Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Основные понятия: политическая культура, духовная культура, национальная культура, политическая социализация




Основные понятия: политическая культура, духовная культура, национальная культура, политическая социализация.

Политическая культура — это совокупность мнений, представле­ний о мире политического, законах и правилах функционирования политической подсистемы общества. Как правило, в политике значи­мость приобретают не только реальные действия и меры правительства, программы политических партий, выступления их лидеров, но и то, как они оцениваются и воспринимаются обществом, в каком кон­тексте подаются. Цели и способы реализации политического кур­са, их приятие или неприятие подавляющим большинством населе­ния во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры.

Политическая культура — явление динамическое, она постоян­но развивается, обогащается, чутко реагирует на изменение в ок­ружающем мире, будь то промышленная, научно-техническая, ком­пьютерная, информационная или иная революция. Особенно глубоким и далеко идущим изменениям политическая культура под­вергается в периоды войн и кризисов, экстремальных и аномаль­ных событий и процессов в жизни стран и народов. Такими явле­ниями можно считать приход к власти и господство в Италии, Германии и СССР соответственно фашизма, нацизма и большевиз-

ма, а также периоды глубоких преобразований, подобных тем, ко­торые в настоящее время переживают народы на всем пространст­ве бывшего Советского Союза. И вместе с тем политическая куль­тура —- одно из самых устойчивых, способных сохранять свои основные качественные черты образований, определяющих судьбы политического сообщества.

Политическая культура — часть духовной культуры народа и включает в себя те элементы последней, которые связаны с обще­ственно-политическими институтами и политическими процессами. Она оказывает значительное влияние на формы, пути формирова­ния, функционирования и развития политических институтов, зада­ет направление политическому процессу в целом, обусловливает политическое поведение широких масс населения. Политическая культура составляет в некотором роде дух, который влияет на фор­мальные политические институты. Политическая культура сущест­вует наряду с другими видами духовной культуры, скажем, хозяй­ственной или религиозной.

Известно, что духовная культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуаци­ях. Точно так же политическая культура определяет и предписывает нормы по­ведения и правила игры в политической сфере. Она включает руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечива­ющие единство и взаимодействие институтов и организаций. Ценности и нормы политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения единства любой политической системы, поскольку они формиру­ют приверженность широких масс населения этой системе.

Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широ­кой общенациональной культуры. Важнейшие элементы, составля­ющие политическую культуру, тесным образом связаны с общена­циональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обыча­ями, стереотипами, мифами, установками.

Каждый человек как член конкретного общества проходит про­цесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. В целом под политической соци­ализацией понимается процесс освоения отдельным человеком ос­новных элементов господствующей политической культуры. В этом процессе в той или иной форме принимают участие семья, школа, вуз, община, добровольные организации, трудовой коллектив, сред­ства массовой информации, политические партии, государственные учреждения.

Процесс политической социализации идет как бы двумя пото­ками. В первом осуществляется сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков. Эту зада­чу выполняют в основном официальные учреждения, институты, ор­ганизации. Они имеют своей целью создание благоприятных усло-

вий для принятия людьми господствующего социального и эконо­мического порядка, адаптации к экономическим, политическим и военным потребностям системы, отказа от поиска альтернатив существующему строю. Во втором случае политическая социали­зация происходит неформально, в рамках повседневного общения людей, без официального вмешательства каких-либо специально подготовленных лиц и институтов. В широком же смысле поли­тическая социализация — это вся система политического обуче­ния, знакомства с миром политического и усвоения политических норм, ценностей, идеалов, охватывающая все этапы жизни чело­века.

Осуществляемая под эгидой государства политическая социали­зация включает целую систему институтов, в числе которых важ­нейшее место принадлежит школе и вузу. Школы и другие учебные заведения призваны передавать от поколения к поколению соответ­ствующие социальные и политические знания, ценности, нормы по­ведения. Но знания о мире политического у людей начинают фор­мироваться уже в детском возрасте. Они узнают о существовании властных отношений, знакомясь с радио- и телепередачами, слушая разговоры родителей и окружающих о последних политических со­бытиях, о сообщаемых журналистами новостях из жизни президен­та, премьер-министра, губернатора.

Уже младшие школьники могут высказывать свои симпатии или антипатии к оп­ределенным партиям, организациям, отдельным политическим и государственным де­ятелям. Так, к двенадцати годам 2\3 детей в Великобритании и США имеют собствен­ные политические симпатии и антипатии, которые в целом совпадают с позициями их родителей. Но оценки детей чаще всего поверхностны, поскольку они еще не распо­лагают достаточной информацией. На этой стадии их предпочтения скорее отражают предпочтения родителей, родственников, соседей.

Зачастую партия или политический деятель, которым они симпатизируют или к которым относятся с антипатией, не отражают их отношения к стране в целом, ее политической системе, национальным символам. Это происходит потому, что в таком возрасте дети еще не имеют сколько-нибудь четких представлений о политике, и прежде всего о программах политических партий, о том, чем партии отличаются друг от друга. Не понимая смысла идеологических установок той или иной партии, они не­редко судят о ней по личности кандидата, выдвигаемого партией на какой-либо вы­сокий выборный пост. Уже в возрасте 8 — 9 лет дети склонны приписывать реальные или воображаемые достоинства той партии, к представителям которой они испыты­вают симпатии.

Как показывают исследования в демократических странах, вы­боры воспринимаются детьми как весьма значимое событие. По мере взросления они начинают рассматривать голосование как важней­ший элемент политического процесса. Можно сказать, что ранние партийные симпатии детей формируются именно в периоды изби­рательных кампаний, в атмосфере возрастающего внимания к пред­выборным дебатам в средствах массовой информации, в политических

дискуссиях у себя дома, среди соседей, сверстников. Но, вовлека­ясь в споры и конфликты взрослых, дети вырабатывают довольно аморфные идеи и представления относительно сущности политиче­ской власти. Естественно, что из поля их зрения выпадает роль ча­стных компаний, разного рода заинтересованных групп, лоббистов, профсоюзов и других общественных институтов.

В школе создаются предпосылки для формирования более или менее устойчивых установок и ориентации людей в отношении су­ществующей системы. В процессе социализации и взросления ре­бенок формируется как член общества, как человек, принадлежа­щий определенной социокультурной среде, и в этом качестве он усваивает сложившуюся политическую культуру, ее отдельные ком­поненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем политической культуры той социальной общности, в которой про­исходит его социализация.

По мере усвоения господствующей в данном обществе полити­ческой культуры человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений. При этом следует отметить, что по­литическая социализация отнюдь не завершается по достижении человеком зрелого возраста. Это, по сути дела, бесконечный про­цесс, продолжающийся в течение всей его жизни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Как политическая культура соотносится с общенациональной культурой?
  2. 2. Что понимается под политической социализацией?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.