КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Референдум. Плебисцит
Основные понятия: референдум общенациональный, референдум местный, плебисцит. В организационном аспекте к выборам близка такая форма политического участия, как референдум. В политической практике современных государств референдум — это голосование населения по законодательному или иному внутри-и внешнеполитическому вопросу. Важнейшее различие между выборами и референдумом состоит в том, что выборы принадлежат к механизмам представительной демократии, тогда как референдум — институт прямой демократии. На выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или в органах исполнительной власти. На референдуме они сами принимают решение по вынесенному на голосование конституционному или законодательному вопросу. Как и идея выборности власти, всеобщего и равного избирательного права, идея референдума в Новое время непосредственно связана с принципом народного суверенитета. В таком качестве она впервые была осуществлена во Франции якобинцами: в 1793 г. они представили на утверждение народа новую конституцию, провозглашавшую Францию республикой. В настоящее время конституции многих государств предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива проведения референдума предоставляется главе государства, правительству, общественным организациям. На общенациональный референдум выносятся важнейшие вопросы политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международную организацию, присоединение к межгосударственному соглашению. Например, все договоры, закреплявшие продвижение западно-европейских стран к более тесному экономическому и политическому сотрудничеству, выносились в странах — участницах Европейского союза на референдумы. Обычно референдум по внешнеполитическим вопросам имеет консультативный характер, является своего рода общенациональным опросом общественного мнения. Его результаты юридически не обязывают правительство к принятию определенного решения. Однако значимость итогов референдумов такова, что на практике демократическое правительство обычно считается с волей избирателей. В России ныне действующая Конституция вступила в силу после того, как конституционный проект, разработанный специально созданной комиссией, был одобрен на референдуме 12 декабря 1993 г. При подготовке референдума избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, участвовавших в референдуме. В США и Швейцарии получили распространение местные референдумы. С инициативой их проведения могут выступать муниципальные власти или группы активистов. В ходе местного референдума жителям города или округа предлагают высказаться, например, по поводу введения дополнительного налога в городской бюджет, проекта застройки нового квартала или строительства автомагистрали. В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия в отличие от радикальных демократов XVIII в.— последовательных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы. Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия ре- шения имеет немало слабых сторон: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко выносится незначительным большинством голосов, оттенки существующих точек зрения не учитываются, общественное мнение подвержено резким колебаниям, и результаты референдума вскоре могут не отвечать настроениям большей части общества. Для того чтобы референдум был точным, выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Окончательно принятым может считаться такое решение, которое поддержало квалифицированное большинство — 2/3 граждан, принявших участие в голосовании. Если же устойчивого большинства по вопросу, предложенному на референдум, не сформировалось, то возможно через некоторое время вновь вернуться к его обсуждению. Однако и референдум, проведенный с соблюдением всех необходимых условий, не может рассматриваться как идеальный инструмент реального народовластия. С одной стороны, участники референдума лишены возможности вносить изменения в текст бюллетеня и должны лишь подтвердить или отвергнуть заранее сформулированные решения. С другой стороны, правительство, вынося на референдум тот или иной вопрос, стремится поставить его таким образом, чтобы предопределить получение желаемого ответа. Например, власти республики не предлагают избирателям высказаться за выход региона из состава федерации, а спрашивают, согласны ли они жить в суверенном, процветающем государстве, имеющем тесные экономические и культурные связи с соседними демократическим странами. Достаточно сдержанное отношение современного либерализма к референдуму как инструменту, к которому не следует прибегать излишне часто, определяется и историческим опытом использования авторитарными режимами референдумов и их разновидности — плебисцитов. Плебисцит (лат. plebs — простой народ и scitum — решение), как и референдум,— это выявление мнения избирателей путем голосования. В сфере межгосударственных отношений плебисцит применяется как опрос голосованием населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству. Во внутриполитической жизни плебисцит выступает как один из видов референдума по вопросу доверия главе государства и проводимой им политике. Поддержка избирателей укрепляет позиции главы государства, дает основание представлять правительственный курс как выражение «мнения народа» и «воли нации». Во Франции после роспуска Законодательного собрания плебисцит 1851 г. узаконил правление Луи Бонапарта и предоставил ему всю полноту власти, а в следующем, 1852 г. также путем плебисцита в стране была восстановлена монархия. В Германии на референдуме 1934 г. 90% избирателей одобрили передачу канцлеру А. Гитлеру функций президента — лидер нацистской партии получил право утверждать, что на пост главы государства его призвал народ. В наше время к плебисцитам как средству легитимации власти, полученной неконституционным путем, неод- нократно прибегали в Бангладеш и Пакистане — с их помощью глава военного правительства становился президентом или создавал условия, позволявшие ослабить возможных политических соперников и заручиться голосами избирателей на последующих президентских выборах. В странах с авторитарными режимами плебисцит и референдум заменяют институты политического представительства и противопоставляются им как прямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями. Реально же прямое обращение к населению на референдуме служит в таких странах собственным целям режима, а необходимый результат голосования обеспечивается широким спектром средств — от привлечения религиозной символики и националистических лозунгов в ходе пропагандистской кампании до ограничения или запрета политической деятельности оппозиции во время подготовки референдума или плебисцита. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ IV
ГЛАВА V. ДЕМОКРАТИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ Понятие «демократия», как и другие категории политологического знания — «гражданское общество», «правовое государство», «авторитаризм», «диктатура», никогда не принадлежало к числу нейтральных научных терминов, свободных от идеологической нагрузки и ценностных характеристик. В языке современной политики оно стало одним из ключевых, более того, обрело статус символа. Политические деятели всех ориентации подчеркивают свою приверженность идеалам и принципам демократии, самые одиозные режимы заверяют в готовности уважать демократические права и свободы граждан, нарушения международного права мотивируются необходимостью «восстановления и защиты демократии». В политологии, в исторической и юридической науках термин «демократия» употребляется чрезвычайно широко. Историки обращаются к исследованию античной демократии и демократии Нового времени, этнографы обсуждают теорию первобытной демократии, в работах политологов и юристов речь идет о либеральной, парламентской, представительной демократии, демократии участия. Что же мы понимаем под демократией, какое содержание вкладываем в этот термин? И можно ли дать единое, универсальное определение понятию «демократия»? Слово «демократия» пришло из греческого языка (demos — народ, kratos — власть, kratein — властвовать) и в буквальном переводе означает «власть народа», «народовластие». Впервые термин «демократия» встречается у «отца истории» Геродота. В историю общественной мысли и политическую науку это понятие на многие века вошло в том понимании, которое было дано ему древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он предложил различать формы государственного устройства по двум признакам: 1) в чьих руках находится власть и 2) как эта власть используется — «правильно» или «неправильно». В монархии власть принадлежит одному человеку — монарху, государю; в аристократии власть находится в руках немногих — «лучших»; в политии управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю, «правильные» формы государства. В них власть используется на благо всех граждан, в интересах сообщества в целом. «Неправильные» формы государства — те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе сограждан. К «неправильным» формам относятся: «тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих». В дальнейшем понятие демократии было отнесено к «правильной» форме государства — политии, а за «неправильной» формой правления большинства утвердилось понятие охлократии, что означает «власть толпы», черни, не сдерживаемой никакими законами. Итак, демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца XVIII в., до времен Великой французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии было перенесено с форм политического устройства на его принципы. Выделяют два основных принципа демократии — свободу и равенство. С изменением содержания понятие демократии стало возможным не только использовать в отношении политической системы государства, но и применять к локальным социальным и политическим общностям — к нормам управления в городах, сельских округах, производственных коллективах и т. п. Истории известны различные типы организованных и управляемых демократически социальных общностей: ранние христианские общины времен Римской империи, корпорации ремесленников средневекового города, городские коммуны, добившиеся в ходе борьбы с феодалами права на самоуправление, деревенский «мир» — сельская община дореволюционной России и многие другие. Все эти образования входили в более широкие социальные и политические системы, основанные на различных началах — иерархии, зависимости, подчинения, правового неравенства. Нас же в первую очередь будет интересовать демократия как тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах свободы и равенства. Впервые политические системы подобного типа сложились в эпоху античности. Прояснить основные принципы античной демократии, рассмотреть ее институты позволит нам знакомство с политическим устройством одного из городов-государств Древней Греции — Афин. § 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИНСТИТУТЫ АНТИЧНОЙ ДЕМОКРАТИИ Основные понятия: демократия, демократия прямая, народное собрание, народный суд, полис. Из курса истории Древнего мира вы знаете, что Афины были центром небольшой области Древней Греции — Аттики. Именно там возникла одна из величайших демократий древности — афинская. Время наибольшего могущества Афин и высшая точка развития демократии приходятся на эпоху Перикла (V в. до н. э.), но путь к ней был долог. В X — VIII вв. до н. э. в Греции, о чем свидетельствуют и письменные источники, утвердилась система единовластного правления. Ранее у историков было принято переводить титул греческих правителей той эпохи термином «царь», хотя сейчас исследователи приходят к мнению, что точнее было бы говорить о власти военного вождя, а форму политической организации общества определять как вож-дество. В «Илиаде» и «Одиссее» глашатаи созывали воинов на народное собрание. Одиссей говорил, обращаясь к соратникам: Всем не господствовать, всем здесь не царствовать нам, аргивянам! Нет в многовластии блага; да будет единый властитель, Царь нам да будет единый, которому Зевс прозорливый Скиптр даровал и законы; да царствует он над другими. К середине VIII в. до н. э. в городах-государствах Греции власть вождя постепенно уступает место власти аристократии. Принадлежавших к старинным знатным родам в Греции называли «благородный», «лучший» или «ариста», откуда и возник термин «аристократия». Вскоре против господства аристократии начинает все более активно выступать демос — средние и мелкие землевладельцы, многие из которых разорялись и попадали в долговую кабалу, ремесленники, торговцы. В истории Греции VII—VI вв. до н. э. заполнены борьбой аристократии и демоса, гражданскими междоусобицами, завершившимися победой демоса. Этому предшествовала серия реформ, которые осуществлялись на протяжении VII—VI вв. до н. э. и закрепляли успехи демоса в долгой и трудной борьбе с аристократией. Наиболее глубокое воздействие на становление афинской демократии оказали: кодификация (упорядочение и запись) права; разделение граждан на группы по имущественному признаку, что нарушило замкнутость родовой знати; предоставление низшему, четвертому классу гражданских прав; учреждение народного суда. Особую роль в упрочении афинской демократии сыграло уничтожение долгового рабства, отмененного законодателем Солоном (VII — VI вв. до н. э.). Запрет продавать сограждан за долги в рабство способствовал сохранению внутреннего единства афинской общины, ее сплоченности в защите своих прав. Переходной формой от господства аристократии к демократии в Греции стала тирания. Понятие «тиран» первоначально не имело той негативной окраски, которую оно приобрело позже. Для нас тиран — это жестокий правитель, чья власть основана на насилии и произволе. В Греции же тех времен тираном называли человека, сумевшего добиться высшей власти, не принадлежащей ему по праву рождения. В эпоху тирании прекратилась борьба аристократической и демократической «партий», аристократия и демос подчинились общим для всех законам, низшие слои демоса смогли реально воспользоваться правами, предоставленными им законами Солона,— участвовать в народном собрании, суде, выборах должностных лиц. Когда тирания пала, власть перешла к демосу. В век Перикла (V в. до н. э.) институты афинской демократии отличала наибольшая завершенность. Верховная власть в Афинах принадлежала регулярно созывавшемуся народному собранию. Оно решало все вопросы, относившиеся к вну- тренней и внешней политике государства: выбирало должностных лиц, определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств, объявляло войну и заключало мирные договоры. Право участия в народном собрании имел каждый афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста. Наряду с народным собранием существовал избиравшийся на демократических началах совет пятисот. Это был исполнительный орган, занимавшийся вопросами текущего управления, в том числе подготовкой дела к рассмотрению в народном собрании. Третьим важнейшим демократическим органом государственного строя Афин стал народный суд. Аристотель, изучавший политическое устройство греческих городов-государств (полисов), видел в учреждении народного суда решающий шаг к установлению демократии в Афинах. По его словам, «когда народный суд усилился, то... государственный строй обратился в нынешнюю демократию». Ежегодно выбирались 6 тыс. судей, из них 5 тыс. затем образовывали 10 секций, по 500 человек в каждой. Вопрос о том, в какой секции будет рассматриваться дело, решался жребием в день суда, что сводило на нет возможность подкупа. Объективность судей гарантировал и открытый характер судебных заседаний. Особое место суда в политической системе города-государства объяснялось не только обилием имущественных тяжб в крупном торговом и ремесленном центре, каким были Афины. Мы не поймем благоговения греков перед великими законодателями, если не вспомним, что закон значил тогда много больше, чем чисто юридическая норма. Человек античности видел в законе зримое воплощение справедливости и порядка, имеющее санкцию обычая, древности, божественного установления («Зевс даровал»). В Афинах право разбирать жалобы на незаконные постановления народного собрания было придано суду — именно он олицетворял собою власть закона, стоящую выше власти народного собрания. Граждане Афин считали себя свободными, потому что повиновались только закону. Какова же была сущность античной демократии? Ответ на этот вопрос следует искать в природе античного полиса. Полис являл собою единство политической, гражданской и религиозной общин или, говоря современным языком, был и государством, и церковью одновременно — сообществом тех, кого связывали узы политического единства и защита бога-покровителя города. В полисе права и обязанности гражданина — собственника — воина были слиты и нераздельны. Полноправный гражданин заседал в народном собрании и суде, присутствовал на жертвоприношениях в честь бога-покровителя общины. В свою очередь, права гражданина основывались на его обязанностях перед государством, на его служении государству-общине в дни войны и в дни мира. Вот почему в состав гражданской общины не входили женщины, каково бы ни было их социальное и имущественное положение,— они не участвовали в ополчении и, следовательно, не имели основания претендовать на получение политических прав. В полисе не существовало разделения гражданского общества и государства. У граждан Афин не могла даже появиться мысль о том, что им надо защищать свои права от произвола государства, поскольку их права и права государства были тождественны. Государство и было сообществом граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса, со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами,— рабов и метеков (переселенцев). Сознанию человека того времени была чужда идея неотъемлемых прав личности, античный мир знал только права гражданина. Полноправные граждане никогда не составляли в Афинах большинства населения: из 340 — 350 тыс. жителей Афин полноправными гражданами были 40 — 50 тыс. человек. По другим данным, в эпоху Перикла насчитывалось от 35 до 60 тыс. полноправных граждан, 10—14 тыс. метеков и от 50 до 100 тыс. рабов, не считая женщин и детей. Метеки были лично свободными, но не допускались в народное собрание, в суд, не могли избираться на государственные должности. Их право приобретения собственности в Афинах было ограничено. Рабами, чей труд играл чрезвычайно существенную роль в экономике Афин, были преимущественно «варвары», полностью лишенные каких бы то ни было прав. Таким образом, античная демократия на всем своем протяжении оставалась демократией меньшинства. Поскольку права и обязанности гражданина в античном обществе были неразрывно соединены, не возникало почвы для зарождения идеи политического представительства — делегировать часть своих прав и сопряженных с ними обязанностей значило перестать быть полноправным гражданином, потерять защиту и покровительство общины, оказаться исключенным из политического и гражданского сообщества. Античная демократия могла быть только прямой демократией — каждый свободный гражданин имел право и был обязан принимать личное участие в управлении государством. Основу существования античной общины составляла коллективная собственность на землю, сочетавшаяся с индивидуальными формами пользования ею. Каждый полноправный гражданин имел право на участие в собственности, на пользование земельным участком, находившимся в его распоряжении, и на землю, остававшуюся в коллективном владении. Права верховного собственника земли сохранял коллектив граждан — членов общины. Наделом, находившимся в индивидуальном пользовании, владелец распоряжался свободно — продавал его, передавал по наследству. Но если земля долгое время не обрабатывалась, община могла заявить свои права и принять решение о передаче участка другому владельцу. Понятно, что территория города-государства не должна была чрезмерно расширяться, иначе невозможным стало бы личное участие каждого гражданина в народном собрании. Значит, и число полноправных граждан не могло увеличиваться свыше некоторого предела — ведь каждый из них имел право на пользование землей, а при сравнительно небольшой территории число наделов было ограничено. Чтобы не допускать увеличения числа полноправных граждан, полисы переселяли часть своих жителей на новые территории, создавали колонии. Метеку афинское гражданство давалось чрезвычайно редко — только как награда за особые, исключительные заслуги перед государством. В период наивысшего расцвета афинская демократия была демократией средних и мелких земельных собственников. Они составляли военное ополчение полиса, на них держалась власть народного собрания и суда. Политическое равенство сохранялось потому, что ему соответствовало и относительное экономическое равенство, которое защищало демократию от внутренних смут и расколов. Разрушение этой основной предпосылки единения общины неминуемо повлекло за собой ослабление демократических начал. Пережив в эпоху Перикла свой расцвет, афинская демократия с IV в. до н. э. начала клониться к упадку. Во времена «сумерек демократии» резко усилились имущественные различия в среде полноправных граждан — благосостояние части из них росло, тогда как большинство беднело. Еще при Перикле было установлено денежное вознаграждение за государственную службу, которая ранее считалась почетной обязанностью гражданина и потому не оплачивалась. Такое новшество сделало государственные должности доступными для малоимущих граждан. Позже была введена и плата за посещение народного собрания, чтобы не имевшие рабов земледельцы и ремесленники могли на день-другой оставить свое хозяйство. Постепенно эти денежные средства вместе с платой за исполнение судебных обязанностей превратились в основной источник дохода для многих малоимущих афинян, что влекло за собой многочисленные злоупотребления. Обычной формой пополнения городской казны, по свидетельству современников, стали осуждения состоятельных граждан и конфискация их имущества. Распространились доносы, упало уважение к закону, усилилась деморализация общества. В 322 г. до н. э. афинская демократия пала. Хотя демократические формы правления в Афинах еще сохранялись, реальной власти народное собрание и суд уже не имели. Краткое знакомство с античной демократией открывает нам как ее сильные стороны, так и ее ограниченность. В античном обществе гражданскими правами пользовались немногие, равенство прав и обязанностей признавалось только внутри сообщества граждан. Велика была степень контроля общества над частной жизнью индивида, его убеждениями и верованиями. Принципы и институты античной демократии оказались нежизнеспособными в условиях появления государственных образований, распространявших свою власть на обширные территории, социальной дифференциации общества, ослабления древних родовых культов. И все же к истории античной демократии веками обращались историки, политики, философы. Многие символы демократии пришли в новую историю из времен Древней Греции и Древнего Рима. Понятия верховенства закона, равенства граждан перед законом, равенства политических прав стали неотъемлемой частью демократической традиции. Думается, лучше всего духовный мир и ценности античной демократии передает текст присяги, которую давали молодые жители Афин, когда они по достижении совершеннолетия становились полноправными гражданами. «Я не посрамлю священного оружия и не покину соратника, с которым буду идти в строю, но буду защищать все священное и заветное — один и вместе с другими. Отечество оставлю после себя не умаленным, а более сильным и славным, чем сам унаследовал. И я буду слушать властей существующих и повиноваться законам установленным и тем, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я этого не допущу, но буду защищать их и один, и вместе со всеми. И я буду чтить отечественные святыни». ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |