КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тоталитаризм на примере нацистской Германии
Основные понятия: нацистский тоталитаризм, расизм, фашизм. Нацистский тоталитаризм идейными истоками обязан политическим взглядам своего основателя А. Гитлера (Л889—1945). Взгляды Гитлера и других теоретиков нацизма — И. Геббельса, А. Ро-зенберга — являлись полной противоположностью той традиции, которая восходила к идеям Просвещения и Французской революции и наследником которой провозглашал себя коммунизм. Гитлер отрицал универсальные человеческие ценности и оперировал расовыми и биологическими сущностями. История представлялась в виде вечной борьбы между «высшими» и «неполноценными» расами. Нацисты подхватили идеи английского теоретика расизма X. С. Чемберлена (1855—1927) о германцах как о ядре «высшей» арийской расы и французского теоретика графа Ж--А. Го-бино (1816—1882) о том, что упадок арийской расы тесно связан с расовым смешением. Гитлер видел немцев наследниками арийцев, а их всемирными врагами — евреев, католическую церковь и социализм — словом, все, что ассоциировалось в его сознании с интернациональной тенденцией. Выход из экономических проблем Гитлер пытался найти при помощи идеи «национального социализма», давшей наименование всему движению. Впрочем, содержание этой идеи нигде конкретно не уточнялось. Критикуя марксизм и либерализм, нацисты выдвигали идею «народного сообщества», служащего общим целям. Мысль о таком сообществе принималась многими в качестве идеала. Она предполагала искоренение причин классовой борьбы, исходя из общности традиций, нравов, а также выявляя врагов нации. Цель захвата власти виделась Гитлеру в создании нового Третьего рейха, возродившего традиции подлинного германизма. Для достижения этой цели всем немцам следовало подчиниться общей единой воле. Подобно коммунистической доктрине, в нацизме значительная роль отводилась партии. После захвата власти НСДАП была объявлена единственной партией, а ее монопольное положение в политической системе закреплено законом «Об обеспечении единства партии и государства». Однако НСДАП не была всевластна, она лишь выполняла волю фюрера. Если коммунистическая партия основывалась на принципе демократического централизма, создававшего условия для власти партийной верхушки, то нацисты открыто провозглашали принцип фюрерства, строгой партийной и государственной иерархии. Апелляция к инстинктам и страданиям широких слоев населения, лозунговость политической пропаганды нацизма, одетая в смутные мистические и националистические одежды, совпали с эмоциями масс Благодаря тому что программа была нечеткой, она подходила многим К тому же мало кто всерьез воспринимал экс тремистскую фразеологию нацистов 30 января 1933 г рейхспрезидент Гинденбург назначает Гитлера на пост главы правительства Кабинет министров в это время был коалиционным в его состав входили только два нациста За Гитлера было отдано около 33% голосов Назначе ние его было законным, но оно означало первый шаг в утверждении диктатуры Действуя в русле чрезвычайного законодательства Веймарской республики и опира ясь на свою партию, Гитлер совершил ряд политических шагов, противоречащих не только духу но и букве конституции Используя террор против коммунистов, преследования политических противни ков в уголовном порядке, нарушения парламентского иммунитета депутатов и при остановление действий статей конституции, гарантирующих права человека, Гитлер добился абсолютной власти В отличие от большевизма в России нацизм в Герма нии стал господствовать без активного сопротивления подавляющего большинства немцев Правый тоталитаризм в отличие от левого, коммунистического, в меньшей степени контролировал жизнь общества Это особенно заметно на примере регламентации экономической жизни Гитлер не преследовал цель огосударствления хозяйства Важнейшие принципы частной собственности не были нарушены, однако неко торые положения хозяйственного права были изменены снижен размер прибыли до 6—15%, увеличен максимальный размер капитала для создания акционерных обществ и т д Централизованная экономика нацистской Германии, где 4/5 продукции производилось по государственному заказу, радикально отличается от свободного рыночного хозяйства Наиболее близко к нацистской системе политического господства стоит фашизм Б Муссолини, который пришел к власти в Италии в 1922 г Политические системы германского нацизма и итальянского фашизма схожи по ряду признаков, но далеко не тождественны В промышленно развитой Германии нацизм стал специфической формой преодоления кризиса Поскольку по своему социально-экономическому развитию Италия заметно отставала от Германии, то режим Б. Муссолини сосредоточился на индустриализации страны, достигнув при этом значительных успехов Стремление согласовывать свои действия со многими традиционными представлениями и ценностями было отличительной характеристикой фашистского корпоративного государства. В годы фашизма (1922—1943) Италия номинально оставалась монархией, а ка толицизм объявленный единственной религией в стране, ограничивал претензии фашизма на тотальное проникновение в общество его псевдорелигии Антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики, а сам Муссолини мно гократно с усмешкой отзывался о господстве «высшей» расы Нацистский и фашистский режимы различались системами властных отношений. В руках дуче концентрировалась значительно меньшая власть, чем в руках фюрера. Наряду с фашистской партией значительный вес в стране имели военные, аристократия, церковь и бюрократия. Сама фашистская партия со временем становилась менее монолитной и не могла претендовать на руководящую роль. Центральным звеном политического механизма оставалось государство. Нацизм подавил все видимые оппозиционные силы, и сопротивление гитлеровской диктатуре оставалось уделом подпольных групп коммунистов и социал-демократов, а также заговорщиков из военных и аристократии, но оно не приняло массового характера. Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки, и его фашистская диктатура рухнула после вступления союзников на территорию Италии и нарастания ударов Сопротивления изнутри. Политика нацистской Германии и фашистской Италии носила откровенно имперский характер. Ее агрессивность ввергла мир в кровавый кошмар Второй мировой войны, в которой и потерпел крах правый тоталитаризм. Основатели тоталитарных систем полагали, что они выносят смертный приговор либеральному демократизму. Следует признать, что и социалистическая модель, которая была построена в СССР, и нацистский тоталитаризм как альтернативы демократической государственности в экономическом, политическом и моральном смысле не состоялись. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
§ 5. АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ Основные понятия. авторитаризм, страны «социалистической ориентации», военно-политические режимы, преторианские режимы, гражданский авторитаризм. Кавалькада «мерседесов» останавливается у кофейной плантации кенийский президент Даниэль Арап Мои хочет осведомиться о жизни рабочих Согласно офи циальной идеологии ньяйо весь кенийский народ — одна большая семья, которую сплачивают идеалы «любви, мира и единства» Разумеется, в конечном итоге президент определяет шаги, ведущие к этим ориентирам Он молится вместе со всеми в церкви, поздравляет молодоженов, разрезает торт на дне рождения, сеет зерно — словом, играет роль «отца нации» Его портреты везде в ресторанах, учреждениях, школах, на бумажных деньгах и монетах, его день рождения — национальный праздник, улицы, школы и больницы носят его имя В его адрес не допускается никаких шуток и карикатур Арап Мои является главой государства, правительства, партии и главнокомандующим Такова политическая реальность в Кении, где общественная жизнь регулируется авторитарными методами. В настоящее время больше половины населения земного шара живет в условиях авторитаризма. В сравнительно недавнем прошлом и некоторые европейские государства управлялись авторитарными методами. Мы уже видели, что политический строй, созданный Муссолини в Италии, сочетал тоталитарные и авторитарные черты. Типично авторитарными можно назвать режимы, существовавшие в Португалии (1922—1974), Испании (1939—1976), Греции (1967—1974) и других странах. Практически все оставшиеся диктаторские режимы существуют в развивающихся странах, которые часто называют также странами «третьего мира». Термин «авторитаризм» восходит к латинскому auctoritas, что означает «власть», «влияние». Большая часть современных недемократических режимов относится к этому типу. Их главный признак — концентрация власти в руках одного лица или группы лиц, утвердившихся недемократическим путем. Как мы уже знаем, тоталитаризм руководствуется революционной идеологией, чтобы коренным образом изменить господствующие в обществе ценности и построить новый политический порядок. При авторитаризме же главную роль играют интересы сохранения власти и устранения конкурентов. В этом смысле авторитарные лидеры скорее консервативны, чем революционны. Другой признак, по которому различаются тоталитарные и авторитарные системы,— неодинаковая степень регламентации в них различных аспектов общественной жизни. В первом случае предполагается не только пропаганда и создание тоталитарной системы ценностей, но и формирование политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективности. Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполи-тизация масс, их слабая политическая информированность. Здесь политическая стабильность достигается за счет удержания граждан вдали от политики. Возможно даже «дозированное инакомыслие»: если человек не является активным противником режима, его не преследуют. Авторитаризм пытается проповедовать мысль о наведении порядка, и недостаток идейного сплочения часто с успехом выполняют ссылки на «суровую необходи мость обеспечить национальную безопасность» Авторитаризм часто взывает к национальным чувствам, чем и привлекает массу сторонников Такой прием лучше всего срабатывает в периоды, когда всем становится ясно, что ни практически беспрерывные заседания парламента и партийных комитетов, ни пакеты принимаемых законов ни на шаг не продвигают дело вперед Если власть бессильна и в ее кори дорах царит апатия, если система неэффективна и вызывает раздражение граждан, то опасность диктатуры повышается многократно Диктатор приходит к власти под лозунгами забвения партийных распрей во имя долга перед родиной Польский ру ководитель Ю Пилсудский (1926—1934) говорил о себе, что он вышел из партий ного поезда на остановке, которая называется «Независимость», руководствуясь идеей национальною возрождения Польши, а не правыми или левыми симпатиями Авторитаризм не претендует на полный контроль всех аспектов жизни общества Зачастую при авторитаризме формально существуют партии, профсоюзы, парламент, разделение властей и другие атрибуты демократии, гражданское общество не полностью погло щено государством Авторитарный лидер не стремится полностью подчинить государственному контролю экономику, тем более радикально изменить формы собственности Диктатура признает или терпит определенные социальные конфликты При ней продолжает существовать целый ряд влиятельных в политическом отношении групп давления (различные фракции бюрократии, военные, этнические и религиозные лидеры и т д), сохраняются традиционные классовые, сословные или племенные перегородки Конечно, отмеченные различия между диктатурами тоталитарного и авторитарного типов не следует абсолютизировать Многие режимы являются промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу особенностей своего политического опыта, как мы видели на примере итальянского фашизма Целый ряд стран в наши дни совершает переход от диктатуры к демократии и с трудом поддается однозначному определению Рассмотрим подробнее некоторые основные модели авторитаризма, чтобы можно было составить более четкое представление о сути этого феномена После Второй мировой войны десятки стран освободились от колониальной зависимости и их руководители были полны оптимистических планов быстрого экономического развития и социального прогресса В конце 50-х — начале 60-х годов авторитарные режимы, прежде всего военные диктатуры, находили своих сторонников не только в развивающихся странах, но и среди влиятельных аналитиков на Западе Некоторые политики и политологи полагали, что эти режимы являются наиболее подходящим типом осуществления власти для стран, совершающих переход от традиционного к индустриальному обществу Считалось, что индустриализация, урбанизация и высокие показатели грамотности населения автоматически создадут условия для будущей демократии Особое место при этом отводилось авторитарному государству Оно должно было определить основные линии политики развития на основе научных принципов, разработанных специалистами Западные сторонники такого авторитаризма, получившего название «диктатура развития», полагали, что подобным образом традицион- ные ценности, стереотипы мышления и поведения, а с ними и прежняя социальная иерархия будут преодолены «сверху». Но история последних десятилетий обернулась скорее трагедией, чем триумфом освободившихся стран. Лишь единицам из них удалось достичь демократии, меньшинству — политической стабильности и немногим — экономического процветания. Большинство развивающихся стран пережили бесконечные серии переворотов и революций, которые подчас бывает трудно отличить друг от друга. На смену одному авторитаризму приходил другой, но с прямо противоположными лозунгами. Так было в Иране в 1979 г., когда вместо прозападного шахского режима утвердилась исламская диктатура Хомейни, или в том же году в Никарагуа, где революционные сандинисты свергли олигархическую диктатуру Д. Сомосы, чтобы установить свою собственную. Почему политика в развивающихся странах так часто выступает в авторитарном облачении? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к рассмотрению некоторых особенностей политической жизни в развивающихся странах. Авторитаризм в этих странах стал не проводником предложенных западными экспертами схем социального развития, а своеобразной реакцией отторжения привнесенных экономических и политических принципов. В афро-азиатском регионе основа традиционной политической культуры выжила, несмотря на широкое влияние Запада на экономику, политику и культуру этих стран. Во многом традиционному менталитету их населения и обязан своей живучестью авторитаризм. Каковы его корни? Издавна на Востоке огромную социальную роль играет религия. Ее нормами человек здесь руководствуется почти во всех сферах — будь то свадебный обряд или наказание преступников. Любой кризис, в том числе политический, рассматривается как отрыв от религиозного мира. Поэтому заимствованные на Западе институты и ценности с большим трудом укореняются в политической жизни. Другим важнейшим фактором политических отношений в развивающихся странах остаются связи общинного характера: семейно-родовые, конфессиональные, клановые, этнолингвистические и др. Исторический опыт этих стран не выработал идею самостоятельной ценности человеческой жизни, не содержит в себе положительной оценки индивидуальности. Человек мыслится как часть целого, как член определенного сообщества, ценности которого служат ему ориентирами в жизни. Иначе говоря, коллективное начало довлеет над личным. На основе таких связей формируются политические интересы и представляющие их группировки. Но выражают они интересы определенных кланов, а не классов, как в западных странах. Классовое деление в развивающихся странах в большинстве случаев не развито, и положение человека в системе производственных отношений или в имущественной иерархии вряд ли поможет понять его политическое кредо. В большинстве конфликтов в афро-азиатском регионе политические противники разделяются по клановому признаку Это явственно просматривается на примере большинства междоусобных столкновений и гражданских войн, например в Афганистане, Таджикистане, Чаде и т. д Власть в кланах строится на неформальных личных отношениях Это означает, что глава клана рассчитывает на поддержку и личную преданность его членов, а те взамен ожидают от лидера или его приближенных различных материальных льют — работы, доступа к образованию, финансовой помощи, а также защиты от произво ла государства, заступничества в суде и т д Хотя интенсивность таких отношении проявляется по разному в конкретных культурах, а процессы индустриализации и урбанизации постепенно вытесняют социальные связи традиционного типа, запас их прочности еще достаточно велик Указанный тип социальных взаимоотношений диктует и своеобразие политических ориентации Если европеец отдаст свой голос какой-либо партии, идеологию которой он разделяет, то в развивающихся странах политический выбор осуществляется по персональному признаку. Поддерживают конкретное лицо (главу клана), наделяемое известной суммой индивидуальных достоинств. Авторитарному лидеру помогает его популярность в народных массах, поскольку часто его действия совпадают с их интересами Подчас политические амбиции лидера и его искренняя уверенность в своей силе и правоте заставляют его апеллировать к общественному мнению и ради этого уделять особое внимание созданию собственного позитивного образа в глазах сограждан. Харизматический элемент всегда был главным фактором в стремлении оправдать диктатуру. Культ лидера весьма характерная черта в политической жизни развивающихся стран, которая компенсирует недостатки сплочения на идеологической основе. К политическим партиям здесь обычно относятся негативно. Своей устойчивостью авторитаризм обязан также особому пониманию права Если на Западе государственная власть не обладает юрисдикцией над сферой част ной собственности, то на Востоке (и в известной степени в России) власть общественным сознанием часто понимается как право собственности В странах Запада капитал отворяет его обладателю двери в политику На Востоке же высокое поли тическое положение помогает обрести собственность, воспользоваться доступом к государственным средствам Суд здесь оказался тесно связан с чиновничеством и независимость его всегда была очень относительной Власть почитается выше за кока, а само обладание ею создает привилегию неподконтрольности закону Авторитет права сравнительно невысок, а к морально нравственным принципам обращаются чаще, чем к писаным законам Авторитаризм в развивающихся странах связан также с широкими функциями государства, прежде всего исполнительной власти, в условиях слабого развития гражданского общества. Государство консолидирует общество, которое часто разделено многочисленными религиозными, этническими, сословными и иными перегородками и ни одна политическая сила в нем не может стать гегемоном. Особая роль государства в развивающихся странах проявляется еще и в том, что оно из-за слабости местного капитала мобилизует средства и берет на себя главную роль в решении проблем развития, взаимоотношений с транснациональными корпорациями и Международным валютным фондом, в создании инфраструктуры и т. д. Иными словами, политическая власть благодаря государственным мероприятиям обладает способностью опережающих действий, она подгоняет и ускоряет более постепенный процесс экономических и социальных изменений. Указанные черты создают предпосылки и гарантируют живучесть авторитарной власти Почти все попытки приобщения развивающихся стран к демократии путем копирования конституций и политических систем стран-метрополий оказались неудачными Установившиеся там непрочные «демократии» не были результатом долгой и упорной борьбы самих народных масс за свои права, как зто было в Европе Каковы основные разновидности авторитарных режимов, которые существовали или продолжают существовать в последние полвека? Задача такой классификации представляет собой серьезную проблему для любого словаря по политологии. Условно авторитарные режимы можно разбить на следующие группы. Традиционные абсолютные монархии (Эфиопия до 1974 г., Саудовская Аравия, Марокко, Непал и др.). Это наиболее старый тип авторитаризма, который восходит к мифическим представлениям о власти. В этих странах отсутствует открытая политическая борьба, разделение властей, а нити управления замыкаются на конкретных личностях, часто соединенных родственными узами. Господствует идеология аристократического класса. Страны «социалистической ориентации» (Алжир, Бирма, Гвинея и др.). Во второй половине XX в. авторитарные диктатуры стремились приобрести идеологическую окраску, благодаря чему в литературе появилось привычное, но очень условное разделение на авторитаризм левого и правого толка. Такое разделение в значительной степени соответствовало принятому в советской литературе противопоставлению «капиталистического развития» «социалистической ориентации». Многие лидеры постколониальных государств открыто провозглашали своей целью построение социализма (Алжир, Ангола, Бенин, Бирма, Мозамбик, Мадагаскар и т. д.). Что стояло за подобными лозунгами? Политическая элита стран, выбравших путь «социалистической ориентации», черпала запас аргументов и методов из различных версий арабского и африканского социализма. В этих идеологических течениях можно найти элементы марксизма-ленинизма, принципов европейской социал-демократии, маоизма, но тон задавали самобытные мотивы. В арабском социализме, например, главная роль отводилась духовной сфере, а не материальному производству, и считалось, что нет нужды менять форму собст- венности, а достаточно изменить механизм распределения, чтобы наступили справедливость и благополучие Коммунисты рассматривались как противники, не в последнюю очередь из за своего атеизма Идейное кредо арабских социалистов труд но спутать с марксистским, поскольку они вдохновлялись не заимствованными рациональными концепциями общественного переустройства, а идеалами исламской социальной справедливости Основу африканского социализма составляли представления, унаследованные от доколониальных времен, и прежде всего идея «большой семьи», в которой нет эксплуатации человека человеком и нет классовых конфликтов Из ленинского учения социалисты в странах Востока усваивали прежде всего антиимпериалистический пафос Многие страны заимствовали марксистскую фразеологию в надежде на советскую помощь, которая в обилии поступала для поддержки просоветских режимов В последние юды вслед за крахом «реального социализма» понятие «социалистическая ориентация» практически исчезло из политического словаря Военно-политические режимы. В Латинской Америке, Азии и Африке авторитарная политика часто связана с ролью военных. В некоторых странах и районах армия является единственной реальной государственной властью, а там, где происходит постоянная вооруженная борьба с оппозицией (Сальвадор, Гватемала, Ангола и др.), вообще стержнем политической системы, что вынуждены признавать представители других органов власти. На первый взгляд армии присущ ряд черт, которые могли бы оказать позитивное воздействие на осуществление программ развития Такую роль вооруженных сил любят подчеркивать сами военные Они полагают, что армия способна быстро привести в движение весь потенциал нации и сконцентрировать его на задаче развития Роль военных в развивающихся странах неоднозначна В большинстве своем военные диктатуры обнаружили чрезмерную склонность к бюрократизации Им оказались присущи те же язвы, что и обществу, и партиям, прежде всего коррупция и кумовство Расходы на армию увеличивались за счет средств, необходимых для про ведения реформ Все больше сфер общественной жизни военные стремились поставить под свой контроль Чуждой оказалась им и идея сотрудничества различных политических сил Армия в большинстве случаев не смогла противостоять этническому и конфессиональному расколу. Ее вовлеченность в политику лишний раз продемонстрировала низкий престиж гражданских властей, поскольку претенденты на власть в первую очередь стремились заручиться поддержкой военных. Во многих армиях развивающихся стран существует несколько противоборствующих группировок, организующих заговоры и контрзаговоры. Это нередко приводит к затяжным кровавым конфликтам (Чад, Уганда и др.). Режимы с частыми военными переворотами получили название преторианских по аналогии с императорским Римом, где императорская гвардия (преторианцы) часто возводила на престол претендента, который обещал ей наибольшие выгоды. Для режимов такого рода характерна строго диктаторская, террористическая природа и персонифицированный характер влас- ти. Примером такого характера власти может служить диктатура И. Амина в Уганде. Такие политические режимы, как военные хунты, подчеркивают свой временный характер, вызванный стремлением «навести порядок» и модернизировать экономику. Явление это характерно для Турции после военных переворотов 1960 и 1980 гг., но наиболее показательно для Латинской Америки. Страны этого региона заметно различаются по уровню индустриализации, роли государства в экономике, степени развития парламентской системы. Однако примерно с середины 60-х гг. почти все они совершили довольно похожий и практически одновременный переход к военной диктатуре. Парламентским путем не удалось урегулировать отношения между политическими противниками. В этих условиях власть берут военные. Их диктатура носит временный характер и нацелена на силовое прекращение политического противостояния. Большинство упомянутых стран примерно через двадцать лет, с наступлением «весны демократии» в середине 80-х гг., проделали и обратный переход — от военного режима к парламентскому. Авторитаризм на примере хунты дает чилийский политический опыт. В 1970 г. к власти в этой стране пришло правительство социалиста С. Альенде. Оно не имело большинства в парламенте и опиралось на политически и идеологически разноликий блок «Народное единство», в котором не последнюю роль играли левые радикалы. Когда Альенде разрешил прямой захват земли и национализацию промышленности без законодательного оформления, крупные промышленники и землевладельцы, а также иностранные фирмы оказались в тупике. Резко сократился поток кредитов, упал уровень сельскохозяйственного производства, снизились доходы от основной статьи экспорта — меди из-за падения мировых цен. Экономический кризис привел к утрате доверия средних слоев, на которые рассчитывал президент. США в этих условиях, стремясь предотвратить развитие событий по кубинскому сценарию, активно способствовали устранению правительства Альенде. Кульминацией обострения положения стал приход к власти военных, которые сначала были довольно лояльны по отношению к Альенде Президентский дворец был взят штурмом, сам президент покончил с собой (сентябрь 1973 г.) Хунта физически уничтожила наиболее активных оппозиционеров, провела чистки в университетах и организовала преследования инакомыслящих Тем не менее в некоторых странах (Эквадор, Перу) репрессии не получили размаха В своей внутренней политике военные руководствовались доктриной «национальной безопасности» Главной функцией вооруженных сил провозглашалось обеспечение не внешней, а внутренней безопасности, защита от революционных движений и партий Практически ни одна из латиноамериканских хунт не проявила заинтересованности в создании массовой поддержки или в активной административной деятельности Последнюю функцию военные передавали не представителям каких-либо партий, а технократам из хозяйственных кругов, сферы управления, университетов, стоявших вне большой политики. Большой разброс приоритетов наблюдался в сфере экономической политики военных режимов регулирующие функции государства были значительно усилены в Эквадоре и Перу, а в Чили последовательно проводились в жизнь монетаристские принципы — реприватизация, снижение налогов и либерализация внешней тор говли Плодом этих мер стало десятикратное снижение инфляции и значительный экономический рост, который заставил себя долго ждать и сопровождался значительными трудностями для общества снижением зарплаты, увеличением безработицы, разорением мелких и средних производителей Платой за высокие экономические показатели оказалось и значительное социальное неравенство Кроме того, пример Чили в сфере экономики является исключением среди стран региона, поскольку в остальных случаях хунты не смогли обеспечить хозяйственные успехи Авторитаризм существует и в гражданских формах. Характерными примерами этого могут быть различные олигархические режимы (Гватемала, Никарагуа до 1979 г, Камерун, Тунис, Филиппины при президенте Ф Маркосе (1972—1985) и др) При по литическом режиме такого типа власть находится в руках нескольких могущественных семейств или кланов (из крупных землевладельцев или компрадорской буржуазии) Эти кланы контролируют всю экономическую и политическую жизнь при помощи армии и полувоенных формирований, которые запугивают населе ние и оппозицию при помощи террора Один лидер здесь может сменять другого при помощи простого переворота, договоренности или манипуляции с выборами При новом главе государства политическая структура остается прежней Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой Другой тип гражданского авторитаризма - однопартийные системы с широким базисом и долговременным характером (Египет, Индонезия, Ирак, Мексика, Сингапур, Тайвань и др), где военные тоже играют значительную роль Показательным для однопартийной системы является политическое устройство Мексики, которую один перуанский писатель назвал «самой совершенной диктату рой нашего столетия» Свыше 60 лет страной без перерыва управляет Революци онно институциональная партия численностью 10 млн человек (седьмая часть насе ления страны) Из ее рядов вышли все президенты, практически все губернаторы и члены сената, подавляющее большинство палаты депутатов Партия состоит из трех секторов, которые объединяют соответственно членов профсоюзов крестьян и ос тальные катеюрии населения — государственных служащих, предпринимателей и лиц свободных профессий Между ними нередки столкновения по программным во просам или по поводу борьбы за власть, но против внешних противников партия всегда выступает монолитной Сравнивая современный авторитаризм с демократией, следует избегать черно-белой палитры, которая вряд ли поможет нам увидеть реальное положение дел Поверхностные и неверные представления складываются, когда сопоставляют западную демократа- ческую теорию, с одной стороны, и политическую практику авторитаризма — с другой Авторитаризм играет неоднозначную роль в жизни развивающихся государств Часто его альтернативой выступает череда конфликтов на этнической и религиозной почве, экономический хаос Для того чтобы непредвзято оценить достижения той или иной системы, требуется изучение многих социальных параметров развития, в частности достигнутого уровня образования, продолжительности жизни, успехов в области культуры, состояния национальной и религиозной терпимости, уров ня преступности и других конкретных аспектов жизни общества Даже беглое знакомство с особенностями развития некоторых авторитарных государств, в особенности в Юго-Восточной Азии, позволяет заметить, что темпы прироста национального дохода значительно опережают показатели многих демократий Тем не менее такие примеры благоприятного развития стран с авторитарными политическими формами в подавляющем большинстве случаев обусловлены либо наличием гигантских запасов энергоресурсов (монархии Персидского залива), либо особенностями трудовой этики (страны восточно-азиатского региона). В целом политологами на основе сравнительных исследований установлено, что более высокий уровень экономического развития соответствует преимущественному распространению демократических ценностей среди населения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 10901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |