КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия как единое политическое сообщество народов
Основные понятия: российская государственность, самодостаточность государства, многонациональное государство. Распад СССР и последовавший за ним глубокий системный кризис, затронувший все стороны жизни общества — политику, экономику, идеологию, нравственность, нанес мощный удар по самой государственной идее в России. Как правило, ослабление, а тем более утрата осевой идеи (идеала), определяющей устойчивость и жизнеспособность того или иного сообщества, имеют следствием потерю социально-политических и идейных ориентиров. Место ушедшего идеала стремятся занять множество идей, моделей, концепций. Большинство из них не выдерживает практическую проверку и, не сумев подтвердить свою притягательность и эффективность, рано или поздно уходят в историческое небытие. Дискредитация коммунистических идеалов дала исследователям основание говорить о том, что в общественном сознании народов, населяющих территорию бывшего СССР, образовался идейный вакуум. Дело в том, что у многих из них, проживавших в течение веков совместно в пределах СССР и России, сформировалось чувство защищенности от внешней и внутренней угрозы, утвердилась уверенность в прочности гарантий своего существования, обеспеченных мощью крупного государства. В создавшейся ныне ситуации эти народы оказались в состоянии неопределенности и расте- рянности, они словно лишились устойчивого якоря. Естественно, что для них могут быть притягательны различные идеи и проекты национально-государственного устройства: для одних — по-прежнему в составе России, для других — на путях дистанцирования от нее. Однако известно, что государство — сложное органическое образование, формирующееся в процессе длительного исторического развития. В нем в различных сочетаниях представлены и теснейшим образом сплетены этнические, национальные, социальные, культурные, имущественные, гражданские и иные интересы. Государство невозможно безболезненно расчленить по прихоти тех или иных политических деятелей и партий. Как показывает опыт Закавказских республик и Югославии, попытки практической реализации таких замыслов неизбежно приводят к кровавым трагическим последствиям. Для формирования национального государства на определенной территории необходима прежде всего самодостаточность населяющего ее социума в экономической, научно-образовательной, социальной, культурной и других ключевых сферах, дополняющих и усиливающих друг друга. Люди как граждане страны соотносят себя не только с конкретным территориально-политическим образованием как таковым, но также с его политической и экономической системами. Они разделяют общие ценности и идеалы, у них единые образ жизни и социокультурные ориентации, история и национальная судьба. Все это в совокупности и порождает чувство национальной общности, дает ощущение самодостаточности нации. При непредвзятом, объективном анализе редко у какой из нынешних республик в составе России можно обнаружить такую самодостаточность. Кроме того, у большинства народов отсутствует или утрачен реальный опыт сколько-нибудь продолжительного жизнеустройства в рамках самостоятельного национального государственного образования. Территории проживания многих из этих народов в течение веков были объектом притязаний со стороны более могущественных соседей и нередко служили разменной монетой в их политических и военно-политических играх. Нельзя забывать и то, что единство, например, Кавказа лучше всего обеспечивалось в рамках сначала Российской империи, а затем СССР. Никто, конечно, не станет обелять, к примеру, политику царского правительства, которое заставило десятки и сотни тысяч представителей северокавказских народов переселиться в Турцию и другие страны Ближнего Востока. Но именно Российская империя объективно обеспечила условия для спасения некоторых малочисленных народов Кавказа от физического исчезновения уже тем, что она способствовала прекращению на территории региона нескончаемых войн сопредельных государств, а также беспрерывных братоубийственных конфликтов, стычек и войн между народами самого Кавказа. В целом Российская империя, а затем Советский Союз не были плавильным котлом, как США, где представители различных народов соединялись в единую американскую нацию, а являли собой своего рода заповедную территорию не только сохранения, но и дальнейшего развития наций. Здесь шел по сути двуединый процесс: с одной стороны, осуществлялась модернизация, которая вела к превращению аграрных обществ в аграрно-промышленные и городские; с другой — росли и укреплялись единство и консолидация титульных наций, от которых получили свои названия союзные республики. Правда, во времена СССР установка на постепенное исчезновение национального начала входила составной частью в социальную, культурную и политическую программу советского руководства. Марксизм рассматривал национальную идею, чувство национальной идентичности, приверженность национальному интересу как главные препятствия на пути социалистического, пролетарского интернационализма и единой советской государственности. На месте Российской империи, в которой при определенных условиях вызревали предпосылки для формирования единой российской нации, было создано фактически наднациональное государство, где, с одной стороны, ни один народ, по существу, не был застрахован от репрессий и насильственного переселения, от подрыва вековых устоев национального образа жизни, национальной истории, а с другой — в рамках союзных республик титульные нации и народности пользовались значительной культурной и политической самостоятельностью. Ирония истории заключается в том, что Советский Союз пал жертвой не столько неудач, сколько успехов собственной политики по отношению к нерусским народам, политики, направленной на формирование наций. СССР провозгласил себя и стал, по сути дела, первой страной в истории, созданной из отдельных этнополи-тических образований. С одной стороны, этнонациональные группы были фактически лишены политического суверенитета, а с другой — союзным республикам и автономиям, по крайней мере в послевоенные десятилетия, гарантировалась территориальная целостность, создавались образовательные и культурные институты, издавалась литература на национальных языках, стимулировалось выдвижение местных кадров. В рамках так называемой политики коренизации для многих народностей, утративших свою письменность или вообще не имевших ее, были созданы национальные алфавиты, открыты школы, театры, поддерживались литераторы, создававшие свои произведения на языках малочисленных народностей. Показательно, например, что за советский период при господстве интернационалистской марксистско-ленинской идеологии произошла демографическая и культурная ренационализация кавказских республик. До октября 1917 г. в столице христианской Армении Ереване большинство жителей составляли мусульмане; в Тбилиси и Баку жило много армян и русских. Но к середине 80-х гг. эти три города с демографической точки зрения стали действительно национальными столицами соответственно Армянской, Грузинской и Азербайджанской ССР. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |