КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Картина мира человека нового времени. Возрождение. Реформация
Основные понятия: антидогматизм, самоценность человека, индивидуализм, протестантизм. Два исторических события знаменовали в Европе разрыв со Средневековьем и утверждение нового политического строя — английская революция XVII в. и Великая французская революция конца XVIII в. Но прежде чем они свершились, в Европе произошел другой переворот — в духовной жизни народов, в их мировоззрении, во взглядах на природу, общество, человека. Изменились представления людей об окружающем мире, о месте человека в этом мире, о его предназначении; умами людей овладели новые социальные и политические идеалы. Изменилось и представление о том, что такое наука, возникли новые учения о государстве, праве, власти. На смену идеям конечности, замкнутости мира, скорого завершения истории пришла картина мира, бесконечного во времени и пространстве. Зародившийся в городской культуре позднего Средневековья процесс секуляризации обрел в эпоху Возрождения (Ренессанса) XIV—XV вв. зримые очертания. Во времена античности и в Средние века населенная и доступная человеку часть мира (ойкумена) ограничивалась для европейцев Европой, Северной Африкой, Индией, Передней Азией. Эпоха Великих географических открытий неизмеримо расширила пространственные горизонты европейских народов, сделала доступными огромные, неведомые ранее территории. Изменив очертания мира, Новое время разомкнуло и историческое пространство. Идея скорого завершения истории, ее движения от сотворения первого человека, грехопадения, искупительной жертвы Христа к Страшному суду сменилась взглядом на историю как на естественный процесс, в ходе которого одни политические образования создаются, развиваются, переживают упадок и гибнут, а на смену им приходят другие государства, с более эффективной организацией власти. Утверждается неизвестное дотоле представление о линейном историческом прогрессе, о бесконечных возможностях совершенствования человека и общества. К эпохе Ренессанса относится зарождение современной политической науки. Как принято считать, начало ей было положено сочинениями И. Макиавелли (1469—1527). О творческом наследии и личности Н. Макиавелли до сих пор идут споры. В обычном понимании макиавеллизм — это поведение политика, пренебрегающего нормами морали, не останавливающегося перед ложью, лицемерием, коварством, жестокостью и преступлением во имя достижения своих целей. Есть и другая оценка трудов Н. Макиавелли. В нем видят защитника республиканских свобод, противника тирании, поборника идей объединения Италии. Однако и сторонники и оппоненты Н. Макиавелли согласны в одном: «флорентийский секретарь», как его часто называют в литературе, поскольку он много лет занимал пост секретаря Совета де-сятиправительственного органа Флоренции, принадлежит к числу тех мыслителей, которые определяют развитие политической теории. Н. Макиавелли отказался от религиозного понимания происхождения государства и власти, от идеи божественного предопределения. В истории, считал он, действуют два слагаемых — объективная закономерность, т. е. естественные, земные силы, и личная энергия, мужество, доблесть человека. Политическим поведением людей руководят природные склонности, соображения пользы и выгоды. В политической борьбе побеждает наиболее энергичный и деятельный, расчетливый и предусмотрительный, умеющий подчинить себе обстоятельства политик. «Судьба,— утверждал Н. Макиавелли,— всегда на той стороне, где лучшая армия» (сравните: «Не в силе Бог, а в правде»). После нескольких веков забвения Н. Макиавелли вновь ввел в политическую науку понятие «государство». Для мыслителей Возрождения мир утратил свой иерархический характер, было снято противопоставление конечного, преходящего, греховного мира и бесконечного, вечного в своем совершенстве Создателя. Мир средневековой иерархии переставал существовать, человек разрывал систему сословной зависимости, наследственного статуса, непроницаемости социальных барьеров. В «Речи о достоинстве человека» один из наиболее талантливых представителей итальянского Возрождения Пико делла Ми-рандола очень ярко выразил суть того, что позже исследователи назвали прометеевым комплексом — убежденность во всемогуществе человека, его разума, неограниченности открытых перед ним перспектив преобразования природы и общества. Человеку, по словам итальянского философа, «дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем хочет». Бог не дал Адаму «ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению». В противоположность мышлению человека Средневековья, крайне настороженно относившегося ко всему, что не проверено вековой традицией и не освящено авторитетом учения церкви, ренессансное мышление открыто всему новому, антидог-матично. Если духовные и интеллектуальные поиски Средневековья вдохновлялись стремлением точнее воспроизвести истину, уже данную во всей полноте в Священном Писании, и не уклониться от нее, то философы Возрождения были уверены, что никто не владеет высшей истиной, различные учения и античных авторов, и отцов церкви лишь в той или иной мере приближаются к ней. В эпоху Ренессанса была провозглашена самоценность человека. Гуманисты Возрождения впервые обратились к внутреннему миру личности, к строю мыслей и чувств индивида, создавая произведения, которые позже дали начало жанру литературной исповеди. Идеалом гуманистов становится гармонично развитая личность, человек, своим трудом и разумом возвысившийся от варварства и дикости до подлинно человеческого состояния. Антидогматизм, свобода мышления, отход от иерархической картины мира, признание самоценности личности — эти необходимые условия демократии Нового времени ведут свою историю от эпохи Возрождения. Однако наше обращение к ней будет неполным, если мы не скажем о разрушительных силах, которые таились в духовном наследии Возрождения. Ретроспективный анализ открывает наблюдателю то, что ускользало от взора современников. Выдающийся русский философ А. Ф. Лосев так оценивает прометеев комплекс, прежде всего принесенный Возрождением сильнейший импульс индивидуализма: «Эстетика Ренессанса дошла до таких пределов субъективистского развития, когда субъект уже начинает ощущать свою ограниченность и свою связанность своей же собственной изоляцией. В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему». Культура Возрождения создавалась как культура светская, хотя мыслители той эпохи, разрушавшие прежнее представление об абсолютном авторитете церковного учения, не были атеистами. Это была культура городская, она оставалась достоянием небольшого слоя образованных горожан. Духовная жизнь огромного большинства людей по-прежнему всецело протекала «за оградой церкви». Но процесс секуляризации преобразовывал и церковное учение. XVI в. в духовной и политической истории Европы стал веком Реформации. В октябре 1517 г. в немецком городке Виттенберге доктор теологии, скромный монах прибил к дверям собора лист бумаги с текстом тезисов. В них он кратко изложил свое понимание отдельных аспектов христианского вероучения. Этим монахом был Мартин Лютер, чье имя в несколько недель стало известно всей Германии, а затем и всей католической Европе. Так было положено начало Реформации — движению, которое изменило духовную, идейную, политическую жизнь Германии, распространилось на другие страны и вышло далеко за пределы программы обновления церкви и ее учения. Реформация и Возрождение предстают порой как эпохи-антиподы, отрицающие друг друга. Действительно, признанию величия и совершенства человека, перераставшему в его обожествление, Реформация противопоставила идею полного бессилия и ничтожества человека перед лицом Бога. Переживание полноты и радости жизни, удивление перед красотой и гармонией мира сменились духом добровольного самоограничения и суровой самодисциплины. Преклонение перед всеми проявлениями прекрасного, умение ценить роскошь и изящество уступили место простоте, доходящей до аскетизма. Сами деятели Реформации, как правило, люди незнатного происхождения, но упорные и целеустремленные, фанатичные и непримиримые в своей вере, являли собою полную противоположность деятелям Возрождения — аристократам, поэтам, знатокам искусств, философам, убежденным в относительности всякой истины. Что же объединяет два таких разных явления, как Возрождение и Реформация? Общим у них было движение к индивидуализму, стимулируемое идеей доверия к разуму человека. На смену светскому гуманизму Возрождения пришел христианский гуманизм Реформации. Дух учения об освобождении и возвышении человека пробудил стремление к обновлению христианства, возврату к его истокам. Но как Возрождение не было возвратом к античности, Реформация не стала возвращением к раннему христианству. Для того чтобы понять, как Реформация прокладывала дорогу новым представлениям о власти, праве, демократии, рассмотрим некоторые основные черты ее идеологии. Реформация и порожденный ею протестантизм порывали со средневековыми представлениями о Боге и человеке. Человек в учении реформаторов — это существо, изначально греховное. Никто — ни святой, ни праведник — не свободен от греха, и никакие собственные усилия человека с тяжестью этого греха несоизмеримы. Ни строгое следование всем предписаниям церкви, ни дела милосердия, ни покаяние, ни уход от мира не приближают к спасению — оно может быть только милостью, даром Божьим. Человек спасается лишь искренней верой в искупительную жертву Христа, найти в своей душе эту веру — значит узреть знак спасения. Наиболее последовательные идеологи Реформации, как, например, Ж. Кальвин, приходили к мысли, что еще до сотворения мира люди были разделены на избранных, которым уготовано спасение, и тех, кто предназначен к погибели. И было бы нелепо, утверждал Ж. Кальвин, видеть в этом жестокость, поскольку замысел Бога недоступен нашему пониманию. Бог настолько велик, несоизмерим ни с чем земным, что к нему не могут применяться наши понятия о милосердии. Постичь Бога человеческий разум не в состоянии. Мы знаем о Боге только то, что открыто им самим, и все, что Бог открыл человеку, заключается в Священном писании, в Биб- лии. Из этого следовало, что церковь не имеет перед мирянами никаких преимуществ в познании того, что есть истина, а что — заблуждение. Этот важнейший вывод, сделанный основателями нового учения, разрушал незыблемые ранее преграды и авторитеты. На смену человеку Средневековья, не мыслившему себя вне сословия, корпорации, цеха, приходил человек буржуазного общества — автономный индивид, наделенный свободой суждения, свободой нравственного выбора. Так парадоксальным образом учение о бессилии и ничтожестве человека оборачивалось доверием к нему, освобождением от навязываемых извне авторитетов, от предписанных от века способов мышления. Отсюда оставался один шаг до идеи естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности, до идеи правового государства. Такой шаг был сделан мыслителями Просвещения. Однако прежде чем перейти к основным идеям и принципам современной демократии, задержимся ненадолго на одном непосредственно не связанном с нашей темой, но часто обсуждаемом исследователями аспекте учения реформаторов. Реформация не только открыла путь новым политическим и правовым идеям. Что не менее важно, она изменила средневековые представления о смысле богатства, экономической активности, труда. Само по себе богатство, обогащение ради обогащения никогда не могли стать доминирующей жизненной целью народа — во все времена они рассматривались как средство достижения какой-либо высшей цели. В Средние века богатство обозначало социальный статус человека, его положение в обществе, место в общественной иерархии. Оно было средством поддержания сословного престижа. Каждому сословию, по представлениям человека феодального общества, подобал определенный образ жизни и уровень материального достатка. Ремесленнику не следовало надевать платье из ткани, которая шла на одежду дворянина, купцу — иметь дом, не уступающий замку сеньора, простой горожанке — приобретать такие же дорогие украшения, какие носила знатная дама. Стремление к богатству «не по статусу» осуждалось средневековой моралью. И само богатство рассматривалось в христианской традиции не как благо, а скорее как послушание, которое надлежит добросовестно исполнить, относясь к своему «имению» с рачительностью заботливого хозяина и беря себе в качестве вознаграждения то, что необходимо для жизни. Стремление к наживе расценивалось как грех. В обществе с такой системой ценностей не было места современному предпринимателю и финансисту, идее постоянного технического совершенствования, обновления и расширения производства, практике формирования массового спроса. Реформация, как показал М. Вебер, создала новую трудовую мораль и новые мотивы труда. М. Лютер утверждал, что «труды монахов и священников, какие бы трудные и святые они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству, но... все труды измеряются перед Богом лишь одной верой». Каждый человек в соответствии с предписаниями протестантской морали должен с полной отдачей сил трудиться на своем месте, но акцент в этом требовании переносился на критерий материального успеха: чем удачнее идут дела, тем больше укрепляется у протестанта уверенность в том, что он принадлежит к числу избранных,— накопление богатства приобретало смысл утверждения в своей избранности. Таким образом, Реформация снимала те преграды, которые ставила мораль феодального общества на пути развития капитализма, вырабатывала новую дисциплину труда, новое отношение к труду, производству и потреблению. Капитализм, зарождавшийся в европейских странах, получал в протестантских учениях свое духовное и идеологическое обоснование; в свою очередь, протестантизм служил раскрытию возможностей нового экономического строя, ускоренному продвижению общества по капиталистическому пути. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ V
ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |