КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Территориально-политическое устройство государства
Основные понятия: унитарное государство, административная централизация, децентрализация, политическая централизация, федеративное государство, культурно-национальная автономия, конфедерация. Большое значение для понимания природы того или иного государства имеет его территориально-политическая организация, политико-правовой статус составных частей и принципы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Различают три основные формы территориально-государственного устройства: унитарную1, федеративную и конфедеративную. Наиболее распространено в современном мире унитарное государство. Его отличительными признаками являются: существование единой системы высших органов государственной власти и управления; действие единой конституции и судебно-правовой системы; принятие единого гражданства. Исторически унитаризм неотделим от становления государственности, от процессов создания единой системы административных и судебных органов власти, унификации права, упорядочивания налогов. В то же время унитарность как форма государственного устройства не тождественна административной централизации — принятию всех сколько-нибудь значимых управленческих решений центром, постоянному и строгому контролю центральных властей над деятельностью региональных и местных органов власти. Впрочем, и чисто технически такой контроль до появления современных средств связи и сообщения был затруднен, поэтому правительствам приходилось мириться с той или иной мерой самостоятельности на местах. Ближе всего к административной централизации в прошлом подошла абсолютная монархия. В Новое время она в полной мере реализовалась в практике тота- 1 Унитарный (лат. unitas — единство) — единый, составляющий одно целое. 58 литарных режимов, которые по своей природе не терпят существования неподконтрольных главе режима центров власти как возможных источников оппозиции. В определенных исторических условиях административная централизация была оправданна как способ перехода к современной системе управления, мобилизации ресурсов общества в периоды быстрых экономических и социальных преобразований. Во времена стабильного развития административная централизация во многом утрачивает свойственные ей преимущества. Практика показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие общества, делает административный аппарат громоздким, плохо контролируемым. Интересы социального развития требуют создания гибкого и эффективного управленческого механизма, предполагающего предоставление региональным и местным структурам власти широких полномочий, возможности оперативно реагировать на изменение социально-экономических условий, принимать отвечающие местным реалиям решения, постоянно учитывая при этом и интересы центра. Необходимой предпосылкой выявления преимуществ административной децентрализации служит централизованное политическое руководство, без чего самостоятельность региональных и местных властей оборачивается произволом и потерей управляемости обществом. В настоящее время в демократических странах достигнута высокая степень политической централизации — согласованности действий всех институтов власти, обеспечиваемой в основном без применения насилия, правовыми методами и личными контактами политических лидеров, существованием отлаженных неформальных каналов согласования интересов внутри политической элиты, прочностью связей в системе вертикали власти, в том числе в федерациях между центром и регионами. Тенденции к административной централизации и децентрализации постоянно сосуществуют и взаимодействуют, усиливаясь или ослабевая в отдельных сферах политического управления по мере изменения социально-экономических и политических условий развития общества. Федерация — форма территориально-политического устройства, отличающаяся тем, что несколько государственных образований, юридически обладающих определенной самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Политический смысл термина «федерация» наиболее коротко и точно может быть передан понятием «компромисс». Федерация позволяет найти равновесие между действующими одновременно центробежными и центростремительными силами, примирить стремление к самостоятельности регионов, в прошлом обычно разъединенных, имевших собственные исторические судьбы и нередко этнокультурные различия, с тенденцией к их объединению или сохранению единства во имя достижения общих экономических, внешне- и внутриполитических целей. Многообразные формы объединения государств и городов для совместных действий против общего противника, защиты и развития торговли известны с глубокой древности. В античной Греции, например, города-государства создали Афинский, Беотийский, Пелопоннесский союзы. В средневековой Европе была знаменита Ган-за — могущественный торгово-политический союз северонемецких городов. В 1291 г. образовалась Швейцарская конфедерация — кантоны Швиц, 'Ури и Унтервальден объединились для защиты от австрийских Габсбургов. В 1579 г. берет начало Республика Соединенных провинций (Голландская республика) — с заключения семью северными провинциями Нидерландов Утрехтской унии для борьбы с Испанией. Федеративные государства современного типа появились не ранее конца XVIII в. Первым из них могут быть названы Соединенные Штаты Америки. Отличительной чертой политического устройства США после 1787 г. и современных федеративных государств в целом стало предоставление союзным органам власти права принимать решения, распространяющиеся непосредственно на граждан: вводить налоги, издавать законы, осуществлять административное управление, в то время как в создававшихся ранее политических объединениях все эти функции принадлежали только властям государств — участников союза. Образовав новое государство, североамериканские штаты сохранили принятые ими еще в колониальные времена конституции и собственные органы власти — исполнительной и законодательной, согласившись одновременно передать ряд полномочий федеральному центру. Так возникла двухуровневая система политического управления — закрепляемое общегосударственной (союзной) конституцией разделение полномочий между федеральным правительством и правительствами участников федерации, что является основным признаком союзного государства. В современных федеративных государствах в ведение центрального правительства передаются вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, защиты прав и свобод человека, установление основных видов налогов и таможенных тарифов, политика в области труда, занятости, социального обеспечения. Правительства областей, провинций, штатов действуют самостоятельно преимущественно в сфере образования, культуры, туризма, жилищного строительства, охраны правопорядка. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации, принципы их взаимодействия определяются как потребностями регулирования национальной экономики, осуществления крупномасштабных социальных программ, так и присутствием в составе населения компактно проживающих этнических и религиозных меньшинств, историей государства, прочностью устоев «регионального самосознания», что придает уникальность каждому федеративному образованию. Конституции и законы субъектов федерации должны соответствовать основному закону страны. Верховенство союзной конституции и федерального законодательства на всей территории государства — один из незыблемых принципов федерализма. Конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из нее. На практике предпринимавшиеся попытки отделения приводили к глубоким и затяжным политическим кризисам и обычно не имели успеха. Хорошо известный пример — гражданская война в США. До недавнего времени едва ли не единственным случаем мирного и относительно безболезненного разделения федерации был выход в 1965 г. из состава федеративного государства Малайзии, образованного в 1963 г., наиболее развитого в экономическом отношении штата Сингапур. Власти Малайзии, вопреки всем прецедентам, поддержали это решение, что объясняется не столько их исключительным миролюбием, сколько боязнью дальнейшего усиления в экономической и политической жизни страны позиций доминировавшей в Сингапуре китайской общины. С точки зрения конституционного права к числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Коморские Острова, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея, Танзания, Россия, США, Соединенные Штаты Микронезии, ФРГ, Швейцария, Эфиопия, Югославия. В политической практике не всегда легко провести черту между унитарным и федеративным территориально-политическим устройством. Так, в Испании и Италии области, отличающиеся самобытной исторической и культурной традицией, в прошлом самостоятельные государства, обладают правами самоуправления, близкими к правам субъектов федерации. В то же время в Индии штаты не имеют собственных конституций, гражданства, судебной системы, а их границы могут быть изменены федеральным парламентом без согласия самих штатов. Поэтому политологи говорят не только о федерациях, но и о государствах с элементами федеративного устройства. О другого рода затруднениях, возникающих при определении характера территориально-политической системы, свидетельствуют примеры латиноамериканских стран времен военных диктатур, когда, скажем, Аргентина или Венесуэла оставалась по конституции федеративным государством, но находившиеся у власти военные фактически управляли в режиме жесткой централизации, не считаясь с правами регионов. Совокупность признаков территориально-политического устройства, таким образом, дает лишь общее представление — идеальный тип — федеративного и унитарного государства, к которому реально существующие страны приближаются в большей или меньшей мере. Само по себе федеративное устройство не служит синонимом децентрализации. Предоставление территориальным органам власти разумной доли самостоятельности, оптимизация системы управления совместимы как с унитарной, так и с федеративной организацией. Не гарантирует оно и устранения региональных и национальных противоречий. Из развитых стран достаточно вспомнить Канаду, где сепаратистские устремления франкоязычной провинции Квебек не раз нарушали политическое спокойствие страны: так, в 1995 г. на очередном референдуме за отделение от Канады высказались 49,4% принявших участие в голосовании жителей франкоязычного Квебека — всего один шаг отделял страну от глубокого политического кризиса. Пример Канады упомянут не случайно — большинство политологов убеждены, что федерации, построенные по национально-территориальному признаку, непрочны. Исторически федерация для таких стран, как Австралия, Германия, США, Швейцария, была формой преодоления политической раздробленности. Создание союзного государства ни в одном из этих случаев не служило средством регулирования межнациональных отношений, поэтому в классических федерациях политико-территориальное деление не привязано к национальному составу населения. В странах с этнофедеративным устройством наложение политического, экономического, социального кризисов на национальную проблематику, перевод столкновения социально-экономических интересов в плоскость национального конфликта создают взрывоопасную ситуацию, и, даже если удается потушить начинающийся пожар, угли конфликта могут тлеть многие десятилетия. Драматический распад СССР, кровавое разъединение бывшей Югославии, «мирный развод» Чехии и Словакии служат доказательством уязвимости тех федераций, где политико-административные границы признаются и линиями национально-этнического размежевания. В то же время не стоит забывать, что во всех трех названных странах этнофедера-лизм сочетался с последовательной административной централизацией, тогда как, например, Канада и Индия, децентрализованные этнофедерации, вполне успешно справлялись до сих пор с регулярно обостряющимися внутренними кризисами. Так что мнение о кончине этнофедерализма все же следует счесть несколько преувеличенным. В качестве альтернативы принципу выделения субъектов федерации по национальному признаку нередко выдвигается идея культурно-национальной автономии. Ее достоинства несомненны. Действительно, при создании национально-территориальных образований в странах со сложным этническим составом населения невозможно провести «справедливую» демаркацию границ. Тысячи, а порой и миллионы представителей «титульных» этносов оказываются за пределами своих «национальных отечеств». Малочисленные народности чаще всего лишены шансов обзавестись своим собственным «национальным домом», что мы и видим сегодня в Российской Федерации. Замысел создателей программы национально-культурной автономии, австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра, понятен и убедителен. В соответствии с ним каждый взрослый человек должен получить право самостоятельно присоединяться к одному из существующих в стране национальных сообществ. Государство не вмешивается в сферу национальных отношений, подобно тому как в большинстве стран оно отстранилось от участия в делах церкви и признало свободу совести индивидов. Самоуправляющиеся сообщества сами вносят в «национальные реестры» имена людей, заявивших о своем намерении присоединиться к ним, заботятся о сохранении национальной культуры, издают учебную литературу на родном языке. Иными словами, национальные отношения полностью предоставляются инициативе и самостоятельности институтов гражданского общества. Все дискуссии вокруг правильности проведения границ теряют смысл, нет необходимости с оружием в руках решать территориальные споры между субъектами федерации. Привлекательно? Очень, если только не вспоминать, что у программы К. Реннера и О. Бауэра есть один недостаток — она имеет весьма ограниченное практическое воплощение. К идее национально-культурной автономии тяготеют главным образом представители национальных землячеств, проживающие в отрыве от основного места расселения своего этноса. Но еще ни одна из этнических групп не проявила готовности отречься в пользу духовного единства от зримого, земного воплощения своего национального отечества, от тех территорий, которые она считает исконно своими. Итак, федерализм не сулит готовых ответов на проблемы децентрализации и демократизации политической системы, не снижает остроты политической борьбы, но он предоставляет в распоряжение общества еще один инструмент, позволяющий «цивилизовать» конфликт, «ужиться» с ним и отчасти сделать управляемым. Однако разрешение неизбежно возникающих противоречий без применения насилия, достижение согласия центра и субъектов федерации, взаимный учет ими интересов друг друга, уважение прав государственных образований — участников союза достижимы лишь в демократическом государстве с прочными традициями регионального и местного самоуправления. Конфедерация — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Каждый участник конфедерации сохраняет государственную самостоятельность и, объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации верховенство принадлежит конституциям и законам государств — участников договора. В отличие от федерации конфедеративный договор может быть расторгнут каждым из его участников в одностороннем порядке. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над гражданами входящих в ее состав государств, решения этих органов принимаются на основе общего согласия и осуществляются институтами власти каждого из участников союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Примерами конфедерации могут служить США в 1776—1787 гг., Швейцария до 1848 г., Германский союз в 1815—1867 гг. Швейцария и доныне официально именуется Швейцарской конфедерацией, но фактически по своему территориально-политическому устройству она входит в число федераций. В Новое время конфедерации чаще всего служили переходной формой к более тесному объединению участников, шагом от союза государств к единому государству — федеративному или унитарному. В последние десятилетия некоторые черты конфедерации проступают в Европейском экономическом сообществе, которое в соответствии с подписанным в 1992 г. Маастрихтским договором было преобразовано в Европейский союз. Присоединившиеся к договору страны — Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Испания, Италия, Франция и др. делегировали часть своих полномочий союзным органам: Совету сообществ, Европейскому совету, Европарламенту. Тем самым не просто произошло углубление экономической интеграции западно-европейских стран, но и возникло новое для политической практики образование, сочетающее одновременно черты федеративного государства, конфедерации и международного союза. Так, было введено гражданство Союза и создан Европарламент, избираемый напрямую населением стран-участниц, как в федеративном государстве, но наиболее важные политические и экономические решения принимаются не Европарламен-том, где действует правило большинства, а Европейский советом в составе глав государств и правительств стран-участниц или Советом сообществ, действующим на основе принципа единогласия, что характерно для конфедеративных государств и международных организаций. Многообразные формы межгосударственных союзов мы наблюдаем и на пространстве бывшего СССР. В попытках смягчить деструктивные последствия резкого разрыва политических и экономических связей, частично восстановить утраченное 11 стран, некогда республик СССР, образовали СНГ — Содружество Независимых Государств. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия заключили дополнительное соглашение о более тесной кооперации, создав Содружество четырех государств, а Россия и Белоруссия, подписав договор о формировании Сообщества, проявили готовность продвигаться и к следующей стадии объединения по типу конфедерации. Не исключено, что в будущем сочетание интеграционных и дез-интеграционных процессов в некоторых нынешних федерациях и региональных экономических объединениях приведет к созданию новых конфедераций или государственных образований, соединяющих в себе черты федеративного и конфедеративного устройства. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |