Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование диктаторских режимов




Основные понятия: переход, демократизация, либерализм, «китайский путь».

Одна из наиболее очевидных тенденций наших дней — распространение демократии на новые страны. Процесс демократических преобразований происходит в странах Восточной Европы и боль­шинстве государств на территории бывшего СССР, а также в де­сятках государств Латинской Америки и Азии. Демократические тенденции проявились и в некоторых странах Африки.

Несмотря на значительное расширение сообщества демократи­ческих государств в конце нашего века, нельзя понимать этот сдвиг

упрощенно — как сравнительно ровный и поступательный процесс приобщения новых наций к демократическим идеалам. Давно под­мечена волнообразность названного процесса и известные колеба­ния в соотношении политических систем различных типов.

Один из пиков демократического развития в независимых государствах, как ка­залось современникам, приходился на период после Первой мировой войны, когда рухнули старые европейские монархии в Германии и Австро-Венгрии и образовалось несколько молодых государств в Восточной Европе Но в 20—30-е гг именно в Гер­мании и новых странах (Венгрии, Польше, Австрии, Югославии), а также в Италии, Испании, Португалии, Аргентине и Японии парламентские системы потерпели крах

Новое наступление демократии имело место после Второй мировой войны с ус тановлением правовой государственности в ФРГ, Австрии, Италии и Японии, а за­тем и с образованием демократических государств в странах, освободившихся от ко­лониальной зависимости Но с начала 70-х гг этот процесс пошел на спад в результате торжества авторитаризма в большинстве развивающихся стран Наконец, на рубеже 70—80-х гг вновь стали заметны признаки демократического подъема, получившего огромный импульс после начала перестройки в СССР и установления демократических режимов в Восточной Европе Последняя волна торжества парла­ментаризма внушает самые большие надежды сторонникам демократии

Причины падения диктатур кроются в индивидуальном сочета­нии внутренних и внешних условий. В некоторых странах автори­тарный режим решил основные проблемы, которые привели к его установлению, и необходимость в нем отпала. В ряде случаев ав­торитаризм теряет устойчивость, после того как он силой прекра­щает противоборство политических сил. Там, где авторитаризм до­бился высоких экономических показателей (Тайвань, Филиппины и др), по мере интернационализации производства и капитала бо­лее отчетливо стали проступать различия между свободной эконо­микой и закрытыми структурами господства. В Чили, например, была налажена эффективная экономика и перестала существовать опасность левого эксперимента с хозяйственной и политической жизнью Все политические силы стали выступать против диктату­ры Пиночета, которая изначально считалась временным явлением В других странах оппозиционные авторитаризму силы набрали значительный политический вес, и их подавление стало невозмож­ным (Южная Корея). Многие тоталитарные и авторитарные госу­дарства столкнулись с серьезными проблемами в экономике и ока­зались неспособными их решить.

Различные силы расшатывают диктатуру изнутри. Одной из та­ких сил является рабочее движение, которое получило известный размах в Восточной Европе В Польше, например, многократно происходили стачки (1956, 1971, 1976, 1980 и 1988 гг.), в ходе ко­торых выдвигались как требования повышения зарплаты, так и призывы свергнуть коммунистическую элиту.

В некоторых странах получило широкое развитие диссидентское движение, рас пространенное главным образом среди интеллигенции, которую в наибольшей сте-

пени заботила свобода творчества и проблема нарушения прав человека В ряде случаев выдвигались требования политического характера, как, например, [руппой «Хартия 77» в Чехословакии

Еще одна реформаторская сила выступала из рядов самой ком­мунистической партии Благодаря своему положению высокопо­ставленные трезвомыслящие функционеры партии были в состоя­нии оценить общий кризис тоталитарной системы Они хотели обновления социализма и возврата к его изначальным идеалам (в СССР) или руководствовались более прагматичным стремлением модернизировать экономику (Китай)

Внешние причины, способствовавшие трансформации диктатур, имели для большинства стран непосредственное, а в некоторых случаях, как, например, для Восточной Европы, решающее значе­ние К таким внешним факторам относятся, с одной стороны, пре­кращение поддержки Советским Союзом правящих режимов в стра­нах социалистического содружества, с другой — усиление политики давления Запада на эти страны с целью установить дружественные режимы

Конечно, было бы упрощением полагать, что политика стран Запада в отношении авторитарных и тоталитарных режимов одно­значно преследовала цель внедрения демократии Внешнеполитиче­ские приоритеты демократических государств складывались из трех основных мотивов

Во первых, в условиях противоборства с коммунизмом Запад щедро снабжал своих союзников в «третьем мире» оружием не считаясь с их политическим стро ем Это во многом усиливало позиции военных В Заире (по соседству с просоци алистическими Конго и Анюлой) ле[ендарный своей коррумпированностью прези дент Ж Д Мобуту получал от американцев сотни миллионов долларов помощи лишь за обещание бороться с коммунизмом

Во вторых, приоритетом западной политики в отношении авторитарных госу дарств чаще бывает экономическое развитие чем политическое, а политическая ста бильность предпочитается неопределенности демократических перспектив Известный американский политолог С Хантиштон сформулировал этот приоритет так «Разли чие между порядком и анархией более важно, чем различие между демократией и диктатурой» Часто это ведет к тому, что права человека в «третьем мире» оказы вались заложниками экономических интересов транснациональных корпорации

В третьих для многих политиков и общественных организаций принципиальным оставался вопрос о продвижении демократических принципов и идеалов в разнива ющихся странах В 80—90 х гг демократические юсударства стали более настой чиво вести линию на демократизацию авторитарных систем, располагая таким дей ственным средством, как экономическая помощь

Под переходом в политологии понимают процесс, протекающий между падением одной системы и утверждением другой, т е уста­новление новых институтов и ценностей Но процесс перехода не всегда бывает успешным — он может быть приостановлен, а мо­жет произойти и откат к старому режиму

Демократизацию следует отличать от либерализации. Послед­няя предполагает, что «верхи» делают ограниченные и контроли­руемые уступки в сфере политических и гражданских прав без при­дания им полного и всеобъемлющего характера, экспериментируют с новыми методами хозяйствования. В Венгрии, например, с 1968 г. внедрялся «новый экономический механизм», нацеленный на уси­ление роли рынка и предоставление большей автономии предпри­ятиям. Режим идет на некоторый компромисс с оппозицией, но од­новременно сдерживает ее требования на участие во властных полномочиях. Но этот процесс очень подвижен и обладает собст­венной динамикой Либерализация часто предшествует переходу к демократии. В СССР и Чехословакии либерализация и демократи­зация практически совпали по времени.

Наглядными признаками расшатывания авторитарных структур являются конституционные реформы и заимствование принципов правового государства. В некоторых африканских странах, напри­мер, стала признаваться автономность общества, сужаются госу­дарственные функции и т д, вводится ограничение президентских полномочий двумя мандатами и в ряде случаев разделение постов главы государства и главы правительства. Тем не менее институт сильного главы государства сохраняется. Происходит расширение полномочий парламента, есть примеры создания двух палат. Опре­деленные подвижки наблюдаются в достижении независимости су­дебной власти и ее гарантий. Есть признаки департизации воору­женных сил, когда организации любых партий выводятся за пределы армии.

Несмотря на очевидные успехи распространения демократических принципов, многочисленны примеры имитации демократии, т е подделки под нее, когда новые нормы лишь декларируются, но не реализуются на практике Например, в Бенине, Замбии и Мали существуют демократически избранные правительства, как может показаться на первый взгляд На самом деле за формально демократическими ин ститутами скрываются прежние политические механизмы и рычаги управления эко номикой Демократические лозунги заимствуются в надежде на западную экономи­ческую помощь

Рассматривая перспективы демократии в развивающихся стра­нах, прежде всего в слаборазвитых, не стоит переоценивать ее воз­можности и считать эликсиром от всех существующих социальных проблем. В конечном счете судьба демократии зависит от того, сможет ли она создать новые механизмы для решения проблемы развития, т е не только обеспечить экономический рост, но и на­ладить более справедливое перераспределение общественного про­дукта Это означает, что демократия должна быть социальной.

Различные варианты перехода от авторитаризма к демократии и сложности на этом пути привлекают сегодня наиболее пристальное внимание политологов Тем не менее в области исследования перспектив стран, порвавших с тоталитаризмом, во просов до сих пор больше, чем ответов Мало кто предполагал, что социализм мо-

жет потерпеть такое внезапное поражение по внутренним причинам. Переход от то­талитаризма к демократии в СССР и странах Восточной Европы, не имел историче­ских прецедентов, поскольку в ФРГ и Италии демократия была установлена в ре­зультате военного краха диктаторских режимов.

Уникальность происходящего обусловлена также необходимостью более мас­штабных и глубоких преобразований по сравнению с ломкой авторитарных струк­тур, например в Испании, Греции или Чили. Особенностью стран социалистическо­го содружества было практически полное разрушение гражданского общества и связанной с ним политической культуры, а также огосударствление экономики.

В чем состоит специфика преодоления тоталитаризма?

Мир «реального социализма» оказался более многоликим, чем предполагало большинство политологов. В действительности еди­ной модели социально-политических преобразований не существу­ет даже в рамках Европы. Тем не менее опыт восточно-европей­ских стран, и России в том числе, сопоставим по целям и ориентирам переходного движения, хотя значительно отличается по своим промежуточным результатам. Совершенно особые цели у ки­тайских реформаторов. Упрощая во многом реальную картину из­менений, можно говорить о двух путях реформ — по восточно-ев­ропейскому и по китайскому примеру.

Социально-политические перемены в социалистических странах Восточной Европы складываются из двух параллельных процессов — перехода к парламентской демократии и строительства рыночной экономики. Политическая, экономическая и идеологическая струк­тура тоталитаризма в этих странах оказалась настолько целостной, что ее реформирование в силу различных причин было невозмож­но. Поэтому процесс перехода от тоталитаризма к демократии в этих странах имеет революционный характер. Речь идет о полной замене основополагающих социальных ценностей и основанных на них экономических и политических механизмах.

Если процесс этого перехода представить себе схематически, то он состоит из двух стадий.

В фазе собственно трансформации, или демократического пере­хода, разрушаются старые политические структуры (путем эрозии или быстрого развала) и происходит становление демократических институтов. В Восточной Европе, например, эта стадия протекала далеко не по единому шаблону. В Польше и Венгрии старой ком­мунистической элите и оппозиции путем целого ряда шагов и ма­невров удалось урегулировать процесс смены власти. В ГДР и Че­хословакии старый режим рухнул под давлением массовых движений еще до того, как были разработаны конституционно-пра­вовые рамки нового строя.

Эта фаза заканчивается выборами главы государства, нового парламента и в ряде случаев принятием новой конституции. Власть переходит в руки правительства, сформированного более или ме­нее демократическим путем. Однако это еще не значит, что демо­кратия построена всерьез и надолго.

Утверждение демократии как системы политических взаимосвязей предполагает более глубокие изменения государства и общества, ко­торые происходят на стадии стабилизации новой системы. Решающее значение имеет даже не столько реформирование государственного устройства, что часто происходит в первую очередь, сколько форми­рование гражданского общества, т. е. совокупности независимых от государства объединений граждан, способных автономно и в союзе с другими ассоциациями отстаивать свои права и интересы. Одним из непременных условий этого является способность групп и отдельных граждан координировать собственные действия, последовательно от­стаивая свои права и интересы. Зрелость элементов гражданского общества зависит не только от процессов в социально-экономиче­ской сфере, но и от исторических и культурных условий, позволяю­щих сформироваться таким объединениям.

В целом об установлении прочного демократического строя с большой уверен­ностью можно говорить лишь в том случае, когда1

  • — нормы политического поведения разделяются политическими противниками, которые превращаются из врагов в оппонентов;
  • — основные политические силы избегают экстремизма и он продолжает суще­ствовать на периферии общественной жизни,
  • — демократические институты реально и эффективно функционируют,
  • — сформировалось гражданское общество,
  • — главные политические силы пришли к согласию по основополагающим цен ностям,
  • —- конфликты между политическими группировками регулируются законом.

Параллельный политическим процессам переход к рыночной экономике во многих странах, к числу которых принадлежала так­же и Россия, ориентировался сначала на методы радикальной ры­ночной реформы, получившей название «шоковая терапия». Ее ос­новные принципы были разработаны американскими экономистами чикагской школы. Целью «шоковой терапии» было быстрое созда­ние рынков товаров, капиталов, труда и валюты.

Этот способ экономического реформирования состоит из двух основных блоков — либерализации цен и внешней торговли и сле­дующей за ними приватизации. Указанный метод был применен в Чили и дал положительные результаты.

В Восточной Европе первой по этому пути с начала 1990 г пошла Польша В целом результаты польского эксперимента можно оценивать со сдержанным оп­тимизмом издержки «шоковой терапии» оказались очень большими, поскольку пер­воначальное падение производства и рост безработицы превысили самые мрачные прогнозы. Это произошло несмотря на интенсивную экономическую помощь Запа­да и списание половины польского внешнего долга В других странах практикова лись менее радикальные способы экономической реформы, и их руководители пред­почитают более постепенные шаги при переходе к новой экономической системе.

Метод «шоковой терапии» применялся не только в Восточной Европе, но и в ряде государств Латинской Америки. В Мексике и Аргентине, как и в большинстве

восточно-европейских стран, он привел к значительному всплеску деловой активно­сти, однако затем обернулся кризисом В этом случае роль государства в процессе экономических преобразований была недооценена Рыночные механизмы оказались неспособны обеспечить социальную составляющую реформ и необходимую структур­ную перестройку хозяйства

Наиболее болезненно осуществляется переход к демократии в России, поскольку взаимопереплетаются проблемы не только поли­тические и экономические, но и сложности урегулирования нацио­нальных и региональных интересов. В новой политической системе сочетаются и демократические, и авторитарные элементы. В еще большей степени авторитарные черты присущи отечественной по­литической культуре.

Процесс распада советской политической системы сопровожда­ется не только попытками установить представительное правление, но и возрождением авторитаризма, например, в Центральной Азии и Закавказье. Так, в Туркмении и Узбекистане сложились автори­тарные структуры государственного управления, а в Казахстане и Киргизии проявились авторитарные тенденции (например, сущест­вует оппозиция, но с трудом регистрируются оппозиционные пар­тии, президентские выборы проходят на безальтернативной основе и т. п.). Оказалось, что политические традиции кланового типа, уходящие корнями в феодальные и дофеодальные отношения, пере­жили социализм. В этих странах много приверженцев следовать «китайским путем» в деле строительства основ нового социально-экономического порядка.

«Китайский путь» реформирования тоталитаризма предполага­ет постепенные преобразования в области экономики при сохране­нии монополии партии на власть и основ старой политической си­стемы. В этом направлении Китай начал двигаться через два года после смерти Мао Цзэдуна — с 1978 г. К реформам приступили с се­мейного подряда в сельском хозяйстве, когда землю, остающуюся в коллективной собственности, стали отдавать в хозяйственное ве­дение крестьянским дворам. Затем постепенно были расширены рыночные элементы и начала осуществляться интеграция в миро­вое хозяйство. При этом государство осуществляет строгий кон­троль за ценами, зарплатой и кредитной политикой.

Если экономические реформы в Китае проходят очень успешно, то перспективы политических преобразований пока довольно туман­ны. Хотя коммунистическая идеология уже не имеет прежнего авто­ритета, на производстве сохраняются парткомы и запрещено ставить под сомнение роль партии. Тем не менее повседневная жизнь все больше определяется рыночными реалиями, и китайцы говорят: «Нам все равно — социализм или капитализм, лишь бы жилось хорошо». На нижнем уровне властной пирамиды коммунистическая номенкла­тура вынуждена считаться с авторитетом глав местных кланов.

Примеру Китая последовал Вьетнам Примерно в этом же русле осуществля­ются реформы на Кубе. Происходит медленная перестройка в промышленности, де-

централизуется сельское хозяйство, но партия сохраняет полный контроль над все­ми процессами. Однако более глубокие преобразования в экономике могут поста­вить под сомнение ее власть.

Опыт политических и экономических преобразований в целом ряде стран показывает, что этот процесс протекает с разным успе­хом. Однако есть общие сложности, такие, как структурные дис­пропорции, психологическая неготовность людей к новым услови­ям жизни, невозможность справедливого распределения бремени издержек, из-за чего целые категории населения попадают в нуж­ду и существуют на грани бедности. На старые проблемы наложи -лись новые. Реальность превратила в макулатуру сотни книг, посвященных проблемам перехода, и породила множество разоча­рований. Они не только связаны с тоталитарным наследием, но и являются следствием ошибок и эгоизма реформаторов. Оказалось, что универсального пути к демократии и эффективной экономиче­ской системе для разных стран не существует.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Каковы внутренние и внешние причины кризиса и падения современных диктатур?
  2. 2. В чем состоят особенности основных моделей перехода от диктатуры к демократии?
  3. 3. Каковы главные стадии в процессе смены политических си­стем в странах Восточной Европы?
  4. 4. Как происходит процесс преобразований в Китае?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VIII

  1. 1. Как вы считаете, советский строй способствовал социально-экономическому развитию нашей страны или тормозил его?
  2. 2. В течение почти полутора лет мировая общественность спо­рила по поводу судьбы генерала Пиночета — судить его за преступления хунты или оставить в покое в благодарность за сдерживание коммунизма. Каково ваше мнение на этот счет?
  3. 3. В современном Ираке господствует жесткая диктатура Сад­дама Хусейна. Как вы полагаете, должна ли наша страна под­держивать отношения с этим режимом?
  4. 4. Как вы полагаете, переход к демократии в государствах Восточной Европы носит необратимый характер? А в нашей стране?
  5. 5. Каково ваше мнение о перспективах распространения демо­кратии в мире?

ГЛАВА IX. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Вызванные распадом СССР грандиозные изменения, имеющие общепланетар­ные последствия, остро поставили на повестку дня волнующие всех граждан Рос­сии вопросы: способна ли Россия преодолеть тоталитарное наследие и перейти на демократический путь развития? Может ли Россия распасться, повторив судьбу СССР? Насколько реальны перспективы сепаратизма в различных ее регионах? Ка­кое будущее ожидает российскую государственность? Очевидно, что эти вопросы чрезвычайно сложны, но попытаться найти на них хотя бы самые общие ответы не­обходимо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.