КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная либеральная демократия
Основные понятия: конституционализм, парламентаризм, социально-экономические права и свободы, политические права и свободы, личные права и свободы, система функционального представительства. Теории естественного права и общественного договора составили основу доктрины классического либерализма — идейно-политического течения, главными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечение основных политических свобод. Многие идеи классического либерализма нашли отражение в утвердившихся в демократических странах принципах политического устройства. Именно поэтому современную демократию нередко называют либеральной демократией, хотя в ее эволюцию свой немалый вклад внесли и консерваторы, и социал-демократы. Современное демократическое государство понимается как государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и защищены права и свободы граждан. Базовые принципы государственного устройства, важнейшие права и свободы закреплены в конституции — основном законе государства. Термин «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, но свое современное содержание он приобрел сравнительно недавно. Принципы демократии, основные права и свободы человека, фиксируемые конституциями, рассматриваются как имеющие особый источник в естественном праве, поэтому они не подлежат отмене в обычном порядке, как иные правовые нормы. Для внесения поправок и изменений в конституцию предусмотрены специальные процедуры, значительно более сложные, чем при прохождении обычного законопроекта. Если же подлежит принятию новый текст конституции, то он, как правило, выносится на референдум и считается принятым только в случае поддержки квалифицированным или простым большинством граждан, имеющих право голоса. В демократических странах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым нормам. На практике этот принцип реализуется через институт конституционного надзора. В большинстве европейских стран конституционный надзор осуществляет специально создаваемый конституционный суд. В США, Канаде и некоторых других странах вопрос о соответствии правовой нормы конституции может поставить любой суд, а окончатель- ное решение по этому вопросу выносит высшая судебная инстанция страны. Если закон признается противоречащим конституции (неконституционным), он теряет силу и не подлежит исполнению. Идея народного суверенитета, занимающая важнейшее место в договорной теории происхождения государства, в либеральной демократии нашла воплощение в таких принципах, как парламентаризм и выборность, сменяемость органов власти, их ответственность перед обществом, перед избирателями. Парламентаризм — система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только ему принадлежит право принимать законы. Правительство может разрабатывать законопроекты, но придать им юридическую силу вправе лишь парламент. Законодательное собрание обладает также правом контролировать деятельность правительства. В парламентских республиках и монархиях, как вы знаете, существует институт парламентской ответственности. В президентских республиках контроль осуществляется иными методами: парламент сохраняет за собой право утверждать бюджет, давать согласие на назначения в правительство, ратифицировать заключенные администрацией договоры. В XX в. в большинстве стран преобладала тенденция усиления исполнительной власти и сравнительного ослабления позиций законодательной, но говорить о кризисе парламентаризма в этот период нет оснований. На практике скорее стало осуществляться более тесное взаимодействие двух ветвей власти при изменении веса каждой из них в соответствии с требованиями политической жизни. На парламентских выборах, на выборах в центральные и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. В парламентских республиках и монархиях партия, располагающая большинством мест в парламенте, получает право формировать правительство. Внутри парламента создаются партийные группы — фракции депутатов, избранных от одной партии. Представители фракций совместно определяют повестку дня работы Законодательного собрания, согласовывают назначения на пост председателя парламента и руководителей парламентских комиссий. Через свои фракции в Законодательном собрании, через представителей в правительстве партии непосредственно участвуют в принятии и реализации политических решений. В современном обществе партии стали неотъемлемой частью демократической политической системы. Партии, как отмечалось, возникают в условиях быстрого увеличения числа граждан, получающих право голоса, и установления практики регулярного проведения выборов. Свою роль организаторов избирательного процесса партии сохранили и до настоящего времени. Наряду с этим постепенно определилась их основная в демократическом обществе роль инструмента связи гражданского общества и государства. Политические партии одновременно принад- лежат и гражданскому обществу, и государству. Через системы парламентского представительства они участвуют в разработке и реализации государственной политики, осуществляют функции политического управления, но формируются партии как институты гражданского общества, т. е. как ассоциации, к которым индивид присоединяется временно или постоянно на основе свободного и осознанного выбора. Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе партии должны бороться за власть и политическое влияние легальными парламентскими методами. Предполагается, что между ними установлено согласие относительно того, какие средства борьбы могут использоваться, а какие находятся за гранью допустимого. Партия, стоящая у власти, следуя общепринятым нормам, отказывается от применения к соперникам способов насилия и подавления, гарантирует своим оппонентам беспрепятственное пользование всеми политическими правами и свободами, признает право других партий отстаивать альтернативные социально-экономические, внутри- и внешнеполитические программы. В случае потери поддержки избирателей на очередных выборах правящая партия мирным путем передает власть партии, набравшей большинство голосов, и переходит в оппозицию. В свою очередь оппозиция, за исключением численно небольших и не пользующихся влиянием партий радикального толка, не создает нелегальных структур, не прибегает к террору или иным насильственным методам борьбы за власть. В открытых дискуссиях с правящей партией она стремится привлечь на свою сторону избирателей и готова подчиниться волеизъявлению большинства, какими бы ни оказались итоги голосования. Современная демократия признает постоянную борьбу интересов нормой социальной жизни. В этом состоит одно из основных ее отличий от традиционного общества, которое рассматривает открытое политическое противостояние как проявление неблагополучия социального организма и стремится к скорейшему восстановлению нарушенного согласия. Легализация политического конфликта, выражающегося в борьбе партий, стала одной из составляющих системы разделения властей, отнюдь не сводимой к разграничению полномочий трех ветвей власти. Внимание к мнению оппозиции, признание ее права высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении внутри- и внешнеполитического курса, экономической стратегии страны служат соучастию в политическом процессе всех активных сил общества, без чего трудно представить себе более или менее длительную политическую стабильность в условиях демократии. Влияние оппозиции опирается не только на ее «легитимный статус» в рамках демократической системы разделения властей, но и на силу общественного мнения. Действенность общественного мнения, его способность служить реальным фактором политического контроля в демократических странах еще раз подтвердила история с отставкой весной 1999 г. Ев-рокомиссии — исполнительного органа ЕС. Доклада экспертов, выявивших немало неблаговидных фактов в деятельности исполкома Евросоюза, оказалось достаточно, чтобы комиссия, защищая престиж организации, в полном составе ушла в отставку, хотя никто из 20 входивших в нее представителей европейских стран не был уличен в коррупции,— речь шла о злоупотреблении служебным положением, например о содействии знакомым в получении выгодных контрактов Вполне понятно, что практика мирной передачи власти в соот ветствии с результатами выборов, невмешательства армии в политический процесс, отказа от крайних, насильственных методов борьбы, использования установленных законом способов разрешения социальных конфликтов может утвердиться в обществе только в том случае, если в нем отсутствует глубокое мировоззренческое противостояние, сложилось хотя бы минимальное согласие основных социальных слоев по важнейшим принципам экономического, социального и политического строя, нет многочисленных социальных групп, которые убеждены, что существующее общество в основе своей несправедливо, и проявляют решимость бороться за его радикальное преобразование. Иными словами, есть категория конфликтов, не поддающихся переводу в русло обычных демократических процедур. Демократия оказывается бессильной, когда затрагиваются самые глубокие убеждения и верования людей, ставятся под угрозу их жизненно важные экономические и политические интересы — то, что люди готовы отстаивать в бескомпромиссной борьбе и, если потребуется, с оружием в руках. Одним из многочисленных примеров, подтверждающих, что при изменении обще ственного строя, возникновении реальной опасности дестабилизации всей политической системы, возможности смены экономической и политической элиты демократические методы убеждения чаще всего уступают место языку насилия, служат события последних лет в Алжире В этой стране в условиях нарастания экономических трудно стей, особенно обострившихся во второй половине 80-х гг, усиления социальной на пряженности власти были вынуждены пойти на уступки оппозиции и назначить снача ла муниципальные, а затем и парламентские выборы К моменту проведения выборов в Национальное собрание четко определились две полярные политические силы — правящий Фронт национального освобождения и оппозиционный Исламский фронт спасения (ИФС) Последний предложил избирателям радикальную альтернативу от каз от построения светского юсударства и возвращение к нормам ислама, резкое из менение экономического курса и социальных приоритетов правительства Таким образом, рутинное для демократии событие, выборы в Законодательное собрание, получало особый смысл — победа оппозиции фактически означала бы вытеснение прежней элиты и приход к руководству страной новой группы политиков На состоявшихся в декабре 1991 г выборах большинство мест в Националь ном собрании получил ИФС Ответом правящей элиты стали приход к власти военных, введение в стране чрезвычайного положения и запрет ИФС Ситуация в Алжире достаточно типична для многих государств, пытающихся культивировать на своей почве заимствованные инсти- туты партий, выборов, политического представительства. Социально-экономические отношения в этих странах отличаются высоким уровнем конфликтности, население поляризовано по имущественному признаку, жизненный уровень большинства крайне низок, радикальные и экстремистские политические силы весьма влиятельны. В таких условиях демократические механизмы работают более или менее успешно лишь до очередного неконтролируемого всплеска политической напряженности. В фазе обострения социально-экономического и политического конфликта, грозящего массовыми выступлениями протеста, инициатива, как правило, переходит к командованию вооруженных сил. Следующее важное условие сохранения демократии — достижение согласия внутри политической элиты общества. Речь может идти, конечно, не о полном преодолении конфликтов внутри ее, а об умении находить компромисс, используя неформальные каналы общения, не вытесняя ни одну из фракций из процесса согласования интересов. Итак, соучастие ведущих группировок элиты в политике — вторая важная составляющая демократической системы разделения властей. Почему же в развитых демократических государствах о борьбе конкурирующих группировок политической элиты избиратель может лишь догадываться, тогда как в других странах политические споры нередко завершаются штурмом президентского дворца и автоматными очередями на улицах столицы? Предельно кратко главную причину непрочности демократических институтов во многих странах «третьего мира» можно определить одной фразой: «Ставки слишком велики». Дело в том, что в этих странах основные ресурсы экономического развития контролируются государством и иностранным капиталом. Национальный частный капитал слаб, плохо организован и не в состоянии конкурировать с крупными фирмами и банками — отделениями транснациональных корпораций. Судьба национальных частных предприятий фактически находится в руках политиков и высокопоставленных служащих государственного аппарата — от них зависит, удастся ли предпринимателю получить выгодный государственный заказ, льготный кредит, освобождение от налогов, право на осуществление экспортных операций. Преуспеть в этом, не имея постоянных и надежных покровителей в коридорах власти, невозможно. Платой за политический патронаж служат «комиссионные» или включение государственных служащих, их ближайших родственников в советы директоров банков, промышленных и торговых компаний. Политика и экономика сращиваются настолько тесно, что исследователи говорят о явлении «власти-собственности» как отличительной черте ряда развивающихся стран. Результатом превращения политики в средство личного обогащения, «приватизации» государства становится всепроницающая коррупция, непревзойденные образцы которой дала, например, Нигерия. Но как правило, политические последствия «власти-соб- ственности» коррупцией не ограничиваются. Когда власть оказывается главным и единственным средством доступа к экономическим благам, проиграть на выборах означает потерять все, причем многочисленных выгод лишается не только сам политик и его клан, но и те, кому он оказывает покровительство: его земляки, избиратели, связанные с лидером узами этнической общности. Политическое соперничество, борьба за перераспределение материальных преимуществ, этнические или межрегиональные конфликты сливаются воедино, что придает противостоянию группировок политической элиты бескомпромиссный характер. В ход идут все методы — от подкупа и запугивания соперников до фальсификации результатов выборов. Точку в затянувшемся политическом хаосе обычно ставит армия. Таким образом, относительная самостоятельность экономической и политической подсистем общества, уверенность в том, что исход выборов непосредственно не скажется на деловых перспективах большинства предприятий, не затронет болезненно интересы крупнейших финансово-промышленных групп, составляют один из базовых элементов системы разделения властей и условие стабильности демократии. Если в основе практики современной демократии лежит способность политической системы интегрировать интересы основных социальных слоев, то, следовательно, без учета их экономических требований недостижимо общественное согласие, невозможно поддержание традиций законности, терпимости к инакомыслию, неприятия насилия, отхода от конфронтационного типа политического мышления. В политической сфере демократического общества граждане представлены как автономные индивиды, каждый из которых самостоятельно делает свой выбор и обладает равными с другими правами, гарантированными законом. Но ведь для того чтобы воспользоваться предоставленной свободой слова или печати, недостаточно ссылки на соответствующую правовую норму — необходимо располагать средствами на издание газеты или оплату эфирного времени. Свобода собраний гарантирована в демократических странах всем гражданам, но это не значит, что зал для проведения митинга предоставляется бесплатно всем желающим. Равенству политических прав индивидов на практике соответствует их неравенство как членов гражданского общества. Развитие демократии на протяжении XIX—XX вв. состояло в расширении понятия «права человека» за счет включения социально-экономической составляющей и в борьбе за более справедливое перераспределение национального дохода в интересах основных социальных групп общества. Права и свободы, признаваемые в настоящее время демократическими государствами, с известной долей условности можно разделить на три основные группы: социально-экономические, определяющие отношения индивидов внутри гражданского общества; политические, признаваемые за индивидом как участником политической общности, и личные, предоставляемые каждому человеку как физическому лицу. Личные права и свободы защищают индивида от произвола со стороны государственных органов и частных лиц. К группе личных прав и свобод относятся права человека на жизнь, свобода и неприкосновенность личности, на сопротивление насилию. В демократическом обществе никто не должен подвергаться задержанию, обыску, аресту без решения суда или санкции прокурора, всем обвиняемым должно быть обеспечено право на справедливый суд. Личные права включают право на свободу и защиту частной жизни граждан: государство не должно иметь права лишать человека гражданства, высылать его из страны; закон призван обеспечить неприкосновенность жилища, не допускать проведения несанкционированного обыска, вторжения посторонних лиц, защищать тайну переписки и телефонных переговоров. Политические права и свободы, которыми наделяются граждане демократических государств, предоставляют им возможность избирать и быть избранными; свободно выражать свое мнение; создавать политические партии, иные обшественно-по-литические организации, профессиональные союзы; проводить митинги, собрания, демонстрации. Государство признает свободу совести граждан, их право исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Всем церквам обеспечивается свобода богослужений и право участия в общественной жизни. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, смысл которых — создать правовой барьер, препятствующий превращению свободы во вседозволенность. Например, свобода слова — одна из незыблемых демократических свобод, но за публикацию ложных, порочащих их материалов граждане и организации вправе привлечь газету к судебной ответственности, взыскать с нее денежное возмещение нанесенного морального урона и потребовать публикации опровержения. Во многих странах законодательством установлены жесткие правила в отношении порнографических изданий: нарушение запрета на их распространение за пределами специально отведенных мест, продажа этих изданий несовершеннолетним влекут за собой крупный штраф или закрытие магазина. По закону преследуется и публикация материалов, содержащих военную или государственную тайну, разглашение которой наносит ущерб национальным интересам страны, ее безопасности. Группу социально-экономических прав составляют права трудящихся на заключение коллективных договоров, на участие в управлении предприятием, на труд, на отдых, на справедливое вознаграждение, на забастовку, на социальное страхование и пенсионное обеспечение, образование, охрану здоровья, медицинское обслуживание, право на жилище. Смысл социально-экономических прав и проводимой развитыми странами социальной политики состоит в том, чтобы экономически активное население имело гарантии устойчивости своего положения, было защищено от последствий безработицы, болезни, потери трудоспособности, сохраняло достойный уровень жизни, могло дать образование детям и пользоваться всеми социальными благами после выхода на пенсию, а маргиналы, люди с непостоянной занятостью или неработающие, вытесненные по тем или иным причинам на обочину общества, имели невысокий, но удовлетворяющий основные жизненные потребности доход Подобная политика обеспечивает стабильность современных демократий, она стала частью своего рода общественного договора, признаваемого всеми ведущими политическими партиями Борьба за социально экономические права и свободы продиктовала необходимость создания системы функционального предста вительства, или корпоративной Наряду с механизмом связи гражданского общества и государства посредством партий это еще одна система согласования интересов основных социальных групп Институты функционального представительства — это официальные или полуофициальные комитеты и комиссии, которые рассматрива ют и обсуждают основные направления социально-экономической политики правительства Они «привязаны» либо к исполнительной власти, либо к парламенту или местным органам управления Одни существуют постоянно, другие создаются на время решения какой-либо конкретной проблемы Основной вопрос, обсуждаемый в рамках системы функционального представительства,— условия заключения трудовых соглашений, темпы роста заработной платы, объем социальных гарантий, что, конечно, увязывается с экономической ситуацией в стране, уровнем деловой активности, соотношением сил участников переговоров Не всегда сторонам удается прийти к согласию, порой профсоюзы прибегают к крайнему средству оказания давления — забастовке В целом система функционального представительства открывает перед профсоюзами возможность соучаствовать в процессе принятия экономических решений, без чего социально-экономические права и свободы имеют лишь декларативный характер Помимо переговорного процесса, отдельные корпорации, организации, движения, представляющие различные социальные группы, используют для защиты своих интересов и такой способ проведения через органы законодательной и исполнительной власти нужных для себя решений, как лоббирование Термины «лоббизм», «лоббирование» происходят от английского слова lobby, что означает «кулуары» — помещения, которые расположены рядом с залом засе даний и служат местом проведения неофициальных встреч Лоббирование в широ ком смысле — это воздействие на процесс принятия закона или административно го решения Обычно лоббирование признается и регулируется законом Лоббисты, т е лица оказывающие давление на процесс прохождения законопроекта в инте ресах тех организаций, которые они представляют, официально регистрируются и отчитываются в своей деятельности с указанием израсходованных сумм. Законодательство тем самым стремится поставить преграды на пути распространения подкупа законодателей и государственных служащих. В системе функционального представительства принцип равенства определяет не положение индивидов как участников политической общности, а отношения социальных групп в сфере гражданского общества и в области взаимодействия с властными структурами. Он понимается как равенство влияния социальных групп в политической и экономической сферах, или, точнее, равенство влияния политических лидеров, элит, представляющих основные социальные интересы. На практике особенно широкие возможности влияния на процесс принятия политических решений имеет предпринимательское сообщество. Еще английский политический мыслитель XVII в. Дж. Харрингтон заключил, что «власть следует за собственностью». Политическая и экономическая элиты связаны тысячами нитей. Каналы их соприкосновения проходят через предпринимательские союзы, неправительственные организации, финансируемые бизнесом, институты и фонды, занимающиеся исследованием проблем внутренней и внешней политики, вопросами социально-экономического прогнозирования. Предпринимательские объединения, экономические советы, круглые столы бизнеса, финансируемые деловым миром исследовательские центры поддерживают постоянные тесные контакты с органами исполнительной и законодательной властей, их сотрудники и участники привлекаются в качестве экспертов к работе постоянных парламентских комитетов и комиссий, к подготовке аналитических материалов для правительственных организаций, получают назначения в правительство. Государство, в свою очередь, берет на себя защиту национального предпринимательства, отстаивает в переговорах с зарубежными партнерами интересы делового мира, стимулирует экономическую активность в стране. Итак, мы видим, что система функционального представительства, сложившаяся в экономически развитых странах, предполагает существование экономики, основанной на принципах частного предпринимательства. Либерально-демократическая система возникла в странах, раньше других вступивших на путь капитализма. Мы уже говорили, что в доктрине классического либерализма право собственности не только входит в триаду основных прав и свобод человека, но и составляет ее основу: собственность видится необходимым условием автономии личности, а неограниченное право собственности — важнейшей составной частью гражданской свободы. По мере развития капиталистических отношений абсолютизация права собственности все более ставится под сомнение. В конституции многих стран после Второй мировой войны были включены разделы, предусматривающие возможность отчуждения собственности, если этого требуют общественные интересы. В либеральной политологии в последние десятилетия получает распространение идея отсутствия жесткой связи между экономическим строем частной собственности и демократическими принципами политики. Необходимым условием демократии признается не система частной собственности как таковая, а существование множества центров экономической власти, конкуренция между ними, возможность экономического выбора, в том числе свобода выбора источника средств к существованию, дополняемая в политической сфере конкуренцией партий, групп лидеров, партийно-политических программ. Таким образом, важнейшим условием функционирования современной демократии либеральная политология считает свободу экономического и политического выбора. Включение социально-экономических прав в число основных прав и свобод человека, теоретическая разработка вопроса о социально-экономических условиях осуществления демократических свобод, становление системы функционального представительства — все это означало развитие либеральной демократии в сторону преодоления абсолютизма политико-правовых форм, свойственной классическому либерализму, признание неразрывной связи политических и социально-экономических прав и свобод человека. Перед либерально-демократической мыслью встала проблема внутренней связи, соотнесения основных принципов демократии — свободы и равенства. К настоящему времени определились два взгляда на данную проблему. Сторонники одной точки зрения понимают свободу как категорию преимущественно политико-правовую и отдают ей приоритет перед принципом равенства. Они убеждены, что достижение равенства результатов не только не служит целям свободы, но, напротив, разрушает ее — равенство может быть только в несвободе. Выстраивается следующая линия аргументации: конкуренция во всех сферах жизни общества, и прежде всего в экономике, порождает неравенство результатов. Уменьшить возникающее неравенство можно при помощи мер по перераспределению доходов, предоставлению незащищенным социальным группам специальных льгот и гарантий. Для осуществления этих мер необходимо создать соответствующие правительственные службы, раздвинуть рамки вмешательства государства в экономику, увеличить численность бюрократического аппарата, который стремится еще больше расширить свои функции и достичь максимально высокой степени контроля над обществом. В результате государство усиливается настолько, что возникает угроза автономии гражданского общества и, как итог, подрывается свобода. Сторонники иной позиции понимают равенство прежде всего как равенство стартовых условий, обеспечиваемых всем гражданам демократического общества. Они полагают, что понятие свободы включает в себя признание необходимости обеспечивать на социально признанном уровне гарантии ее осуществления. При таком понимании свободы достижение справедливости — приемлемого и возможного для основных социальных сил на данном этапе разви- тия общества соотношения свободы и равенства — выступает как цель демократии, а чередование партий у власти, выборы, политическая конкуренция и те механизмы связи гражданского общества и государства, которые выработаны демократической практикой, рассматриваются как средство ее достижения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VI
ГЛАВА VII. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Демократия обладает собственными механизмами и институтами, призванными обеспечить ее стабильность и эффективное функционирование. Одним из таких ключевых механизмов является правовое начало демократического государства. Его значимость такова, что о современном демократическом государстве говорят как о государстве правовом, обеспечивающем защиту прав индивида и самостоятельность гражданского общества, а правовое государство и гражданское общество рассматривают как один из важнейших аспектов современной демократии.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |