КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование и основные этапы эволюции идеи гражданского общества
Основные понятия: гражданское общество, полис, идея права. Как мы уже сказали, гражданское общество — один из ключевых элементов самоорганизации человеческих сообществ в современном мире. Особую актуальность задача его изучения приобрела как за рубежом, так и у нас в стране в последние два-три десятилетия. Это объясняется развернувшимися в этот период процессами, суть которых состоит в распространении институтов, ценностей, принципов политической демократии на новые страны и регионы. Речь идет прежде всего о Европейском континенте, где во второй половине 70—80-х гг. народы Греции, Испании и Португалии, покончив с авторитарными режимами, вступили на путь демократических преобразований, а в конце 80-х — начале 90-х гг. потерпели крушение тоталитарные режимы в восточно-европейских странах и СССР. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах возрождения и укрепления как необходимого условия утверждения демократии. Что же такое гражданское общество, какое место его институты занимают в жизнедеятельности людей вообще и в общественно-политической системе в частности? Человек по своей природе существо общественное; невозможно представить его жизнь вне общества, вне многообразных связей с другими людьми. Общество как специфически человеческая общность возникло в глубокой древности, еще на заре человеческой истории, оно предшествовало государству. Поэтому применительно к периоду первобытно-общинного строя совершенно справедливо говорят о догосударственной организации человеческих сообществ. В дальнейшем общество развивалось в неразрывном единстве с государством. Гражданское же общество сложилось на определенном этапе исторического развития прежде всего современной западной цивилизации.
Говорить о гражданском обществе в современном понимании этого слова можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивида, наделенного неотчуждаемыми правами и свободами и в то же время несуще го перед обществом моральную и иную ответственность за все свои действия О трудностях становления гражданского общества свидетельствуют как драматические эпизоды истории его формирования и развития, так и острые дебаты, сопровождавшие разработку концепции гражданского общества в западной общественно политической мысли Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими и иде ологическими столкновениями, включая растянувшуюся на много десятилетий полосу политических революций Это был процесс не только глубоких экономических, социальных и политических изме нений, но также культурных и духовных преобразований Гражданское общество ни в коей мере нельзя представлять как некий феномен, существующий и функционирующий независимо от государства Формирование и развитие гражданского общества и политических институтов западной цивилизации шли в самой тес ной взаимосвязи, дополняя и обусловливая друг друга как составные части единой системы Само понятие «гражданское общество» восходит корнями к временам античности У античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов, взаимозаменяемых терминов Это polls и politea у древних греков, res pubhca и societas cwihs у древних римлян У античных мыслителей понятие «политическое» охватывало все важнейшие сферы жизни людей семью, религию, образование, художественную культуру, искусство Быть членом общества означало в античном мире быть гражданином государства и действовать в соответствии с его законами, не нанося вреда другим гражданам
Античному полису было свойственно единство гражданского коллектива и госу дарства Идея неприкосновенности частной сферы оставалась чуждой гражданам по лиса Приверженность духу гражданскою коллективизма выражалась в том, что ин тересы полиса не отделялись от частных интересов граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался воле сообщества С точки зрения Аристотеля, жизнь человека и экономически, и политически, и социально определяется его принадлежностью к полису Утверждая, что «первич ным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас», философ не находил человеку места вне государства, полагая, что вне государст венной организации могут жить только боги и звери Другими словами, в античности общество составляло неразрывное целое с го сударством, с миром политического Само общество имело политический характер Государство полис сливалось с обществом как таковым, обеспечивающим жизнеде ятельность людей во всех ее формах и проявлениях Речь, по сути дела шла об об ществе государстве как единой целостности В Средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и др., приобрели статус элементов государственной жизни. Судьба каждого человека была неразрывно связана с сословием, корпорацией, общиной Особенно отчетливые формы эта нераздельность, слитность приобрела в тех странах, где долгое время существовала крепостная зависимость и сохранялась сельская община, и прежде всего в России, в которой крепостное право было отменено лишь во второй половине XIX в. Этапным моментом в формировании идеи гражданского общества следует считать утверждение концепции прав человека. Показательно, что, скажем, даже в сознании мыслителей XVII в., много сделавших для развития теории прав и свобод личности, общество еще слито с государством, воплощается в нем. У них отсутствует понятие права, предшествующего государству и стоящего над ним. Такое понятие впервые появляется у известных представителей западной правовой науки Г. Гроция и Жюрье.
Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался формированием идеи личности, наделенной от природы неотчуждаемыми правами и свободами, обладающей собственными интересами, которые могут не совпадать с интересами общества, все более растущим признанием неуничтожимых противоречий между обществом и государством, формированием институтов, ценностей и отношений гражданского общества. Открыв личность, мыслители Нового времени вместе с тем осознали наличие вечного конфликта между личностью и обществом Отвергается античная и средневековая идея тождества частного и общественного, утверждается идея первичности общества в его отношении к государству. Все это в конечном итоге способствует формированию идеи гражданского общества и мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума. Осознание различия интересов общества и юсударства побуждало к поиску аргументов в защиту политическою строя, способною обеспечить равенство полити ческих прав людей независимо от их социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности, гарантировать гражданские свободы, конституционную систему управления Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос об освобождении человека от всех сохранявшихся форм внеэкономическою принуждения Политические революции против старою порядка, начало которым было положено английской буржуазной революцией середины XVII в, были призваны уничтожить сословия, цехи, корпорации, наследственные привилегии и другие институты, нарушавшие принцип равенства перед законом всех граждан юсу-дарства Таким образом, политическое освобождение представляло собой одновременно и освобождение гражданского общества от государства, т. е. уничтожение его политического характера Эти начала окончательно утвердились во второй половине XVIII— XIX в. в процессе формирования капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, сво боднорыночная экономика, представительно-парламентская демо кратия и правовое государство
Традиционная концепция единого общества-государства была пересмотрена мыслителями XVIII—XIX вв Традиция общественно-политической мысли, представленная Дж. Локком, А Фергюсо-ном, С Пуфендорфом, И Кантом, исходила из признания тою, что общество существует уже в естественном состоянии Так, согласно Дж Локку, общество предшествует государству, оно существует «по природе» Государство образуется на основе сложившихся в естественном состоянии общественных отношений Правительство может сме ниться или даже быть уничтоженным, но общество со всеми его естественными законами и правами сохраняется Главная цель государства состоит в защите общества, государство —- это инстру мент общества Постепенно тема «гражданское общество против государства», получившая наиболее законченное выражение в Декларации независимости США 1776 г, программном документе Великой французской революции конца XVIII в Декларации прав человека и гражданина, в которых была провозглашена идея о неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и самореализацию, приобрела революционное звучание Пожалуй, наиболее радикальный вариант концепции гражданского общества сформулировал Т Пейн, автор знаменитого памфлета «Права человека», сочине ния, которое в период американской революции конца XV111 в во многом нодго товило общественное мнение колоний к идее независимости У Т Пейна тема граж данского общества, противостоящего государству, стала центральной Идеолог американской революции называл государство необходимым злом чем оно меньше, тем лучше для общества Власть государства должна быть отраничена в пользу гражданского общества Чем совершеннее i ражданское общество, тем с большей самостоятельностью люди регулируют свою жизнь, тем меньше они нуждаются в юсудефстве Государство можно считать законным, или «цивилизованным» лишь в том случае если оно образовано в результате ясно выраженною согласия всех чле нов общества, зафиксированного в конституции Правительства убеждал своих со временников Т Пейн не имеют прав они имеют только обязанности перед гражда нами В дальнейшем эта традиция в более умеренных вариантах разрабатывалась А де Токвилем, Дж С Миллем и др Об их взгля дах и воззрениях других представителей классического либерализма мы поговорим подробнее в главе, посвященной основным идейно политическим течениям Здесь отметим лишь, что теоретические искания либералов XVIII—XIX вв были направлены на поиски путей достижения оптимального равновесия между граждан ским обществом и государством Они исходили из признания того, что разделение между этими двумя сферами является неотъемлемым признаком демократической общественно-политической системы ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |