КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные избирательные системы
Основные понятия: мажоритарная избирательная система, система пропорционального представительства, избирательный метр, заградительный пункт. После того как голосование завершено и произведен подсчет бюллетеней, объявляются итоги выборов. Существуют установленные законом и проверенные практикой многих стран правила определения результатов голосования. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: система большинства, или мажоритарная, и пропорционального представительства, или пропорциональная. При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, т. е. 50% + 1 человек. В случае, если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки. Начало практики проведения регулярных выборов с участием неуклонно расширявшегося круга избирателей было связано с применением мажоритарной системы как наиболее последовательно выражающей идею большинства. Опыт показал, что мажоритарная система не дает точного соответствия между количеством полученных партией депутатских мест и числом проголосовавших за нее избирателей. Наибольшие диспропорции порождает система относительного большинства. Проиллюстрировать действие мажоритарной системы можно двумя примерами. Допустим, в трех избирательных округах выставили своих кандидатов на выборах две политические партии. Обозначим их условно партией А и партией Б. В первом округе приняли участие в выборах 120 тыс. избирателей, во втором и третьем — по 100 тыс. избирателей. После подсчета голосов оказалось, что кандидат от партии А победил в первом округе, набрав 69 тыс. голосов. Во втором и третьем округах с небольшим преимуществом победили кандидаты от партии Б, набрав во втором округе 55 тыс. и в третьем — 53 тыс. голосов избирателей. Нетрудно подсчитать, что в трех избирательных округах кандидатов от партии А поддержала в общей сложности 161 тыс., а кандидатов от партии Б — 159 тыс. избирателей. Тем не менее по итогам выборов партия А будет представлена в законодательном собрании одним депутатом, а партия Б, получившая голосов меньше, чем ее соперник,— двумя депутатами. Рассмотрим еще один пример. За победу на выборах борются три политические партии — А, Б и В. Как и в первом случае, от каждого из трех избирательных округов избирается один депутат. Итоги выборов представлены в таблице:
Итак, в трех избирательных округах за кандидатов партии А проголосовали 130 тыс. избирателей — большинство пришедших на выборы, но она провела только одного депутата в первом округе. Кандидаты партии Б собрали в общей сложности 105 тыс. голосов избирателей, тем не менее эта партия будет представлена в законодательном собрании двумя депутатами, победившими во втором и третьем округах. Партия В, которую поддержала 51 тыс. избирателей, осталась за порогом парламента. На этих примерах хорошо видны основные особенности мажоритарной системы. При ее применении голоса, поданные сверх необходимых кандидату для победы, оказываются как бы излишними, в распределении мест они не учитываются, поэтому преимущество получают крупные партии с электоратом, относительно равномерно распределяющимся по стране, особенно если оппозиция разобщена. В Великобритании на выборах партии достаточно получить около 40% голосов, чтобы завоевать большинство в палате общин. В Канаде известен случай, когда за кандидатов от Либеральной партии высказалось менее половины избирателей, но по итогам выборов либералы обеспечили себе более 73% мест в парламенте. В ходе одного исследования политологи подсчитали, что из 117 изучавшихся парламентов в 43 имелось однопартийное большинство, причем в 23 большинство было образовано благодаря усиливающему эффекту избирательных систем. Если бы, например, в Великобритании была принята пропорциональная система, то страна в послевоенные годы неоднократно могла бы иметь коалиционное правительство. При мажоритарной системе возможна такая ситуация, когда партия, за которую на выборах проголосовало избирателей меньше, чем за ее основного соперника, получает большинство мест в парламенте или в исполнительных органах власти. Один из открываемых мажоритарной системой способов занижения представительства оппозиции в структурах управления состоит в концентрации ее электората. Избирательные округа «нарезаются» таким образом, что в нескольких из них оппозиционные партии имеют «избыточную» поддержку — 60 — 70% и даже 90% голосующих, тогда как в остальных округах находящаяся у власти партия обеспечивает себе победу с минимально необходимым преимуществом, не допуская «растраты» и «перерасхода» голосов своих сторонников, используя их высокоэффективно. В особо неблагоприятные условия мажоритарная система ставит мелкие партии (в нашем втором примере партия В). Им трудно провести кандидатов в выборные органы общенационального уровня. Отданные за них голоса часто «пропадают», и избиратели, зная это, заранее ориентируются на партии, реально способные победить. В результате отдельные группы населения лишаются политического представительства или оно оказывается крайне незначительным. Убедиться, насколько мажоритарная система снижает электоральную результативность малых и даже средних партий, позволяет весьма типичный пример из политической истории Великобритании. В 1979 г. на выборах, которые дали огромный перевес в палате общин консерваторам во главе с новым лидером партии Маргарет Тэтчер, тори получили около 13,7 млн, лейбористы — 11,5 млн и либералы _ 4,3 млн голосов избирателей. Однако в парламент от консерваторов прошли 339 представителей, от лейбористов — 269, а от либералов — всего 11 депутатов, т. е., отставая от тори по количеству поданных за них бюллетеней примерно в 3 раза, либералы проиграли им по числу депутатских мест более чем в 30 раз. Таким образом, мажоритарная система «поощряет» крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населения. Уступающие им по численности относительно небольшие партии оказываются в условиях применения мажоритарной системы устойчивыми только в том случае, если их поддерживают этнические и/или конфессиональные меньшинства, избиратели с постоянными идеологическими предпочтениями, электорат определенного региона. В настоящее время мажоритарная система применяется в Индии, Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции, Японии и во многих других странах. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята мажоритарная система относительного большинства с голосованием в один тур по одноименным округам — такая система получила название «вестминстерская»1. Достоинство мажоритарной системы состоит в том, что, дополнительно усиливая преимущества ведущих партий, она позволяет создавать стабильные правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте,— это особенно важно для парламентских республик. Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциональная система. Переход к выборам по пропорциональной системе начался на рубеже XIX—XX вв.: в 1891 —1893 гг. ее приняли отдельные кантоны Швейцарии, в 1893 г.— Бельгия, в 1906 г.— Финляндия. При проведении выборов по пропорциональной системе создаются большие по численности избирателей округа. Каждая партия выставляет на выборах списки из двух, трех и более кандидатов. Избиратель голосует за весь список, а сколько из значащихся в нем кандидатов пройдут в законодательное собрание, определяется по итогам выборов. Скажем, в избирательном округе на парламентских выборах выставлены два списка кандидатов — от партии А и партии Б. Всего в округе должно быть избрано три депутата. Участие в голосовании приняли 180 тыс. избирателей. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест: 180 тыс.: 3 = 60 тыс. Так устанавливается избирательный метр, или избирательная квота. За список партии А было подано 110 тыс., а за список партии Б — 70 тыс. голосов избирателей. В число голосов, поданных за кандидатов партии Б, избирательный метр укладывается один раз: 110 тыс.: 60 тыс. = 1, в остатке 50 тыс. голосов. В число голосов, поданных за кандидатов партии Б, избирательный метр укладывается также один раз: 70 тыс.: 60 тыс.= 1, остаток 10 тыс. голосов. Обе партии получают возможность провести в парламент по одному депутату. Ими становятся кандидаты, чьи имена в избирательных списках партий стояли первыми. Одно депутатское кресло пока остается свободным. При его распределении учитывается величина остатка от деления на избирательный метр: у партии А остаток был 50 тыс., а у партии Б — 10 тыс. голосов. Следовательно, в парламент проходит представитель партии А, тот кандидат, чье имя значилось в списке этой партии вторым. Еще более точные результаты получаются при сведении остатков голосов в округах в единые списки по стране и распределении незаполненных мест в соответствии с суммой остатков каждого партийного списка. Существуют и более сложные методы нахождения избирательной квоты — при их применении погрешность составляет не более 0,5%. 1 Вестминстер — административный округ в составе Большого Лондона, где находятся королевская резиденция, правительственные учреждения и парламент страны. Мажоритарная система относительного большинства впервые была введена на выборах в английский парламент, а затем получила распространение в поселенческих колониях Англии. В Австрии, Италии, Швейцарии и некоторых других странах избиратели голосуют как за список партии в целом, так и за отдельного кандидата в списке. В бюллетене напротив имен кандидатов избиратели ставят цифры — преференции, определяя таким образом политический рейтинг претендентов. В соответствии с ним и решается, кто из списка в случае победы партии будет избран в первую очередь, кто — во вторую и т. д. Преференциальное голосование уменьшает зависимость кандидатов от партийных лидеров: личная популярность может обеспечить успех кандидата даже в том случае, если в списке партии он занимает не первые позиции. Пропорциональная система позволяет определять долю представительства мелких партий с электоратом 2—3% от общего числа избирателей. Если бы предельно возможная точность итогов была единственным критерием применимости избирательной системы, то легко предположить, что пропорциональная система получила бы повсеместное распространение. На практике политики не могут не считаться с тем, что пропорциональная система частично способствует фрагментации, дроблению политических сил, сохранению множества мелких партий, в том числе и экстремистского толка. Чтобы не допускать распыления электората при пропорциональной системе, избирательное законодательство, как правило, вводит одноименные округа взамен многоименных. Вводится также так называемый заградительный пункт — правило, согласно которому если за список партии подается меньше установленного числа бюллетеней, то ее кандидаты в распределении мест не участвуют. В европейских странах для преодоления заградительного пункта необходимо набрать 4 — 5% голосов, в Египте — 8%, в Турции — 10%. Голоса сторонников партий-аутсайдеров, не сумевших пересечь финишную черту, перераспределяются пропорционально среди прошедших в органы власти партий. Пропорциональная избирательная система принята преимущественно в европейских странах — Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге, Норвегии, Румынии, Финляндии, а также в латиноамериканских; с 1989 г. она стала использоваться в Шри-Ланке. Весьма распространена практика применения в одной стране обеих избирательных систем: например, половина депутатов или одна из палат парламента избираются по мажоритарной системе, другая — по пропорциональной. Именно так формируется сейчас в нашей стране нижняя палата Федерального собрания — Государственная дума: действующее законодательство отводит половину мест в Думе депутатам, которые победили в униноминальных округах, и половину — представителям партий, преодолевших пятипроцентный барьер. Предполагается, что выборы по партийным спискам помогают избирателям точнее определить свои политические предпочтения, активизируют усилия партий по созданию региональных отделений и ускоряют переход России к многопартийности. За исключением парламентских выборов пропорциональная система в России практически не находит применения. Президент страны, руководители исполнительной власти республик, краев и областей, депутаты региональных и местных законодательных собраний, главы ад- министраций городов и поселков, как правило, избираются по мажоритарной системе абсолютного или относительного.большинства. Установление границ избирательных округов, правила определения итогов голосования оказывают заметное влияние на результаты выборов, поэтому эти вопросы становятся предметом политической борьбы. В условиях проведения демократических, свободных и равных выборов их итоги позволяют выявить расстановку политических сил в стране, определить, каково доверие избирателей к той или иной партии, ее предвыборной программе и лидерам. По полушутливому замечанию Бернарда Шоу, перефразировавшего известное высказывание Г. Гегеля, «демократия — изобретение, обеспечивающее нам такое правительство, которое мы заслуживаем». В демократических странах победа на выборах является единственным законным способом прийти к власти. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |