КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции государства. Политическая элита
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Основные понятия: административный аппарат, административная элита, политическая элита. Итак, остановимся на том, что для политической науки государство есть институт управления обществом. К ключевым признакам государства как особым образом организованной нации, политически организованного общества относятся суверенитет, власть, право, закон. Власть государства светская, публичная, всеобщая; ее воплощают право принимать законы' и способность обеспечить их исполнение. Инструменты государственного управления — исполнительная и законодательная ветви власти, правоохранительная система, армия. Основные функции государства — организационно-управленческая, хозяйственная, внешнеполитическая, культурно-идеологическая. Организационно-управленческая функция непосредственно реализует главное предназначение государства служить сохранению целостности социального организма, регулируя отношения между основными классами общества. Говоря иными словами, важнейшая миссия государства состоит в том, чтобы ограничивать страсти, преобразовывать их в упорядоченные интересы и тем самым обеспечивать свободу общества и индивида перед лицом злоупотребления силой, бездной социального хаоса. Современное государство активно участвует в экономической жизни, предотвращая сбои в хозяйственном механизме, проводит сильную социальную политику, способствующую росту благосостояния общества, стимулирует развитие промышленности, транспорта, связи. Сегодня экономическая мощь, финансы, информация, организационные ресурсы, сила национального согласия более надежно обеспечивают государственные интересы, чем самые совершенные создания оружейных дел мастеров. Государство оказывает прямое или опосредованное воздействие на развитие системы образования, средств массовой информации, от него во многом зависит состояние здравоохранения, науки, культуры. В условиях взаимозависимости современного мира, когда ситуация в одной стране влияет на обстановку в целом регионе, а это, в свою очередь, оказывает воздействие на весь ход событий в мире, возрастает значение внешнеполитической функции государства. В мире, начиненном невиданным по разрушительной силе оружием, эта функция особенно важна. Непосредственно задачи управления осуществляет профессиональный административный аппарат. Усиление роли государственного аппарата — естественное следствие расширения роли государства в экономической, социальной, идеологической и иных сферах жизни общества. Одной из основных тенденций в эволюции государственной администрации в развитых странах стало совершенствование ее организационной структуры, рационализация аппарата, профессионализация служащих. Квалификационные стандарты для служащих постоянно повышаются, осваиваются новые методы их подготовки и переподготовки, на государственную службу люди принимаются на основе конкурсного отбора, что препятствует развитию системы политического патронажа, появлению в административном аппарате некомпетентных и недобросовестных людей. В сфере государственной службы выделяется административная элита — относительно узкий круг лиц, принимающих самое непосредственное участие в подготовке и осуществлении важнейших политических и социально-экономических решений. Это члены «личных кабинетов» и канцелярий президента или премьер-министра, руководители министерств, департаментов, часть высшего офицерства и дипломатического корпуса. Административная элита составляет часть политической элиты — круга лиц, имеющих возможность в силу своего должностного положения, занимаемых экономических и социальных позиций, известности влиять на процесс принятия политических решений. Изучение политических элит, их структуры, состава, методов взаимодействия и обновления, источников легитимности — одна из важнейших сфер политической науки. Поэтому на понятии и теориях элит необходимо задержать внимание. Вокруг тематики политических элит фокусируются извечные вопросы социального знания: кто правит? Действуют ли люди, стоящие у власти, во имя общего блага или в своекорыстных интересах? Какими качествами должны обладать правители, чтобы в обществе установилось согласие и не нарушалась справедливость? Ответы на эти вопросы искали все мыслители прошлого, начиная с Конфуция, Аристотеля, Платона. Позже к проблеме разделения общества на правящих и управляемых, аристократию и демос, высшие и низшие сословия обращались И. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, многие другие ученые и философы — представители социально-политической теории. Современный этап в хронологии концепций политической элиты принято связывать с появлением на рубеже XIX—XX вв. трудов В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса — социологов и экономистов, называемых иногда макиавеллистами или представителями школы реальной политики. Наибольшее влияние на теоретические поиски в области изучения политических элит оказали, по оценке исследователей, работы В. Парето. В концепции В. Парето политическая элита предстает как социальная группа, которая в силу объективных закономерностей последовательно проходит стадии возвышения, утверждения у власти и деградации. Элита имеет сложную внутреннюю структуру: в ее составе выделяются две сменяющие друг друга группы лидеров, приверженных различным методам осуществления власти или стилям управления,— «лисы», сторонники тактики компромиссов, лавирования, договоренностей с оппозицией, и «львы», исповедующие политику жестких мер. Люди, вошедшие в элиту, стремятся закрепить в ней место и за своими наследниками, не всегда наделенными необходимыми дарованиями. Поэтому в обществе неизбежно идет процесс, с одной стороны, формирования контрэлиты, которую составляют наиболее одаренные люди, не имеющие высокого наследственного статуса, а с другой — деградации стоящей у власти элиты. Мера открытости политической элиты, ее готовность допускать в свой круг лиц незнатного происхождения могут, как полагал В. Парето, влиять на продолжительность «жизненного цикла» элиты, уровень социальной напряженности, эффективность политического руководства. Однако и способная к обновлению элита не в состоянии остановить действие закона циркуляции элит. История, по мысли В. Парето, подтверждает, что формирование контрэлиты всегда опережает процессы обновления правящих элитных групп. В работах макиавеллистов в той или иной мере совмещались два метода определения критериев принадлежности, к элите: ценностный и объективистский. Сам термин «элита» (от лат. eligere — выбор, отбор и фр. elite — лучшее, избранное) уже несет вполне устойчивую смысловую нагрузку. Ценностную окраску термину «элита» склонны придавать прежде всего представители консервативной мысли, сближающие его с такими понятиями, как «избранные», «лучшие», «аристократия ума и таланта». Политологи и социологи, напротив, стремятся к ценностно-нейтральному, объективистскому пониманию политических элит в духе, например, Д. Ласуэлла, принявшего в качестве рабочего следующее определение: «Элиты — это обладающие наибольшей властью». Ценностный компонент понятия «элита» при этом не упускается из вида, но обособляется в самостоятельную область анализа природы и свойств политического лидерства. Изучая политические элиты, ученые уделяют особое внимание поиску индикаторов принадлежности к элите. Большинство исследователей принимают структурный или позиционный подход, основанный на отнесении к политическим элитам лидеров партий, лиц, занимающих ведущие позиции в институтах исполнительной и законодательной власти. Данный метод, как правило, дополняется функциональным, или так называемым репутационным, при его применении учитывается не только принадлежность к ключевым институтам власти, но и реальный политический вес, возможность оказать влияние на принятие важнейших решений. Наиболее корректные результаты репутационный метод дает при использовании экспертных опросов. Репутационный подход позволяет определить политическую элиту как достаточно сплоченное политическое сообщество, располагающее системой институциональных связей и неформальных каналов согласования своих интересов. Все участники этого процесса обладают необходимым статусом и ресурсами для включения на началах сотрудничества и конкуренции в процесс принятия важнейших политических и социально-экономических решений. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
§ 4. ВЛАСТЬ КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Основные понятия: властные отношения, формы власти, разделение властей, влияние, авторитет, управление, парламент. В обыденной речи мы чаще всего употребляем понятия «власть», «влияние», «авторитет» как синонимы. «Влияние» наиболее общее понятие. Оно охватывает все формы убеждения, давления, принуждения. В принципе политическую власть и политическое влияние трудно отличить друг от друга. Власть представляет собой определенную форму влияния, влияние же, в свою очередь, включает властный компонент. Власть отличается от влияния тем, что опирается на санкции, т. е. может использовать насилие или угрозу применения насилия в случае отказа подчиниться приказу. Влияние предполагает, что то или иное лицо может изменить свое поведение или образ жизни, следуя примеру или просто совету другого лица. Авторитет — это влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Можно обладать, например, высоким научным или нравственным авторитетом, не располагая при этом реальной властью. Говоря о непререкаемом авторитете специалиста среди коллег, непременно подчеркивают такие его качества, как высокий уровень квалификации, профессиональную добросовестность и нравственность. Употребляя выражение авторитет закона, мы имеем в виду не только то, что данная правовая норма формально установлена, но и то, что ее необходимость, справедливость осознаны обществом, закреплены традицией и люди добровольно следуют ее предписаниям. При всей своей близости понятия власть и авторитет не совпадают полностью. Если в понятии «авторитет» акцентируется момент добровольного признания превосходства, неформального характера подчинения, то в понятии «власть» заложено представление о возможности прибегнуть (в случае необходимости) к принуждению, использовать санкции. Не всякая власть может быть авторитетной, и не всегда авторитет предполагает осуществление человеком властных функций. Важнейшая функция власти состоит в реализации целей управления. Власть призвана осуществлять отношения господства и подчинения между правителями и управляемыми. Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. В известном смысле можно сказать, что власть внутренне присуща обществу. Выделяются различные формы проявления и функционирования власти: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Власть может иметь как негативный, так и позитивный характер, поэтому ее нельзя свести всецело к функции насилия. Она проявляется в различных динамичных формах зависимости, независимости и взаимозависимости между отдельными группами, классами, государствами, союзами государств. Система власти как целостность включает ряд подсистем — политическую, экономическую, военную, правовую, административно-управленческую, воспитательно-образовательную и т. д., внутри которых и между которыми устанавливаются определенные отношения. Устойчивость любой общественной системы определяется готовностью составляющих ее субъектов жить в соответствии с устанавливаемыми законами и правовыми нормами, что, в свою очередь, зависит от признания законности (легитимности) существующей системы власти. Политическая легитимизация — это признание по меньшей мере большинством членов общества права действующего политического режима на власть. Такое признание невозможно обеспечить только насильственными средствами. Большинство людей повинуются властям, как правило, добровольно, а не по принуждению. Нельзя забывать и то, что политическое имеет своим основанием и своей целью всеобщую взаимосвязь социальных групп, институтов, частной и публичной сфер деятельности людей. Можно сказать, что власть есть своеобразная система связей между различными ее субъектами, субъектами и объектами власти, между различными участниками системы властных отношений, а не достояние одной из сторон. Важнейшей функцией власти является урегулирование конфликтов и осуществление внутренних связей системы. Поэтому в арсенале политических средств есть не только насилие или угроза применения насилия, наказание и порицание, но и обещание вознаграждения, сотрудничество, обмен. В любом обществе существует множество форм и источников власти, влияния и авторитета. К ним относятся экономические, духовные, нравственные и другие факторы, а также различные неэкономические институты, отношения, организации, социальные движения и добровольные общественные образования: церковь, профессиональные объединения, средства массовой информации, организации культуры, политические партии, ассоциации избирателей. Все они в той или иной мере имеют отношение к власти, частично осуществляют отдельные ее функции. Степень независимости граждан от государства, степень демократичности общественно-политической системы тем выше, чем больше в обществе центров власти. Как же в таком случае совместить принцип единства и неделимости верховной власти государства и множественность центров власти в обществе? Согласно большинству современных теорий верховная государственная власть имеет границы, которые она не вправе преступать. Такими границами являются неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Как подчеркивал П. И. Новгородцев, императивом для верховной власти ос- тается «идея суверенитета народа и личности». Между государством и индивидом, согласно теории естественного права, существует своего рода договор относительно этих неотчуждаемых прав личности — договор, подкрепленный механизмами народовластия и парламентаризма и зафиксированный в Конституции. Гарантией сохранения и реализации прав личности служит система разделения властей на три главные и равносущные ветви — законодательную, исполнительную и судебную, система, призванная не допустить использование власти в целях установления деспотизма одной ее ветви или отдельного лица, подавления оппозиции, уничтожения экономической и духовной самостоятельности общества. Ш. Монтескье предупреждал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт подсказывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать до последней возможности... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую». Юридическая теория тяготеет к институциональному пониманию принципа разделения властей. Правоведы обращаются преимущественно к анализу нормативно закрепленных полномочий исполнительных, законодательных и судебных органов, позволяющих политическим институтам быть независимыми друг от друга, осуществлять взаимный контроль и препятствовать опасной для демократии концентрации власти на стороне какой-либо одной ее ветви. Общим правилом является то, что законодательная власть контролирует исполнительную и обе они неукоснительно придерживаются рамок закона, за выполнением которого наблюдает судебная власть, не зависящая ни от законодательной, ни от исполнительной власти. Недопущение чрезмерного усиления одной ветви власти за счет другой, независимость суда, выборность органов управления призваны создать реальные механизмы защиты прав человека и политических свобод. Главенствующую роль в системе политических институтов сторонники концепции разделения властей отводят парламенту, относя к его компетенции сферу законодательства и тем самым предоставляя ему право определять границы деятельности исполнительной власти. На практике исполнительная власть активно участвует в законодательном процессе, особенно на стадии подготовки законопроекта, где инициатива часто принадлежит правительству. Тем не менее представленный законопроект в обязательном порядке проходит обсуждение в парламенте, в его комиссиях и только в случае принятия законодателями обретает силу закона. Парламент — высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. В Средние века представительные собрания обычно имели три палаты по числу сословий — духовенство, дворяне и горожане. В Англии духовенство требовало для себя права самостоятельно определять порядок налогообложения церковных владений и в работе парламента участия не принимало, а высшее духовенство в качестве держателей крупных земельных владений заседало в палате лордов. В результате английский парламент — предтеча современных законодательных институтов — сложился как двухпалатное собрание. В настоящее время парламенты большинства стран состоят из двух палат. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом с представительством земель, штатов, республик и иных образований, входящих в состав федерации. В странах с унитарной формой территориально-политического устройства создание двух палат в парламенте обычно выражало стремление господствующих слоев ввести дополнительные сдерживающие начала внутри самой законодательной власти, не допустить односторонней приверженности депутатов интересам какой-либо одной группы населения, «чрезмерного» демократизма законодателей. Нижние палаты парламента формируются посредством всеобщих прямых выборов. Способы формирования верхних палат более многообразны. В Англии в верхнюю палату парламента, палату лордов, входят наследственные пэры, пожизненные, не передающие свой титул по наследству пэры и высшие иерархи англиканской церкви. По язвительному замечанию одного из парламентариев, в Англии «палата лордов — пример тому, как надо заботиться о престарелых». В России, как вы знаете, в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики — губернатор, избираемый на прямых выборах населением, и глава регионального законодательного собрания. В США в Сенат — верхнюю палату парламента (Конгресса) каждый штат независимо от численности населения избирает по два представителя. В ФРГ депутаты верхней палаты назначаются правительствами земель. В ряде стран на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых непрямых выборов. Нередко часть депутатов избирается, а часть назначается или получает место в верхней палате по наследству. В большинстве стран разделение властей предусматривает законодательное лишение определенной категории лиц права быть избранными в парламент. Обычно данное правило распространяется на государственных служащих, военных, судей. Той же цели — гарантировать независимость народного избранника, не допустить оказания на него нажима со стороны исполнительной власти — служит и запрет депутатам парламента в течение срока действия их полномочий занимать должности на государственной службе, в частных фирмах. Среди политологов и общественности демократических стран не сложилось единого мнения относительно того, насколько зависим депутат от поддержавших его на выборах избирателей. Сторонники одной точки зрения полагают, что депутат жестко связан обязательствами своей предвыборной программы, он должен поддерживать с избирателями своего округа постоянные контакты, выражать в парламенте их взгляды и настроения. Другие видят в депутате скорее доверенное лицо, которо- му избиратели передали право защищать в законодательном органе их интересы и предоставили свободу действовать, полагаясь на собственные знания, опыт, здравый смысл. В большинстве стран не существует право отзыва депутата, ведь свое отношение к нему избиратели имеют возможность выразить в день выборов, не переизбрав на новый срок не оправдавшего их доверия парламентария. Работающий в законодательном собрании депутат рассматривается как представитель интересов народа, а не только своих избирателей, и потому он не должен подвергаться с их стороны угрозе досрочного прекращения полномочий. Руководство работой законодательного собрания осуществляет избираемый парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции) спикер1 — председатель палаты и его заместители или какой-либо коллегиальный орган. Председателем верхней палаты в США является вице-президент страны, в Великобритании — лорд-канцлер. Спикер палаты регулирует ход прений, координирует деятельность парламентских комитетов и комиссий, представляет парламент на международной арене. Для эффективной организации работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, комиссии, подкомиссии. Во многих странах — России, Австрии, Италии, США, Швеции и др. — комитеты имеют специализированный, «отраслевой» характер. Важнейшие из них — комиссии по бюджету, промышленности, труду и социальному обеспечению, юстиции, обороне, иностранным делам. Работа в специализированной комиссии, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают депутату возможность глубоко изучить определенную отрасль государственного управления, квалифицированно оценить представляемые законопроекты, установить постоянные и тесные контакты с руководителями соответствующих исполнительных органов. Оборотной стороной «профессионализации» парламентариев становится сужение круга лиц, причастных к подготовке важнейших законодательных решений, так как палата обычно следует рекомендациям комиссий и принимает одобренные ими документы без повторного обсуждения. Исторически законодательным полномочиям парламента предшествовало завоеванное им в борьбе с королевской властью право утверждать налоги, а затем и определять порядок расходования полученных казной денежных средств. Свои права в области государственных финансов парламенты сохраняют и сегодня. Правительство разрабатывает проект бюджета и представляет его в парламент, законодатели обсуждают проект, вносят в него изменения и принимают, устанавливая тем самым объемы средств, которые 1 Спикер (англ. speaker — оратор) — председатель нижней палаты парламента в Англии и некоторых других англоязычных странах. вправе израсходовать администрация в течение очередного финансового года. Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является его право одобрять и ратифицировать заключенные правительством международные договоры и соглашения. И наконец, парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинение против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они своими действиями нанесли ущерб интересам страны. В европейских демократических государствах, в Австралии, Канаде, США существенная роль в системе разделения властей отводится судебной власти. Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности в деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае возникновения трудноразрешимых противоречий между ними, в том числе по конституционным проблемам. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей актов законодательной и исполнительной власти возлагается на специально создаваемый орган. В России право разрешать все споры, затрагивающие конституционные основы власти, предоставлено Конституционному суду. В США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд. Проверка конституционности законодательных актов и действий администрации служит логическим развитием системы «сдержек и противовесов», призванной блокировать любые проявления политического экстремизма и попыток чрезмерной концентрации власти. Во всех демократических государствах конкретное содержание системы разделения властей имеет свои особенности, но долгая практика взаимодействия и взаимоконтроля органов управления способствовала становлению достаточно эффективных институтов и неформальных норм согласования и координации действий всех ветвей власти. Как мы видим, разделение властей означает не их изолированность, полную независимость друг от друга, а равновесие, сбалансированность, способность в тесном взаимодействии осуществлять функции государственного управления. Принцип разделения властей занимает важное место в новой Конституции Российской Федерации, согласно которой законодательная власть сосредоточена в Федеральном собрании, исполнительная — в руках Президента, судебная — в Верховном и Конституционном судах. Эта система у нас делает лишь первые шаги. Будущее покажет, насколько быстро и успешно она утвердится, в частности, насколько сумела заявить о себе как о самостоятельной силе судебная власть, ведь в России ни во времена монархии, ни в советский период она не пользовалась ни реальным влиянием, ни высоким общественным престижем, за исключением, возможно, нескольких десятилетий после реформ Александра II. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ТИПЫ И ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ И ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |