КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеи естественного права и общественного договора
Основные понятия: естественное право, «война всех против всех», общественный договор, смешанное правление, моральная автономия личности, демократия представительная. Наиболее полное и последовательное развитие идеи естественного права и общественного договора получили в работах Дж. Лок-ка (1632—1704), Т. Гоббса (1588—1679), Ш. Монтескье (1689— 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В противоположность прежним представлениям о правах, привилегиях, которыми наделены лишь граждане, как считалось в эпоху античности, или сословия, как верили в Средние века, мыслители Просвещения провозгласили идею естественных, неотчуждаемых прав человека. Эти права, по убеждению просветителей, даны каждому человеку от природы и включают право на жизнь, свободу и собственность, или, как мы читаем в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Все люди сотворены равными — вот суть символа веры идеологов Просвещения. Т. Гоббс доказывал, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть всех вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом». Мыслители Просвещения неустанно отрицали распространенное в феодальном обществе представление о том, что одним людям от рождения предназначено господствовать, а другим повиноваться, что права простолюдинов и благородных сословий никогда не могут быть равны. Так же решительно сторонники теории естественного права порывали и со взглядами о несовершенстве и ненадежности человеческого разума, об обязанности церкви неотступ- но опекать индивида, о долге властей брать на себя всю тяжесть государственных дум и забот, а подданным оставлять лишь право уповать на то, что «Бог милостив, а царь жалостлив». М. Лютер был уверен, что каждый христианин в состоянии понять Священное писание не хуже папы римского. Просветители XVIII в. на языке своего времени выражали ту же мысль иначе: каждый индивид обладает способностью «быть господином самому себе». Природа наделила человека разумом, и никто лучше его самого не сможет определить, в чем состоит его благо, какая политика в наибольшей мере отвечает его интересам, что принесет ему наибольшую пользу и удовлетворение. Естественные права, по мысли просветителей, принадлежали людям изначально, они обладали ими и тогда, когда государства еще не было. Картину возникновения государства Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье рисовали следующим образом: в далекие времена люди жили в естественном, природном состоянии. Законов и правосудия не существовало, каждый человек мог заявить о своем праве на все, что он видел вокруг себя, и защищать свои интересы любыми доступными ему способами — границы его притязаний определялись только его возможностями. Но поскольку другие люди обладали теми же правами, неизбежно возникали конфликты, начиналась, по выражению Т. Гоббса, «война всех против всех». В обществе царили произвол и насилие, никто не мог быть спокоен за жизнь своих близких и собственную безопасность, за сохранность имущества. И тогда измученные непрерывными междоусобицами, преследуемые постоянным чувством страха люди решили собраться вместе и заключить соглашение, общественный договор. При заключении общественного договора индивиды передали государству часть ранее принадлежавших им прав, с тем чтобы оно надежно защищало их естественные права на свободу, безопасность и собственность. Вступившие в договор индивиды согласились соблюдать общие для всех законы, данные мудрым законодателем. Для того чтобы следить за исполнением законов и карать нарушителей, были созданы правительства. Так возникло государство. Нетрудно убедиться, что, по существу, реальный исторический процесс становления и эволюции государства мало интересовал авторов теории общественного договора. Они не ищут ответ на вопрос, как возникает государство, а облекают в форму исторического экскурса мысль о том, что любое государство должно иметь характер правового, должно быть изначально ограничено системой обязательных норм, смысл которых заключается в обеспечении прав и свобод граждан, признании моральной автономии личности. Согласно теории общественного договора государство располагает лишь теми правами, которые переданы, делегированы ему обществом, признаны за ним его гражданами. Сувереном же, носителем высшей власти остается народ, сообщество граждан, участвующее в управлении через своих представителей в выборных органах власти. Политическая практика абсолютистских государств убеждала просветителей в том, что, пока власть сосредоточена в одних руках, пока государство не имеет в самом себе ограничивающих его начал, права и свободы граждан не могут быть надежно гарантированы. К идее создания механизмов, позволяющих контролировать процесс осуществления властных полномочий, мыслителей XVII — XVIII вв. вело и укрепляемое учением о греховности человека сомнение в том, что люди, находящиеся у власти, проявят готовность поставить на первое место интересы общества, а не заботу о собственном благополучии. Известен афоризм лорда Эктона: «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Предполагалось, что сдерживающим началом в правовом государстве должно быть последовательно проведенное разделение властей. Основателем теории разделения властей принято считать Ш. Монтескье, представившего в своей работе «О духе законов» государственный строй Англии как образец системы разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей. В отличие от многих современных нам правоведов и политологов Ш. Монтескье, как и все идеологи Просвещения, не был склонен уделять первостепенное внимание институциональному аспекту принципа разделения властей. Взаимное сдерживание и контроль ветвей власти, на что сегодня обращают главное внимание, в его рассуждениях предстают скорее как следствие решения фундаментальной для демократии проблемы — нахождения прочных основ соучастия во власти ведущих социально-политических сил общества, соучастия, обеспечивающего политическое представительство и учет интересов основных социальных слоев. В сущности, проблема стабильности политического строя и одновременно сохранения возможности развития политического организма стояла перед общественно-политической мыслью со времени ее зарождения. Так, Аристотель, считая идеалом политического устройства подлинную аристократию, признавал, что среди городов-государств наиболее устойчивы те, где каждая социальная и имущественная группа граждан имеет свою долю участия в управлении. Такой тип политического устройства получил название смешанного — он сочетал, в терминологии того времени, царское, аристократическое и демократическое начала. Концепция смешанного правления была усвоена стоиками, развита греческим историком римского времени Полибием, с ней были хорошо знакомы авторы средневековых политических трактатов. Аристотелю и Полибию смешанное правление представлялось устойчивой формой свободного самоопределения сообщества граждан — акцент делался на свободе сообщества, подчиняющего себе индивида. Мыслители Просвещения искали в разделении властей путь построения такой государственности, которая, следуя естественному праву, признавала бы свободу каждого индивида как высшее нравственное и политическое требование. В триаде естественного права центральное место принадлежит праву собственности, что понималось прежде всего как право поль- зования плодами своего труда. «Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности»,— утверждал Дж. Локк. Гарантии права собственности были основным требованием третьего сословия. Это требование подразумевало, во-первых, защиту от произвольных поборов, конфискаций со стороны государства; во-вторых, равенство всех видов собственности. В феодальном обществе земля была особой, «привилегированной» собственностью, право ее покупки для третьего сословия было ограничено. Земельная собственность и социальный престиж были тесно связаны. Даже труд крестьянина, жившего в крайней бедности, но работавшего на земле, признавался более достойным занятием, чем торговля или ремесло. Третье сословие требовало повышения своего социального статуса и настаивало, чтобы земля, все виды недвижимости свободно продавались и покупались. В-третьих, требование гарантий права собственности предполагало свободу распоряжения таким ее видом, как рабочая сила. Дело в том, что сохранявшаяся во многих европейских странах цеховая организация производства ограничивала возможности развития промышленности. Цех защищал привилегии входивших в него мастеров и ограждал их от конкуренции. Ремесленники, не являвшиеся мастерами цеха, не имели права открыть собственное дело. Подмастерьям было трудно перейти в разряд мастеров, но и покинуть цех им было сложно. Свобода производства, свобода перемещения рабочих с одного предприятия на другое, из одной отрасли промышленности в другую, определяемые капиталистической организацией труда, были несовместимы со средневековой цеховой системой. Свобода индивида распоряжаться собой, своими умениями, способностями и результатами труда, что составляет основу права собственности, предполагает, конечно, и обеспечение личной безопасности человека. Вступив в общественный договор, люди сохранили за собой право на безопасность и сопротивление насилию. «Человек,— по словам Т. Гоббса,— не может отказаться от права оказывать сопротивление тем, кто нападает на него с целью лишить его жизни, ибо нельзя думать, чтобы он надеялся приобрести таким путем какое-нибудь благо для себя». Право на жизнь не ограничивается гарантиями физического существования, оно включает, по убеждению основателей либеральной теории, право на достойную жизнь, на моральную автономию личности, что в политико-правовой области находит выражение в признании свободы совести индивида. Основной порок античной государственности идеологи либерализма XIX в. видели в том, что классический полис был и политическим, и религиозным сообществом одновременно. Граждан объединяли не только экономические и политические интересы, но и культ, поклонение богам-покровителям города, поэтому поведение каждого строго контролировалось общиной. Неуважение к городским святыням, неучастие в обрядах расценивались как проявление политической нелояльности, как государственная измена (за что, кстати, преследовались христиане, пока новая вера не стала официальной религией Римской империи) — ведь за грехи немногих разгневанные боги могли обрушить свою месть на весь город. Разделение светской и духовной власти, долга перед государством, согражданами, земными властителями и перед Богом принесло христианство, призвавшее воздать «кесарю кесарево, а Богу Божье». Через столетия эти слова отозвались признанием невмешательства государства в сферу убеждений и верований граждан. Государство согласно либеральным воззрениям не должно принуждать индивида к принятию какой-либо системы взглядов или вторгаться в его частную жизнь, оно отказывается от роли цензора и воспитателя. Необходимым шагом к обеспечению свободы совести стало отделение церкви от государства. Тем самым государство как бы заявляло о своей нейтральности по отношению к религиозным и иным взглядам своих подданных. Исповедовать любую веру или быть атеистом, придерживаться консервативных или либеральных убеждений, принадлежать к партии левой или правой ориентации — все это становится частным делом индивида. Формирование мировоззрения, воспитание нравственности признаются сферой ответственности семьи, школы, церкви, т. е. институтов гражданского общества. Право человека «быть господином самому себе» ограничено только таким же правом другого человека. До тех пор пока поступки индивида не нарушают прав окружающих его людей, он волен вести себя так, как считает нужным. Свобода в таком понимании есть право делать все, что не запрещено законом,— на страже пределов допустимого стоят прежде всего внутренние моральные запреты, воспитанное в человеке чувство долга. В абсолютистском государстве, как вы помните, господствовал иной принцип — позволено то, что разрешено законом, т. е. мотивы поведения индивида, все сферы частной жизни, не подпадающие под прямой бюрократический контроль, заведомо вызывают у властей сомнение. В правовом государстве, напротив, пока человек не нарушил закон, государство признает за ним свободу действий, не подозревая в каждом индивиде потенциального преступника, который готов использовать во зло предоставленную ему свободу. Автономия личности и право собственности не будут гарантированы, если человек не обладает правом участвовать в принятии тех решений, которые для него жизненно важны и затрагивают его интересы. Вот почему в теории естественного права свобода утверждается и как право политического участия. В античном полисе граждане участвовали в управлении государством непосредственно — это была прямая демократия. В государствах с многомиллионным населением личное участие каждого в работе высшего законодательного органа власти в административ- ном управлении физически невозможно. Демократия Нового времени — представительная демократия, интересы граждан представляют политики, сменяемые и ответственные перед избирателями. Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считал других его участников равными себе — только на таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми. Равенство это двоякого рода — равенство перед законом и равенство политических прав. Не случайно богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины с весами в руках и повязкой на глазах — символами беспристрастности, объективности правосудия. Независимо от имущественного положения и занимаемого поста в демократическом государстве перед законом все равны. Моральная же ответственность тем выше, чем более заметное положение в обществе занимает человек, ибо демонстрируемое им пренебрежение к закону подрывает веру в законность и правопорядок у его сограждан. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным, на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов, манифестаций и другие права, закрепляемые законом. Просветители не могли не задаваться вопросом о том, почему такие простые и ясные для них принципы естественного права не признавались государями и правительствами прежде. Причину этого они видели главным образом в невежестве людей. Им представлялось, что достаточно рассеять существующие предрассудки, вывести народы из мрака заблуждения, принять разумные, справедливые законы, соответствующие природе человека, как в обществе воцарятся мир, свобода и процветание. Представители народа будут неусыпно стоять на защите общего блага и интересов каждого гражданина. По мере распространения просвещения расширится круг граждан, участвующих в политической жизни, в общественном самоуправлении. Нравы смягчатся, укрепятся общественные добродетели. Какие же из этих ожиданий реализовались в политической практике демократических стран? Каковы реальные основы политических систем демократического типа? ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |