Ставка налога Размер налога, руб. Ставка налога Размер налога, руб. Ставка налога Размер налога, руб.
  10%   10%   15%  
  10%   12%   12%  
  10%   15%   10%  

 

3. По объектам налогообложения налоги делятся на: федеральные, региональные и местные.

· В России к федеральным налогам относятся девять налогов и сборов, предусмотренных НК РФ (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственные пошлины), а также таможенные пошлины, предусмотренные Таможенным кодексом (ТК)[155].

· К региональным налогам в настоящее время относятся три налога – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

· К местным налогам относятся два налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Некоторые из налогов являются целевыми, то есть привязанными к конкретному направлению государственных расходов. В современной налоговой системе России такими налогами являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

4. В зависимости от уровня дохода налогоплательщика налоги делятся на: автономные и подоходные.

· Автономные (или аккордные) налоги не зависят от уровня дохода налогоплательщика и обозначаются в макроэкономике как Т.

· Подоходные налоги зависят от уровня дохода налогоплательщика. Их величина определяется по формуле: t x Y, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой национальный продукт).

Сумма налоговых поступлений в экономике (налоговая функция), следовательно, может быть представлена как:

 

Т = Т + t x Y (13.2).

 

Различают среднюю и предельную ставку налога.

Средняя ставка налога представляет собой отношение налоговой суммы к величине дохода налогоплательщика:

 

t ср = Т / Y (13.3).

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода налогоплательщика. Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода налогоплательщика на единицу:

 

t пред = ΔТ / ΔY (13.4).

Пример. Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до 500 тыс. руб. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 500 тыс. руб. – по ставке 50%. Если человек получает 600 тыс. руб. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 150 тыс. руб. (500 х 0,2 + 100 х 0,5 = 100 + 50 = 150), то есть 100 тыс. руб. с суммы в 500 тыс. руб. и 50 тыс. руб. с суммы, превышающей 500 тыс. руб., то есть с 100 тыс. руб. Средняя ставка налога будет равна 150 / 600 = 0,25 или 25%, а предельная ставка налога равна 50 / 100 = 0,5 или 50%. При пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставка налога равны.

Налоги выполняют в экономике следующие важнейшие функции:

· фискальную – финансирование государственных расходов;

· социальную – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

· регулирующую – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста; для этого государство обычно снижает или дифференцирует налоговые ставки, вводит налоговые льготы и т. д.

 

Понятие «бюджет» используетсяв экономике для обозначения сводного плана доходов и расходов домохозяйств, фирм, а также государства и муниципальных образований.

Государственный (или муниципальный) бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства (или муниципального образования) за определенный период времени (обычно год), основной финансовый план страны, региона или муниципального образования, который после его принятия законодательным органом (парламентом) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ)[156].

Государственный бюджет РФ подразделяется на три уровня:

· федеральный бюджет;

· региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

· местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Совокупность бюджетных средств бюджетов всех трех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.

Помимо государственного бюджета существуют также внебюджетные фонды, которые представляют собой средства федерального и регионального правительств, а также местных властей, предназначенные для финансирования целевых расходов, не включенные в государственный бюджет (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.).

Совокупность средств консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов составляет расширенный бюджет РФ.

Совокупность бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также межбюджетных отношений образует бюджетную систему страны.

Построение любого бюджета должно подчиняться следующему бюджетному тождеству:

 

НП – Трф = Рпту (13.5),

 

где: НП – поступления от налогов и сборов;

Трф – трансферты;

Рпту – расходы на покупку товаров и услуг;

 

Бюджетный трансферт означает перечисление денег из общегосударственного (федерального) бюджета в бюджеты более низкого уровня (региональные, местные) для их пополнения.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Выделяют следующие виды состояний государственного бюджета:

· когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

· когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован

· когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде в экономике доходы бюджета сокращаются (так как падает деловая активность и, следовательно, снижается налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления), а профицит увеличивается.

Виды доходов бюджетов определены ст. 41 БК РФ и включают в себя налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов (в том числе, предусмотренных специальными налоговыми режимами), региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества унитарных предприятий;

· доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества унитарных предприятий;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· средства самообложения граждан;

· иные неналоговые доходы[157].

К безвозмездным поступлениям относятся:

· дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

· субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

· субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ;

· иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

· безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством, между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ

Распределение доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами регламентировано главами 7-9 БК РФ.

Публичные расходы (расходы бюджета) представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.

Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, составляют бюджетные ассигнования. Согласно ст. 69 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

· оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

· предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

· предоставление межбюджетных трансфертов;

· предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

· обслуживание государственного (муниципального) долга;

· исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В соответствии со ст. 81 БК РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций. Размер этих резервных фондов устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% от утвержденного общего объема расходов. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период также предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

Приведем для примера основные параметры федерального бюджета Российской Федерации на 2011-2013 годы, утвержденного Федеральным законом от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ (табл. 13.2).

 

Таблица 13.2

Основные параметры федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг.

Параметры 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Доходы, млрд. руб. 8 844,554 9 503,469 10 379,889
Расходы, млрд. руб. 10 658,558 11 237,919 12 175,569
Дефицит, млрд. руб. 1 814,004 1 734,450 1 795,680
ВВП, млрд. руб. 50 389 55 950 61 920
Инфляция, % не выше 6,5   5,5
Максимальный размер государственного внутреннего долга, млрд. руб. 5 148,3903 6 976,386 8 826,270
Максимальный размер государственного внешнего долга, млрд. долл. 55,6 65,2 75,6

Источник: данные Минфина РФ.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, всегда отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного бюджета. При этом в экономической теории существует несколько концепций государственного бюджета: концепция ежегодно сбалансированного бюджета; концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); и концепция сбалансированности не бюджета, а экономики.

· Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, например, что в период спада в экономике, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты), хотя их снижение ведет к дальнейшему уменьшению совокупного спроса, а, следовательно, и еще более глубокому спаду. Наоборот, если в экономике бум, то есть максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличивать государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию макроэкономических процессов очевидна.

· Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе заключается в том, что иметь ежегодно сбалансированный бюджет необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета в период рецессии (спада). Данная концепция также имеет существенный недостаток – дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому обеспечить сбалансированность бюджета не удается.

· Наибольшее распространение имеет концепция сбалансированности не бюджета, а экономики в целом. Она была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х годов. Согласно воззрениям Дж. Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать государственные закупки и трансферты и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Так как теория Дж. М. Кейнса была направлена на выработку рецептов борьбы со спадом в экономике, то она основывалась на идее «дефицитного финансирования». Практическое использование кейнсианских рецептов в макроэкономическом регулировании в большинстве развитых стран в 1950-е – 1960-е гг. привело к середине 1970-х гг. к проблеме хронического дефицита государственного бюджета, и стало одной из причин усиления инфляционных процессов в мировой экономике.

Мировая экономическая практика выделяет четыре основных способа преодоления бюджетного дефицита государства: сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов; заимствование денег у домохозяйств, банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций.

· Сокращение бюджетных расходов является наиболее простым, но одновременно и самым болезненным для общества способом преодоления бюджетного дефицита, поскольку государство обычно финансирует те сферы жизни общества, которые никто больше финансировать не может или не хочет. Поэтому оборотной стороной этого способа преодоления бюджетного дефицита является рост социальной напряженности и потеря политической стабильности в стране.

· Изыскание источников дополнительных доходов упирается, в конечном счете, в повышение налоговой нагрузки государства на экономику и ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Причины этого кроются в том, что люди: во-первых, теряют интерес к труду, если слишком большая часть их заработка изымается государством в виде налогов; а во-вторых, начинают прятать свои доходы от налогообложения, вызывая быстрое развитие теневой экономики.

Описанную зависимость иллюстрирует график (рис. 13.2), предложенный американским экономистом экономическим советником президента США Р. Рейгана Артуром Лаффером и получивший название кривая Лаффера. Используя налоговую функцию: Т = t x Y, А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (Topt), при которой налоговые поступления максимальны (ТRmax.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, снизятся налоговые поступления, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y).

 

 

T, %

 

100

 

 

Topt.

 


0 TRmax TR

 

Рис. 13.2. Кривая Лаффера:

T – ставка налога; TR – налоговые поступления

 

Применительно к современной российской ситуации проблема противодействия уклонению от уплаты налогов усугубляется несовершенством законодательства. С вступлением в 2011 г. в силу поправок в УПК РФ, единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения стали являться материалы проверки налоговых органов. С учетом этих поправок органы внутренних дел лишились возможности направить материалы о налоговых преступлениях следователю. При этом, законодательство запрещает органам полиции направлять результаты оперативно-розыскной деятельности в налоговый орган. Тем самым органы внутренних дел фактически отстранены от процесса выявления налоговых преступлений, что негативно отражается и на качестве оперативного сопровождения. В настоящее время функцию выявления налоговых преступлений посредством оперативно-розыскной деятельности в полной мере не реализует ни одно российкое ведомство. Вместе с тем выявить сложные, особенно транснациональные схемы ухода от налогообложения без осуществления оперативно-розыскной деятельности практически невозможно[158].

· Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег является наиболее легким, но в тоже время и самым опасным для экономики способом «затыкания дыр» в бюджете. Причина этого состоит в том, что рынок немедленно отреагирует на появление необеспеченных товарами денег повышением цен или исчезновением товаров из легального сектора экономики (если государство попытается ограничить рост цен). Выигрыш бюджета при выборе этого способа преодоления бюджетного дефицита оказывается недолговечным. В конечном счете, дефицит бюджета не сокращается, а начинает даже возрастать, поскольку бюджетные расходы государству приходится осуществлять сегодня и по нынешним (более высоким ценам), а налоговые поступления в бюджет берутся с доходов прошлых периодов, сложившихся при старом (более низком) уровне цен.

· Заимствование денег у домохозяйств, банков, фирм, других государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.) путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и т. д. Выбор государством этого способа преодоления бюджетного дефицита ведет к образованию и росту величины государственного долга (внутреннего и внешнего).

Наличие государственного долга приводит к «порочному кругу»: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит – долгосрочном периоде этот способ также оказывается инфляционным. Опасность государственного долга заключается в следующем:

· в связи с отвлечением средств из производственного сектора экономики на обслуживание государственного долга происходит снижение эффективности функционирования экономики;

· в экономике происходит перераспределение национального дохода от частного сектора к государственному;

· усиливается неравенство в доходах;

· рефинансирование государственного долга приводит к росту ставки процента, что вызывает в краткосрочном периоде эффект вытеснения частных инвестиций (поскольку вложение сбережений домохозяйств в государственные ценные бумаги оказывается выгоднее приобретения ценных бумаг частных фирм), а в долгосрочном периоде приводит к сокращению производственного потенциала страны;

· необходимость выплаты процентов по долгу приводит к повышению налогов, что подрывает экономические стимулы хозяйствования;

· в долгосрочном периоде создается угроза высокой инфляции, поскольку при использовании только метода долгового финансирования, в будущем наступает такой момент, когда дефицит государственного бюджета достигает таких размеров, что его дальнейшее финансирование долговым способом оказывается невозможным, и приходится прибегать к денежной эмиссии, причем в значительно больших размерах (так называемая «теорема Саржента-Уоллеса», названная по именам доказавших ее американских экономистов лауреата Нобелевской премии Томаса Саржента и Нейла Уоллеса);

· на будущие поколения возлагает бремя выплаты долга, что ведет к снижению уровня их благосостояния;

· выплата процентов или основной суммы долга иностранным заемщикам вызывают «утечку» определенной части ВНП за рубеж.

Таким образом, все перечисленные способы преодоления дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки, и наиболее разумным вариантом бюджетной политики будет являться их сочетание.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите известные Вам элементы финансовых отношений.

2. Что такое ликвидность, и какие свойства денег характеризуют эту категорию?

3. Из каких денежных агрегатов состоит денежная масса?

4. Определите понятие кредита и раскройте его роль, выполняемую в современной экономике.

5. Какие функции выполняют в современной экономике Центральный банк и коммерческие банки?

6. Какие операции относятся к категориям активных и пассивных операций коммерческих банков?

7. В чем состоит суть процесса создания коммерческими банками денег (процесса депозитного расширения)?

8. Что показывает уравнение Фишера?

9. Что такое налоги, чем они отличаются от сборов и пошлин?

10. В чем заключается суть теоремы Саржента-Уоллеса?

11. Какие концепции государственного бюджета Вы знаете? В чем их недостатки?

12. В чем заключается опасность государственного долга в экономике?

 

 

Задание для самостоятельной работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.