КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гегель и марксизм о гражданском обществе
Основные понятия: классы, сословия, семья, государство, частный интерес, рынок, противоречия, конфликт. Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством, несомненно, принадлежит немецкому философу XIX в. Гегелю. Систематизируя наследие французской, английской и немецкой общественно-политической мысли, Гегель пришел к выводу о том, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству. Его возникновение Гегель датировал Новым временем. Совокупность частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, регулируемых гражданским правом и прямо не зависящих от государства, — это и есть, по Гегелю, гражданское общество. Основой гражданского общества он считал рыночную экономику. Философ подчеркивал, что понимаемое так гражданское общество представляет собой результат длительного и сложного процесса исторического развития, завершившегося с утверждением буржуазного строя. Как и Т Гоббс, Гегель полагал, что конфликт интересов — неотъемлемая черта гражданского общества и без вмешательства внешней силы люди неминуемо оказываются во власти насилия Гражданское общество не может остаться «гражданским», если оно не управляется государством Лишь верховная публичная власть (конституционное государство) способна эффективно решать проблемы, порождаемые существующей в обществе несправедливостью, и объединить все частные интересы в универсальное политическое сообщество Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. Вслед за Гегелем К. Маркс рассматривал гражданское общество как исторический феномен, как результат многовекового развития социальных и экономических структур, а не как данное природой состояние. Государство и гражданское об- щество возникли на определенном историческом этапе Они характеризовались особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы По мысли К Маркса, гражданское общество имеет преходящий характер Гражданское, по сути буржуазное, общество порождает пролетариат (рабочий класс) — «могильщика» капитализма С отменой частной собственности существование гражданского общества заканчивается Согласно марксистской теории государство выражает общий интерес в то вре мя как гражданское общество — частный интерес Гражданское общество относит ся к материальной сфере тек базису государство — к сфере надстройки При всех оговорках об относительной самостоятельности государства основоположники марксизма считали что всякий политический строй общества в конечном счете определяется соответствующим экономическим базисом В целом формирование различных вариантов концепции гражданского общества неразрывно связано с развитием идей индивиду альной свободы, самоценности личности Это применительно и к марксистской концепции Но вместе с тем в марксизме была заложена возможность полного растворения индивидуально-личностного начала в коллективном, будь то в гражданском обществе или госу дарстве Маркс обосновывал мысль о том, что человек может найти себя и добиться настоящей свободы, лишь слившись с обществом V основоположников марксизма речь шла об «отмирании» государства и по строении бесклассового коммунистического общества Вот почему с их точки зре ния применительно к будущему проблема отношении между государством и граж данским обществом теряла всякий смысл Где нет юсударства, там нет правовых отношений и правовых институтов там нет соответственно и прав В царстве сво боды умы людей не занимает вопрос о свободах Маркс представлял себе общество где нет не только отношении господства — подчинения но и политической власти вообще — есть только нормы морали, тра диции регулирующие отношения свободных индивидов объединенных в ассоциации А где нет власти там никто не думает о формах правления, стало быть теряет смысл идея правления народа т е демократии Поэтому естественно что настаи вая на необходимости слома старого государственного аппарата В И Ленин вооб ще не пользоватся понятиями гражданского общества и правового государства Счи талось что освобождение человечества придет в результате уничтожения классовых различий и последующей ликвидации разделения между гражданским обществом и государством а также обьединения личного и коллективного начал Однако весь исторический опыт свидетельствует о том, что именно государство осуществляет примирение интересов различных групп, слоев, классов, предотвращая тем самым разрушение обще ства Именно на государстве лежит ответственность за обеспече ние условий для успешных поисков согласия в обществе по осно вополагающим вопросам социально политической жизни Конечно, полностью избежать гражданских войн, революций, кровопролитных конфликтов не удавалось ни одной стране Но демократиче ские принципы по мере закрепления в основе государственного устройства способны смягчить остроту социального противостояния, обеспечить значительную степень независимости государства от тех или иных экономических и социально-классовых интересов. Экономика составляет хотя и важнейшую, но лишь одну из опор той арены, на которой разыгрываются политические состязания и баталии. Как показал исторический опыт XX в., именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики и экономической, и политической систем. Многие из проблем, мешающих в настоящее время нашему обществу выйти из тяжелейшего социально-экономического и политического кризиса, порождены тем, что в условиях реального социализма государство, по сути дела, полностью подчинило и поглотило все общество. Примечательно, что из общественных наук советского периода само понятие «гражданское общество» было изъято. Оно снова стало частью нашего политического лексикона только в последнее десятилетие с переходом страны на рельсы демократического развития: отечественные политологи интенсивно изучают процессы становления гражданского общества в России, а политики не забывают упомянуть о необходимости развития гражданского общества, укрепления местного самоуправления. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |