КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика. Основные понятия: политическая культура, духовная культура, национальная культура, политическая социализация
Основные понятия: политическая культура, духовная культура, национальная культура, политическая социализация. Политическая культура — это совокупность мнений, представлений о мире политического, законах и правилах функционирования политической подсистемы общества. Как правило, в политике значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства, программы политических партий, выступления их лидеров, но и то, как они оцениваются и воспринимаются обществом, в каком контексте подаются. Цели и способы реализации политического курса, их приятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры. Политическая культура — явление динамическое, она постоянно развивается, обогащается, чутко реагирует на изменение в окружающем мире, будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная, информационная или иная революция. Особенно глубоким и далеко идущим изменениям политическая культура подвергается в периоды войн и кризисов, экстремальных и аномальных событий и процессов в жизни стран и народов. Такими явлениями можно считать приход к власти и господство в Италии, Германии и СССР соответственно фашизма, нацизма и большевиз- ма, а также периоды глубоких преобразований, подобных тем, которые в настоящее время переживают народы на всем пространстве бывшего Советского Союза. И вместе с тем политическая культура —- одно из самых устойчивых, способных сохранять свои основные качественные черты образований, определяющих судьбы политического сообщества. Политическая культура — часть духовной культуры народа и включает в себя те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Она оказывает значительное влияние на формы, пути формирования, функционирования и развития политических институтов, задает направление политическому процессу в целом, обусловливает политическое поведение широких масс населения. Политическая культура составляет в некотором роде дух, который влияет на формальные политические институты. Политическая культура существует наряду с другими видами духовной культуры, скажем, хозяйственной или религиозной. Известно, что духовная культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях. Точно так же политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере. Она включает руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организаций. Ценности и нормы политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения единства любой политической системы, поскольку они формируют приверженность широких масс населения этой системе. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры. Важнейшие элементы, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками. Каждый человек как член конкретного общества проходит процесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. В целом под политической социализацией понимается процесс освоения отдельным человеком основных элементов господствующей политической культуры. В этом процессе в той или иной форме принимают участие семья, школа, вуз, община, добровольные организации, трудовой коллектив, средства массовой информации, политические партии, государственные учреждения. Процесс политической социализации идет как бы двумя потоками. В первом осуществляется сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков. Эту задачу выполняют в основном официальные учреждения, институты, организации. Они имеют своей целью создание благоприятных усло- вий для принятия людьми господствующего социального и экономического порядка, адаптации к экономическим, политическим и военным потребностям системы, отказа от поиска альтернатив существующему строю. Во втором случае политическая социализация происходит неформально, в рамках повседневного общения людей, без официального вмешательства каких-либо специально подготовленных лиц и институтов. В широком же смысле политическая социализация — это вся система политического обучения, знакомства с миром политического и усвоения политических норм, ценностей, идеалов, охватывающая все этапы жизни человека. Осуществляемая под эгидой государства политическая социализация включает целую систему институтов, в числе которых важнейшее место принадлежит школе и вузу. Школы и другие учебные заведения призваны передавать от поколения к поколению соответствующие социальные и политические знания, ценности, нормы поведения. Но знания о мире политического у людей начинают формироваться уже в детском возрасте. Они узнают о существовании властных отношений, знакомясь с радио- и телепередачами, слушая разговоры родителей и окружающих о последних политических событиях, о сообщаемых журналистами новостях из жизни президента, премьер-министра, губернатора. Уже младшие школьники могут высказывать свои симпатии или антипатии к определенным партиям, организациям, отдельным политическим и государственным деятелям. Так, к двенадцати годам 2\3 детей в Великобритании и США имеют собственные политические симпатии и антипатии, которые в целом совпадают с позициями их родителей. Но оценки детей чаще всего поверхностны, поскольку они еще не располагают достаточной информацией. На этой стадии их предпочтения скорее отражают предпочтения родителей, родственников, соседей. Зачастую партия или политический деятель, которым они симпатизируют или к которым относятся с антипатией, не отражают их отношения к стране в целом, ее политической системе, национальным символам. Это происходит потому, что в таком возрасте дети еще не имеют сколько-нибудь четких представлений о политике, и прежде всего о программах политических партий, о том, чем партии отличаются друг от друга. Не понимая смысла идеологических установок той или иной партии, они нередко судят о ней по личности кандидата, выдвигаемого партией на какой-либо высокий выборный пост. Уже в возрасте 8 — 9 лет дети склонны приписывать реальные или воображаемые достоинства той партии, к представителям которой они испытывают симпатии. Как показывают исследования в демократических странах, выборы воспринимаются детьми как весьма значимое событие. По мере взросления они начинают рассматривать голосование как важнейший элемент политического процесса. Можно сказать, что ранние партийные симпатии детей формируются именно в периоды избирательных кампаний, в атмосфере возрастающего внимания к предвыборным дебатам в средствах массовой информации, в политических дискуссиях у себя дома, среди соседей, сверстников. Но, вовлекаясь в споры и конфликты взрослых, дети вырабатывают довольно аморфные идеи и представления относительно сущности политической власти. Естественно, что из поля их зрения выпадает роль частных компаний, разного рода заинтересованных групп, лоббистов, профсоюзов и других общественных институтов. В школе создаются предпосылки для формирования более или менее устойчивых установок и ориентации людей в отношении существующей системы. В процессе социализации и взросления ребенок формируется как член общества, как человек, принадлежащий определенной социокультурной среде, и в этом качестве он усваивает сложившуюся политическую культуру, ее отдельные компоненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем политической культуры той социальной общности, в которой происходит его социализация. По мере усвоения господствующей в данном обществе политической культуры человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений. При этом следует отметить, что политическая социализация отнюдь не завершается по достижении человеком зрелого возраста. Это, по сути дела, бесконечный процесс, продолжающийся в течение всей его жизни. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |