КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составные элементы политической культуры
Основные понятия: ориентация, установки, нормативная система, политическое мировоззрение. Итак, политическая культура включает сформировавшиеся в течение многих поколений политические идеи и концепции, призванные объяснить характер и нормы взаимодействия различных общественно-политических институтов, политические традиции, убеждения и действующие нормы политической практики. Первая попытка сформулировать теорию политической культуры была предпринята в статье известного американского политолога Г. Алмонда «Сравнительные политические системы». Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (или «Культура гражданственности»). Конечно, нельзя представлять дело таким образом, что в политических исследованиях, выполненных до 50 — 60-х гг. XX в. полностью игнорировались те аспекты политики, на которые обратили внимание авторы теории политической культуры. Политическая культура — это, скорее, новый термин для старой идеи. Например, еще Аристотель говорил о влиянии состояния умов на стабильность общества, а М. Вебер, как уже отмечалось, придавал важное значение религии в формировании и функционировании политических институтов. Заслуга сторонников политико-культурного подхода состояла в том, что они вновь поставили в центр политических исследований человека с его интересами, заботами, эмоциями, традициями и предрассудками. С точки зрения политологов в структуру политической культуры входят ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом, ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений человека, общества и государства. Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами. Поэтому они характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни. Политическую культуру можно рассматривать как ценностно-нормативную систему, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, ориентации, символы, обращенные на политическую сферу. Политическая культура охватывает как политические идеи, ценности, установки, так и действующие нормы политической практики. Что вкладывают люди в понятие суверенитета и правления закона, какие социально-политические институты рассматривают как легитимные — все это определяется нормами политической культуры. Политическая культура в определенном смысле задает рамки, в пределах которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими правилами игры. Эти рамки сами по себе также составляют важнейший компонент политической культуры. Цементирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения индивида, отдельной группы или иной социальной общности. Господствующая в обществе система мировоззрения, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом оказывают большое влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей. Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политическая система? При поисках правильного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь, оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Тесная связь существует между политическим поведением и политической культурой. Политическая культура реализуется через политическое поведение. Хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не менее провести между ними четкую разделительную линию весьма трудно — они существуют в тесном взаимодействии. Например, либерально-демократическая система характеризуется существованием в обществе множества социальных групп и слоев, организаций, объединений, заинтересованных групп, религиозных, профессиональных, молодежных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положение получило название «социальный плюрализм». В политической сфере плюрализм проявляется в наличии множества партий и институтов, в существовании разных идейно-политических ориентации, установок, идеологических течений и направлений. В этом случае мы имеем политический плюрализм. Либерально-демократическая политическая культура признает социальный и политический плюрализм нормой социально-политической организации общества. Таким образом, установки политической культуры поддерживают и стимулируют политический и социальный плюрализм и, наоборот, поддерживаются и стимулируются им. Без изучения политической культуры невозможно составить правильное представление о глубинной сущности политических процессов. Необходимо учитывать, что даже самые разумные мероприятия, законы, реформы, осуществляемые без учета человеческого фактора, характера культуры и ее особенностей, не могут дать желаемого эффекта. Политико-культурный подход позволяет перейти от обычного — поверхностного и одномерного — видения политической системы, от односторонней оценки деятельности ее институтов к скрытым смыслам политики, нащупать глубоко лежащие корни национальных традиций, представлений, мифов. Политическая культура — это определенное опосредующее звено между социально-экономическими интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами отдельного человека, социальных групп, классов, вовлеченных в политический процесс, с одной стороны, и их политическим поведением с другой. Политическая культура способствует формированию определенных типов политического поведения, она придает политическому поведению определенную направленность. Так, решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется суммой условий, в том числе факторами общего порядка — характером социальной структуры, типом политической системы, состоянием экономики и просто конъюнктурными сиюминутными внутри- и внешнеполитическими обстоятельствами, но преломляются они в конкретный политический выбор под воздействием норм политической культуры. В системе ценностей, ориентации, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают те из них, которые способствуют формированию и сохранению поли- тической системы. Чем большее число людей руководствуется позитивными ценностями и установками в отношении существующей политической системы, чем выше степень согласия между социальными группами, тем выше стабильность и жизнеспособность общества. Даже Римская империя в период ее расцвета основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных. Однако в политическую культуру входят не только широко разделяемые в обществе ценности, убеждения, нормы и символы, ориентированные на поддержку существующей политической системы, но и такие, которые предполагают ее изменение. Зачастую сам факт существования последних служит важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэтому принципиальное значение имеет также анализ расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае совершенно невозможно было бы объяснить такие значимые явления в истории капиталистических стран, как левый и правый вариант радикализма, которые выступали и в наши дни продолжают выступать за изменение сложившегося там политического и социально-экономического строя. Непонятно было бы также и существование в нашей стране различных позиций по вопросам, касающимся реформирования экономики, политической системы, систем образования и здравоохранения, армии. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |