Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное движение трудовых ресурсов




Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение людей из одной страны в другую с целью приобретения работы или с целью получения гражданства. Отличительным признаком миграции является пересечение людьми государственных границ.

Выделяют следующие ключевые понятия в сфере международной миграции трудовых ресурсов:

· Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа;

· Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж.

· «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных специалистов.

· Реэмиграция – возращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

К формам международной миграции относятся:

1. Постоянные переселенцы – иммигранты, получившие разреше­ние на поселение в принимающей стране.

2. Мигранты-рабочие:

· временно работающие в стране мигранты – профессиональ­ная, полу- и непрофессиональная рабочая сила, которая остается в принимающей стране конечное время, определенное в трудовом договоре с рабочим или договором на обслуживание, заключенным с его предприятием;

· временно работающие профессионалы – профессиональные или высококвалифицированные работники, перемещающиеся из одной страны в другую как работники международной и/или совместной компании;

· незарегистрированные мигранты – те люди, которые не имеют официального статуса в принимающей стране, результат нелегального въезда или превышения визы/срока на проживание.

3. Лица, ищущие убежища.

4. Беженцы, официально признанные принимающей страной, а также беженцы de facto.

Внутренняя миграция – это перемещение людей из одной части страны в другую с целью переезда на новое место жительства (местопребывание), связанное или не связанное с новой работой [166]. Внутренняя миграция может быть постоянной или временной.

Типами внутренней миграции являются:

· миграция из одной сельской местности в другую сельскую местность (например, сельскохозяйственные рабочие). Доминирует в Индии, Таиланде, странах Африки;

· миграция из сельской местности в город. Основной стимул таких перемещений – недостаток земли, деградация земель, плохие экономические условия. Основная форма миграции в развивающихся странах;

· межгородская миграция – представляет собой основную форму миграции в сильно урбанизированных странах Северной Америки и Европы;

· миграция из города в село – форма возвращения мигрантов, не сумевших приспособиться в городе, обратно в село.

Выделяют следующие группы стран и регионов, в которые направляются основные иммиграционные потоки.

1. США, Канада и Австралия. США как наиболее экономически развитая страна является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Основные потоки низкоквалифицированной силы составляют мигранты из близлежащих латиноамериканских стран, таких как Мексика и страны Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Россию, Индию.

2. Развитые страны Европейского Союза, которые притягивают рабочую силу из менее развитых государств ЕС (Польши, Испании, Мальты, Португалии), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР.

3. Ближний Восток. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, Индии, Пакистана, Бангладеша, Кореи, Филиппин, поскольку нефтедобывающая промышленность привлекает дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Более половины рабочей силы стран Ближнего Востока составляют иностранные рабочие.

4. Новые индустриальные страны. В последнее время в связи со стремительным развитием государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился поток иностранных рабочих, ищущих временную работу.

Миграционные процессы влекут за собой значительные последствия, как для страны происхождения миграционного потока, так и для принимающей страны.

Последствия миграции для страны происхождения сводятся к следующему:

· воздействие на рынок труда – миграция рабочей силы может уменьшить безработицу;

· миграция рабочей силы из сельскохозяйственных районов мо­жет замедлить их развитие и послужить причиной сокращения выпуска сельхозпродукции (примеры, Египет, Пакистан, Йемен);

· «утечка мозгов» и «утечка трудовых навыков» (квалифицированных профессионалов) приводит к потерям страны инвестиций в человеческий капитал;

· денежные переводы рабочих-мигрантов могут: составлять источник валюты для их родной страны; составлять значительную часть ВВП; стимулировать производство, если они используются как ин­вестиции;

· возвращение мигрантов, которые улучшили свои профессиональные навыки. Они могут составить основу местных квалифициро­ванных трудовых ресурсов (например, на Филиппинах). Проблема, правда, заключается в том, что возвращаются не самые высококвалифицированные рабочие, которые чаще всего оседают в развитых странах;

· «социальный эффект» - вернувшиеся работники приносят с собой стереотипы, привычки, вкусы, культуру той страны, в которой они работали.

Последствиями для принимающей страны является:

· мигранты являются поддержкой для местных трудовых ресур­сов. Так как основные потоки направлены в развитые страны, а население этих стран стареет, то мигранты могут оказаться значительной частью активных трудовых ресурсов;

· развитие расизма и ксенофобии (Франция, Германия, Австралия). Появляются дебаты внутри принимающих стран по поводу количества, места размещения мигрантов, работы, которую они могут выполнять, зарплаты, которую им можно платить. Обычно это заканчивается рестрикциями (ограничениями) в иммиграционной политике принимающей страны;

· «социальный эффект» - приезжие рабочие привозят с собой свою культуру, обычаи, стиль поведения, которые оказывают влияние на местную культуру, усложняя и обогащая ее.

Основополагающим международным документом, регулирующим перемещения трудовых ресурсов, является Всеобщая декларация прав человека, фиксирующая право человека выбирать страну проживания, работу и т. д. Национальная нормативно-правовая иммиграционная база в отдельных странах представлена большим количеством различных законов и подзаконных актов, однако их все можно свести к нескольким группам:

· требования к профессиональной квалификации – установление определенных лимитов к уровню образования и профессионального стажа въезжающих работников;

· количественное квотирование – установленное странами максимальное количество иммигрантов. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей страны, в рамках отдельных отраслей, в рамках отдельных предприятий и т. д.;

· ограничения личного характера – установление жестких требований к состоянию здоровья иммигрантов, то есть иммигранты обя­заны предоставлять заверенную консульством справку о состоянии своего здоровья либо пройти соответствующее медицинское обследование;

· экономическое регулирование – установление определенных финансовых ограничений, что ведет за собой сокращение числа же­лающих въехать в страну;

· временные ограничения – установление максимальных сроков пребывания иммигрантов в стране;

· введение запретов – наличие явных или скрытых запретов нанимать иностранную рабочую силу. Они обычно содержатся в законах о профессиях, которыми запрещено заниматься иностранцам.

В национальной миграционной политике учитывается также расовое, этническое и религиозное происхождение работника.

В России миграционными проблемами занимаются несколько слабо связанных между собой ведомств:

· Федеральная миграционная служба (ФМС России);

· Федеральная таможенная служба (ФТС России);

· Пограничная служба ФСБ России;

· Министерство внутренних дел РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.