КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и проведение выборов. Избирательная кампания
Основные понятия: выборы, всеобщее и равное избирательное право, ценз, избирательная кампания, избирательный округ. В либерально-демократической традиции интерес к политике и готовность участвовать в политической жизни оцениваются как одна из высших гражданских добродетелей. Предполагается, что эффективность и устойчивость политической системы во многом зависят от степени зрелости общественного мнения, уровня осознания людьми своих интересов, желания и способности граждан реализовать те возможности, которые предоставляются всеобщим и равным избирательным правом, другими каналами политического участия. Политическая активность, направленная на совершенствование существующих институтов, рассматривается не только как свидетельство прочности демократических норм, но и как самостоятельная ценность — сфера самореализации индивида. На практике основной формой политической активности большинства граждан современного демократического общества стало участие в выборах. В лексиконе демократической политики найдется немного слов, способных по значимости встать вровень с термином «выборы». Как прихожанин следует циклическому церковному календарю и каждый год в постах и праздничных днях заново переживает основные вехи Священной истории, так и жизнь «человека политического» подчинена собственным ритмам. В демократических странах главными событиями, отмеряющими течение политического времени и придающими ему внешнюю упорядоченность, являются выборы. Политическое время движется размеренно — выборы проводятся регулярно, через определенные, предусмотренные законом промежутки времени. Президент, депутаты высшего законодательного собрания избираются обычно на срок от 4 до 6 лет. Считается, что такой промежуток времени достаточен кандидату для выполнения предвыборной программы, позволяет обеспечить стабильность и преемственность политического руководства и вместе с тем не настолько велик, чтобы политик мог позволить себе не задумываться о предстоящих выборах, забыть о своей ответственности перед избирателями. Местные органы власти также избираются на 4—5 лет, редко на более длительный срок — до 12 лет, как, например, в Германии. Дата очередных выборов устанавливается в законодательном порядке или объявляется указом главы государства. В парламентских республиках и парламентарных монархиях предусмотрена возможность досрочного роспуска законодательного собрания, и тогда назначаются внеочередные выборы. Внеочередные выборы могут проводиться и в том случае, если политик, занимающий выборный пост, отстранен от должности или болен и не в состоянии выполнять свои обязанности. В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. Ставшее в Европе знаменем буржуазных революций требование отмены сословных ограничений и равенства политических прав граждан нашло в идее всеобщего и равного избирательного права свое логическое завершение. Не случайно этот принцип впервые был реализован радикальными демократами в ходе Великой французской революции. Затем избирательное право на долгие десятилетия стало действительно всеобщим только для собственников: предоставление права голоса обусловливалось имущественным цензом — уплатой определенной суммы налога с недвижимого имущества, владением собственным домом или арендой жилого помещения с квартирной платой выше установленного минимума. В результате избирательное право в европейских странах в XIX в. получили от 1 до 10% взрослых мужчин. Требование имущественного ценза отражало сформировавшееся еще в Средние века представление, согласно которому права сословия и принадлежащих к нему людей неотделимы от обязанностей, определяются личной службой, поэтому уплата налогов, т. е. выполнение денежной повинности, заменяющей личную службу, рассматривалась как условие предоставления политических прав. В буржуазном обществе идея связи политического участия и имущественного положения человека получила иное звучание: утверждалось, что собственник имеет наибольший интерес в общественных делах, обладание собственностью необходимо для ответственного политического участия. На протяжении всего XIX в. велась борьба за расширение доступа к политическому участию, за снижение, а затем и отмену имущественного ценза, который был основным препятствием к получению избирательных прав большинства граждан. В настоящее время имущественный ценз в избирательном законодательстве демократических государств практически не встречается. С имущественным был тесно связан образовательный ценз, отстраняющий от голосования неграмотных и предоставляющий дополнительный голос на выборах высокообразованным избирателям как наиболее сведущим в политике. До сегодняшнего дня образовательный ценз сохранился в нескольких странах Латинской Америки — Бразилии, Перу, Чили, Эквадоре. В большинстве азиатских и африканских государств неграмотные избиратели допускаются к участию в выборах — они голосуют, ориентируясь на внесенные в избирательные бюллетени символы партий и ставя вместо подписи какой-либо знак или отпечаток пальца, что одновременно позволяет предотвратить повторное голосование. Выбор партией своего символа в странах с высокой долей малограмотного населения становится важной частью предвыборной стратегии: каждая партия стремится получить символ, так или иначе связанный с национальной и религиозной традицией, привлекающей избирателя. Длительной была борьба за предоставление избирательного права женщинам. В политических правах женщины приравнивались к несовершеннолетним — как правило, они не имели самостоятельного источника доходов и были материально зависимы от отца, мужа или брата. На этом основании считалось, что мужчины — главы семей представляют на выборах не только свои интересы, но и интересы всех домочадцев — детей и женщин. Первой страной, установившей всеобщее избирательное право для граждан старше 21 года, стала Австралия, где это было сделано в 1902 г. В Европе ее примеру последовали сначала Финляндия — в 1906 г., затем Россия, где право голоса женщинам предоставила Февральская революция 1917 г. В Англии женщины старше 30 лет получили право голоса в 1918 г., в США — на два года позже, в 1920 г., во Франции — в 1944 г., в Италии — в 1945 г., в Греции — в 1956 г., в Судане — в 1965 г. В Швейцарии женщины были лишены права участвовать в выборах до 1971 г., а в Лихтенштейне право избирать депутатов парламента оставалось привилегией мужчин до 1984 г. (правда, реально воспользоваться предоставленным им правом женщины смогли только в 1986 г., на первых после принятия закона парламентских выборах). До сих пор женщины отстранены от участия в выборах в 10 странах мира, в том числе в Белизе, Бутане, Кувейте, Саудовской Аравии. Долгое время в большинстве западно-европейских стран и США существовал относительно высокий возрастной ценз: активное избирательное право — право избирать предоставлялось с 21 — 23 лет, т. е. со времени, когда человек обычно получал профессию, имел твердый заработок и обзаводился семьей. В странах Запада в 70-е гг. на пике активизации молодежного движения возрастной ценз был снижен до 18 лет. США, например, предоставили право голоса достигшим совершеннолетия гражданам в 1971 г., Франция — в 1974 г., Италия — в 1975 г. Активное избирательное право с 18 лет существует в Автралии, Бенине, Египте, Индии (с 1989 г.) и во многих других странах. На Кубе и в Никарагуа правом избирать граждане обладают с 16 лет, в Иране — с 15 лет, в Индонезии — со времени вступления в брак, а не состоящие в браке — с 18 лет. Получение пассивного избирательного права — права быть избранным, как правило, обусловлено более высоким возрастным цензом: депутат нижней палаты парламента обычно не должен быть моложе 21—25 лет, верхней палаты — 30—40 лет, право баллотироваться на пост главы исполнительной власти предоставляется с 34—40 лет. Для кандидатов на высшие посты существуют высокие цензы оседлости: от них требуется прожить в стране к моменту участия в выборах не менее 10—15 лет, постоянно проживать в той местно- сти, от которой они баллотируются в парламент. Едва ли подобные требования к кандидатам можно счесть нарушением демократических норм: их цель состоит в том, чтобы обеспечить право избирателей иметь в выборных органах власти опытных и знающих политиков. Сохранившийся в немногих странах ценз оседлости для избирателей не превышает нескольких месяцев и, как и другие незначительные ограничения, не является в большинстве случаев препятствием к участию в выборах. Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания: составляются списки избирателей, проходит выдвижение и регистрация кандидатов, ведется предвыборная агитация и, наконец, проводится голосование. После завершения избирательной кампании организуется подсчет голосов и объявляются итоги выборов. Выборы проводятся по избирательным округам. Территория страны, провинции, штата, республики разбивается на округа, население которых выбирает одного или несколько депутатов. Для выборов местных органов власти создаются небольшие по численности населения избирательные округа, включающие городской район, квартал, поселок или деревню. На выборах высших законодательных органов или главы исполнительной власти один округ охватывает целую область, провинцию или край. Округа, от которых избирается один депутат, называются одноименными (униноми-нальными), несколько депутатов — многоименными (полиноминальными). Избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей или избирателей — только тогда обеспечивается действительное равенство избирательных прав. Понятно, что если в двух