КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Грозит ли России судьба СССР.
Основные понятия: дискриминация, титульная нация, коренной народ, национальное меньшинство, сепаратизм, национальное движение. К началу перестройки союзные республики управлялись влиятельными национальными номенклатурными кланами, группировками и даже мафиями, что способствовало подъему в них местного национализма и формированию теневой экономики. При этом этнические меньшинства в ряде республик, особенно Закавказских, подвергались ассимиляции, все возрастающей маргинализации и дискриминации со стороны титульных наций. Показательно, что наиболее жесткая дискриминационная политика по отношению к языкам малочисленных народов проводилась не в РСФСР в пользу русского языка, а в союзных республиках в пользу языков титульной нации (например, в Грузии не практиковалась письменность на мингрельском и сванском языках, в Азербайджане — на талышском, курдском, лезгинском, в Таджикистане — на ягнобском и большинстве памирских языков). Данное обстоятельство помогает понять тот факт, что во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имели антирусской направленности, а начались как выступления национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазов, осетин против грузин и т. д. Уже сам по себе перечень этих и других потенциальных конфликтов показывает, что появившиеся ныне на Кавказе идеи общекавказского дома, кавказского или панкавказского союза, противостоящих России, представляют собой не что иное, как обычные спекуляции, подобные другой, не более реалистичной идее так называемой кавказской (или даже большой кавказской) войны. Для любого объективно мыслящего аналитика, квалифицированно разбирающегося в кавказских делах, рассуждения о возможности такой войны против России звучат не более чем блефом. Чтобы несколько народов сплотились и совместно вступили в войну, им нужен общий враг. Однако такого врага видят в России не наро- ды, а некоторые руководители национальных движений. Но если серьезно разобраться в ситуации, то нужно сказать, что они либо лукавят, либо не владеют соответствующей информацией. Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попыток силового решения проблемы национального самоопределения тех или иных народов. Более того, кое-кто может выступить с оружием в руках против российского присутствия в регионе. Тем не менее если исходить из кавказских реальностей во всей их совокупности, а не руководствоваться абстрактными схемами, то оказывается, что, например, южные осетины, как и абхазы, видят врага в Грузии и стремятся в Россию, армяне Нагорного Карабаха видят врага в Азербайджане и не возражают против того, чтобы Россия выступала в качестве посредника в урегулировании карабахской проблемы. Не менее острые конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т. п. делают иллюзорными в обозримой перспективе проекты формирования единого и сколько-нибудь жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность такого вывода еще раз воочию подтвердил разгоревшийся неожиданно для многих, но в действительности вполне предсказуемый осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем кровавых столкновений (между северокавказскими народами в том числе), если будет избран путь перекройки национально-государственных границ. При существующем в регионе раскладе сил кавказская война может обернуться не только и не столько войной против общего врага в лице России, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский и абхазо-грузинский конфликты и еще в большей степени чеченская война, в создавшихся условиях попытки достигнуть политических целей вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество более сложных узлов неразрешимых проблем, чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон. Если даже теоретически допустить возможность ухода России с Северного Кавказа, то не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать кровавые последствия такого шага для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на первый план уже на качественно новом уровне, конфликты приобретут иную меру ожесточенности и последствия военных действий скажутся далеко за пределами региона. Только сильная и процветающая Россия может быть реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик. Надо сказать, что все рассуждения регионов о сепаратизме, о России строятся, по сути дела, на упрощенном понимании государства (особенно российского) как якобы механического или лоскутного образования, которое можно как угодно латать и перекраивать, разбирать по частям или просто объявить несуществующим по воле тех или иных лиц. Касаясь вопроса о перспективах сепаратизма, возможности формирования на российской территории новых государств вне и вопреки воле России, нужно учитывать следующее исторически сложившееся обстоятельство: каждый отдельно взятый народ и каждая отдельно взятая республика наи-теснейшими и неразрывными узами связаны с Россией. Именно каждая в отдельности, но не все вместе, не в качестве единого экономического, политического, культурного или иного образования. Каждая отдельно взятая республика в несравненно большей степени заинтересована в своих связях с Россией в целом, чем в двусторонних связях с входящими в состав Федерации республиками. Особенно важное значение имеет то обстоятельство, что почти все стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокому преобразованию на путях секуляризации (освобождения от церковного влияния) и модернизации. Перемены затронули не только базовые социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни людей, их систему ценностей, ориентации и установок. К концу XX в. все без исключения республики и регионы России оказались связанными тысячами нитей, пронизывающих сферы экономики, культуры, образования, политики. Эти реалии нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов приняли важнейшие устои того, что можно назвать общероссийским образом жизни. Сегодня стиль и формы жизни в таких городах, как Казань, Саранск, Ижевск, Владикавказ, Махачкала, мало чем отличаются от стиля и форм жизни в Калуге, Рязани, Воронеже. Более того, их сходство продолжает расти. Города Северного Кавказа, например, по сути дела, потеряли свой восточный колорит и по внешнему виду стали похожи на типичные современные российские города, скажем, средней полосы. Строящиеся во многих населенных пунктах мечети, культовые и иные сооружения при всей их значимости для возрождения традиционной культуры, верований отнюдь не меняют общую картину. Проявившееся в некоторых регионах в 60—70-х гг. пренебрежительное отношение к национальным языкам и культурам имело для большинства из них далеко идущие отрицательные последствия. Наблюдающийся в последние годы заметный всплеск интереса к местным языкам, истории, традициям у всех без исключения народов России как раз и призван преодолеть эти последствия, не допустить в будущем перекосов в национальной политике. Вместе друг другу, не только не исключают, а, наоборот, предполагают друг друга. Любая национальная идея представляет собой некоторый сгусток национального сознания, совокупность ценностей, устремлений, идеалов народа, ориентир его самоидентификации, понимания им своей истории и своего места в мире. Что касается русской (может быть, точнее — российской) идеи, то ее сущностное содержание — полинациональность, органическое соединение различных народов, культур, традиций, конфессий. Единое государство, социокультурная система, единый образ жизни развивались и развиваются при сохранении и на основе этнонационального, конфессионального, национально-культурного плюрализма.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |