КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От унитаризма к подлинному федерализму
Основные понятия: унитаризм, федерализм, федеративный договор, конституция, договорная федерация, конституционная федерация. Вплоть до подписания Федеративного договора в 1992 г. и принятия новой Конституции в 1993 г. Российская Федерация строилась по национально-территориальному принципу, в соответствии с которым ее субъектами считались только национальные автономные республики. Что касается краев и областей, то отношения с ними как административно-территориальными единицами федеральное правительство строило на унитарных началах. С данной точки зрения Российскую Федерацию нельзя было назвать федеративным государством в точном смысле слова, поскольку в ней сочетались федеративные и унитарные принципы. Более того, если в теории Советский Союз, собственно РСФСР и считались федерациями, то на самом деле единая для них система партийных органов, а также государственно-административного управления сверху донизу, от Москвы до сельского районного центра, характеризовалась жесткой унификацией и централизацией. Иначе говоря, это было некое соединение противоречащих друг другу начал — унитарная федерация. В Федеративном договоре и новой Конституции РФ речь идет о формировании в России истинно федеративных институтов и отношений, основанных на принципе самоопределения народов. Под самоопределением понимается свобода каждого народа жить по собственным законам, под управлением избранных им самим властных структур, распоряжаться своей судьбой по своему усмотрению, при этом не нанося ущерба свободе и законным интересам других народов. И. А. Ильин справедливо настаивал на том, что истинное духовное достижение всегда национально. Лишенная национального своеобразия страна может лишиться и отведенного ей места в мировой культуре. Родина есть та вершина, с которой человеку может открыться идея общечеловеческого братства. Следуя данной точке зрения, мы должны признать, что у каждого народа свой национализм, противопоставляемый всеобщему отрицанию национального начала. Но необходимо отметить, что исторические особенности путей и условий развития российской государственности требуют весьма ответственного подхода к решению проблем суверенитета и самоопределения тех народов и республик, которые в течение многих поколений и веков живут совместно в пределах единого государства. За семь с лишним десятилетий советской истории на огромных просторах бывшей Российской империи создалась качественно новая демографическая ситуация, изменилось направление миграционных потоков, соотношение численности городских и сельских жителей, иной стала карта расселения этносов. Коренным образом изменился сам образ жизни людей, их менталитет, и естественно, что совершенно в новом свете предстают традиционные категории и понятия национального суверенитета, самоопределения, независимости. Со всей очевидностью обнаруживается, что, например, стремление к национально-государственной самостоятельности сразу после октября 1917 г. означало одно, а в нынешних условиях — нечто другое. Нелишне напомнить, что при формировании территориально-политической структуры СССР государственные и административные границы проводились буквально по живому телу этносов, и теперь любая попытка разделить территории по сугубо национальному принципу обернется неисчислимыми кровавыми последствиями, поскольку в создавшихся условиях границы пришлось бы провести не только по живым телам, но и по душам, сердцам многих и многих народов. На всем необъятном пространстве СССР имело место поистине вавилонское смешение народов; сегодня 65 млн человек проживают вне пределов своих национальных образований или своей исторической родины; насчитывается около 12,5 млн смешанных семей. По данным переписи населения 1989 г., в советских республиках вне пределов Российской Федерации проживало приблизительно 25,3 млн русских и более 11 млн представителей других национальностей, считающих русский язык родным. Что касается собственно России, то здесь в настоящее время численность нерусских народов составляет около 27 млн человек, или 18,5% от всей численности ее населения. (Заметим, что по этому показателю Россия не столь резко отличается от Франции, Великобритании, Испании, которые, как правило, не причисляются к многонациональным государствам.) В России насчитывается 4,3 млн украинцев, 1,2 млн белорусов, 636 тыс. казахов, 532 тыс. армян и т. д. Необходимо учесть еще следующее обстоятельство. По данным переписи населения 1989 г., титульные нации во всех автономных республиках России, вместе взятых, составляли 45% их совокупного населения, в автономных областях — 22%, в автономных округах —10,5%. В 21 автономном образовании русских насчитывалось больше, чем представителей титульной нации. В некоторых из них последние составляли всего лишь треть населения и даже меньше. В общей сложности численность титульных народов во всех российских республиках, вместе взятых, составляет 10 млн, или 7% от общей численности населения России. И это не все. Если в соответствии со своеобразно толкуемой идеей суверенитета привязать право наций и народностей к конкретным территориальным границам, то тогда как быть с представителями титульной нации той или иной республики, проживающими за ее пределами? Нельзя забывать, что миллионы представителей этнонациональных групп проживают на территории России, но вне пределов своих национальных республик. Например, более двух третей татар (а по некоторым данным, даже больше) живут вне Татарстана, в том числе 300 тыс. в Москве; две трети мордвы обосновались вне Мордовии; в Башкортостане баш- киры по численности занимают третье место после русских и татар. Эти и многие другие факты заставляют признать, что любые попытки строить государство вокруг одной национальности, замкнуть государственность на этничности лишены всяких разумных оснований. К тому же исторический опыт Югославии, Чехословакии и особенно нашей страны показал бесперспективность попыток решения национального вопроса в рамках федерации путем выделения национально-политических образований. С этой точки зрения для нас несомненный интерес представляет то, что в классических федеративных государствах, таких, как США и Германия, продемонстрировавших свою жизнеспособность, политико-территориальное деление не привязано к национально-территориальному, а определение национальности дается через гражданство страны. По-видимому, постепенно оправдываются прогнозы тех западных исследователей, которые пришли к выводу, что понятие «государство-нация» уступает место понятию «государство-сообщество». Таким государством-сообществом народов является и Российская Федерация. Здесь, по сути дела, представлен весь спектр известных к настоящему времени уровней и типов экономического развития — от сугубо аграрного до близкого к постиндустриальному. Основная часть регионов и территорий располагается, обнаруживая крайнее разнообразие климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов, между этими двумя полюсами. Естественно, чго приверженность и податливость экономической, социальной и политической модернизации, реформам, переустройству жизни не могут быть одинаковы на всем российском пространстве. В России речь следует вести не только об экономическом и политическом, но и о социокультурном, конфессиональном, ценностном плюрализме. Вот почему современная демократия, особенно в условиях российского государства, невозможна без обеспечения представителям всех этнических групп, культурных традиций доступа к центрам власти, без учета многообразия культур, признания равенства способов жизнедеятельности всех народов. Перспективы введения рынка и его эффективного функционирования определяются конкретной системой ценностей, формирующейся в контексте соответствующих этнонациональных, культурных, исторических, социальных, политических условий и традиций. Поэтому очевидно, что в России с ее национальным, религиозным, культурным и прочим плюрализмом и соответственно плюрализмом ценностей рыночные отношения могут сложиться с различными экономическими, социальными и научно-техническими результатами. В настоящее время в принципе первые шаги к отказу от унитаризма и переходу к подлинному федерализму уже сделаны — подписан Федеративный договор, принята Конституция. Дело лишь за тем, чтобы обеспечить его реализацию. С подписанием Федеративного договора наряду с республиками в составе России и автономными образованиями статус субъектов Федерации получили края, области, Москва и Санкт-Петербург, которые стали равноправными участниками федеративных отношений. Вместе с тем следует подчеркнуть, что факт разработки и подписания соглашения не изменил характер федеративного государства — Россия остается не договорной, а конституционной федерацией, в которой распределение властных полномочий между центром и регионами регулируется Конституцией и не предусмотрено право субъектов федерации на выход из состава союза. Не случайно в последнем абзаце договора записано, что республики, не подписавшие его, из Федерации не выбывают и регулируют свои взаимоотношения с федеральными властями на основе Конституции. Данное положение призвано стать гарантией того, что децентрализация в разумных пределах, наделение субъектов Федерации соответствующими властными полномочиями не приведут к политико-экономическому обособлению или сепаратизму отдельных республик и регионов. В заключение еще раз отметим, что существуют определенные закономерности и реалии, которые сильнее субъективных желаний и своеволия политиков. Эти реалии таковы, что именно России суждено играть первостепенную геополитическую роль в достижении и обеспечении стабильности в большинстве, если не во всех регионах бывшего Советского Союза. Есть все основания для вывода о том, что по завершении периода преобладания центробежных тенденций новые государства будут вынуждены переходить от поиска того, что их разъединяет, к поиску точек соприкосновения. Уже сейчас во многих бывших союзных республиках начинают сознавать, что каждая из них в одиночку не способна выйти из кризиса и встать на рельсы демократического переустройства. Соображения экономических интересов и выгод все повелительнее сказываются на степени приоритетности политического фактора. Последствия распада СССР, разрыва сложившихся культурных и экономических связей для новых государств и республик могут быть значительно более ощутимыми, чем для самой России. Это еще в большей мере верно в отношении собственно российских национальных республик, а также краев, областей и регионов в составе РФ. Центробежные тенденции имеют свой предел, ограничиваемый объективными условиями и возможностями. По достижении его непременно начнутся центростремительные, интеграционные процессы. С началом нормализации положения в социально-экономической сфере России республики и регионы будут искать то, что их объединяет с Россией. Рано или поздно на всем российском пространстве неизбежно сработают обыкновенный здравый смысл и инстинкт самосохранения людей, уставших от очередной русской смуты. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ IX
ГЛАВА X. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Важное значение для правильного понимания политических процессов имеет изучение политической культуры. Приходится встречаться с различными трактовками понятия политической культуры. Порой ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции. Расхожими стали фразы о том, что у наших законодателей или представителей исполнительной власти нет политической культуры, что наше общество отличается низким уровнем политической культуры. Нередко полагают, что политическая культура может быть только у людей, получивших хорошее образование, а у тех, кто мало образован и слабо разбирается в политике, ее недостает. Политическую культуру часто путают с политическим поведением. Что же такое политическая культура? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |