КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформирование диктаторских режимов
Основные понятия: переход, демократизация, либерализм, «китайский путь». Одна из наиболее очевидных тенденций наших дней — распространение демократии на новые страны. Процесс демократических преобразований происходит в странах Восточной Европы и большинстве государств на территории бывшего СССР, а также в десятках государств Латинской Америки и Азии. Демократические тенденции проявились и в некоторых странах Африки. Несмотря на значительное расширение сообщества демократических государств в конце нашего века, нельзя понимать этот сдвиг упрощенно — как сравнительно ровный и поступательный процесс приобщения новых наций к демократическим идеалам. Давно подмечена волнообразность названного процесса и известные колебания в соотношении политических систем различных типов. Один из пиков демократического развития в независимых государствах, как казалось современникам, приходился на период после Первой мировой войны, когда рухнули старые европейские монархии в Германии и Австро-Венгрии и образовалось несколько молодых государств в Восточной Европе Но в 20—30-е гг именно в Германии и новых странах (Венгрии, Польше, Австрии, Югославии), а также в Италии, Испании, Португалии, Аргентине и Японии парламентские системы потерпели крах Новое наступление демократии имело место после Второй мировой войны с ус тановлением правовой государственности в ФРГ, Австрии, Италии и Японии, а затем и с образованием демократических государств в странах, освободившихся от колониальной зависимости Но с начала 70-х гг этот процесс пошел на спад в результате торжества авторитаризма в большинстве развивающихся стран Наконец, на рубеже 70—80-х гг вновь стали заметны признаки демократического подъема, получившего огромный импульс после начала перестройки в СССР и установления демократических режимов в Восточной Европе Последняя волна торжества парламентаризма внушает самые большие надежды сторонникам демократии Причины падения диктатур кроются в индивидуальном сочетании внутренних и внешних условий. В некоторых странах авторитарный режим решил основные проблемы, которые привели к его установлению, и необходимость в нем отпала. В ряде случаев авторитаризм теряет устойчивость, после того как он силой прекращает противоборство политических сил. Там, где авторитаризм добился высоких экономических показателей (Тайвань, Филиппины и др), по мере интернационализации производства и капитала более отчетливо стали проступать различия между свободной экономикой и закрытыми структурами господства. В Чили, например, была налажена эффективная экономика и перестала существовать опасность левого эксперимента с хозяйственной и политической жизнью Все политические силы стали выступать против диктатуры Пиночета, которая изначально считалась временным явлением В других странах оппозиционные авторитаризму силы набрали значительный политический вес, и их подавление стало невозможным (Южная Корея). Многие тоталитарные и авторитарные государства столкнулись с серьезными проблемами в экономике и оказались неспособными их решить. Различные силы расшатывают диктатуру изнутри. Одной из таких сил является рабочее движение, которое получило известный размах в Восточной Европе В Польше, например, многократно происходили стачки (1956, 1971, 1976, 1980 и 1988 гг.), в ходе которых выдвигались как требования повышения зарплаты, так и призывы свергнуть коммунистическую элиту. В некоторых странах получило широкое развитие диссидентское движение, рас пространенное главным образом среди интеллигенции, которую в наибольшей сте- пени заботила свобода творчества и проблема нарушения прав человека В ряде случаев выдвигались требования политического характера, как, например, [руппой «Хартия 77» в Чехословакии Еще одна реформаторская сила выступала из рядов самой коммунистической партии Благодаря своему положению высокопоставленные трезвомыслящие функционеры партии были в состоянии оценить общий кризис тоталитарной системы Они хотели обновления социализма и возврата к его изначальным идеалам (в СССР) или руководствовались более прагматичным стремлением модернизировать экономику (Китай) Внешние причины, способствовавшие трансформации диктатур, имели для большинства стран непосредственное, а в некоторых случаях, как, например, для Восточной Европы, решающее значение К таким внешним факторам относятся, с одной стороны, прекращение поддержки Советским Союзом правящих режимов в странах социалистического содружества, с другой — усиление политики давления Запада на эти страны с целью установить дружественные режимы Конечно, было бы упрощением полагать, что политика стран Запада в отношении авторитарных и тоталитарных режимов однозначно преследовала цель внедрения демократии Внешнеполитические приоритеты демократических государств складывались из трех основных мотивов Во первых, в условиях противоборства с коммунизмом Запад щедро снабжал своих союзников в «третьем мире» оружием не считаясь с их политическим стро ем Это во многом усиливало позиции военных В Заире (по соседству с просоци алистическими Конго и Анюлой) ле[ендарный своей коррумпированностью прези дент Ж Д Мобуту получал от американцев сотни миллионов долларов помощи лишь за обещание бороться с коммунизмом Во вторых, приоритетом западной политики в отношении авторитарных госу дарств чаще бывает экономическое развитие чем политическое, а политическая ста бильность предпочитается неопределенности демократических перспектив Известный американский политолог С Хантиштон сформулировал этот приоритет так «Разли чие между порядком и анархией более важно, чем различие между демократией и диктатурой» Часто это ведет к тому, что права человека в «третьем мире» оказы вались заложниками экономических интересов транснациональных корпорации В третьих для многих политиков и общественных организаций принципиальным оставался вопрос о продвижении демократических принципов и идеалов в разнива ющихся странах В 80—90 х гг демократические юсударства стали более настой чиво вести линию на демократизацию авторитарных систем, располагая таким дей ственным средством, как экономическая помощь Под переходом в политологии понимают процесс, протекающий между падением одной системы и утверждением другой, т е установление новых институтов и ценностей Но процесс перехода не всегда бывает успешным — он может быть приостановлен, а может произойти и откат к старому режиму Демократизацию следует отличать от либерализации. Последняя предполагает, что «верхи» делают ограниченные и контролируемые уступки в сфере политических и гражданских прав без придания им полного и всеобъемлющего характера, экспериментируют с новыми методами хозяйствования. В Венгрии, например, с 1968 г. внедрялся «новый экономический механизм», нацеленный на усиление роли рынка и предоставление большей автономии предприятиям. Режим идет на некоторый компромисс с оппозицией, но одновременно сдерживает ее требования на участие во властных полномочиях. Но этот процесс очень подвижен и обладает собственной динамикой Либерализация часто предшествует переходу к демократии. В СССР и Чехословакии либерализация и демократизация практически совпали по времени. Наглядными признаками расшатывания авторитарных структур являются конституционные реформы и заимствование принципов правового государства. В некоторых африканских странах, например, стала признаваться автономность общества, сужаются государственные функции и т д, вводится ограничение президентских полномочий двумя мандатами и в ряде случаев разделение постов главы государства и главы правительства. Тем не менее институт сильного главы государства сохраняется. Происходит расширение полномочий парламента, есть примеры создания двух палат. Определенные подвижки наблюдаются в достижении независимости судебной власти и ее гарантий. Есть признаки департизации вооруженных сил, когда организации любых партий выводятся за пределы армии. Несмотря на очевидные успехи распространения демократических принципов, многочисленны примеры имитации демократии, т е подделки под нее, когда новые нормы лишь декларируются, но не реализуются на практике Например, в Бенине, Замбии и Мали существуют демократически избранные правительства, как может показаться на первый взгляд На самом деле за формально демократическими ин ститутами скрываются прежние политические механизмы и рычаги управления эко номикой Демократические лозунги заимствуются в надежде на западную экономическую помощь Рассматривая перспективы демократии в развивающихся странах, прежде всего в слаборазвитых, не стоит переоценивать ее возможности и считать эликсиром от всех существующих социальных проблем. В конечном счете судьба демократии зависит от того, сможет ли она создать новые механизмы для решения проблемы развития, т е не только обеспечить экономический рост, но и наладить более справедливое перераспределение общественного продукта Это означает, что демократия должна быть социальной. Различные варианты перехода от авторитаризма к демократии и сложности на этом пути привлекают сегодня наиболее пристальное внимание политологов Тем не менее в области исследования перспектив стран, порвавших с тоталитаризмом, во просов до сих пор больше, чем ответов Мало кто предполагал, что социализм мо- жет потерпеть такое внезапное поражение по внутренним причинам. Переход от тоталитаризма к демократии в СССР и странах Восточной Европы, не имел исторических прецедентов, поскольку в ФРГ и Италии демократия была установлена в результате военного краха диктаторских режимов. Уникальность происходящего обусловлена также необходимостью более масштабных и глубоких преобразований по сравнению с ломкой авторитарных структур, например в Испании, Греции или Чили. Особенностью стран социалистического содружества было практически полное разрушение гражданского общества и связанной с ним политической культуры, а также огосударствление экономики. В чем состоит специфика преодоления тоталитаризма? Мир «реального социализма» оказался более многоликим, чем предполагало большинство политологов. В действительности единой модели социально-политических преобразований не существует даже в рамках Европы. Тем не менее опыт восточно-европейских стран, и России в том числе, сопоставим по целям и ориентирам переходного движения, хотя значительно отличается по своим промежуточным результатам. Совершенно особые цели у китайских реформаторов. Упрощая во многом реальную картину изменений, можно говорить о двух путях реформ — по восточно-европейскому и по китайскому примеру. Социально-политические перемены в социалистических странах Восточной Европы складываются из двух параллельных процессов — перехода к парламентской демократии и строительства рыночной экономики. Политическая, экономическая и идеологическая структура тоталитаризма в этих странах оказалась настолько целостной, что ее реформирование в силу различных причин было невозможно. Поэтому процесс перехода от тоталитаризма к демократии в этих странах имеет революционный характер. Речь идет о полной замене основополагающих социальных ценностей и основанных на них экономических и политических механизмах. Если процесс этого перехода представить себе схематически, то он состоит из двух стадий. В фазе собственно трансформации, или демократического перехода, разрушаются старые политические структуры (путем эрозии или быстрого развала) и происходит становление демократических институтов. В Восточной Европе, например, эта стадия протекала далеко не по единому шаблону. В Польше и Венгрии старой коммунистической элите и оппозиции путем целого ряда шагов и маневров удалось урегулировать процесс смены власти. В ГДР и Чехословакии старый режим рухнул под давлением массовых движений еще до того, как были разработаны конституционно-правовые рамки нового строя. Эта фаза заканчивается выборами главы государства, нового парламента и в ряде случаев принятием новой конституции. Власть переходит в руки правительства, сформированного более или менее демократическим путем. Однако это еще не значит, что демократия построена всерьез и надолго. Утверждение демократии как системы политических взаимосвязей предполагает более глубокие изменения государства и общества, которые происходят на стадии стабилизации новой системы. Решающее значение имеет даже не столько реформирование государственного устройства, что часто происходит в первую очередь, сколько формирование гражданского общества, т. е. совокупности независимых от государства объединений граждан, способных автономно и в союзе с другими ассоциациями отстаивать свои права и интересы. Одним из непременных условий этого является способность групп и отдельных граждан координировать собственные действия, последовательно отстаивая свои права и интересы. Зрелость элементов гражданского общества зависит не только от процессов в социально-экономической сфере, но и от исторических и культурных условий, позволяющих сформироваться таким объединениям. В целом об установлении прочного демократического строя с большой уверенностью можно говорить лишь в том случае, когда1
Параллельный политическим процессам переход к рыночной экономике во многих странах, к числу которых принадлежала также и Россия, ориентировался сначала на методы радикальной рыночной реформы, получившей название «шоковая терапия». Ее основные принципы были разработаны американскими экономистами чикагской школы. Целью «шоковой терапии» было быстрое создание рынков товаров, капиталов, труда и валюты. Этот способ экономического реформирования состоит из двух основных блоков — либерализации цен и внешней торговли и следующей за ними приватизации. Указанный метод был применен в Чили и дал положительные результаты. В Восточной Европе первой по этому пути с начала 1990 г пошла Польша В целом результаты польского эксперимента можно оценивать со сдержанным оптимизмом издержки «шоковой терапии» оказались очень большими, поскольку первоначальное падение производства и рост безработицы превысили самые мрачные прогнозы. Это произошло несмотря на интенсивную экономическую помощь Запада и списание половины польского внешнего долга В других странах практикова лись менее радикальные способы экономической реформы, и их руководители предпочитают более постепенные шаги при переходе к новой экономической системе. Метод «шоковой терапии» применялся не только в Восточной Европе, но и в ряде государств Латинской Америки. В Мексике и Аргентине, как и в большинстве восточно-европейских стран, он привел к значительному всплеску деловой активности, однако затем обернулся кризисом В этом случае роль государства в процессе экономических преобразований была недооценена Рыночные механизмы оказались неспособны обеспечить социальную составляющую реформ и необходимую структурную перестройку хозяйства Наиболее болезненно осуществляется переход к демократии в России, поскольку взаимопереплетаются проблемы не только политические и экономические, но и сложности урегулирования национальных и региональных интересов. В новой политической системе сочетаются и демократические, и авторитарные элементы. В еще большей степени авторитарные черты присущи отечественной политической культуре. Процесс распада советской политической системы сопровождается не только попытками установить представительное правление, но и возрождением авторитаризма, например, в Центральной Азии и Закавказье. Так, в Туркмении и Узбекистане сложились авторитарные структуры государственного управления, а в Казахстане и Киргизии проявились авторитарные тенденции (например, существует оппозиция, но с трудом регистрируются оппозиционные партии, президентские выборы проходят на безальтернативной основе и т. п.). Оказалось, что политические традиции кланового типа, уходящие корнями в феодальные и дофеодальные отношения, пережили социализм. В этих странах много приверженцев следовать «китайским путем» в деле строительства основ нового социально-экономического порядка. «Китайский путь» реформирования тоталитаризма предполагает постепенные преобразования в области экономики при сохранении монополии партии на власть и основ старой политической системы. В этом направлении Китай начал двигаться через два года после смерти Мао Цзэдуна — с 1978 г. К реформам приступили с семейного подряда в сельском хозяйстве, когда землю, остающуюся в коллективной собственности, стали отдавать в хозяйственное ведение крестьянским дворам. Затем постепенно были расширены рыночные элементы и начала осуществляться интеграция в мировое хозяйство. При этом государство осуществляет строгий контроль за ценами, зарплатой и кредитной политикой. Если экономические реформы в Китае проходят очень успешно, то перспективы политических преобразований пока довольно туманны. Хотя коммунистическая идеология уже не имеет прежнего авторитета, на производстве сохраняются парткомы и запрещено ставить под сомнение роль партии. Тем не менее повседневная жизнь все больше определяется рыночными реалиями, и китайцы говорят: «Нам все равно — социализм или капитализм, лишь бы жилось хорошо». На нижнем уровне властной пирамиды коммунистическая номенклатура вынуждена считаться с авторитетом глав местных кланов. Примеру Китая последовал Вьетнам Примерно в этом же русле осуществляются реформы на Кубе. Происходит медленная перестройка в промышленности, де- централизуется сельское хозяйство, но партия сохраняет полный контроль над всеми процессами. Однако более глубокие преобразования в экономике могут поставить под сомнение ее власть. Опыт политических и экономических преобразований в целом ряде стран показывает, что этот процесс протекает с разным успехом. Однако есть общие сложности, такие, как структурные диспропорции, психологическая неготовность людей к новым условиям жизни, невозможность справедливого распределения бремени издержек, из-за чего целые категории населения попадают в нужду и существуют на грани бедности. На старые проблемы наложи -лись новые. Реальность превратила в макулатуру сотни книг, посвященных проблемам перехода, и породила множество разочарований. Они не только связаны с тоталитарным наследием, но и являются следствием ошибок и эгоизма реформаторов. Оказалось, что универсального пути к демократии и эффективной экономической системе для разных стран не существует. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VIII
ГЛАВА IX. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Вызванные распадом СССР грандиозные изменения, имеющие общепланетарные последствия, остро поставили на повестку дня волнующие всех граждан России вопросы: способна ли Россия преодолеть тоталитарное наследие и перейти на демократический путь развития? Может ли Россия распасться, повторив судьбу СССР? Насколько реальны перспективы сепаратизма в различных ее регионах? Какое будущее ожидает российскую государственность? Очевидно, что эти вопросы чрезвычайно сложны, но попытаться найти на них хотя бы самые общие ответы необходимо.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |