КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российская идея – основа единства народов
Русская (российская) идея обнаружила не просто свою открытость, восприимчивость к влияниям извне, а открытость в смысле способности органически интегрировать самих носителей этих влияний, объединять народы и культуры. В. С. Соловьев не без основания говорил о том, что все хорошее в России основано на забвении национального эгоизма. Это и русское государство, зачатое варягами и оплодотворенное татарами, и русское благочестие, воспринятое от греков, и заимствованное с Запада просвещение, без которого не было бы русской литературы (Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т.— М., 1989.— Т. 1.— С. 299). В этом контексте Ч. Айтматов, Ф. Искандер и другие писатели, поэты, художники в такой же степени явления общероссийской культуры, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Кроме того, необходимо раз и навсегда осознать ту реальность, что ислам, буддизм и ряд других вероисповедческих традиций, существующих на территории России, не навязаны ей извне, не есть нечто для нее чужеродное, а составляют ее неотъемлемые части. В самой основе русской идеи лежит и занимает в ней центральное место мысль об объединении в органическое целое на началах интеграции разных народов, культур и традиций. В русском сознании всегда было сильно стремление к соединению правды-истины с правдой-справедливостью. Важным компонентом этого стремления является идея братства различных людей и народов. Однако социальное, экономическое, культурное развитие входивших в СССР отдельных народов сопровождалось не только закономерным ростом их самосознания, но и ростом сепаратистских настроений среди их лидеров, желавших добиться полного суверенитета и абсолютной свободы, не считаясь с историческими традициями взаимоотношений их народов и регионов, о чем мы только что говорили. В ответ на первые проявления сепаратизма возникла (точнее, усилилась) противоположная национализму тенденция ускоренными темпами вести интеграционные процессы, не всегда принимая во внимание национальные интересы, специфику национальных традиций, культур, законное право наций на самоопределение. Данные противоречивые процессы составляли резкий диссонанс с декларациями о дружбе народов, духовном и политическом единстве всех, кто жил в СССР. Нечто подобное наблюдается сегодня в России, что определяет жизненную необходимость сохранения целостности и неделимости государства, при недопущении подмены целостности государства давно изжившими себя имперскими началами. Вот почему со всей настойчивостью на передний план российской политики сегодня выдвигается вопрос: как соотнести принцип государственной целостности с устремлением народов к самоопределению? Перед Россией стоит сверхсложная двуединая задача: с одной стороны, сохранить свою целостность, а с другой — не допустить при этом ущемления интересов республик, автономий, краев и областей. Но каков оптимальный для России путь достижения данной жизненно важной цели? В силу российской специфики в развернувшихся ныне спорах и дискуссиях о перспективах сохранения целостности страны на первый план выдвинулась проблема территориально-государственного устройства России. Любое государственное устройство в качестве одного из своих аспектов предполагает определенную территориально-политическую организацию, которая, в свою очередь, дает представление о сложившихся принципах и механизмах взаимодействия и взаимоотношений между центральными, региональными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы позволяют выделять унитарные и федеративные государства, конфедеративные союзы, особенности и отличия которых мы уже рассматривали ранее. При анализе и оценке перспектив российской государственности необходимо учесть как достоинства, так и недостатки всех трех типов политико-территориального устройства государства. Как показал опыт существования тоталитарной системы в нашей стране, унитаризм при всех его достоинствах не способен в полной мере учитывать многообразие региональных, национально-культурных, социально-экономических, политике-культурных, социально-психологических и других особенностей. А это всегда чревато далеко идущими негативными последствиями для российской государственности. Для России одинаково неприемлемы как сохранение жесткого унитаризма с характерным для него диктатом центра, так и крен в сторону той или иной формы конфедерализма. Для нашей страны оптимальным представляется путь федеративного переустройства централизованного унитарного государства. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |