Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук




Основные понятия: история, социология, политическая философия, политическая психология, политическая антропология.

Все названные проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и философией, социологией, государствен­но-правовой наукой. Интегрируя отдельные подходы, методологиче­ские приемы этих дисциплин, работая с ними на общем проблем­ном поле, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку. Тем не менее вопрос об отличии политологии от остальных социальных и гуманитарных наук остается.

К примеру, чем политология отличается от истории? Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные на­правления и тенденции развития мира политического в прошлом. На заре форми­рования политической науки как самостоятельной дисциплины известный англий­ский историк XIX в. Э. Фримэн не без оснований утверждал: «История — это прошлая политика, а политика — это теперешняя история». Но история политики интересует и политолога. Не случайно, что до настоящего времени в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объеди­ненных кафедрах.

Однако между политологией и историей существуют и серьез­ные различия. Это можно проиллюстрировать, сравнивая задачи и функции историка и политолога. Оценивая те возможности, кото­рыми они располагают, изучая свой объект исследования, вспом­ним известную гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет с наступлением сумерек». В самом деле, более или менее полное и объективное знание о тех или иных общественно-политических событиях и процессах можно получить лишь тогда, когда они уже стали свершившимся фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, находясь

как бы над ним, наблюдая его со стороны, видя его предпосылки и отдаленные последствия.

С этой точки зрения, положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело прежде всего и преимущественно с фак­тами истории. Что касается политолога, то объектом его интереса являются политические процессы, протекающие «здесь и сейчас», затрагивающие интересы множества лиц. Политолог, будучи на­блюдателем совершающихся на его глазах политических событий, человеком, воспитанным в определенной социокультурной среде и имеющим собственные политические убеждения, не всегда спосо­бен отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, отре­шиться от стереотипов. Его выводы могут диктоваться политиче­скими пристрастиями, интересами, представлениями о желаемом направлении политического развития. Для политолога, образно го­воря, час сумерек еще не наступил и сова Минервы только рас­правляет крылья.

Особенно сложен вопрос о разграничении предметов исследования политоло­гии и социологии. Понятно, что социальная сфера является объектом изучения со­циологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении об­наруживается (обратимся вновь к нашей схеме), что крайне трудно, если вообще возможно, определить, где именно на линии АС (см. рис. 1) кончается социальная и начинается политическая подсистема. Не прояснив этого вопроса, мы не сможем даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых социологией и политологией.

Существуют институты и явления, принадлежащие соответст­венно к гражданскому обществу (семья, группа, социальные слои, классы) и миру политического (парламент, правительство, государ­ственно-административный аппарат). Но есть и такие институты и организации, которые входят одновременно и в гражданское обще­ство, и в подсистему политического. К ним относятся, например, политические партии. Имея своей социальной базой различные группы, слои, классы, они коренятся в гражданском обществе. В то же время главная их задача состоит в том, чтобы сгруппиро­вать, объединить разнородные, часто конфликтующие интересы гражданского общества, представить их во властных структурах. Очевидно, что в определенном смысле партии принадлежат и граж­данскому обществу и подсистеме политического. Поэтому партии считаются промежуточными институтами, располагающимися на стыке гражданского общества и подсистемы политического. К этой же группе относятся общественно-политические, религиозные и иные организации и движения, средства массовой информации.

Ни политология, ни социология не могут претендовать на исключительное пра­во монопольно изучать гражданское общество и политические институты, процессы, явления. Поэтому и выделился самостоятельный раздел политической науки — по­литическая социология, объектом исследования которой являются социальные основы власти и политических отношений: социально-экономические, социокультурные,

этнонациональные, религиозные факторы, определяющие политическое поведение лю­дей, политические установки, ориентации и умонастроения широких масс населения. Политическая социология работает в области соприкосновения, соединения соци­ологии и политологии. Она в большей степени, чем политология, концентрирует вни­мание на средствах и методах борьбы за власть, социальных конфликтах и социаль­ных изменениях. Иначе говоря, политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов. Она ищет ответы на вопросы: как избиратели голосуют на местных и общенациональных выборах? Какие факторы в первую очередь определяют их политические предпочтения — возраст, пол, социальный статус, место жительства, профессия, уровень дохода, образовательный уровень? Какие факторы влияют на изменение позиций избирателей? Какое воздействие на политическое пове­дение оказывают средства массовой информации? Во всех этих случаях политическая социология интересуется прежде всего институтами, организациями, процессами, рас­полагающимися на стыке гражданского общества и мира политического.

Снова обратимся к рисунку 1. На линии ВС положение дел еще более сложное и запутанное, чем на отрезке АС. И в самом деле, где на этой линии кончается духовная сфера и начинается мир по­литического? Попытаемся объяснить это на конкретном примере. В качестве центрального субъекта мира политического выступает человек. Однако человек является существом не только социаль­ным, политическим и экономическим, но и духовным, носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей.

Очевидно, что, обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии, а они, в свою очередь, в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы можем говорить о политической философии, полити­ческой антропологии, политической психологии, политической эти­ке, политической культуре как об особых областях исследования и с определенными оговорками как о самостоятельных дисциплинах или разделах политической науки.

В той или иной форме политология затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в обществе, сущность и пред­назначение политики. В определенном смысле можно сказать, что политическая философия является составной частью политиче­ской действительности, так как любой политический режим нужда­ется в философском и идеологическом обосновании своего сущест­вования. Путей и вариантов такого обоснования множество. Это проявляется в формировании различных идейно-политических тече­ний — либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демокра­тизма и др.

Политическая философия — это, во-первых, особая дисципли­на, располагающаяся на пересечении философии и политической науки. В этом качестве она призвана изучать духовные и мировоз­зренческие аспекты мира политического. Во-вторых, это та сфера духовной деятельности людей, где формируются мировоззренческие, нормативные и ценностные основы мира политического, идея по-

литического, идеи государства и власти. В центре ее внимания не текущая политическая ситуация, не преходящие формы и проявле­ния политической деятельности, а природа мира политического, политической жизни вообще, например не политический режим со­временной России или деятельность Государственной думы, а при­рода государства и власти, не причины и итоги Второй мировой войны, а природа войны, ее место и роль в жизни человеческих со­обществ.

Иначе говоря, политическую философию интересуют не столь­ко конкретные факты, касающиеся мира политического, сколько значимость и смысл политики. Она призвана постигать сущность политического, природу политических вещей в самом широком и глубинном понимании этих слов. Политическая философия размы­шляет над критериями разделения добра и зла, справедливого и не­справедливого, совершенного и несовершенного, подлежащего со­хранению или изменению, одобрению или осуждению в политике.

Суть политической философии можно разъяснить на следующем примере. В знаменитом Гетисбергском обращении во время граждан­ской войны в начале 60-х гг. XIX в. президент США А. Линкольн говорил о «правлении народа, для народа и осуществляемом наро­дом». Многие ученые и политики называют этот афоризм одним из лучших определений демократии. Но философ имеет на это свой соб­ственный взгляд. Вникая в сущность данного высказывания, он ищет ответы на вопросы: для чего нужно правление, осуществляемое на­родом? Каким образом люди могут сами управлять собой?

Политическая психология призвана изучать роль настроений, установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций в полити­ческом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении политических конфликтов, обще­ственного мнения, политической социализации и сотрудничества, поведения избирателей, их политических установок. Основателем политической психологии считается американский исследователь Г. Ласуэлл, опубликовавший в 1930 г. работу «Психология и по­литика», а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом — «Власть и об­щество». Особенно сильный импульс политическая психология по­лучила с развертыванием после Второй мировой войны так называемой бихевиористской революции (об этом см. ниже).

В качестве самостоятельного раздела политологии выделяется также политическая антропология. Она занимается системами и институтами управления различных этнических сообществ, особен­но в развивающихся обществах (преимущественно незападных). Пристальное внимание политическая антропология уделяет выявле­нию обусловленности политического поведения людей культурой группы, коллектива, сообщества, сравнительному анализу полити­ческих систем и политических культур, помогая полнее понять по­литические реальности современного мира.

Наконец, на приведенном выше рисунке на линиях AD и CD находятся области или точки, где социальная и духовная сферы

стыкуются с производственно-экономической. Здесь формируются отношения, ценности, нормы и установки, которые относятся одно­временно к экономической, социальной, духовной сферам и состав­ляют предмет исследования самостоятельных научных дисциплин. Речь, в частности, идет о политэкономии (во многом не совпада­ющей с чисто экономическими дисциплинами), экономической со­циологии, экономической культуре, этике бизнеса и др. Хотя эти науки и не имеют прямого отношения к подсистеме политического, политолог все же должен быть знаком с их методами и приемами исследования в той мере, в какой они помогают объяснить поли­тические реальности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Как вы полагаете, какая из дисциплин — история, политоло­гия, философия — лучше помогает нам понять смысл событий, происходящих сейчас в России?
  2. 2. Дайте общую характеристику политической философии, по­литической психологии и политической антропологии.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.