Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные избирательные системы




Основные понятия: мажоритарная избирательная сис­тема, система пропорционального представительства, изби­рательный метр, заградительный пункт.

После того как голосование завершено и произведен подсчет бюллетеней, объявляются итоги выборов. Существуют установлен­ные законом и проверенные практикой многих стран правила опре­деления результатов голосования. Совокупность таких правил назы­вается избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: система большинства, или мажоритарная, и пропорционального представительства, или пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, по­лучивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная систе­ма имеет две разновидности: абсолютного большинства и относи­тельного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсо­лютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, т. е. 50% + 1 человек. В случае, если победитель не выявлен, про­водится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажо­ритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его сопер­ников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.

Начало практики проведения регулярных выборов с участием неуклонно расширявшегося круга избирателей было связано с при­менением мажоритарной системы как наиболее последовательно выражающей идею большинства. Опыт показал, что мажоритарная система не дает точного соответствия между количеством получен­ных партией депутатских мест и числом проголосовавших за нее избирателей. Наибольшие диспропорции порождает система отно­сительного большинства.

Проиллюстрировать действие мажоритарной системы можно двумя примерами. Допустим, в трех избирательных округах выставили своих кандидатов на выборах две политические партии. Обозначим их условно партией А и партией Б. В первом округе приняли участие в выборах 120 тыс. избирателей, во втором и третьем — по 100 тыс. избирателей. После подсчета голосов оказалось, что кандидат от пар­тии А победил в первом округе, набрав 69 тыс. голосов. Во втором и третьем ок­ругах с небольшим преимуществом победили кандидаты от партии Б, набрав во вто­ром округе 55 тыс. и в третьем — 53 тыс. голосов избирателей.

Нетрудно подсчитать, что в трех избирательных округах канди­датов от партии А поддержала в общей сложности 161 тыс., а кан­дидатов от партии Б — 159 тыс. избирателей. Тем не менее по ито­гам выборов партия А будет представлена в законодательном собрании одним депутатом, а партия Б, получившая голосов мень­ше, чем ее соперник,— двумя депутатами.

Рассмотрим еще один пример. За победу на выборах борются три политические партии — А, Б и В. Как и в первом случае, от каждого из трех избирательных округов избирается один депутат.

Итоги выборов представлены в таблице:

 

Итак, в трех избирательных округах за кандидатов партии А проголосовали 130 тыс. избирателей — большинство пришедших на выборы, но она провела только одного депутата в первом окру­ге. Кандидаты партии Б собрали в общей сложности 105 тыс. го­лосов избирателей, тем не менее эта партия будет представлена в законодательном собрании двумя депутатами, победившими во вто­ром и третьем округах. Партия В, которую поддержала 51 тыс. из­бирателей, осталась за порогом парламента.

На этих примерах хорошо видны основные особенности мажо­ритарной системы. При ее применении голоса, поданные сверх не­обходимых кандидату для победы, оказываются как бы излишними, в распределении мест они не учитываются, поэтому преимущество получают крупные партии с электоратом, относительно равномер­но распределяющимся по стране, особенно если оппозиция разоб­щена.

В Великобритании на выборах партии достаточно получить около 40% голосов, чтобы завоевать большинство в палате общин. В Канаде известен случай, когда за кандидатов от Либеральной партии высказалось менее половины избирателей, но по

итогам выборов либералы обеспечили себе более 73% мест в парламенте. В ходе одного исследования политологи подсчитали, что из 117 изучавшихся парламентов в 43 имелось однопартийное большинство, причем в 23 большинство было образо­вано благодаря усиливающему эффекту избирательных систем. Если бы, например, в Великобритании была принята пропорциональная система, то страна в послево­енные годы неоднократно могла бы иметь коалиционное правительство.

При мажоритарной системе возможна такая ситуация, когда партия, за которую на выборах проголосовало избирателей мень­ше, чем за ее основного соперника, получает большинство мест в парламенте или в исполнительных органах власти.

Один из открываемых мажоритарной системой способов зани­жения представительства оппозиции в структурах управления со­стоит в концентрации ее электората. Избирательные округа «на­резаются» таким образом, что в нескольких из них оппозиционные партии имеют «избыточную» поддержку — 60 — 70% и даже 90% голосующих, тогда как в остальных округах находящаяся у власти партия обеспечивает себе победу с минимально необходимым пре­имуществом, не допуская «растраты» и «перерасхода» голосов сво­их сторонников, используя их высокоэффективно. В особо небла­гоприятные условия мажоритарная система ставит мелкие партии (в нашем втором примере партия В). Им трудно провести кандида­тов в выборные органы общенационального уровня. Отданные за них голоса часто «пропадают», и избиратели, зная это, заранее ориентируются на партии, реально способные победить. В резуль­тате отдельные группы населения лишаются политического пред­ставительства или оно оказывается крайне незначительным.

Убедиться, насколько мажоритарная система снижает электоральную результа­тивность малых и даже средних партий, позволяет весьма типичный пример из по­литической истории Великобритании. В 1979 г. на выборах, которые дали огром­ный перевес в палате общин консерваторам во главе с новым лидером партии Маргарет Тэтчер, тори получили около 13,7 млн, лейбористы — 11,5 млн и либе­ралы _ 4,3 млн голосов избирателей. Однако в парламент от консерваторов про­шли 339 представителей, от лейбористов — 269, а от либералов — всего 11 депу­татов, т. е., отставая от тори по количеству поданных за них бюллетеней примерно в 3 раза, либералы проиграли им по числу депутатских мест более чем в 30 раз.

Таким образом, мажоритарная система «поощряет» крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населе­ния. Уступающие им по численности относительно небольшие пар­тии оказываются в условиях применения мажоритарной системы устойчивыми только в том случае, если их поддерживают этничес­кие и/или конфессиональные меньшинства, избиратели с постоян­ными идеологическими предпочтениями, электорат определенного региона.

В настоящее время мажоритарная система применяется в Ин­дии, Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции, Японии и во многих других странах. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США

принята мажоритарная система относительного большинства с го­лосованием в один тур по одноименным округам — такая система получила название «вестминстерская»1.

Достоинство мажоритарной системы состоит в том, что, допол­нительно усиливая преимущества ведущих партий, она позволяет создавать стабильные правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте,— это особенно важно для парламент­ских республик.

Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциональная система.

Переход к выборам по пропорциональной системе начался на рубеже XIX—XX вв.: в 1891 —1893 гг. ее приняли отдельные кан­тоны Швейцарии, в 1893 г.— Бельгия, в 1906 г.— Финляндия. При проведении выборов по пропорциональной системе создаются большие по численности избирателей округа. Каждая партия вы­ставляет на выборах списки из двух, трех и более кандидатов. Из­биратель голосует за весь список, а сколько из значащихся в нем кандидатов пройдут в законодательное собрание, определяется по итогам выборов.

Скажем, в избирательном округе на парламентских выборах выставлены два списка кандидатов — от партии А и партии Б. Всего в округе должно быть избра­но три депутата. Участие в голосовании приняли 180 тыс. избирателей. Число по­данных голосов делится на количество депутатских мест: 180 тыс.: 3 = 60 тыс. Так устанавливается избирательный метр, или избирательная квота.

За список партии А было подано 110 тыс., а за список партии Б — 70 тыс. голосов избирателей. В число голосов, поданных за кандидатов партии Б, избира­тельный метр укладывается один раз: 110 тыс.: 60 тыс. = 1, в остатке 50 тыс. голосов. В число голосов, поданных за кандидатов партии Б, избирательный метр укладывается также один раз: 70 тыс.: 60 тыс.= 1, остаток 10 тыс. голосов. Обе партии получают возможность провести в парламент по одному депутату. Ими ста­новятся кандидаты, чьи имена в избирательных списках партий стояли первыми. Од­но депутатское кресло пока остается свободным. При его распределении учитыва­ется величина остатка от деления на избирательный метр: у партии А остаток был 50 тыс., а у партии Б — 10 тыс. голосов. Следовательно, в парламент проходит представитель партии А, тот кандидат, чье имя значилось в списке этой партии вто­рым. Еще более точные результаты получаются при сведении остатков голосов в округах в единые списки по стране и распределении незаполненных мест в соответ­ствии с суммой остатков каждого партийного списка. Существуют и более сложные методы нахождения избирательной квоты — при их применении погрешность со­ставляет не более 0,5%.

1 Вестминстер — административный округ в составе Большого Лондона, где находятся королевская резиденция, правительственные учреждения и парламент страны. Мажоритарная система относительного большинства впервые была введена на выборах в английский парламент, а затем получила распространение в поселенческих колониях Англии.

В Австрии, Италии, Швейцарии и некоторых других странах из­биратели голосуют как за список партии в целом, так и за отдель­ного кандидата в списке. В бюллетене напротив имен кандидатов избиратели ставят цифры — преференции, определяя таким обра­зом политический рейтинг претендентов. В соответствии с ним и решается, кто из списка в случае победы партии будет избран в первую очередь, кто — во вторую и т. д. Преференциальное голо­сование уменьшает зависимость кандидатов от партийных лидеров: личная популярность может обеспечить успех кандидата даже в том случае, если в списке партии он занимает не первые позиции.

Пропорциональная система позволяет определять долю пред­ставительства мелких партий с электоратом 2—3% от общего чис­ла избирателей. Если бы предельно возможная точность итогов бы­ла единственным критерием применимости избирательной системы, то легко предположить, что пропорциональная система получила бы повсеместное распространение. На практике политики не могут не считаться с тем, что пропорциональная система частично спо­собствует фрагментации, дроблению политических сил, сохранению множества мелких партий, в том числе и экстремистского толка.

Чтобы не допускать распыления электората при пропорциональной системе, из­бирательное законодательство, как правило, вводит одноименные округа взамен многоименных. Вводится также так называемый заградительный пункт — правило, согласно которому если за список партии подается меньше установленного числа бюллетеней, то ее кандидаты в распределении мест не участвуют. В европейских странах для преодоления заградительного пункта необходимо набрать 4 — 5% голо­сов, в Египте — 8%, в Турции — 10%. Голоса сторонников партий-аутсайдеров, не сумевших пересечь финишную черту, перераспределяются пропорционально среди прошедших в органы власти партий.

Пропорциональная избирательная система принята преимущественно в евро­пейских странах — Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге, Норвегии, Ру­мынии, Финляндии, а также в латиноамериканских; с 1989 г. она стала использо­ваться в Шри-Ланке. Весьма распространена практика применения в одной стране обеих избирательных систем: например, половина депутатов или одна из палат пар­ламента избираются по мажоритарной системе, другая — по пропорциональной.

Именно так формируется сейчас в нашей стране нижняя пала­та Федерального собрания — Государственная дума: действующее законодательство отводит половину мест в Думе депутатам, кото­рые победили в униноминальных округах, и половину — представи­телям партий, преодолевших пятипроцентный барьер. Предполагается, что выборы по партийным спискам помогают избирателям точнее определить свои политические предпочтения, активизируют усилия партий по созданию региональных отделений и ускоряют переход России к многопартийности.

За исключением парламентских выборов пропорциональная систе­ма в России практически не находит применения. Президент страны, руководители исполнительной власти республик, краев и областей, де­путаты региональных и местных законодательных собраний, главы ад-

министраций городов и поселков, как правило, избираются по мажо­ритарной системе абсолютного или относительного.большинства.

Установление границ избирательных округов, правила опреде­ления итогов голосования оказывают заметное влияние на резуль­таты выборов, поэтому эти вопросы становятся предметом полити­ческой борьбы. В условиях проведения демократических, свободных и равных выборов их итоги позволяют выявить расстановку поли­тических сил в стране, определить, каково доверие избирателей к той или иной партии, ее предвыборной программе и лидерам. По полушутливому замечанию Бернарда Шоу, перефразировавшего из­вестное высказывание Г. Гегеля, «демократия — изобретение, обес­печивающее нам такое правительство, которое мы заслуживаем». В демократических странах победа на выборах является единствен­ным законным способом прийти к власти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. В настоящее время в России половина состава Государст­венной думы избирается по партийным спискам и половина — по мажоритарным округам. В чем, по вашему мнению, состо­ят сравнительные достоинства и недостатки такой системы? Це­лесообразно ли следование ей и в дальнейшем?
  2. 2. Почему однажды принятая избирательная система сохраня­ется, как правило, надолго? Что вы посчитали бы нужным из­менить в действующих в России законах о выборах?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.