расположенных рядом избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 50 тыс. избирателей, а во втором — 100 тыс., то голоса избирателей в первом округе окажутся вдвое весомее. При подготовке выборов партиям важно знать, как распределяются их сторонники по округам. Если, например, одна из партий пользуется влиянием главным образом в сельской местности, а другая — в индустриальных центрах, то первая партия будет заинтересована создавать избирательные округа примерно равными по территории: в этом случае сельские округа с малой плотностью населения получат преимущества в сравнении с городскими. При образовании избирательных округов учитывается множество факторов: численность населения, административно-территориальные границы, проживание этнических и иных меньшинств. К этой работе привлекаются специалисты — социологи, политологи, демографы. Находящаяся у власти партия обычно стремится использовать их знания в своих целях и образовать избирательные округа так, чтобы увеличить собственное представительство в парламенте и других выборных органах власти. В списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В Малайзии, США, Франции, некоторых других странах избиратели должны сами прийти на избирательный участок и зарегистрироваться для участия в выборах. В большинстве стран списки избирателей составляют местные органы власти. Одновременно с регистрацией избирателей идет выдвижение кандидатов на выборные должности. Существует несколько способов выдвижения кандидатов. В Великобритании, Бельгии, Дании, Малайзии, Франции достаточно подать в специальную комиссию или местным властям заявление самого кандидата, подписанное вместе с ним избирателями. Подписей должно насчитываться от 2—6 до нескольких тысяч, в зависимости от установленной законом страны нормы. Формально выдвижение избирателями или самовыдвижение открывает независимым кандидатам доступ к участию в предвыборной борьбе. Другой способ выдвижения кандидатов — подача заявления, петиции от имени партии. Такой порядок действует в Австрии, Индии, ФРГ, Швейцарии и других странах. Еще одним способом выдвижения кандидатов является получившая распространение в США и ЮАР система первичных выборов (праймериз). Первичные выборы — это предварительная проба сил претендентов, своего рода репетиция решающего голосования. Победитель праймериза становится официальным кандидатом партии и получает возможность продолжить борьбу за выборный пост. Результаты первичных выборов позволяют партии определить, кто из ее кандидатов пользуется наибольшей поддержкой среди избирателей, какова популярность их программ. Одновременно праймериз делает процесс выдвижения кандидатов более демократичным, открывая его для участия всех заинтересованных избирателей. Независимо от порядка выдвижения кандидата решающая роль на первом этапе избирательной кампании в большинстве случаев принадлежит политическим партиям: они осуществляют подбор кандидатов, оказывают им организационную и финансовую помощь. Большие средства и усилия затрачиваются партиями и кандидатами на предвыборную кампанию. Смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы дать избирателю возможность познакомиться с программами претендентов на выборные должности и сделать осознанный, продуманный выбор. Каждая партия в ходе предвыборной кампании стремится заручиться поддержкой наибольшего числа избирателей. Цель предвыборной агитации каждой партии — убедить избирателей, что именно она призвана защитить их интересы, способна предложить наиболее реальные и доступные ответы на волнующие общество проблемы. В период предвыборной кампании партия делает все возможное для привлечения на свою сторону дополнительного числа избирателей. Активисты не жалеют усилий на проведение митингов и собраний, кандидаты без устали выступают на встречах с жителями своего избирательного округа, в прессе и на телевидении. Реальные гарантии свободы слова и собраний, неприкосновенности личности составляют необходимое условие проведения действительно демократических выборов. Предвыборная кампания — сложное и дорогостоящее дело, в которое вовлекается множество людей: служащие аппарата партии, сотрудники средств массовой информации, политологи, социологи, активисты партий. Современная предвыборная кампания невозможна без участия средств массовой информации. Давно отошли в прошлое те времена, когда избиратели за многие километры добирались в местный клуб на предвыборное собрание. Сегодня не нужно выходить из дома, чтобы едва ли не ежедневно слышать с экрана выступления кандидата. Даже организуемые партиями митинги не столько имеют целью знакомство избирателей с программами кандидатов, сколько рассчитаны на привлечение внимания корреспондентов газет, теле- и радиожурналистов. С появлением средств массовой информации, особенно радио и телевидения, расходы политических партий и кандидатов на предвыборную кампанию многократно возросли. В последние десятилетия в странах Европы и США была значительно усовершенствована техника проведения предвыборных кампаний. Партии стали широко пользоваться услугами социологов, изучающих общественное мнение, социальных психологов, исследующих настроения и симпатии людей, специалистов по анализу политических текстов и подготовке речей. С появлением телевидения особое значение для кандидатов приобрело умение держаться перед телекамерой, уверенно и со знанием дела отвечать на вопросы соперников и журналистов, располагать к себе зрителей. Ведь за выступлениями кандидатов по телевидению, особенно за теледебатами, следят многие тысячи, а порой и миллионы избирателей, и невыгодное впечатление, произведенное на них несколькими неудачными ответами, очень трудно исправить. Конечно, встречи кандидатов с телеаудиторией тщательно готовятся: привлекаются консультанты, помогающие политику определить наиболее выигрышные темы выступлений, найти свой образ и стиль. Вместе с кандидатом его помощники работают над предвыборными речами, внимательно анализируют выступления соперников, следят за настроениями избирателей, корректируя тактику ведения предвыборной борьбы. Вполне понятно, что пройти избирательную кампанию без опоры на партию или организованную группу влиятельных сторонников чрезвычайно сложно и не располагающий подобной поддержкой кандидат едва ли сможет рассчитывать на успех. Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную кампанию в равных условиях. Осуществить это требование на практике оказывается невозможно. Партии, пользующиеся поддержкой состоятельных слоев населения, могут рассчитывать на крупные пожертвования в предвыборные фонды и обеспечить себе доступ на телевидение, радио, страницы газет. В привилегированном положении оказываются кандидаты правящей партии, претендующие на переизбрание. Как действующие политики — министры, парламентарии, губернаторы — они постоянно выступают по радио и телевидению, формально не нарушая закона о равенстве доступа к средствам массовой инфор- мации. Партии, не сумевшие привлечь большие средства в свой предвыборный фонд, не могут позволить себе оплачивать услуги консультантов, рекламные выступления популярных артистов и лучшее время в эфире. Поэтому демократическое государство берет на себя часть расходов кандидатов по ведению предвыборной кампании, предоставляет партиям время для выступлений на телевидении и радио, причем получаемое партиями время распределяется или пропорционально популярности их программ среди избирателей, что определяется итогами предшествующих выборов и опросами общественного мнения, или (реже) поровну. Нормы политической этики в демократических странах требуют, чтобы средства массовой информации, за исключением открыто партийных изданий, не выказывали предвзятости к кандидатам, в идеале сохраняли нейтралитет в предвыборных сражениях, подчеркивая тем самым веру в здравый смысл самих избирателей. С той же целью — создания партиям и кандидатам равных условий — избирательное законодательство устанавливает ограничения на размеры пожертвований частных лиц и организаций в предвыборные фонды, на использование собственных средств кандидатов, общую сумму расходов на избирательную кампанию. Надо признать, что и в странах с устойчивыми демократическими традициями финансирование партий, их предвыборных кампаний нередко остается сферой полузаконных операций. Нарушение партиями финансового законодательства, раскрытие тайных источников финансирования кандидатов послужили почвой множества скандалов, выплескивающихся время от времени на страницы газет и экраны телевидения. Но как бы ни был оправдан скептицизм в отношении финансовой чистоты «предвыборной кухни», демократические страны тем и отличаются, что политик не может пренебрегать общественным мнением, и нередко даже слухи о финансовых злоупотреблениях, просочившиеся в средства массовой информации, побуждают политика, не желающего наносить ущерб репутации своей партии, подавать в отставку. Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. Последний день перед приходом на избирательный участок отводится избирателям на самостоятельное обдумывание своего выбора и принятие окончательного решения. Завершает избирательную кампанию голосование. Ничто не должно ограничивать свободу волеизъявления граждан. В изолированной кабинке избиратель самостоятельно заполняет бюллетень и сам опускает его в урну. В таких условиях участники выборов могут не опасаться нажима со стороны заинтересованных политиков или избирательной комиссии. В некоторых странах бюллетени не применяются — для голосования используются специальные машины, позволяющие исключить подтасовку результатов. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |