Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество: основные параметры и характеристики




Основные понятия: система, подсистема, социальная сфера, духовная сфера, организация, группа.

В главе I уже говорилось о том, что в современной демократи­ческой общественно-политической системе выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производствен­ная или хозяйственно-экономическая, социальная, духовная и по­литическая. Производственная подсистема обеспечивает матери­альную основу, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов сис­темы в целом. Социальная и духовная сферы в совокупности со­ставляют гражданское общество, которое можно также обозначить как единую подсистему.

Все подсистемы общества объединены комплексом основополагающих, или осе­вых, принципов, ценностей, норм, идеалов, формирующихся в гражданском обществе Общество есть прежде всего союз личностей, вне этого союза оно лишено всякого смысла Качество общества зависит от того, каковы составляющие его личности, на­лагающие печать своей воли, своих устремлений, нравственных ориентиров на формы общественной жизни Можно сказать, что, каковы люди, каково [ражданское общест­во, таковы экономика и политика

Так, современное общество ориентировано на экономический рост как важнейший показатель социального развития. Но положе­ние дел в экономике зависит от состояния здоровья общества, его умонастроений, прочности морально этических норм, уровня соци­альной напряженности, интеллектуальной атмосферы Иначе гово­ря, экономика и политика есть функции гражданского общества. Экономическая и политическая свобода суть формы проявления бо­лее фундаментальной свободы индивида в обществе как самостоя­тельной и самоценной личности.

Гражданское общество — это социальное пространство, в котором люди взаи модействуют между собой в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов

Это сфера производства и воспроизводства традиций, обычаев, морально эти ческих норм, их передачи от поколения к поколению XX век с его жесткими оппо­зициями (демократия — подавление политических свобод, право — бесправие) on ределил выбор либо режим всеобщею принудительного согласия с намеченным мудрым руководством планом построения светлого будущего, либо условия для про­явления способностей и интересов каждою члена общества, без чею невозможно представить себе сам животворящий дух истории

Если центральным элементом гражданского общества признается отдельно взя тая личность, то ею несущими конструкциями являются институты и организации, призванные служить осуществлению человеком его интересов, целей, устремлений Основным институтом гражданского общества остается семья Немаловажную роль играют общины, образовательные и профессиональные организации, творческие и научные союзы, трудовые коллективы, сословия, социальные слои, классы, к кото­рым человек принадлежит

Большое внимание политологи уделяют группам как единицам социального действия в гражданском обществе. Группа — это со­вокупность людей, объединившихся для реализации определенной цели. Главная особенность группы — взаимозависимость составля­ющих ее членов. Группа существует и функционирует в силу того, что ее члены разделяют интересы, цели, установки, ценности, а это, в свою очередь, предполагает взаимную зависимость членов группы в деле реализации совместных целей и интересов Чем чет­че и определеннее сформулированы эти цели и интересы, чем пол­нее они осознаны, тем выше устойчивость и эффективность группы.

В обществе существует множество групп, различающихся по роли, числу участников, предназначению и функциям Группами можно назвать, например, бригаду рабочих, местное отделение пар-

тии, общину, кружок друзей или единомышленников, земляческий союз, организации по профессиям и интересам. В работах полито­логов речь идет преимущественно о так называемых группах инте­ресов, т. е. о формирующихся и действующих в гражданском об­ществе, борющихся за политическое влияние разного рода союзах рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных профессий (например, гильдии врачей, адвокатов, инженеров), цер­ковных, женских, молодежных и иных общественных организациях, участники которых объединены общностью интересов. Одни груп­пы интересов существуют в течение длительного времени, хорошо организованы, располагают прочными связями с политиками, дру­гие же формируются ради какой-либо конкретной цели и по ее до­стижении распадаются.

Группы служат человеку полем реализации его возможностей и потребностей, выступают своего рода опорой в его взаимоотношениях с государством. Они отра­жают разнообразие экономических, этнических, религиозных, региональных, демо­графических, профессиональных и иных социальных интересов. С точки зрения те­ории групп социальная и политическая жизнь предстает ареной столкновений и сотрудничества конкурирующих друг с другом групп, вступающих в разного рода со­юзы, коалиции, соглашения. Отдельные группы взаимоуравновешивают друг друга, удерживая всю социальную и политическую систему в своеобразном равновесии, препятствуя резкому сдвигу общественно-политической оси влево или вправо.

В гражданское общество входит также целый ряд так назы­ваемых промежуточных институтов, которые выступают одновре­менно в качестве несущих конструкций как самого гражданского общества, так и мира политического. Речь идет, как уже неоднократно отмечалось, о политических партиях, организациях, объединениях, средствах массовой информации. Следует учесть также, что гражданское общество — это не только определенный социально-экономический комплекс институтов, но и духовное и политико-культурное образование. Гражданское общество невоз­можно представить без национальных и религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм и ценностей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Что понимает современная политология под гражданским об­ществом? Какое место оно занимает в общественно-политиче­ской системе?
  2. 2. Какова роль гражданского общества в формировании осно­вополагающих ценностей, отношений и установок людей?
  3. 3. Каковы роль и место промежуточных институтов в граждан­ском обществе?

 

§ 5. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Основные понятия: политика, свобода выбора, граж­данство, государство благосостояния, светское начало.

Главным условием возникновения и утверждения подлинного гражданского общества является разграничение между экономи­кой и политикой, между собственностью и властью. При соеди­нении экономической власти с политической неизбежно происходит ее концентрация в руках одного человека или группы лиц. Если же политическая и экономическая власти разделены и рассредоточены, если существует несколько центров экономического и политичес­кого влияния, то они взаимно ограничивают и сдерживают друг друга. Как показывает исторический опыт, не может быть свободы личности там, где нет многообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора.

Поэтому свобода личности предполагает существование, с од­ной стороны, центров власти, исключающих монополию какого-ли­бо одного лица, социальной группы, партии и уравновешивающих всевластие государства, с другой стороны, свободы выбора во всех сферах общественной жизни. Основополагающее значение с этой точки зрения имеет частная собственность. Вслед за Гегелем мож­но сказать, что гражданское общество — это сообщество частных собственников, которые независимо от своего социального стату­са, религиозных и политических воззрений, расовой и этнической принадлежности равны перед законом. Члены гражданского обще­ства вправе преследовать свои интересы с помощью всех средств, которые предусмотрены законом.

Без свободы выбора ни одно занятие не способно принести че­ловеку удовлетворение, раскрыть его призвание. То, что человек не выбрал по собственной воле, что принудительно навязано ему из­вне, не может стать частью его внутренней сущности, остается чуждым его истинно человеческой природе. Идея индивидуальной свободы, основанная на отождествлении личной свободы с правом неограниченного распоряжения плодами своего труда, частной соб­ственностью, стала в свое время стимулирующей силой развития производственных сил и формирования политической демократии. Как считал французский просветитель XVIII в. Д. Дидро, «прину­дительные уступки плодов моего труда нарушают право собствен­ности и уничтожают охоту трудиться». А по мнению Гегеля, высту­пающие за насильственно навязываемый «братский союз людей с общностью имущества и изгнанием собственности» не понимают природы свободы духа и права.

В экономической сфере идея свободы выбора проявляется в принципах свободной конкуренции и свободного рынка. Возмож­ность вступать в конкуренцию с себе подобными — одно из есте-

ственных прав человека. Защищая экономическую свободу, т. е. свободу хозяйственной деятельности, [мыслители Нового времени выступали против внеэкономических привилегий и цеховой органи­зации, против «чрезмерной опеки» государства в экономической сфере. Гарантированная государством свобода предприниматель­ской и трудовой деятельности входит в содержание понятия права частной собственности и, следовательно, служит необходимой пред­посылкой формирования гражданского общества

Одно из основных условий существования гражданского обще­ства состоит в разделении политической и социальной сфер, поли­тических и социальных функций. Правовой статус человека должен быть отделен от его социально-экономической роли как члена гражданского общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.

Индивид одновременно принадлежит гражданскому обществу как частное лицо и является гражданином государства. Гражданст­во — это не только правовой статус личности, но и социальное со­стояние. Равенство перед законом и связанные с этим гражданские права в правовом государстве дополняются социально-экономичес­кими правами. Обеспечение подлинной свободы в обществе пред­полагает, что каждый человек становится гражданином не только в юридическом и политическом, но также в экономическом и соци­альном смысле. Иными словами, равенство — это не самоцель, а исходное состояние, которое позволяет создать равные для всех ус­ловия выбора Свобода остается недостижимой мечтой, если каж­дому члену общества не будет обеспечен равный доступ ко всему разнообразию жизненных шансов.

Гражданское общество предпола1ает создание защитных социальных барьеров, дабы человек не мог впасть в унизительную нищету, не чувствовал себя в своей стране изгоем Соответственно одной из важнейших функции jtoio общества явля­ется обеспечение минимума необходимых средств существования для всех индиви­дов, и прежде всего для тех, кто в силу каких-то причин не в состоянии нозабо титься о себе самостоятельно (инвалиды, больные, престарелые, дети, лишившиеся родителей)

Первоначально задачу социальной защиты выполняли главным обраюм такие ин­ституты гражданского общества, как кровнородственные, сельские, соседские общи­ны, церковные, благотворительные организации и фонды, профсоюзы Однако сейчас значительную и постоянно растущую часть ответственности за обеспечение достойно-ю уровня жизни людей взяло на себя государство В индустриально развитых стра­нах в результате неуклонного расширения социальных программ, осуществляемых го­сударством, утвердилось так называемое государство благосостояния, к которому перешла значительная часть функции, ранее выполнявшихся гражданским обществом

Государство благосостояния проводит политику регулирования социальной и экономической сфер ради обеспечения полной заня­тости населения, сохранения высокого уровня заработной платы и стабильных цен. Составной частью деятельности государства бла­госостояния является разработка и реализация широкого комплек-

са программ, направленных на оказание социальной помощи непри­вилегированным слоям населения (пособия по безработице и вре­менной или постоянной потере трудоспособности, пенсии по старо­сти, выплаты на детей) Одной из главных целей государства благосостояния является расширение демократии, предоставление всем членам общества не только юридических и политических, но и социальных прав путем справедливого перераспределения дохо­дов Социал-демократы и либеральные реформаторы рассматрива­ли государство благосостояния как гарант обеспечения социальной справедливости В настоящее время социальные программы стали неотьемлемой частью правового государства

Однако в последние полтора два десятилетия в данном отношении в ряде стран наметился поворот В условиях чрезмерного расширения роли государства в ^коно мической и социальной сферах выявилась перегрузка государства, которая стала от рицательно сказываться на ею эффективности Непомерно разросшиеся социаль ные программы превратились в фактор, по сути дела, подрывающий личную инициативу и предприимчивость людей Поэтому в последние годы в развитых стра нах Запада приобрели популярность идеи либо замены либо дополнения государст ва благосостояния так называемым обществом благосостояния

В частности предусматривается значительное расширение сети общественных и коммунальных институтов, призванных реализовывать социальные услуги поощ рять деятельность частных фондов церковных и иных блаютворительных организа ций т е самопомощь людей что в конечном счете должно способствовать суже нию функции государства в пользу гражданского общества

Гражданское общество и правовое государство возникли и раз вивались как негативная реакция на идеал средневековой теократии, поэтому одна из основных характеристик правового государства — светское начало, которое столь же существенно, как и начало пра­вовое Здесь преодолевается единство политики и религии, полити­ки и идеологии, утверждается разделение общественного и частно го, общества и государства, права и морали, политической идеологии и науки, религиозного и светского Религия, мораль, наука, искус­ство и другие духовные феномены начинают существовать в истин­ном своем качестве, освобождаясь от политических функций

При всей необходимости государственной поддержки науки, ли тературы, искусства это та сфера, где требуется максимальная сте­пень самостоятельности, инициативы, свободы самовыражения, по­скольку именно здесь человеческое начало наиболее полно проявляет себя Это та сфера, где недопустимы какой бы то ни бы­ло классовый подход, идеологизация, политизация, государственное вмешательство и тем более огосударствление

Подводя итог, можно сказать, что гражданское общество пред ставляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социаль­ной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятель­ных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачу которых входит обеспечение условий для

самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворе­ния частных — индивидуальных или коллективных — интересов и потребностей Интересы и потребности людей выражаются и осу­ществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации, движения

В целом гражданское общество есть сфера частных интересов Здесь сталкиваются интересы самых разнообразных социальных и политических сил, разворачиваются социальные и политические конфликты, дополняющиеся противоречиями между частными и го­сударственными интересами Как говорил И Кант, «человек стре­мится к гармонии, но природа лучше знает, что хорошо для рода человеческого она хочет дисгармонии» Средством полного разви тия человеческих сил природа избирает их противоборство в обще­стве Это противостояние тоже форма общения и общежития, хо тя и «антиобщественная»

Полная гармония в обществе всегда оставалась недостижимым идеалом стоило сгладить одни проблемы и противоречия, разре шить конфликты, как тут же возникали другие, зачастую не менее серьезные, способные надолго нарушить спокойствие всего общества

Однако противоречия и борьба перестали бы выполнять функ­цию двигателя общественно-исторического прогресса, если бы ос тавались безысходным и непримиримым антагонизмом между людь ми Поэтому главное предназначение гражданского общества состоит в достижении согласия между различными социальными си лами и интересами Оно призвано устанавливать нормы, способные предотвратить разрушительные последствия борьбы различных со­циальных сил и направить ее в созидательное русло

Особенность любого жизнеспособного сообщества людей, в том числе гражданского общества, состоит в единстве не только одно-порядковых, сходных между собой, но и противоречивых, конфлик тующих элементов Гражданское общество существует и развивает­ся за счет и борьбы, и внутреннего единства Это его внутреннее, сущностное единство проявляется в органическом сосуществовании разнородных социальных сил, институтов, организаций, групп, объ­единенных общим стремлением к совместной жизни

Признание самоценности личности, ее прав и свобод предпола­гает и ответственность индивидуального гражданина перед общест вом, перед другими людьми за свои действия Более того, понятие права содержит в себе ограничения, налагаемые на свободу Мас­штабы такого ограничения в значительной степени зависят от ха­рактера государства Но главное призвание государства — быть воплощением всеобщего интереса и субъектом реализации этого интереса Вот почему Гегель рассматривал государство как резуль­тат соединения двух противоположных начал — интересов целого и интересов множества составляющих его индивидов Именно в этом смысле говорят, что гражданское общество и государство представ­ляют собой две стороны одной и той же медали

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Каково главное условие возникновения гражданского общества?
  2. 2. Что имеется в виду, когда говорится о необходимости раз­граничения собственности и политической власти?
  3. 3. Что понимается под свободой экономического выбора?
  4. 4. Как вы понимаете принцип разделения политической и со­циальной сфер в обществе, государства и религии, государст­ва и идеологии?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VII

  1. 1. Объясните необходимость разграничения понятий «общество» и «гражданское общество». Попытайтесь выявить сходство и различие между ними.
  2. 2. Назовите основные признаки и составные элементы граждан­ского общества, дайте их общую характеристику.
  3. 3. Как вы полагаете, сформировалось ли в России гражданское общество?

 

ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.