Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и основные этапы эволюции идеи гражданского общества




Основные понятия: гражданское общество, полис, идея права.

Как мы уже сказали, гражданское общество — один из ключе­вых элементов самоорганизации человеческих сообществ в совре­менном мире. Особую актуальность задача его изучения приобре­ла как за рубежом, так и у нас в стране в последние два-три десятилетия. Это объясняется развернувшимися в этот период процессами, суть которых состоит в распространении институтов, ценностей, принципов политической демократии на новые страны и регионы. Речь идет прежде всего о Европейском континенте, где во второй половине 70—80-х гг. народы Греции, Испании и Пор­тугалии, покончив с авторитарными режимами, вступили на путь демократических преобразований, а в конце 80-х — начале 90-х гг. потерпели крушение тоталитарные режимы в восточно-европейских странах и СССР. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах возрожде­ния и укрепления как необходимого условия утверждения демо­кратии.

Что же такое гражданское общество, какое место его институ­ты занимают в жизнедеятельности людей вообще и в обществен­но-политической системе в частности?

Человек по своей природе существо общественное; невозмож­но представить его жизнь вне общества, вне многообразных свя­зей с другими людьми. Общество как специфически человеческая общность возникло в глубокой древности, еще на заре человече­ской истории, оно предшествовало государству. Поэтому примени­тельно к периоду первобытно-общинного строя совершенно спра­ведливо говорят о догосударственной организации человеческих сообществ. В дальнейшем общество развивалось в неразрывном единстве с государством. Гражданское же общество сложилось на определенном этапе исторического развития прежде всего совре­менной западной цивилизации.

Говорить о гражданском обществе в современном понимании этого слова можно лишь с момента появления гражданина как са­мостоятельного и сознающего себя таковым индивида, наделенно­го неотчуждаемыми правами и свободами и в то же время несуще го перед обществом моральную и иную ответственность за все свои действия О трудностях становления гражданского общества свиде­тельствуют как драматические эпизоды истории его формирования и развития, так и острые дебаты, сопровождавшие разработку кон­цепции гражданского общества в западной общественно политиче­ской мысли

Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был от­мечен острыми и длительными социальными, политическими и иде ологическими столкновениями, включая растянувшуюся на много десятилетий полосу политических революций Это был процесс не только глубоких экономических, социальных и политических изме нений, но также культурных и духовных преобразований

Гражданское общество ни в коей мере нельзя представлять как некий феномен, существующий и функционирующий независимо от государства Формирование и развитие гражданского общества и политических институтов западной цивилизации шли в самой тес ной взаимосвязи, дополняя и обусловливая друг друга как состав­ные части единой системы

Само понятие «гражданское общество» восходит корнями к вре­менам античности У античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов, взаимозаменяемых терминов Это polls и politea у древних греков, res pubhca и societas cwihs у древних рим­лян У античных мыслителей понятие «политическое» охватывало все важнейшие сферы жизни людей семью, религию, образование, художественную культуру, искусство Быть членом общества означа­ло в античном мире быть гражданином государства и действовать в соответствии с его законами, не нанося вреда другим гражданам

Античному полису было свойственно единство гражданского коллектива и госу дарства Идея неприкосновенности частной сферы оставалась чуждой гражданам по лиса Приверженность духу гражданскою коллективизма выражалась в том, что ин тересы полиса не отделялись от частных интересов граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался воле сообщества

С точки зрения Аристотеля, жизнь человека и экономически, и политически, и социально определяется его принадлежностью к полису Утверждая, что «первич ным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас», философ не находил человеку места вне государства, полагая, что вне государст венной организации могут жить только боги и звери

Другими словами, в античности общество составляло неразрывное целое с го сударством, с миром политического Само общество имело политический характер Государство полис сливалось с обществом как таковым, обеспечивающим жизнеде ятельность людей во всех ее формах и проявлениях Речь, по сути дела шла об об ществе государстве как единой целостности

В Средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и др., приобрели статус элементов государственной жизни. Судьба каждого человека была неразрывно связана с сословием, корпорацией, общиной Особенно отчетливые формы эта нераздельность, слитность приобрела в тех странах, где долгое время существовала крепостная зависимость и сохранялась сельская община, и прежде всего в России, в которой крепостное право было отменено лишь во второй половине XIX в.

Этапным моментом в формировании идеи гражданского обще­ства следует считать утверждение концепции прав человека. По­казательно, что, скажем, даже в сознании мыслителей XVII в., мно­го сделавших для развития теории прав и свобод личности, общество еще слито с государством, воплощается в нем. У них от­сутствует понятие права, предшествующего государству и стояще­го над ним. Такое понятие впервые появляется у известных пред­ставителей западной правовой науки Г. Гроция и Жюрье.

Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался формированием идеи личности, наделенной от природы неотчужда­емыми правами и свободами, обладающей собственными интереса­ми, которые могут не совпадать с интересами общества, все более растущим признанием неуничтожимых противоречий между обще­ством и государством, формированием институтов, ценностей и от­ношений гражданского общества. Открыв личность, мыслители Но­вого времени вместе с тем осознали наличие вечного конфликта между личностью и обществом Отвергается античная и средневе­ковая идея тождества частного и общественного, утверждается идея первичности общества в его отношении к государству. Все это в конечном итоге способствует формированию идеи гражданского общества и мира политического как самостоятельных подсистем че­ловеческого социума.

Осознание различия интересов общества и юсударства побуждало к поиску ар­гументов в защиту политическою строя, способною обеспечить равенство полити ческих прав людей независимо от их социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности, гарантировать гражданские свободы, конституцион­ную систему управления Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос об освобождении человека от всех сохранявшихся форм внеэкономическою принуждения Политические революции против старою порядка, начало которым было положено английской буржуазной революцией середины XVII в, были при­званы уничтожить сословия, цехи, корпорации, наследственные привилегии и дру­гие институты, нарушавшие принцип равенства перед законом всех граждан юсу-дарства

Таким образом, политическое освобождение представляло со­бой одновременно и освобождение гражданского общества от госу­дарства, т. е. уничтожение его политического характера Эти нача­ла окончательно утвердились во второй половине XVIII— XIX в. в процессе формирования капиталистической системы с такими ее

основополагающими элементами, как частная собственность, сво боднорыночная экономика, представительно-парламентская демо кратия и правовое государство

Традиционная концепция единого общества-государства была пересмотрена мыслителями XVIII—XIX вв Традиция общественно-политической мысли, представленная Дж. Локком, А Фергюсо-ном, С Пуфендорфом, И Кантом, исходила из признания тою, что общество существует уже в естественном состоянии Так, со­гласно Дж Локку, общество предшествует государству, оно суще­ствует «по природе»

Государство образуется на основе сложившихся в естественном состоянии общественных отношений Правительство может сме ниться или даже быть уничтоженным, но общество со всеми его естественными законами и правами сохраняется Главная цель го­сударства состоит в защите общества, государство —- это инстру мент общества

Постепенно тема «гражданское общество против государства», получившая наиболее законченное выражение в Декларации неза­висимости США 1776 г, программном документе Великой фран­цузской революции конца XVIII в Декларации прав человека и гражданина, в которых была провозглашена идея о неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и самореализацию, приобрела революционное звучание

Пожалуй, наиболее радикальный вариант концепции гражданского общества сформулировал Т Пейн, автор знаменитого памфлета «Права человека», сочине ния, которое в период американской революции конца XV111 в во многом нодго товило общественное мнение колоний к идее независимости У Т Пейна тема граж данского общества, противостоящего государству, стала центральной Идеолог американской революции называл государство необходимым злом чем оно меньше, тем лучше для общества Власть государства должна быть отраничена в пользу гражданского общества Чем совершеннее i ражданское общество, тем с большей самостоятельностью люди регулируют свою жизнь, тем меньше они нуждаются в юсудефстве Государство можно считать законным, или «цивилизованным» лишь в том случае если оно образовано в результате ясно выраженною согласия всех чле нов общества, зафиксированного в конституции Правительства убеждал своих со временников Т Пейн не имеют прав они имеют только обязанности перед гражда нами

В дальнейшем эта традиция в более умеренных вариантах раз­рабатывалась А де Токвилем, Дж С Миллем и др Об их взгля дах и воззрениях других представителей классического либерализ­ма мы поговорим подробнее в главе, посвященной основным идейно политическим течениям Здесь отметим лишь, что теорети­ческие искания либералов XVIII—XIX вв были направлены на по­иски путей достижения оптимального равновесия между граждан ским обществом и государством Они исходили из признания того, что разделение между этими двумя сферами является неотъемлемым признаком демократической общественно-политической системы

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Когда возникло понятие «гражданское общество»?
  2. 2. Какие факторы сыграли определяющую роль в формировании гражданского общества?
  3. 3. Можно ли утверждать, что гражданское общество существовало в эпоху античности и период Средневековья?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.