КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и власть - основные компоненты мира политического
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Основные понятия: государство, власть, властные отношения, политическая система. В центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения, поэтому государство и власть являются основополагающими категориями политологической теории и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов, всего мира политического. Только раскрыв природу власти и государства, можно выделить политику из целостной общественной системы, а политические отношения из всего комплекса общественных отношений. Не случайно при всем многообразии существующих в науке определений политики и мира политического они тем не менее концентрируются вокруг двух основных формулировок. В первой акцент делается на государстве, а во второй — на власти. Попробуем определить, какая из этих формулировок более верная. Мы уже знаем, что в эпоху античности и Средневековья государство еще не отделилось от общества. А правомерно ли говорить о политическом в догосударственном состоянии, как, например, в эпоху первобытно-общинного строя? Государство существует там, где есть политика, но политика сама по себе может существовать и вне государства. Наглядный пример этого — политика различных международных организаций, в которых не всегда государство, по крайней мере открыто, играет определяющую роль. Но как бы то ни было, тесная взаимосвязь понятий «государство» и «политика», «государство» и «политическое» несомненна. При определении понятия политическое через понятие власть политология рассматривается как научная дисциплина, призванная изучать нормы и процессы распределения властей, деятельность ее важнейших институтов. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, в настоящее время «политическая наука становится равнозначной исследованию власти в обществе, т. е. превращается в науку о власти». Такое определение также имеет право на существование, поскольку власть и властные отношения являются одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности любого человеческого сообщества. Однако власть существовала задолго до государства (власть рода, племени, совета старейшин). Правда, уже римский поэт Овидий (43 г. до н. э.— ок. 18 г. н. э.) говорил о жизни людей в естественном состоянии, когда они сами без всяких властей и судей во взаимном согласии управляли своими делами, хранили честность, соблюдая принципы справедливости. В действительности же как социальный феномен власть противоположна не догосударственному, естественному состоянию, а безвластию как миру анархии и хаоса. В период первобытно-общинного строя власть имела общественный характер и осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену моральному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые учреждения (суд, полиция, армия), которые, составив государство и отделившись от общества, встали над ним. Но не всякие властные отношения можно назвать политическими, к примеру, таковыми не являются отношения, характерные для церкви, профсоюза, семьи. А иногда понятие «власть» вообще используется в качестве метафоры. Говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любви, о власти человека над самим собой, над природой. И все-таки свое наиболее адекватное выражение понятие власти находит в политической сфере. Как видим, оба подхода к определению политики, мира политического не исключают, а, наоборот, дополняют друг друга, поскольку речь в них идет о двух важных сторонах одного и того же явления. При акценте только на государстве, равно как и только на власти, определение становится односторонним, неполным, не отражающим сути политической сферы, в нем пропадают важные аспекты политической жизни общества. Скажем, если за основу определения взять лишь государство, то мы не сможем вести речь о политике в догосударственных общественных образованиях, что принципиально неверно. Если же сделать ударение на власти, то в сферу политики в качестве ее субъекта мы должны будем включить любые организованные группы, даже, например, такие, как общество защиты животных и клуб филателистов, что тоже неправильно. Очевидно, что мир политического невозможен как без государства, так и без власти. Вместе с тем государство является ядром политической системы общества, поэтому точнее было бы сказать, что центральное место в мире политического занимает политическая система. Различные типы политических систем подробно анализируются в главах III —VII. Но без выяснения в рамках данного параграфа сущностных черт политической системы мы не сможем продолжить разговор о мире политического как предмете изучения политологии. Политическая система — это комплекс институтов, ценностей, норм, отношений, в совокупности обеспечивающих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего государство и все связанные с ним институты: парламент, правительство, государственно-административный аппарат, правоохранительные органы, партии, комплекс норм и правил, регулирующих отношения между ними. Разные политические системы отличаются друг от друга наличием или отсутствием тех или иных институтов, характером их взаимоотношений, выполняемыми ими функциями. ' Центром политической системы является государство, представляющее собой высокоорганизованную форму политического сообщества. Государство призвано поддерживать целостность и единство множества институтов, выполняющих разнообразные функции управления общественной жизнью, например политических партий, избирательной системы, системы представительства. Государство, как и семья, язык, культура, составляет саму инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. В основе государства лежит стремление к достижению стабильности внутреннего и внешнего мира. Не случайно Б. И. Чичерин называл государство главным двигателем и творцом истории. В этом смысле государство не есть выражение определенного, отдельно взятого, скажем, только экономического, только социального, только культурного или иного другого аспекта существования человеческого сообщества, а, как писал Г. Гегель, «государственное устройство народа образует единую субстанцию, единый дух с его религией, с его искусством и философией... с его культурой вообще». Государство — такое образование, в котором в различных сочетаниях представлены и теснейшим образом сплетены этнические, национальные, социальные, культурные, имущественные и гражданские интересы людей. Разумеется, здесь ключевое значение имеет основополагающая цель, ради достижения которой государство создано. Ею является прежде всего реализация общей воли, обеспечение общего блага всех граждан данного государства. Любое государство может существовать до тех пор, пока всех или большинство его граждан объединяют общая воля и общий „ интерес к совместному проживанию в едином политическом сообществе. Достаточно мысленным взором окинуть, например, огромные пространства России, чтобы убедиться в том, насколько пестр и многолик ее социальный и политический ландшафт, отличающийся разнообразием региональных, этнических, национальных, религиозных, социальных, экономических и иных красок. В стране борется множество конкурирующих, противостоящих друг другу интересов. Обострение их конфликта способно привести к нагнетанию напряженности в обществе, а то и к усилению сепаратистских настроений в национальных республиках, отдельных регионах. И все же, как показывает исторический опыт, то, что объединяет различные народы, республики и регионы России, всегда перевешивало то, что их разъединяет. Ведь Россия — это не составленный произвольно конгломерат территорий и культур, а нерасчленимое, органическое целое, связанное единой социально-экономической и культурной инфраструктурой, интересами национальной безопасности всех народов, потребностью обеспечения оптимальных условий для их экономического, социального и духовного развития. Сейчас нам трудно отрешиться от мысли о том, что государство существовало всегда, что история государства неотделима от истории человеческого рода. Но действительно ли это так? Предположим, учитель предлагает вместе подумать над тем, что такое государство. Пока вы сомневаетесь, стоит ли тратить время на обсуждение столь простой темы, кто-то из одноклассников, наверное, уже дает ответ: «Государство — это институт управления обществом». Правительство, парламент, правоохранительные органы, армия, местные власти — вот те средства управления, та «материя», что образует государство. Можно было бы переходить к следующему разделу учебника, но звучит еще одно мнение: «Государство — это территория и люди, которые на ней живут, подчиняются единым законам и правительству, имеют общее гражданство». Возможно, на память придет и фраза из книг, по которым учились ваши родители: «Государство есть специализированный аппарат насилия для подавления одного класса другим, орудие господства меньшинства над большинством». Но ведь функции управления с глубокой древности принадлежали меньшинству, следовательно, где появляется иерархия управления, там возникает и государство. И европейские колонизаторы, найдя на островах Полинезии или в африканских саваннах общества со сложной иерархией — вождями, старейшинами, родовой знатью, встретились с государственной организацией. Да, стоит выйти за пределы сегодняшнего дня и европейской истории последних трех-четырех столетий, как понятие государства теряет четкость очертаний. В таком случае следует обратиться к мнению ученых — историков, этнографов, политологов, изучающих становление и эволюцию политических институтов, их функции и формы. Увы, знакомство с новейшими исследованиями отечественных и зарубежных специалистов не прибавит ожидаемой ясности. Современная наука не готова ответить на принципиально важный вопрос: как, по каким признакам определить тот рубеж, который отделяет догосудар-ственное состояние общества от стадии государственности? Эта проблема по-прежнему остается дискуссионной. Ну а поскольку трудно включаться в научные дебаты, не имея под ногами твердой почвы установленных истин, давайте перечислим те положения, которые смогут послужить отправной точкой в дальнейшем знакомстве с тематикой государства. Исследователи единодушны в том, что предшественниками государственных институтов были догосударственные формы социальной регуляции и самоорганизации человеческих сообществ. Их отличительные черты — нерасчлененность выполняемых коллективом общинников социальных функций и эгалитарный характер общества — позволяют историкам употреблять для обозначения соответствующих стадий общественного развития термин первобытная демократия. Основой социальной организации первобытной демократии были родовая община и союз нескольких родов — племя. Высшим органом самоуправления рода являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники, имеющие равное право голоса. Избиравшийся собранием вождь всецело зависел от поддержки соплеменников и выполнял преимущественно функции военного руководителя, его должность по наследству не передавалась. Старейшины составляли совет рода, обсуждавший в присутствии всех общинников важнейшие совместные дела: отношения с другими общинами, вынесение наказаний за тяжкие преступления, улаживание конфликтов внутри рода, устройство празднеств. Обычай, традиция выступали в эпоху родоплеменного строя главными регуляторами внутриобщинных и межобщинных отношений. Первобытная демократия была естественной формой самоуправления в условиях низкого уровня развития производства, преобладания коллективного труда, совместного владения землей, уравнительного распределения средств существования внутри общины. Равенству прав общинников на предмет, средства и результаты труда, на участие в управлении родом соответствовало и равенство их обязанностей перед общиной (в пределах разделения труда по полу и возрасту). Традиции самоуправления, возникшие в догосударственный период, оказались чрезвычайно устойчивыми. На уровне локальных социальных общностей они сохранялись в течение многих веков, встраиваясь в новые системы общественного регулирования. Священные тексты древности, летописи, хроники свидетельствуют о существовании народных собраний у многих народов на ранних стадиях государственности: в «Ригведе», древнейшем памятнике индийской литературы (X в. до н. э.), неоднократно упоминается народное собрание — самити. Скандинавские хроники говорят о собраниях общин — тингах. В средневековой Руси городское вече созывалось вплоть до XIV в., а в Новгородской и Псковской республиках — до включения их в состав единого Русского государства в XV—XVI вв. Стадию, непосредственно предшествующую государственности, большинство исследователей называют вождеством. Археологи датируют первые материальные следы существования вождеств в Европе V тыс. до н. э., в Северной Америке, на территории современных Соединенных Штатов,— II тыс. до н. э., на островах Океании коренное население до XVIII — XIX вв. продолжало жить по историческому времени эпохи вождеств. Для археолога вождество — это несколько поселений, объединенных вокруг «столицы» — более крупного поселения, где расположена резиденция вождя. Для специалиста по истории политических институтов вождество — качественно новая стадия социальной интеграции. Переход от первобытной демократии к вождеству означал появление первых элементов иерархии в системе управления, в социальной и политической организации общества. На этой стадии власть вождя обретает устойчивость, распространяется и на периоды мирного времени, круг его наследников сужается и ограничивается ближайшими родственниками. В среде общинников происходит расслоение, выделяется родовая знать, к которой переходят основные функции управления. Дарения вождю, ранее совершавшиеся в силу обычая, постепенно приобретают характер регулярной дани, его власть получает идеологическую санкцию. В глазах соплеменников личность правителя окружает ореол сакральнос-ти1: в нем начинают видеть хранителя благополучия общины, верить, что вождь обеспечивает успех соплеменников в хозяйственных делах и победу в сражениях, что от него зависит единение общинников с духами умерших предков. Заметим, что следы таких воззрений отчетливо прослеживаются в традиционных обществах и по сей день. Наиболее важной причиной, вызвавшей изменение структуры политического руководства, стало развитие хозяйственной деятель- 1 Сакральный (лат. sacer, sacri) — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. ности человека. Оно породило более сложные формы кооперации и организации совместной деятельности, что способствовало повышению эффективности производства и появлению избыточного продукта, перераспределяемого внутри общины. С распространением более совершенных орудий труда и появлением элементов разделения труда начинается торговый обмен между общинами — концентрация богатств в руках знати и вождя усиливается. Кроме внутренних причин эволюции системы политического управления, можно выделить ряд факторов, ускорявших появление иерархических структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся прежде всего завоевания и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности побежденных, сбора с них дани. Повышение частоты и периодичности контактов между сообществами, находившимися на разных стадиях развития политических институтов, или, в научных терминах, политогенеза, усиливало их взаимное влияние друг на друга, на уклады жизни и системы правления. Достаточно вспомнить, каким мощным стимулом для преобразования структур управления у германских, кельтских и других племен стало знакомство с устройством Римской империи, поразившим их своим величием. После завоевания территории империи варварские племена перенимали не только институты и правовые нормы римлян, но и внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых дошла и до наших дней. Появление первых государств историческая наука традиционно связывает с древнейшими цивилизациями. В Старом Свете они сложились в IV—III тыс. до н. э. в Месопотамии, в долинах Нила и Инда, в Новом Свете — в I тыс. до н. э. на юге Мексики. Историки уверенно говорят о Древнеегипетском государстве, городах-государствах античного мира, государствах доколумбовой Америки и т. д. За точку отсчета государственности они фактически берут зарождение письменности, возникновение крупных городских центров с развитым ремеслом и торговлей, увеличение плотности населения, хотя, с точки зрения политолога, между системами управления в вождестве и, например, в Древнеегипетском государстве при всем несходстве форм организации власти и размеров территории качественного различия нет. Принято считать, что государственную организацию от догосу-дарственных отличает несколько наиболее важных признаков: создание учреждений и органов, составляющих аппарат управления; замена родственных или общинных связей территориальными; введение регулярного налогообложения; установление системы права, обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами государства. Проблема состоит в том, что названные признаки применимы не только к государству. Скажем, община сектантов, которая переселилась в глухие, малодоступные места, ограничила до минимума контакты с внешним миром и подчинилась собственным правилам общежития, вполне отвечает критериям государства. Стремясь найти, что же все-таки составляет исключительное отличие государства, немецкий социолог М. Вебер пришел к мысли, что определение государства можно дать, лишь исходя из характера средств, применяемых им для выполнения своих функций. Основная задача государства — разрешать противоречия между конфликтующими интересами в обществе и обеспечивать порядок. Государство и власть призваны внести рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что и государство, и власть самым тесным образом связаны с насилием. Принцип обязательности законов, принимаемых в государстве, для всех без исключения граждан обеспечивается тем, что государство вправе использовать всю мощь аппарата насилия для регулирования общественных отношений. Еще Т. Гоббс усматривал главный признак государства в «монополии на принуждение и насилие». С тех пор этот тезис в разных редакциях присутствует в большинстве теорий государства. В понимании М. Вебера государство есть «отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (законное) насилие». Далее будет показано, что сущность государства и власти, политического в целом, не сводится к одним только отношениям господства и подчинения, основанным на насилии. Однако именно эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Государство, власть и насилие немыслимы друг без друга. Хотя, подчеркнем, насилие является специфическим именно для государства, но не единственным средством осуществления его функций. Ни одно государство не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции — реализации общей воли — одними уговорами, полагаясь на сознательность и добрую волю своих подданных. Мировая история еще не знала государства без механизмов и средств предотвращения и наказания уголовных правонарушений, без системы исправительных учреждений. Насилие или угроза применения насилия являются мощными факторами, удерживающими людей от всякого рода посягательств на жизнь, свободу, собственность сограждан. Непременным атрибутом государства является человек с ружьем — армия, полиция, призванные гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Армия и судебно-репрессивный аппарат составляют инструмент силового обеспечения политики государства. Как заметил французский мыслитель конца XVIII — начала XIX в. Ж. де Мэстр, «Бог, /сотворивший власть, сотворил и наказание... палач сотворен вместе с миром». Итак, государство отличается от других форм организации сообществ людей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Не случайно при определении политического немецкий ученый К Шмитт особое значение придавал праву вести войну (jus belli). Он объяснял свою мысль так: государство, выступающее как единство политического, вправе требовать от всех тех, кто принадлежит к данному народу, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами. Иначе говоря, государство вправе в случае необходимости не только применить к своим подданным насилие, но и потребовать от них применения насилия к врагам государства, служения государству с оружием в руках. В принципе насилие может быть применено и нередко применяется родителями в отношении детей, руководителем организации в отношении ее сотрудников, директором предприятия в отношении подчиненных. Но в любом из этих случаев действия применяющих насилие противоречат закону. Более того, закон запрещает такие действия под угрозой применения насилия к людям, совершающим противоправные деяния. Что касается государства, то, во-первых, формы, средства и условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, потому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. И во-вторых, право насилия принадлежит исключительно государству. Коль скоро все граждане независимо от социального положения, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности равны перед законом, то ни один из них не вправе (кроме тех случаев, когда это предусмотрено законом) применять насилие к другому человеку. То же относится и к разного рода организациям, объединениям, союзам, группам интересов. Государство обладает опредленной территорией. Оно есть субъект права, и в качестве юридического лица его правозакон-ность основывается на коллективности, неделимости, единой территории. Церковь, например, несомненно, имеет власть и авторитет, а в Средние века католический мир создал и аппарат насилия — инквизицию, но Церковь не является государством. Так, православная и католическая церкви по всем признакам представляют собой организованную коллективность. Они обладают верховной властью в делах веры, располагают администрацией, построенной по иерархическому принципу, но не связаны с определенной, четко ограниченной территорией. Специфику государственной власти видят также в ее универсальности — она распространяется на всех граждан данного государства, на все организации и учреждения страны. Обе эти отличительные черты входят в понятие суверенитета государственной власти, ее верховенства. В международной сфере суверенитет государства выражается в праве самостоятельно, независимо от других государств, решать свои внутренние вопросы и вступать в международные соглашения. Уважение суверенитета является основным принципом международного права, закрепленным Уставом ООН и другими международными документами. Суверенитет государства предполагает, что над его властью не стоит никакая иная сила, способная подчинить себе данное государство или воспрепятствовать ему в осуществлении его воли. Сложности, связанные с представлением о суверенитете государственной власти, нередко возникают при обсуждении правовой природы федераций. Если предположить возможность сохранения каждым субъектом федерации полного суверенитета, то следует признать, что суверенитет делим, либо рассматривать федерацию как образование, не являющееся государством. Если же субъекты федерации ограничивают свой суверенитет, принимая верховенство союзной конституции и законов, то мы должны заключить, что субъекты федерации не могут считаться государствами, либо вновь сделать вывод о делимости суверенитета. Выход из этого противоречия специалисты-правоведы видят в признании того, что субъекты федерации — государственные образования, не обладающие всеми атрибутами государства. В действительности затруднения скорее порождаются самим понятием суверенитета, его отождествлением с полной независимостью — в таком толковании оно неприменимо не только к субъектам федерации, но и к большинству стран, особенно в современном мире с его системой международных организаций, практикой межгосударственной экономической интеграции, сложными потоками финансового капитала и деятельностью транснациональных корпораций. Впрочем, столь актуальный сегодня внешнеполитический, международно-правовой аспект концепции суверенитета во времена ее автора, французского политического мыслителя и правоведа Ж. Боде-на (1530—1596), имел подчиненное значение. Смысл понятия суверенитета во второй половине XVI в. состоял прежде всего в провозглашении независимости государственной власти от власти церковной иерархии. Оно было обращено против теории «двух мечей», отстаиваемой папством. Сторонники этой теории доказывали, что главе церковной иерархии — папе римскому власть (ключи святого Петра) вручена самим Богом, поэтому папа стоит выше всех земных владык, и духовных, и светских. Император, короли должны получать свои регалии из рук духовной власти, приносить ей клятву верности и использовать переданный им «меч» в согласии с волей церкви. Концепция суверенитета стала последовательным обоснованием идеи светского государства. По словам Ж. Бодена, государь «держит свой скипетр не от папы, не от архиепископа Реймского... а только от Бога». Другим антагонистом суверена выступает частная власть, понимаемая двояко: во-первых, как система феодального права, дробившая функции управления среди множества полностью самостоятельных в своих владениях сюзеренов; во-вторых, как превращение государственной власти в «частное» дело государя (вспомните знаменитое «Государство — это я!»). В теории Ж. Бо-дена суверен выражает не личный, частный, а государственный интерес, то, что римляне вкладывали в понятие «республика»: res publika — общественное дело. Суверен не вправе покушаться на жизнь и имущество подданных, издаваемые им законы должны отвечать нормам естественного права. Важным признаком и инструментом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон, который служит выра- жением суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все и соответственно все должны ему подчиняться. Как справедливо подчеркивал Б. П. Вышеславцев, «закон есть первая субстанция власти. Все великие властители и цари были прежде всего законодателями (Соломон, Моисей, Наполеон, Юстиниан). В законе и через закон власть существенно изменяется: она перестает быть произволом и становится всеобще обязательной нормой». Таким образом, теория суверенитета утверждает, что государство носит светский характер — церковные власти не претендуют на участие в делах мирского управления; система государственной службы отделена от двора — бюрократия выполняет не личную волю государя, а законы; власть суверена подчинена праву, защищающему интересы граждан, т. е. государство рассматривается как институт, внешний по отношению к обществу и призванный ему служить. Все перечисленные признаки впервые появляются только у государств Нового времени. Вот почему многие политологи склоняются к выводу о том, что государство возникло не ранее XV—XVI вв. и наши представления о его тысячелетней истории неверны. Скорее можно говорить, что каждой стадии общественного развития присущи собственные формы политической организации. Современную форму мы называем государством, и все попытки считать ее универсальным, всеобщим явлением ведут к размыванию понятия государства, хотя нам привычно применять его к самым отдаленным историческим эпохам.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |