КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики правового государства
Основные понятия: право, правовое государство, закон, законность. Представление о правовом государстве основано на двух основополагающих принципах — порядок в государстве и защищенность гражданина. В правовом государстве каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом. Главная цель правового государства — обеспечить гарантию прав и свобод граждан. Но для этого необходимо, чтобы и граждане в свою очередь проявляли уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить такой единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, который обеспечивал бы им возможно меньшую зависимость от прихотей политиков. Основные институты и принципы правового государства сводятся к следующему: политическое представительство, выборность власти, парламентаризм, конституционализм и разделение властей, отделение церкви от государства. Правовое государство в отличие от деспотического или поли- цейского ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает принцип разделения властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляет свой четко очерченный круг функций. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантии против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Граждане государства через выборы, проводимые на основе всеобщего и равного избирательного права, имеют возможность контролировать власти и корректировать их действия. Этот принцип взаимного контроля, характерный для правового государства, сформулировал еще немецкий философ И. Кант. Он, в частности, утверждал, что каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении к гражданину. Иначе говоря, законодатель так же подзаконен, как и любой гражданин. Подзаконность человека государственной власти неотделима от признания за индивидом неотъемлемых, неприкосновенных прав и свобод, которыми гражданин неделен не по воле государства, а в силу естественного права. С точки зрения последователей И. Канта, сила государства, меры принуждения, к которым оно прибегает, законны лишь в том случае, если они применяются в строгом соответствии с правом, если они всецело служат праву. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права, ибо сила сама по себе не создает власти. Государство связано правом, правовыми нормами, и потому оно есть не что иное, как сила, призванная служить праву. Это, в свою очередь, предполагает, что государство не может создавать законы, противоречащие естественному праву. Если закон принят, власти должны действовать в соответствии с ним, пока он не будет отменен. Всякий, кто обладает политической властью, будет ли это отдельный человек, класс или численное большинство населения страны, обладает ею фактически, а не по праву, и действия, которые он производит, приказы, которые он формулирует, законны и обязательны для повиновения только в том случае, если они соответствуют верховной норме права, обязательной для всех управляющих и управляемых В правовом государстве право выступает как гарант свободы индивида. Под защитой права человек может по собственному усмотрению выбрать место жительства, сферу и род деятельности, образ жизни. Закон, как уже отмечалось, обеспечивает неприкосновенность собственности, жилища, частной жизни, политические и социально-экономические права и свободы граждан. Функции государства состоят в регулировании отношений между гражданами на основе закона. Самоочевидными признаками демократического правового государства являются смена правительства, состава Законодательного собрания в соответствии с результатами всеобщих выборов, участие оппозиции в политическом процессе, отказ партий от неконституционных методов борьбы за власть, другие нормы и принципы парламентаризма и демократии. Право ставит пределы не только власти государства, но и воле большинства. Большинство, да и народ в целом, при определенных условиях может быть таким же тираном, как и единоличный деспот (добавим: и как правящее меньшинство — элита). Не случайно многие мыслители прошлого, отнюдь не враждебно настроенные в отношении демократии, настойчиво предупреждали об опасности тирании большинства. Поэтому очевидно, что идея власти большинства сама по себе не может раскрыть смысла демократии. Как отмечал русский правовед Б. П. Вышеславцев, сущность власти нужно искать в праве, а не во власти. Демократию он характеризовал как правовым образом организованный народ. В защиту правовых начал государства выступали известные русские философы, политологи и правоведы Б. Н. Чичерин, В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев, Л И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский. Им приходилось дискутировать со славянофилами (и не только с ними), которые считали, что сама идея политических прав чужда русскому народу. Они подчеркивали мысль о том, что политическая свобода органически связана с твердостью закона и власти Так, Б. А Кистяковский писал: «Дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия». Правовое государство, основанное на примате права, обязывает власти руководствоваться критериями объективности и непредвзятости. Право призвано гарантировать защищенность личности от возможных злоупотреблений со стороны государственной власти. Оно обеспечивает предсказуемость действий людей и самого государства. Его задача — заменить диктат силы диктатом права, исключить практику силового решения спорных проблем, неотвратимо ввергающую общество в состояние войны всех против всех. В правовом государстве все граждане, будь то президент или рядовой служащий, генерал или солдат, директор завода или сотрудник, занятый неквалифицированным трудом, равны перед законом и несут равную ответственность за его нарушение. Даже величайшие заслуги перед страной не освобождают человека от наказания, если он преступает закон. Глава государства, руководитель крупной корпорации, спортсмен — кумир миллионов болельщиков могут быть привлечены к ответственности по закону. В этой связи чаще всего вспоминают историю отставки президента США Р Никсона Общепризнаны заслуги этого государственного деятеля как перед американ ским народом, так и перед мировым сообществом Именно в его президентство был положен конец многолетней войне США во Вьетнаме, заключен советско-американский договор о противоракетной обороне Он пользовался большим авторитетом и поддержкой американского народа Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Р Никсон два срока подряд (в 1968 и 1972 гг) с большим отрывом от соперников избирался на высший государственный пост Однако вскоре после победы на выборах 1972 г обнаружилось, что в разгар борьбы за голоса избирателей помощники Р Никсона пытались установить подслу- шивающие устройства в штаб-квартире соперников-демократов в отеле «Уотергейт» Президент знал об этом, но скрыл информацию от следственных органов Когда сведения о неблаговидных действиях чрезмерно энергичной команды кандидата и попытках замять скандал просочились в средства массовой информации и ими заинтересовались высшие правоохранительные органы США, над Р Никсоном нависла угроза импичмента, отстранения от власти по суду С целью избежать судебного разбирательства Р Никсон был вынужден подать в отставку и покинуть кресло президента Таким образом, закон восторжествовал, хотя, несомненно, все-[да находились скептики, готовые утверждать, что президент действовал в духе обычных нравов предвыборной борьбы, и, если бы за публикациями в прессе не стояли могущественные политические силы, заинтересованные в уходе Р Никсона из Белого дома, его проступок не получил бы О1ласки В процессе формирования правового государства не только разрабатывалось и закреплялось законодательное обеспечение индивидуальных прав и свобод, но и утверждалась власть государства в качестве главного гаранта нормального существования и функционирования гражданского общества, его основных институтов, принципов и ценностей. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый характер. В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противостоящие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальном жизненном процессе. Конечно, имущие классы стремятся превратить институты власти в орудие своего господства. История знает немало примеров, когда экономическое господство собственников уживается с разными формами государства и политических систем — как с диктатурой, так и со своего рода олигархической республикой. Но демократические принципы, заложенные в основу государственного устройства, обеспечивают значительную степень независимости государства, деятельности его институтов от тех или иных экономических и социально-классовых интересов. Гарантией этой независимости служит существование гражданского общества и правового государства. О том, что гражданское общество и правовое государство предполагают, хотя и не подменяют друг друга, свидетельствует опыт тоталитарных режимов. Для тоталитарной системы характерен безусловный приоритет классовых интересов перед правами и свободами граждан, перед интересами всего общества. На первый план выдвигаются не идеи самоценности и неповторимости каждой личности, а установки на жертвенность интересами ныне живущих поколений ради тех, кто идет им на смену. Для преодоления конфликта интересов общества и государства, а также противостояния классов внутри самого гражданского общества проводится политика национализации, уничтожения частной собственности. Огосударствление собственности неизбежно приводит к огосударствлению гражданского общества, его поглощению государством, а вслед за тем на смену власти права приходит произвол власти. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |