![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тоталитаризм как феномен XX в
Основные понятия: тоталитаризм, фашизм, нацизм. На политическую историю мировой цивилизации XX в. наложил глубокий отпечаток эпохального противоборства тоталитаризма и демократии. Этот конфликт в скрытой или явной форме не только присутствовал в большинстве событий мировой политики, но и определял основное противоречие экономической и духовной жизни столетия. Тоталитаризм проявился как мировое явление. Он утвердился в качестве политической системы в самой большой стране мира — в России и в одном из самых культурных европейских государств — в Германии, распространившись после Второй мировой войны на целый ряд стран. Понятие «тоталитаризм» восходит к латинскому totalis, т. е. «весь», «целый», «полный». Впервые оно стало применяться в 20—30-е гг. в фашистской Италии для обозначения своеобразия режима Муссолини по сравнению с западными демократиями и советской политической системой. Примерно в это же время теоретики левой и либеральной ориентации стали употреблять понятие «тоталитаризм» в критическом смысле, подчеркивая сходство фашизма и коммунизма как на уровне политической организации, так подчас и в идеологическом плане. Историческую уникальность нового феномена отмечали в своих работах русские консерваторы-эмигранты И. Ильин и И. Бердяев. После Второй мировой войны появилась возможность привлечь большое количество документальных материалов для изучения этого феномена, что позволило сделать широкие обобщения. На их основе была создана, можно сказать, классическая версия теории тоталитаризма, известная прежде всего по книгам X. Арендт, К. Фридриха и 3. Бжезинского. Тоталитаризм понимался как диктаторское господство для построения принципиально нового общественно-политического порядка при наличии современных технических и политических условий. Если обобщить содержание новой теории, то можно сказать, что, во-первых, тоталитаризм является принципиально новым политическим явлением, отличным как от демократии, так и от диктаторских государств прошлого; во-вторых, коммунистический и нацистский аппараты господства в своей основе очень близки. В чем наиболее отчетливо просматривается это сходство? Политические системы, построенные в Советской России и нацистской Германии, покоились на власти единственной массовой партии, господствовала официальная идеология, осуществлялась монополия на средства массовой информации, на средства вооруженной борьбы, а контроль со стороны политической полиции приобретал характер террора, осуществлялась централизованная система управления экономикой. Многие исследователи в разные годы выступали с критикой данной теории. Они обращали внимание на ее уязвимые моменты: склонность подчеркивать общие черты и недооценивать различия между отдельными странами, абсолютизировать роль революционной идеологии, рассматривать тоталитаризм как застывшую политическую систему, лишенную внутренней динамики, и др. Однако создать иную схему, объясняющую этот феномен, с которой согласился бы научный мир, не удалось. К тому же в ходе дальнейших исследований «узкие места» теории тоталитаризма получали более убедительную аргументацию. К этой теории следует относиться так же, как У. Черчилль относился к демократии: она самая плохая, если не принимать в расчет все остальные. Рассматривая коммунистическую и нацистскую системы под углом зрения тоталитаризма, следует иметь в виду, что эта теория имеет заметную идеологическую окраску и активно использовалась в пропагандистских целях, особенно в годы «холодной войны». Несомненная научная значимость этого подхода практически с самого начала сочеталась с известными политическими антипатиями исследователей. При помощи концепции тоталитаризма западные демократы смогли свести воедино своих главных политических противников. Отправной точкой при рассмотрении тоталитаризма является тезис о том, что политическая система тоталитарного типа являет собой принципиально новый облик диктатуры и подавления свободы и принадлежит исключительно политической истории XX столетия. Всякий анализ предполагает сравнение, и исторические параллели в нашем случае напрашиваются сами собой. Ряд черт тоталитаризма присутствует в исторических диктатурах: концентрация власти, культ вождя, террор против политических противников и т. п. Наиболее схожи с тоталитаризмом средневековые попытки организовать общество по определенному образцу, за которыми стояли влиятельные религиозные течения. Такие попытки предпринимались монахом Дж. Савонаролой во Флоренции (1494—1497), известным религиозным реформатором Ж. Кальвином в Женеве (1541 —1564); последний, отличаясь крайним аскетизмом, пытался контролировать и верования, и нравы, не останавливаясь перед изгнаниями и казнями. Еще больше примеров для сравнения дает опыт упоминавшейся якобинской диктатуры во Франции. Примеры тоталитарного мышления без труда можно отыскать в недрах евро пейской духовной культуры — в сочинениях Платона, коммунистов-утопистов Т Мора и Т Кампанеллы, в трудах Ж.-Ж- Руссо и др Однако увлеченность поисками исторических предтеч тоталитаризма может легко привести к упрощению социально-политических реальностей современности К тому же приведенные примеры представляли собой достаточно кратковременные явления и не обладали совокупно стью многих признаков тоталитаризма Что же принципиально новою привнесли коммунизм и нацизм в диктаторскую практику нашего столетия' Политическая идеология сторонников тоталитаризма основана на принципиально новом представлении о политике, ее возможностях и принципах осуществления политических решений. Как известно, либеральный подход предполагает, что политические системы являются плодом долгого взаимодействия различных сил в обществе, складываются в результате проб и ошибок. Либералы также считают, что существует множество интересов, которые лежат вне сферы политики. Консерватор независимо от того, исходит он из философских, теологических или моральных аргументов, полагает, что человеческие возможности ограничены. Он скептик относительно возможностей политики создать мир без господства, убежать от авторитета проверенных веками институтов и предпочитает «не ремонтировать то, что не сломано». Тоталитарное видение мира политического принципиально иное. Оно покоится на положении о единой, исключительной истине в политике. Осуществление этого идеала зависит не от стихийного процесса взаимодействия между людьми, а от планомерного строительства, связанного с политическим принуждением. Тоталитаризм покрыл себя позором из-за масштабного применения террора, причем не только против политических противников, но и против целых классов и рас. Понять логику тоталитарного мировидения нам поможет цитата отечественного мыслителя С. Франка о философских предпосылках деспотизма как системы «при нудительного осуществления абсолютной правды» «Для человека, сознательно или бессознательно признающего себя или свой идеал непогрешимым и абсолютно верным, исчезают всякие сомнения и колебания; все разногласия между людьми лишаются в его глазах своего принципиального значения, обосновывающего свобо ду мнения, и сводятся к простому факту противоречия между истиной и ложью, между сознательностью и невежеством или предрассудком С зтой точки зрения по добные разногласия должны быть преодолены всеми средствами, и притом чисто ме ханически» Тоталитаризм, таким образом выступает в роли вершителя «законов движения», объективных норм истории и природы, которые он пытается претворить в обществе Отсюда вытекает такая черта тоталитаризма, как стремление к полному переустройству и контролю не только политической, но и духовной жизни общества Автократии прошлых веков удовлетво рялись тем, что лишало широкие слои населения и оппозиции возможности участвовать в политике, и пытались сконцентрировать всю власть в руках государства Тоталитаризм же подчиняет не только политическую сферу, но и частную жизнь Известна борьба коммунистов и нацистов против религии, поскольку они не могли смириться с иным мировидением Новый политический механизм подчиняет своим предписаниям автономную до сих пор экономическую сферу Его притязания на власть дейст вительно абсолютны, «тотальны» Л Троцкий, наблюдая из эмиграции за возведением здания советского тоталитаризма, фундамент которого обязан не в последнюю очередь и его собственным стараниям, писал «Государство — это почти либеральная формулировка по сравнению с действительностью сталинского тоталитарного режима Людовик XIV отождествлял себя лишь с государством Римский папа отождествлял себя и с государством, и с церковью Тоталитарное государство идет гораздо дальше цезарей и Божьих наместников, поскольку оно, кроме того, вбирает в себя всю экономику страны Сталин в отличие от короля-солнца имел основание сказать «Общество — это я» Своей новизной тоталитаризм обязан также революционной направленности своих доктрин, стремлению полностью сокрушить старый порядок и на его развалинах построить принципиально новый Если демократическая революция с установлением новой политической системы завершается, то революция тоталитарных дви жений не заканчивается с достижением ими власти — процесс революционного переустройства продолжается, но уже под руководством «сверху» Таковы принципиальные замыслы теоретиков тоталитаризма, но возникает закономерный вопрос почему рассматриваемый нами тип политической системы стал возможен только в XX в? Ведь проекты построения нового общества методом одновременной ломки ста рого существовали с давних пор Тоталитарную форму политической организации делают возможной определенные черты индустриальной эпохи, ситуация острого политического и экономического кризиса и особенности политической культуры конкретной страны Тоталитаризм немыслим без современных технических средств Техника выступает при этом прежде всего как совокупность техни- ческих средств контроля и пропаганды. Прежние автократические государства в условиях отсутствия современных орудий полигичес-кого контроля были просто не в состоянии держать под присмотром все общество и его отдельных членов. Лишь такие средства коммуникации, как транспорт, телефон, радио, телевидение, дают возможность контролировать социальную среду Еще большие возможности они предоставляют для ведения постоянной и целенаправленной обработки населения в нужном идейном ключе Соединение мобилизующей функции идеологии, облеченной в лозунговую форму, с новыми техническими возможностями — одно из условий обретения диктатурой тоталитарного качества. Техника выступает как средство, а не как достаточное условие тоталитаризма. Как известно, техника может сыграть прямо противоположную роль в судьбе тоталитарного эксперимента. О провале социалистического эксперимента в СССР сигнализировало техническое отставание страны от Запада. О непосредственной связи тоталитаризма с современностью говорит тот факт, что эта политическая система возникает благодаря массовой поддержке и не в состоянии обходиться без массовой основы. Отрицая либеральную демократию как «урезанную, убогую, фальшивую», как «демократию для меньшинства» (Ленин) или просто как «еврейскую штучку» (Гитлер), тоталитарная демократия отождествляет себя с высшей формой народоправства. Диктаторская сущность системы скрывалась за фасадом представительных учреждений, «выборов» без права выбора, 99-процентным участием в этой процедуре и прочими атрибутами, которые имитировали процесс волеизъявления народа и единство правителей и управляемых Обратим внимание на то, что тоталитарные партии приходят к власти в условиях глубоких кризисных потрясений, которые поражают практически все сферы жизни общества. В этот период большинство населения ищет выход в радикальных изменениях Демократические институты, либеральная или консервативная идеология в этих условиях не всегда в состоянии справиться с давлением народных требований, когда нужны быстрые и простые ответы на принципиальные проблемы. В России, например, Временное правительство в 1917 г в силу ряда причин оказалось неспособным решить два важнейших вопроса — о миро и о земле Гер мания, как известно, с 1929 г переживала глубочайший за всю историю экономический кризис, который повлек за собой увеличение безработицы до 6 млн человек С марта 1930 г ни одна партия не мо!ла набрать большинства голосов и создать стабильный кабинет Экономический и политический кризисы перетелись с глубокой психологической травмой, связанной с национальным унижением стра ны после поражения в Первой мировой воине Гермаьия должна была пойти на территориальные уступки и выплачивать репарации (до 1988 г) Важнейшим фактором, влияющим на становление тоталитаризма, является слабая укорененность демократических представлений в политической культуре, преобладание авторитарных начал в со- знании большинства населения. Один из исследователей тоталитаризма заметил, что, если бы Гитлер родился в Англии, он закончил бы свои дни на виселице или в сумасшедшем доме. Практическое функционирование политических систем тоталитарного типа можно понять на основе исторического опыта СССР и нацистской Германии. Обе системы выросли на отрицании первенства прав человека, системы парламентаризма и многопартийности и понимались как альтернатива либеральной демократии. Им присущ целый ряд общих признаков, которые, однако, проявились по-разному вследствие особенностей политического, экономического и культурного развития. Поэтому когда говорится о тоталитаризме на советском и нацистском примерах, то имеется в виду не их тождество, а возможность сравнения для проведения определенных параллелей. Несмотря на все различия идеологического и социально-экономического порядка, политические механизмы СССР и Германии в 30-е гг. обнаруживают сходство по ряду принципиальных позиций. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |