КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типологизация политических систем и режимов. Партийная система общества
Основные понятия: монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, республика, президентская республика, парламентская республика. В предыдущей главе мы сказали, что мир политического заключает в себе объединяющее всех членов общества начало. Как выражение всеобщей воли, он призван примирить и совместить разнородные и конфликтующие интересы всех членов общества. Конфликт и консенсус (согласие) составляют две важнейшие характеристики любой политической системы. Согласие способствует сохранению политической системы, а конфликт — изменению как отдельных институтов, так и системы в целом. В сущности политика начинается там, где на основе расхождения интересов возникают конфликты, которые она призвана разрешать. Словом, конфликт и политика самым тесным образом связаны между собой. Однако для разрешения конфликтов разные политические силы могут использовать разные пути и средства. Это, в свою очередь, обусловливает существование различных форм правления и режимов, типов правительств, политических партий, организаций, ориентирующихся в своей практической деятельности на то или иное конкретное средство, способ сохранения целостности общества. Вопрос, как разрешаются социальные конфликты, не будет иметь ответа, пока мы не знаем, кто их разрешает, в чьих интересах действуют люди, стоящие у власти. Не случайно одним из главных для всех политических теорий издавна является поставленный Платоном вопрос: «Кто должен господствовать?», или, говоря иначе: «Чья воля может и должна доминировать в обществе?» На этот вопрос отвечали и отвечают по-разному: воля Всевышнего, воля истории, воля государства или государя, воля народа, воля большинства, воля класса, партии, вождя. Данный вопрос можно поставить и так: кто должен править? Почему? Как? В чьих интересах? Ответы на данные и подобные им вопросы позволяют выде- лить основополагающие признаки и характеристики политической системы, а также ее формы и типы. Классификация (типо-логизация) форм государственного правления или политических систем является одной из основных задач, стоящих перед политологом. Со времен древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля известно множество типологизаций. Учитывая их достоинства и недостатки, мы предлагаем собственную типологизацию, в основу которой положены следующие характеристики: 1) природа политической системы — демократия и диктатура; 2) соотношение различных ветвей и институтов власти — конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика и смешанная парламентско-президентская республика; 3) форма государственно-административного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. В первом случае речь идет о типах политической системы, во втором — о типах политического режима, а в третьем — о формах территориально-административного устройства. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться в данной типологизаций, необходимо определить, какое именно содержание мы вкладываем в понятия политическая система и политический режим. Пожалуй, это один из самых запутанных вопросов современной политологии. В публицистике, а нередко и в научной литературе эти понятия используются в качестве синонимов. Например, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламентском режиме и парламентской системе. В чем же состоит различие между этими ключевыми понятиями политологии? Политическую систему отличают прежде всего фундаментальные принципы организации и важнейшие ценности, лежащие в ее основе. Эти принципы и ценности определяются ответами на вопросы: кто должен господствовать и править? Чья воля может и должна доминировать в обществе? В чьих интересах принимаются важнейшие политические решения? Главные различия политических режимов намечаются в рамках самих политических систем по принципам соотношения ветвей власти и организации политических институтов, по формам и методам осуществления власти, а также по той роли, которую играют глава государства и глава правительства, парламент, судебные инстанции. Конечно, любая типологизация, строящаяся по какому-то одному основанию (признаку), является условной и зависит от целей и задач конкретного научного исследования. В реальной жизни указанные типы не существуют в чистом виде — политическая практика демонстрирует нам множество переходных форм моделей, также изучаемых политологами. Разговор о государственно-политических формах начнем с характеристики политических режимов. Каждое государство в современном мире отличается от других множеством специфических черт и характеристик, сложившихся в ходе его исторической эволюции под влиянием внешнеполитических и природных факторов, религиозно-культурной традиции, особенностей социально-экономического развития, этнического состава населения. При всей разнородности современных государств их можно подразделить на два самых общих типа — монархии и республики. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Республика — форма правления, при которой главой государства становится выборное и сменяемое лицо, получающее ограниченное по времени право на власть от представительного органа или непосредственно от избирателей. Монархическая форма правления имеет несколько разновидностей. Абсолютная монархия отличается всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, а в странах ислама — и духовного главы мусульман страны. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Сегодня абсолютные теократические монархии сохранились в Юго-Западной Азии как реликты на современной карте мира — это Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Саудовская Аравия. Впрочем, и они делают шаги в направлении перехода к конституционным формам: в Саудовской Аравии, например, в начале 90-х гг. был создан Меджлис аш-Шури — орган, имеющий консультативные функции и обладающий правом законодательной инициативы,— прообраз парламента. При ограниченной монархии глава государства осуществляет управление с участием законосовещательного органа или законодательного собрания. Например, в Бутане король — глава государства, занимает пост верховного главнокомандующего, возглавляет исполнительную власть и назначает Совет министров, но законодательные функции он выполняет совместно с парламентом — Национальной ассамблеей. Современные ограниченные монархии имеют характер конституционных — полномочия главы государства определены конституцией или иными законодательными актами. Конституционные монархии распространены главным образом в Южной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Западной Европе. К ним принадлежат Бахрейн, Бельгия, Бруней, Великобритания, Дания, Иордания, Испания, Камбоджа, Кувейт, Лихтенштейн, Люксембург, Малайзия, Монако, Непал, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония. На Африканском континенте конституционная монархия представлена Королевством Лесото, Королевством Свазиленд, Марокко. Форму конституционных монархий сохраняет и большинство стран — бывших английских колоний, которые, получив самостоя- тельность, продолжают признавать главой государства королеву Великобритании. К данной группе конституционных монархий относятся Австралийский Союз, Канада, Новая Зеландия и другие страны Содружества. В эти государства по представлению их правительств королева назначает генерал-губернаторов, передавая им свои полномочия «на время отсутствия». В конституционных монархиях развитых индустриальных стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент. Правом вето, даже там, где оно формально сохраняется, монархи давно не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Это означает, что судьба правительства в руках депутатов. Потеряв поддержку парламентариев, кабинет министров уходит в отставку, либо распускается парламент и назначаются внеочередные парламентские выборы. В обоих случаях монарх лишь официально объявляет о принимаемых политиками решениях. Иными словами, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет все свои функции в тесном согласии и сотрудничестве с ним. По букве закона в государственных делах монарх действует «по предложению» или «с согласия» правительства. На практике представляемые ему рекомендации имеют обязательный характер. Один из английских авторов писал, что если бы парламент страны приговорил королеву к смертной казни, то он должен был бы подать ей на утверждение соответствующий законопроект, а она в свою очередь утвердить его. Все издаваемые монархом распоряжения и указы должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они приобретают юридическую силу (силу закона). Ответственность за их осуществление полностью несет правительство. Неудивительно, что положение монарха в системе политического управления развитых демократических стран принято определять лаконичной формулой: «Король царствует, но не правит». Однако она не вполне точна. Во-первых, при всех изменениях в социальной структуре и уровне экономического развития общества монарх остается символом нации, стоящим над партийными схватками и воплощающим единство страны. Сколь значима эта роль, показали, например, события начала 90-х гг. в Бельгии. В этой стране на протяжении многих лет проводилась поэтапная конституционная реформа, которая завершилась переходом от унитарного устройства государства к федеративному. Однако сохранялись опасения, что компромисс окажется непрочным и противостояние двух политических общностей — валлонов и фламандцев — приведет в конечном счете к разъединению страны. На этом фоне кончина в июле 1993 г. короля бельгийцев Бодуэна I, занимавшего престол с 1951 г. и пользовавшегося высоким общественным авторитетом, была воспринята многими как знак завершения истории единого государства. Ранее предполагалось, что наследник, младший брат короля Альберт, сразу отречется в пользу своего сына, но реальная угроза единству страны сделала личность монарха важным фактором политической жизни, и премьер-министр Бельгии обратился к Альберту — известному политику, человеку с большим жизненным опытом с просьбой самому взойти на престол. В Великобритании, Бельгии, Испании, некоторых других странах у монарха есть «резервные» полномочия на случай острых политических кризисов. История постфранкистской Испании показала, что в условиях дестабилизации политической системы монархия способна стать гарантом устойчивости и действенной силой глубоких политических реформ. Во-вторых, повседневный ход политической жизни и сегодня оставляет монарху область непосредственного участия в политике. На протяжении многих лет глава государства регулярно знакомится с важнейшими документами правительства. Он лично знает всех политиков высокого ранга. Приобретаемые знания и опыт позволяют монарху выступать при необходимости в качестве советника правительства. Известно также, что, прежде чем назначить нового премьер-министра — а такое право предоставляется монарху конституциями большинства стран с соответствующей формой правления,— глава государства проводит консультации с лидерами ведущих партий. В случае, когда одна из партий обеспечила себе по итогам выборов большинство в нижней палате парламента, подобные консультации становятся не более чем данью политической традиции — пост главы правительства получает лидер победившей партии. Но если ни одна из партий не располагает твердым парламентским большинством, участие монарха в консультациях по выбору кандидатуры премьер-министра может выйти далеко за рамки протокольных норм. Правда, об оказанном им влиянии обычно знает только очень узкий круг непосредственных свидетелей событий, так как правила политического этикета предписывают политикам не разглашать содержания своих конфиденциальных бесед с монархом. В целом в развитых странах конституционная монархия предстает как чрезвычайно жизнеспособная форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и преемственность. Группа конституционных монархий «третьего мира» исключительно разнородна. В ней сосуществуют «нефтяные монархии» Персидского залива; сохраняющий феодальные и полуфеодальные социальные, экономические, политические структуры Непал; одна из наиболее устойчивых парламентских демократий азиатского региона Малайзия; пережившая трагедию господства «красных кхмеров» Камбоджа. На просторах «третьего мира» мы встречаемся со странами, где монарх и «царствует, и правит», реально располагает всей полнотой власти и ограничен не столько конституционными нормами, сколько многовековыми традициями, как, например, в ближневосточных монархиях. В этой же группе стран с ними соседствуют государства, пережившие длительную полосу переворотов и политической неопределенности, когда власть переходила от одной военно-бюрократической группировки к другой при формальной отстраненности монарха от прямого вмешательства в политику, но при сохранении им возможности своей негласной поддержкой оказывать воздействие на исход политической борьбы, как было в Таиланде. И хотя между политическими системами указанных стран подчас легче найти различия, чем сходство, есть нечто общее, что их объединяет,— это характер отношения людей к институту монархии: независимо от меры действительного участия дворца в управлении монарх воспринимается как единственный легитимный носитель власти. В политической культуре восточных обществ глубоко укоренено представление о сакральной природе монархии. «Сей мир, лишенный царей, был обуреваем со всех сторон страхом; и вот, для сохранения всех существ, Господь создал Царя, взяв вечных частиц от субстанций Индры, Анилы, Ямы, Сурии, Агни, Варуны, Чандры и Ку-веры; и именно потому, что Царь был создан из частиц, извлеченных из естества главнейших богов, оно и превосходит сиянием всех других смертных»,— говорится в «Законах Ману» (II в. до н. э. — II в. н. э.) — своде наставлений, охватывающих весь круг жизни индусов. Схожие воззрения обнаруживаются во всех основных религиозных традициях, и, что важно подчеркнуть, они и сегодня продолжают преобладать в сознании большей части населения «третьего мира». Люди по-прежнему видят в монархе хранителя покоя подданных, защитника слабых, носителя справедливости. Сакрализо-ванная личность правителя воплощает для них упорядоченность и прочность всех социальных связей, венчает зримую земную иерархию политических лидеров и институтов. Чрезвычайно примечательно, например, что в Камбодже, не сумевшей после свержения в январе 1979 г. режима Пол Пота прийти к гражданскому миру и согласию, возвращение в страну принца Нарадома Сианука и восстановление в 1993 г. монархии оказались едва ли не последней надеждой на примирение вовлеченных в конфликт сторон. Таким образом монархия, нередко воспринимаемая сегодня как уходящая в прошлое форма государственного правления, во многих случаях оказывается «работающей архаикой» и успешно выдерживает сравнение с республикой. Республика — наиболее распространенная в современном мире форма правления. Различаются президентская и парламентская республики. Президентская республика впервые была установлена в США в конце XVIII в. и послужила затем образцом политического устройства для стран Латинской Америки, освободившихся в первой половине XIX в. от колониального владычества Испании. Для режима президентской республики характерно, что президент — глава государства одновременно руководит исполнительной ветвью власти. В президентской республике, как она сложилась в США, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей — принцип, получивший в американской политологии название система «сдержек и противовесов». Законодательное собрание и президент — глава исполнительной власти-, государства и правительства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Получение президентом полномочий непосредственно от избирателей обеспечивает ему прочную легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту. Президент назначает правительство обычно с одобрения законодательного собрания, в США, например, с одобрения Сената. Президент свободен в выборе кандидатов на министерские посты. Он вправе пригласить в состав кабинета независимых специалистов и даже политиков от оппозиционных партий, хотя традиционно правительство формируется главным образом из представителей партии, победившей на президентских выборах. Участие в администрации депутатов парламента, совмещение должностей в структурах законодательной и исполнительной властей не допускаются. Поскольку в президентской республике глава правительства и законодательное собрание избираются раздельно, может случиться так, что партия, потерпевшая неудачу в борьбе за президентский пост, в то же время получает большинство в парламенте и контроль над законодательной властью. В парламентских республиках подобное несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства исключено. Президент лишен конституционного права роспуска законодательного собрания и оказывается перед необходимостью сотрудничать с ним, каково бы ни было отношение парламентариев к проводимой администрацией политике. Конституции президентских республик наделяют парламент полномочиями привлекать к ответственности и отрешать от должности президента за совершенные им преступления. При отстранении президента от должности или в случае его неспособности выполнять свои обязанности его место после принесения присяги занимает вице-президент. «Система сдержек и противовесов» предоставляет президенту право отклонять принятые парламентом законы, а парламенту — преодолевать вето президента повторным голосованием, дает администрации полномочия заключать международные договоры и соглашения, но их ратификацию оставляет законодателям. Признавая принятие бюджета компетенцией парламента, она наделяет президента правом обращаться к конгрессу с бюджетным посланием. С помощью «сдержек и противовесов» создатели американской конституции намеревались не допустить чрезмерного усиления одной из ветвей власти, сделать законодательную, исполнительную и судебную власти способными взаимно уравновешивать друг друга. Политический опыт президентских республик свидетельствует о том, что реально ведущей силой в системе политического управления становится исполнительная власть, президент. В латиноамериканских странах главенство президентской власти в структуре государственного руководства обозначено особенно четко. Оно усиливается слабой организованностью гражданского общества, глубокими социально-экономическими конфликтами, ко- торые питают политический радикализм, традицией опоры президентской власти на бюрократию и военных при весьма ограниченной роли партий в политическом механизме. Президентская форма правления утвердилась в Алжире, Египте, Камеруне, Кении, Конго, Мали, Сенегале и других странах. Среди президентских республик Африки выделяется группа государств, допускающих легальную деятельность лишь одной правительственной партии: Камерун (единственная партия — Демократическое объединение камерунского народа), Кения (Национальный союз африканцев Кении), Конго (Конголезская партия труда), Малави (Партия конгресса Малави) и др. Во всех этих странах президент — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами — обычно руководит и монопольно правящей партией, наделенной исключительным правом выдвигать кандидатов на выборах в однопалатное законодательное собрание. В отличие от традиционных президентских республик число переизбраний на пост главы государства, как правило, не ограничено (в США не более двух сроков). Президенту дается право распускать парламент, предоставляются обширные законодательные полномочия. Фактически за формальным следованием образцу западных политических институтов и механизмов — политическое представительство, выборы, парламент, разделение властей, партия — в таких странах стоит единовластное правление президента, окруженного лично преданными ему высшими военными и гражданскими служащими. Россия в настоящее время входит в категорию президентских республик: в нашей стране партийный состав правительства не зависит от итогов выборов в нижнюю палату парламента, Государственную Думу, решение об отставке кабинета принимает Президент, и он же назначает нового главу правительства (с согласия Государственной Думы). В соответствии с буквой Конституции, очередные парламентские выборы могут никак не сказаться на судьбе правительства — кабинет министров несет ответственность перед Президентом, а не перед законодательным собранием. История последнего десятилетия показала, что наиболее крупная парламентская фракция, КПРФ, и ее союзники обычно бывают лишены представительства в кабинете министров или эпизодически получают несколько министерских портфелей. Основные посты в правительстве распределяются Президентом среди политиков, принадлежащих к партиям парламентского меньшинства или не входящих в какую-либо политическую партию. Нельзя не заметить, что российский образец президентской республики имеет свои особенности. Так, глава Российского государства не руководит повседневной работой правительства — деятельность кабинета направляет и координирует премьер-министр страны. Президенту дано конституционное право роспуска Государственной думы — прекращение полномочий нижней палаты парламента предусмотрено в случае проявления глубоких разногласий президента и депутатов по кандидатуре премьер-министра и политике правительства. В этой связи отмечают, что Россия стоит ближе не к американской модели разделения властей, а к той, что принята во Фрднции. Все годы, прошедшие после принятия Конституции 1993 г., в нашей стране не утихают дискуссии о том, насколько оптимальным оказалось нынешнее распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, следует ли вносить в основной закон поправки, по-новому определяющие отношения президента, правительства и Думы. Многие политологи предлагают усилить полномочия парламента, приблизить политическую систему России к парламентской республике. Парламентскую республику отличает прежде всего порядок формирования правительства — оно создается лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти — парламентом. Вотум1 недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Назначения в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Если правительственное большинство образовано коалицией партий, то министерские посты распределяют по соглашению их представители. В результате министры всегда представляют одновременно и исполнительную, и законодательную ветви власти, что невозможно в классической президентской республике. Глава государства в парламентской республике — президент обычно избирается законодательным собранием или (реже) на всеобщих выборах. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но, подобно главе государства в конституционной монархии, он не располагает правом назначать правительство по своему усмотрению — состав кабинета министров определяет лидер партии парламентского большинства. И хотя конституционные полномочия президента могут быть достаточно обширными, он занимает по сравнению с главой государства в президентской республике значительно более скромное место в структуре политического управления. Ведущее положение в системе органов государственной власти при режиме парламентской республики принадлежит правительству. По букве закона парламент контролирует деятельность правительства. В действительности же кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения без оглядки на законодателей, особенно если он опирается на прочное однопартийное большинство. При голосовании в парламенте депутаты подчиняются строгой партийной дисциплине (в отличие от президентской республики, где устойчивость правительства не зависит непосредственно от позиции парламентариев). Парламентские республики отличаются обычно меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят смены правительств и внеочередные выборы. В странах с давними демократическими устоями подобные события не сопровождаются общественными потрясениями, а для мало интересующейся политикой части населения проходят и вовсе незамеченными. Однако в случае социально-политических кризисов правительственная нестабильность может послужить фактором разрушения политических структур. Так, в частности, закончила свое существование IV Республика во Франции, многочисленные правительства которой, построенные на основе всех мыслимых и немыслимых партийных коалиций, не смогли в конце 50-х гг. положить конец затянувшейся колониальной войне в Алжире. Образцом политического устройства парламентской республики послужил государственный строй Англии. К настоящему времени форма парламентской республики осталась по преимуществу достоянием европейских стран: ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, ФРГ и др., а также — вне пределов европейского региона — Индия и Израиль. Среди республиканских форм правления встречаются смешанные, сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Примером может служить V Республика во Франции, установленная конституцией 1958 г. Новый основной закон страны существенно усилил президентскую власть. Глава государства избирается на всеобщих выборах и наделен широчайшими полномочиями, включая право роспуска парламента. Президент назначает премьер-министра с последующим утверждением кандидатуры главы кабинета парламентом. Премьер-министр не связан обязательством включать в состав правительства только депутатов от партии парламентского большинства, а получивший назначение в состав кабинета депутат обязан покинуть свое место в законодательном собрании. Парламентский контроль над исполнительной властью весьма ограничен, и на практике деятельность правительства направляется главным образом президентом. Политическая жизнь современной Франции доказала прочность и гибкость институтов V Республики, их жизнеспособность даже в том случае, когда президент не принадлежит к партии парламентского большинства. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |