Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор основных теорий международной торговли




Мировая (или международная) торговля представляет собой сферу международных товарно-денежных отношений, специфичную форму обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Выделяет несколько основных теорий международной торговли: меркантилистскую, теорию абсолютных преимуществ А. Смита, теорию сравнительной обеспеченности факторами Э. Хекшера – Б. Олина; теорию конкурентных преимуществ М. Портера; и ряд современных альтернативных теорий международной торговли.

· Первые попытки проанализировать международную торговлю были предприняты в XVI и XVII вв. меркантилистами, составив так называемую меркантилистскую теорию международной торговли. Представители меркантилизма (Томас Мен (1571 -1641), Жан Батист Кольбер (1619-1683), Вильям Пети (1623-1687) и др.) полагали, что совокупное мировое предложение «факторов производства» – земли (включая сырье), труда и капитала – более или менее постоянно. Из этого предположения делался вывод, что интересы отдельных государств, регионов и городов диаметрально противоположны, поскольку выгоды для одного из них означают убытки для другого. В связи с этим каждой стране рекомендовалось накапливать факторы производства, особенно золото и серебро. Меркантилисты были убеждены, что запас драгоценных металлов в стране воплощает в себе ее действительное богатство, поэтому они полагали, что надлежащим образом организованная внешняя торговля существует исключительно для увеличения этого запаса.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея «денежного баланса». Экономическая политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Успешный сбор налогов мог быть обеспечен лишь за счет создания такой системы, при которой частным лицам было запрещено вывозить драгоценные металлы за пределы государства. Иностранные купцы обязаны были всю полученную от реализации своих товаров выручку истратить на приобретение местных товаров, эмиссия денег была объявлена государственной монополией. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительства прибегали к «порче» монет путем уменьшения их веса или снижения пробы при сохранении номинала, что вело к обесценению денег. Считалось, что в результате обесценения иностранцы смогут приобрести больше местных товаров на свои деньги и поэтому будут заинтересованы в перечеканке своих денег в обесценившиеся деньги другой страны. В результате Великих географических открытий в Европу, прежде всего через Испанию, хлынули дешевые серебро и золото. Но чем больше денежного металла поступало на европейские рынки, тем быстрее шел процесс их обесценения. Начался постоянный рост цен на товары, который постепенно усиливал экономические позиции производительных слоев общества (ремесленников, крестьян) и ослаблял позиции дворянского, военного сословия, получавшего жалованье в виде обесценивающихся денег.

Поздний меркантилизм во главу угла ставит идею торгового баланса, фискальная направленность экономической политики сменяется политикой, в основу которой легли соображения хозяйственного характера. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Такое положение могло быть обеспечено двумя способами. Во-первых, поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других. В рамках этого подхода устанавливались высокие импортные пошлины, выплачивались экспортные премии, правительства стремились к обеспечению безопасности внешнеторговых коммуникаций, предоставляли различные привилегии торговым компаниям, выдавали государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств. В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьезной конфронтации между конкурирующими на внешнем рынке странами, приводила к взаимным ограничениям в торговле.

Другим недостатком политики меркантилизма было постепенное замедление, а затем и упадок производств, ориентированных на внут­ренние рынки. Так, последовательная меркантилистская политика во Франции в период Кольбера вела к ухудшению положения в области сельского хозяйства и ремесла, ориентированного на местные нужды, порождала постоянный рост налогового давления на большую часть французского общества. Для обеспечения всевозрастающих государственных расходов рано или поздно правительство было вынуждено переходить к использованию бумажно-денежного обращения, что на данном этапе приводило к быстрому обесценению бумажных денег и расстройству хозяйственной системы. Таким образом, уже в XVIII в. логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потребностями хозяйственных систем в Европе.

· Следующей теорией международной торговли стала теория абсолютных преимуществ Адама Смита, который доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько oт способности производить ими те или иные товары или услуги. Согласно Смиту страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран). Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшими издержками, чем их партнер, то есть в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество. Основанная на трудовой теории стоимости, теория абсолютных преимуществ А. Смита, показывает явные преимущества разделения труда на международном уровне. Недостатком теории является то, что она не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.

· Теория сравнительных (относительных) преимуществ Давида Рикардо явилась развитием теории А. Смита. Рикардо сумел объяснить, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров. Теория сравнительных преимуществ базируется на использовании понятия альтернативной цены – рабочего времени, необходимого на производство единицы одного товара, выраженного через рабочее время, необходимого для производства единицы другого товара. Таким образом, согласно тории Д. Рикардо, если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Отношение экспортных цен определенной страны к ее импортным ценам образует условия внешней торговли.

При этом индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны, рассчитывается как:

(15.1),

где: xi – доля i-гo товара в суммарном экспорте в базовом году;

рi – отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны, рассчитывается как:

(15.2),

где: mi – доля i-гo товара в суммарном импорте в базовом году;

рi – отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

Условия внешней торговли определяются по формуле (15.3).

(15.3).

Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.

· Теория сравнительной обеспеченности факторами Э. Хекшнера – Б. Олина основана на идеях классической школы, объясняющей международную торговлю через теорию факторов производства. Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой – трудовых ресурсов, в третьей – земель. Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает. Избыток ресурса всегда означает дешевизну. Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы – страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.

Развитием теории Хекшера-Олина стала теорема Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.

Американский экономист российского происхождения В. Леонтьев путем эмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются. В 1950-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам. Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США – импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США – экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких. Появился новый фактор – наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности – высокотехнологичные товары. Парадокс Леонтьеватрудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.

· К альтернативным (современным) теориям внешней торговли, основанным на идеях классической школы, можно отнести следующие:

· Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эффект масштаба» способствует снижению издержек производства и по­вышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок - возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешний рынок. Рост объема производства Узкий внутренний рынок Избыток Выход на внешний рынок.

· Теория жизненного цикла товара. Эта теория позволяет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывается от производства и начинает его импортировать. Согласно этой теории (см. рис. 15.1), товар в своем развитии проходит четыре стадии: рождение, рост, зрелость, умирание (спад).

 

V

 

1 2 3 4 t

Рис. 15.1. «Жизненный цикл товара»

 

1-я стадия – товар появляется в одной из нескольких стран.

2-я стадия – страна начинает его экспортировать, поскольку он завоевывает поклонников как в стране-создателе, так и за рубежом.

3-я стадия – период насыщения, стандартизации; товар уже не яв­ляется новинкой и требуется поддерживать производство этого товара со снижением издержек (товар уже могут производить работники средней квалификации). Производство переносится из страны-экспортера в страну-потребителя, где используется фактор дешевизны рабочей силы.

4-я стадия – чаще всего появляется новый товар, который заменяет данный товар.

· Теория технологического разрыва. Если страны занимают различные ступени в техническом прогрессе (существует лидер и отстаю­щие от него страны) и эти отношения устойчивы, то в этих странах складываются следующие торговые отношения: из преуспевающей страны в отстающую идет поток товаров. Как правило, экспортируется устаревший товар, который вышел из обращения в стране-лидере.

· Теория предпочтения сходства. Набор и ассортимент товаров, производимых в данной стране, не совпадает с перечнем товаров, необходимых населению этой страны. Страны в основном торгуют со странами, близкими по экономическому уровню. Страна специализируется на производстве лишь нескольких наименований того или иного товара, остальные она импортирует из других стран. Если же страна ниже по уровню развития, следовательно, у нее не будет широкого ассортимента экспортируемых товаров.

· Внутриотраслевая торговля. Страны импортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существует глубокая дифференциация продукта.

· Теория конкурентных преимуществ М. Портера представляет собой системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающем и маркетинговые исследования. Факторами, обусловившими появление теории конкурентных преимуществ, являлись:

· реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна охарактеризовать конкурентные преимущества;

· произошли изменения в технологиях;

· появились новые индустриальные страны;

· произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

Во главу угла Майкл Портер ставит фирму, а не страну. По его мнению, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Выбор конкурентной стратегии определяют два главных момента: структура отрасли, в которой действует фирма; позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.

Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения.

Суть конкуренции выражается пятью силами:

1) угрозой появлении новых конкурентов;

2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей;

3) способностью поставщиков торговаться;

4) способностью покупателей торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

 
 

 

 


Рис. 15.2. Рыночные силы М. Портера, определяющие уровень

конкуренции в отрасли

 

Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, поскольку они приводят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта. Наличие товаров-заменителей создает пределы для цены, так как при установлении более высоких цен покупатель обратится к заменителю, что снизит объем производства в отрасли. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли также снижает прибыльность, поскольку, чтобы удержать свои позиции, фирма должна платить – расходы на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), организация сбыта – либо снижать цены, следовательно, прибыль уходит к покупателю.

Естественно, что значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками.

М. Портер выделяет следующие причины, исходя из которых структура отрасли важна для международной конкуренции:

· учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнять разные требования;

· зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру; уровень жизни в немалой степени зависит от способности фирм страны успешно внедриться в отрасли с выгодной структурой;

· изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.

Позицию в отрасли определяют конкурентное преимущество и сфера конкуренции или широта цели, на которую фирма ориентируется в пределах своей отрасли. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров.

Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать товар с меньшими затратами, чем конкуренты.

Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

 

 

    КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
    Меньшие издержки Дифференциация
Сфера конкуренции   Широкая цель Лидерство за счет экономии на издержках Дифференциация
Узкая цель Сосредоточение на издержках Сфокусированная дифференциация

 

 

Рис. 15.3. Типовые стратегии

 

Определение сферы конкуренции заключается в решении фирмы, сколько разновидностей товаров она будет выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, где про­давать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.

Исходя из вышеизложенного М. Портер выделяет следующие типовые стратегии (рис. 15.3): лидерство за счет экономии на издержках, сосредоточение на издержках, дифференциация, сфокусированная дифференциация. По мнению Портера, ни одна стратегия не подходит абсолютно для всех отраслей, напротив, во многих отраслях прекрасно сочетается несколько стратегий.

Виды деятельности при конкуренции в какой-либо отрасли М. Портер делит на две группы: первичная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная (обеспечение компонентами производства, а именно технологией, людскими ресурсами и т. д., или обеспечение функций инфраструктуры в поддержку другой деятельности), то есть поддерживающая деятельность.

Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, ко­торым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности.

 

Вспомогательная деятельность Инфраструктура фирмы (финансовая деятельность, планирование)  
  Управление людскими ресурсами       Позиционная прибыль
  Развитие технологии    
  Снабжение    
  Обеспечение поставок сырья и т.п. Выпуск продукции Обеспечение сбыта продукции Маркетинг и продажа Послепродажное обслуживание
Основная деятельность  

Рис. 15.4. Цепочка ценности

 

Фирмы добиваются конкурентного преимущества на рынке с помощью нововведений (новаций).

Согласно теории М. Портера, существуют несколько типичных причин новаций, дающих конкурентное преимущество:

1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или улучшения сопутствующих услуг. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара.

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. Фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут не заметить изменения запросов покупателей или быть не в состоянии отреагировать должным образом, потому что для того, чтобы ответить на эти вопросы, требуется создать новую цепочку ценности.

3. Появление нового сегмента отрасли. Еще одна возможность получения конкурентного преимущества появляется, когда образуется совершенно новый сегмент отрасли или происходит перегруппировка существующих сегментов.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит «из рук в руки» из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование.

5. Изменение государственного регулирования. Существующие компании-лидеры в отрасли приспосабливаются к определенным «правилам игры», установленным государством, и, когда эти правила вдруг меняются, они могут оказаться не в состоянии ответить на эти изменения.

По мнению М. Портера, то, как долго можно удерживать конкурентное преимущество, зависит от трех факторов:

· Природа источника конкурентного преимущества. При этом, по его мнению, существует определенная иерархия источников конкурентного преимущества с точки зрения их удерживаемости. Преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье, конкуренты могут довольно легко получить, найдя другой источник дешевой рабочей силы или сырья, либо свести их на нет, выпуская свою продукцию или черпая ресурсы там же, где и лидер. Преимущества высокого ранга, такие как патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, можно удерживать более длительное время.

· Количество имеющихся у фирм источников конкурентного преимущества. Если фирма, опирается только на какое-либо одно пре­имущество, конкуренты постараются лишить ее этого преимущества или найти способ обойти его, выиграв на чем-нибудь другом.

· Постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Если фирма хочет сохранить преимущество, то нельзя стоять на месте: фирма должна создавать новые преимущества по меньшей мере с такой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.

В основе теории М. Портера лежат четыре свойства страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы – детерминанты конкурентных преимуществ.

Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где национальный «ромб» (детерминанты конкурентного преимущества как системы) имеет наиболее благоприятный характер.

Национальный «ромб» М. Портера - это система, компоненты которой взаимно усиливаются (рис. 15.5).

Основные детерминанты конкурентных преимуществ включают в себя: факторные условия, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегию фирмы, ее структуру и конкурентов.

1. Факторные условия – наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:

· человеческие ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

· физические ресурсы – количество и качество полезных иско­паемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т. д., географическое положение и климатические условия страны;

· инфраструктура – качество транспортной системы, системы связи, почтовой связи, системы коммуникаций, здравоохранения и т. д.;

· ресурс знаний – сумма научной, технической и рыночной ин­формации, влияющей на товары и услуги;

· денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, кото­рый может быть направлен в производство.

Факторы, в свою очередь, можно разделить по степени развитости и специализации.

 

 
 

 

 


 

- основные детерминанты

- особые детерминанты

 

Рис. 15.5. Детерминанты конкурентного преимущества страны

 

По степени развитости факторы делятся на:

· основные – это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т. д.);

· развитые – это факторы, которые создают устойчивые конку­рентные преимущества высокого ранги (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т. д.).

По степени специализации факторы делятся на:

· общие – универсальные факторы (например, система транс­портных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т. д.);

· специализированные – узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.

2. Условия спроса, представленные тремя составляющими: структурой внутреннего спроса; величиной и характером роста внутреннего спроса; интернационализацией спроса.

На структуру внутреннего спроса, в свою очередь, воздействуют следующие факторы:

· сегментная структура рынка – структура населения по воз­растному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т. д.;

· требовательность и разборчивость потребителей – более тре­бовательный потребитель – более развита товарная структура;

· предполагаемые потребности покупателей – фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране раньше, чем в других.

Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:

· емкий рынок – позволяет использовать эффект масштаба;

· расширение рынка – дает возможность для развития техно­логий;

· насыщение рынка – подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:

· мобильные покупатели, то есть граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства;

· развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт;

· влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут» за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.

Имеет также важное значение так называемый эффект демонст­рации – фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т. д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.

3. Родственные и поддерживающие отрасли – высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей. Поддерживающие отрасли – это отрасли-поставщики, то есть отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д. Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя, оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества производителя. Родственные отрасли – это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе форми­рования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения),

4. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету. На определение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

· цели, к которым стремятся люди и управленцы – если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;

· структура собственности – естественно, что у крупной ком­пании одни интересы, у мелкой – другие;

· индивидуальные цели – важную роль имеет система вознаг­раждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

· влияние национального престижа и национальных приоритетов – некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);

· конкуренция на внутреннем рынке – ни одна фирма, завоевав­шая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая, прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри, и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

Помимо основных, выделяют и особые детерминанты конкурентных преимуществ: случайные события и деятельность правительства.

1. Случай или случайные события, благодаря которым может про­изойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как:

· результаты изобретательства;

· крупные технологические сдвиги;

· революционное производство;

· резкое изменение цен на ресурсы;

· значительные изменения на мировых финансовых рынках (ва­лютные курсы);

· всплеск мирового или местного спроса;

· политические решения зарубежных правительств;

· войны и т. д.

2. Государство или правительство способны:

· усиливать факторные условия;

· увеличивать спрос;

· содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;

· формировать конкурентную среду.

Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следова­тельно, усиливаются конкурентные преимущества.

Системная природа «ромба» способствует созданию кластеров на­циональных конкурентоспособных отраслей.

Кластер представляет собой взаимосвязанную группу родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентным преимуществом на мировом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли. Факторы, содействующие образованию кластеров – это факторы, которые содействуют развитию информационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудников фирмы, циркуляция информа­ции в научных обществах, географическая близость фирмы и нужных отраслей, совпадение целей[168].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.