КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Партии и культурно-исторические традиции общества. Типологизация партийных систем
Основные понятия: традиционная политическая культура, партийная система общества, двухпартийная система, многопартийная система, система с доминантной партией. Состязательность политики, многопартийность рассматриваются политологами как условие и как проявление демократического характера политической системы. С признанием и распространением принципов демократического устройства, норм парламентаризма партии стали принадлежностью политической жизни не только стран европейского региона и связанных с ними историческими и культурными корнями государств, но и азиатских, латиноамериканских, африканских обществ. Внешне функции партий в политических системах стран с различными культурными и историческими традициями, социальными структурами схожи, но вправе ли мы полагать, не впадая в чрезмерное упрощение, что политические институты могут быть перенесены в иные страны с той же легкостью, как и, например, новые промышленные или сельскохозяйственные технологии? И даже если они приживутся на новой почве, будут ли их функции во всем подобны тем, что они выполняют в обществах-донорах? Рассмотрим один очень характерный пример. В 1993 г. на парламентских выборах в Японии Либерально-демократическая партия впервые с 1955 г. потерпела поражение и перешла в оппозицию. Одну из причин поражения либерал-демократов наблюдатели были склонны видеть в серии крупных скандалов, связанных с коррупцией в руководстве ЛДП. В результате громкого разоблачения в отставку был вынужден уйти премьер-министр страны К. Танака. На выборах 1993 г. в избирательном округе К. Танаки свою кандидатуру выставила его дочь, баллотировавшаяся как независимый кандидат. Можно предположить, что в западной демократии шансы женщины, которая никогда прежде политикой не занималась, была незнакома избирателям и вступила в борьбу с опытными соперниками — кандидатами ведущих партий, оценивались бы невысоко, хотя средства массовой информации, конечно, не обошли бы вниманием избирательную кампанию дочери скандально известного экс-премьера. В западном обществе ориентиром для электората служат прежде всего партийные программы — избиратель голосует за ту партию, чья идеология ему близка, даже если кандидат от «чуждой» ему по воззрениям партии наделен яркими чертами политического лидера и зарекомендовал себя опытным политиком. Независимые кандидаты, полагающиеся на собственную популярность и притягательность своих идей, составляют в западных странах редкое исключение. Как правило, новички в политике, которые уже приобрели себе имя на ином поприще или известны благодаря родству с видным политическим деятелем, выступают на выборах под эгидой той или иной партии. Для японских избирателей, очевидно, партийный фактор не имел определяющего значения, и они с редким единодушием отдали голоса дочери отставного политика. Ее отец, по мнению жителей округа, достойно представлял в Токио их интересы — за годы его пребывания в парламенте отдаленная префектура получила крупные средства на развитие транспортной сети, на территории округа были построены лучшие в Японии дороги, сверхскоростные автомобильные и железнодорожные магистрали связали префектуру со столицей. К- Танака продемонстрировал качества, которые соответствовали ожиданиям избирателей,— он зарекомендовал себя надежным и влиятельным покровителем округа. В обществе с преобладанием религиозной традиции, прочными устоями большой семьи, клана, касты, приверженностью этнокон-фессиональной общности выбор избирателя определяется не столько партийно-идеологическими, сколько личными ориентациями. Избирателя, если он не принадлежит к узкому слою европейски образованной, вестернизированной элиты, привлекает не идеологически правильная программа кандидата, а его способность быть лидером общины, покровителем и защитником ее интересов, выполнять ту роль, которая веками принадлежала главе клана, вождю, крупному землевладельцу. Предпочтение всегда будет отдано претенденту, с которым избирателя связывают узы веры, землячества, этнической общности, покровительства. Заручившегося их доверием политика избиратели склонны многократно переизбирать независимо от его партийной принадлежности — согласно обычному представлению достойный правитель сохраняет свое положение пожизненно. Полученное по наследству (как в случае принадлежности политика к знатной семье) или обретенное и подтвержденное им право на власть переходит к потомкам. Когда политик покидает свой пост, его место нередко занимает жена, сын, дочь или другой ближайший родственник. Обратите внимание, что практически все наиболее известные женщины-политики в странах Азии, сумевшие занять высшие государственные посты, опирались в предвыборной борьбе на авторитет отца или мужа, за ними стояло имя бывшего главы государства или правительства, хорошо известное избирателям. В традиционной политической культуре личные ориентации действуют в политике повсеместно — и во главе общины, и во главе государства, как убежден носитель традиционного сознания, должен стоять правитель, наделенный свыше даром власти и выполняющий свой долг перед подданными. На такого лидера ориентируется население на местных и национальных выборах. На местных выборах личные качества кандидата, его клановая, этническая, конфессиональная принадлежность обычно хорошо известны жителям, и не столь важно, от какой партии балло- тируется политик: избиратель проголосует за своих традиционных лидеров или поддерживаемых ими кандидатов, • по какому бы партийному списку они ни проходили. При переезде в город или на парламентских выборах избиратель может найти в бюллетене незнакомые ему имена. Тогда ориентиром для него становится личность лидера партии: избиратель поддержит кандидата от той партии, которую возглавляет известный ему и отвечающий его представлениям о национальном лидере политик, чья символическая и реальная роль в политической системе подобна роли монарха. В обществах с традиционной политической культурой партии объединяют интересы не индивидов — социальных атомов, разделенных на классы и слои, а этнических, конфессиональных групп, кланов, каст, земляческих союзов, общин, объединенных вокруг лидера. Сами партии в таком обществе представляют собой относительно устойчивые, иерархически организованные кли-ентелы, в которых лидер партии и его окружение покровительствуют местным политикам, а те, в свою очередь, опираются на своих земляков, единоверцев, влиятельных лиц общины. Политики, соперничающие за преобладание в партии, создают свои кли-ентелы, образующие внутри партии фракции. В случае недовольства своим положением во властной иерархии политики, имеющие устойчивые связи с избирателями, сравнительно легко переходят в другие партии или выступают как независимые кандидаты. Гражданин восточных демократий смотрит на подобное поведение чаще всего одобрительно: ведь, чем ближе продвинулся политик к источникам реальной власти, тем больше благ могут ожидать от него избиратели. Таким образом, заимствованные из опыта западных демократий партийные структуры в странах «третьего мира» вполне органично служат соперничеству традиционных общностей — их борьба за власть и статус обретает форму конкуренции партий, внешне напоминающих многопартийные системы европейского и североамериканского типа. Политические партии, имеющие реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутри- и внешнеполитический курс страны, в совокупности составляют партийную систему общества. То, сколько партий и какие именно входят в партийную систему, определяется характером социально-экономических конфликтов, соотношением основных социальных сил, составом населения. В настоящее время преобладающими типами партийных систем являются двухпартийная и многопартийная, а также их разновидности. Классическая двухпартийная система сложилась в США, где республиканская и демократическая партии уже более ста лет сменяют друг друга у власти, ни разу не допустив за это время победы какой-либо третьей партии или независимого кандидата. Исторически республиканская партия выражала политические интересы сил, боровшихся за отмену рабства, тогда как демократы были пар- тией южан. Постепенно различие между электоратом обеих партий стиралось, и сегодня их поддерживают практически одни и те же социальные слои, хотя некоторые устойчивые предпочтения по социальным группам и регионам продолжают сохраняться. Двухпартийная система существует и в Великобритании. Здесь консерваторы и лейбористы в течение многих десятилетий неизменно побеждают на выборах, но весьма активны также и относительно малочисленные партии — либералы, национальные партии Шотландии и Уэльса, неоднократно предпринимавшие попытки нарушить монополию ведущих партий на власть. В странах с многопартийными системами за победу на выборах борются несколько партий. Обычно ни одной из них не удается получить большинство мест в парламенте, и при создании правительства они образуют союз (коалицию) нескольких партий. Своеобразная форма многопартийности представлена партийной системой ФРГ. В этой стране с начала 60-х гг. у власти попеременно находились социал-демократы (СДПГ) и блок ХДС/ХСС. Ни одна из других действовавших партий не имела реальных шансов победить на парламентских выборах. Однако ведущие партии, как правило, не располагали твердым большинством в парламенте и формировали правительство с участием численно небольшой СвДП (Свободной демократической партии). Свободные демократы выступали в коалиции в роли младшего партнера, не претендуя на положение правящей партии, но, поскольку от них нередко зависел исход голосования в парламенте, они обладали заметным политическим влиянием. Пример иного рода многопартийности на протяжении нескольких десятилетий демонстрировала партийная жизнь Италии. Здесь в предвыборной борьбе участвует несколько крупных партий, но господствующие позиции на политической арене страны до начала 90-х гг. принадлежали Христианско-демократической партии (ХДП), за которую голосовали католики из всех слоев населения. Пребывая бессменно у власти долгие годы, ХДП приобрела прочные позиции во всех звеньях политического управления, обнаруживая устойчивую тенденцию к сращиванию с государственным аппаратом. Еще более отчетливо соединение партийного и государственного управления прослеживается в обществах с традиционной политической культурой, формально имеющих многопартийные системы. Например, в Сингапуре начиная с 1968 г. на выборах неизменно побеждает Партия народного действия (ПНД). Пост главы государства занимает избираемый парламентом президент, но центральная роль в системе государственного управления принадлежит премьер-министру, являющемуся лидером правящей партии. Структура и принципы деятельности ПНД отвечают преобладающей в Сингапуре модели социальных связей большой семьи и опираются на конфуцианскую традицию (3/4 населения Сингапура — этнические китайцы), для которой характерно безоговорочное повиновение младших старшим, покровительство сородичам и землякам, культивирование централизованной, высокоподготовленной, доступной для наиболее способных представителей всех социальных слоев бюрократической иерархии. Партия имеет жестко контролируемый центром аппарат кадровых сотрудников, они работают в районных отделениях партии и одновременно руководят местными органами власти. ПНД организована по территориальному принципу, но исследователи подметили, что «многие члены ПНД предпочитают регистрироваться в тех отделениях партии, которые возглавляют знакомые или покровительствующие им члены парламента, в надежде продвинуться по партийной линии или служебной лестнице». Сингапур показывает достаточно типичный для стран традиционной политической культуры образец партийной системы с доминантной партией. Правящая партия формально ведет на выборах равную борьбу со своими политическими соперниками, но избиратели видят в ней не одну из конкурирующих партий, а единственного легитимного носителя власти. До тех пор пока партия и ее лидер обеспечивают благополучие государства — поддерживают устойчивые темпы экономического роста, социальную стабильность, демонстрируют решимость и политическую волю в урегулировании межнациональных конфликтов, не переступая при этом прав традиционного правителя, избиратели сохраняют ей верность. Стабильная система с доминантной партией, кроме Сингапура, сложилась в Малайзии. В Индии партия Индийский национальный конгресс десятилетиями не знала крупных поражений в борьбе за большинство в парламенте, и трудно сказать, удалось бы оппозиции так решительно потеснить ИНК (И) на выборах летом 1996 г., если бы не трагическая гибель от рук террористов несколькими годами ранее лидера партии Раджива Ганди, наследника «политической династии» Неру — Ганди. В Японии многолетнее пребывание у власти ЛДП, ее структура и электорат давали основание делать вывод о существовании в стране до начала 90-х гг. партийной системы с доминантной партией. Формирование доминантной партии не отменяет постоянное соперничество за власть в среде традиционных общностей и клиен-тел политиков, почва для недовольства, а значит, и оппозиции всегда существует, но при обычном, не нарушаемом серьезными потрясениями ходе политической жизни шансы оппозиционных партий прийти к власти демократическим путем не слишком велики. Среди стран с традиционной политической культурой немало и таких, где доминантная партия не сложилась. Общей чертой этих стран стало второстепенное положение законодательного собрания и представленных в нем партий в системе государственного управления, сосредоточение власти в руках исполнительных органов (при военных режимах, контролируемых армией). На наших глазах в России идет формирование многопартийной системы. Существующие в стране партии представляют все оттенки идейно-политического спектра от крайне левых до организаций крайне правого толка. В большинстве своем они немногочисленны, не располагают шансами провести депутатов в федеральный парламент и законодательные собрания регионов и образуют, скорее, клубы единомышленников, чем партии, реально претендующие на власть. Как показывает опыт, существуют определенные этапы перехода к многопартийности — его прошли страны Южной Европы, Латинской Америки. На первой стадии, как правило, возникают многочисленные мелкие партии и движения; партии постепенно определяют свое политическое лицо, завоевывают себе сторонников, приобретают опыт избирательной борьбы, проходят стадию «естественного отбора». Непременное условие укрепления партийно-политических структур и вытеснения слабых политических образований составляет регулярное проведение выборов органов власти всех уровней — от общенациональных до местных. В ходе избирательных кампаний оформляются межпартийные блоки, определяются партии-лидеры, которые и составляют в дальнейшем партийную систему страны. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ III
ГЛАВА IV. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ. ВЫБОРЫ. ЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |