КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СМИ - инструмент политического маркетинга
Основные понятия: политический маркетинг, коммерческая реклама, политический консультант, имидж, опрос общественного мнения. С распространением телевидения некоторые исследователи связывали надежды на рост информированности и политической активности избирателей, усиление общественного контроля над политическим процессом, сокращение усилий, затрачиваемых партиями на ведение избирательных кампаний. Однако вопреки ожиданиям во всех демократических странах продолжительность и стоимость избирательных кампаний неуклонно возрастают. Дорогостоящие выступления политиков на радио и телевидении, политическая реклама стали важной составной частью любой избирательной кампании. Характерно, что значительную часть расходов на проведение избирательных кампаний кандидатов ныне составляют расходы на средства массовой информации. В обстановке усиливающейся политической конкуренции фактор времени приобретает возрастающее значение. Поэтому еще до начала избирательной кампании СМИ пользуются особым расположением со стороны всех претендентов на сколько-нибудь высокие государственные посты. Политический деятель, решивший баллотироваться на ту или иную высокую выборную должность, стремится как можно раньше обратить на себя внимание СМИ, а через них — общественности и деловых кругов. По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании в средствах массовой информации нередко приобретают характер рекламных. В СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности — политический маркетинг. Суть политического маркетинга состоит в следующем. Кандидат на выборный пост, его помощники и консультанты занимаются исследованием конъюнктуры рынка, изучают округ, оценивая экономические и социальные условия его жителей, тщательно взвешивают свои шансы и возможности конкурентов, определяют предвыборную тактику. Само же искусство выигрывать на выборах превращается в вид политической профессиональной деятельности, которым занимаются специалисты. Политический маркетинг включает три этапа. Первый — социальный, экономический, политический, психологический анализ места действия. Второй — выбор стратегии, определение методов обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ. Третий — продвижение кандидата (или на профессиональном жаргоне, который успел утвердиться,— товара). На первом и втором этапах наи- более весом голос экспертов — социологов, политологов, на третьем основная роль отводится СМИ. Наиболее широко и успешно политический маркетинг применяется в США, где детальной разработкой его механизмов и методов заняты сотни высококлассных профессионалов. Ключевое внимание они уделяют общественному мнению, консультациям по организации и проведению выборов, техник создания и продажи имиджей кандидатов. В настоящее время в США возникло множество фирм и компаний, которые специализируются на организации и проведении различных политических кампаний. Представители американских консультативных фирм разворачивают свою деятельность и за пределами страны. В последние годы их услугами, особенно при подготовке избирательных кампаний, пользуются по крайней мере в тридцати странах мира: Австралии, Великобритании, Канаде, Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии, а в последние годы и в России. Ныне специалисты по политическому маркетингу занимают ведущие позиции в аппарате претендентов на политические посты почти во всех развитых странах. Каждая крупная партия имеет сотрудников, занятых проведением опросов общественного мнения, поддержанием контактов с представителями СМИ. Кроме того, политические деятели и партии в соответствии со своими возможностями прибегают к услугам экспертов, дающих рекомендации по самому широкому кругу вопросов. Политические консультанты, нанимаемые из числа наиболее опытных журналистов-комментаторов, сотрудников рекламных и консультативных фирм, выполняют функции режиссеров избирательных кампаний. Располагая широкими личными контактами, знанием истории успехов и неудач использования радио и телевидения в предвыборных баталиях, опытом работы в сфере СМИ, эти специалисты, чьи собственные политические взгляды могут быть самыми разными — от крайне левых до крайне правых, решая поставленные перед ними задачи, действуют в пределах четко обозначенных границ. Они организуют интервью своего клиента, его встречи с журналистами, подают в СМИ информацию о нем в максимально благоприятном свете, определяют темы и антураж передач и телефильмов о нем, продумывают содержание и форму его публичных выступлений. Широко используется организация предвыборных псевдособытий с их последующим освещением в органах СМИ — лотерей для избирателей, походов и поездок претендента по стране, его рабочих дней и т. д. Демонстрация таких безобидных сюжетов по телевидению в виде так называемых коммерческих фильмов, т. е. фильмов, снятых по заказу кандидата и показываемых в оплаченное им телевизионное время,— дело чрезвычайно дорогостоящее. Но в глазах претендентов этот способ распространения информации о себе обладает несравнимыми преимуществами перед бесплатным освещением по инициативе СМИ. В первом случае и содержание фильма, и форма подачи информации целиком находятся под его (претендента) контролем. Кроме того, политикам, не обладающим необходимой популярностью, вообще трудно рассчитывать на внимание со стороны прессы, и в этом случае телереклама остается для них наиболее надежным способом заявить о себе, приобрести известность. Задача политических консультантов — не только привлечь внимание общественности к претенденту, но и создать его определенный имидж (образ). Специалисты по общественному мнению, обращаясь к услугам известных кинорежиссеров, используя технические приемы и методы, первоначально применявшиеся в рекламе товаров, разработали технологию создания и продажи имиджей политических деятелей. В своей работе специалисты исходят из тезиса, высказанного еще в 1956 г. председателем национального комитета республиканской партии США Л. Холлом: «Вы продаете своих кандидатов и свои программы так же, как бизнес продает свои товары». В настоящее время существует целая теория идеального кандидата, на основе которой конструируются имиджи реальных претендентов. Идеальный кандидат должен обладать чертами характера, максимально соответствующими конкретной политической ситуации в стране. Так, в периоды социально-политических кризисов обычно наиболее предпочтительны шансы того политика, который производит впечатление открытого, прямого человека, способного на откровенный разговор с обществом, готового к решительным и четким действиям, не боящегося взять ответственность на себя. Отталкиваясь от обобщенных характеристик идеального претендента, консультанты мобилизуют все наличные пропагандистские средства, чтобы подчеркнуть наиболее выигрышные черты характера своего клиента и замаскировать качества, не соответствующие в данный момент чаяниям избирателей. Важнейшим инструментом политического маркетинга стали опросы общественного мнения. В условиях парламентской демократии правительство не может прийти к власти, не заручившись поддержкой большинства избирателей. Поэтому состояние умов общества, социально-психологический климат, общественное мнение всегда учитываются политиками. Общественное мнение в условиях демократии стало реальной политической силой. Свидетельством повышения роли опросов общественного мнения в политическом процессе является всевозрастающий интерес к ним со стороны правительственных и частных организаций, кандидатов, баллотирующихся на различные посты, разного рода фондов, выделяющих средства на разработку теоретических проблем политической социологии, появление огромного количества работ по данным проблемам. О том же свидетельствует и неуклонный рост расходов политических партий на проведение опросов, особенно в периоды избирательных кампаний. Пальма первенства в этом отношении, несомненно, принадлежит США. В настоящее время там действует более 200 специализированных фирм, которые усовершенствовали методику «замеров» общественного мнения до высочайшего уров- ня. Наиболее известен точностью результатов Институт Гэллапа. Последний перед президентскими выборами опрос общественного мнения, проводимый Институтом Гэллапа, определяет победителя со средней ошибкой всего 1,5%. Конечно, за исключением последнего, ни один из опросов, проводимых в ходе предвыборной борьбы, не в состоянии с абсолютной надежностью предсказать ее конечный результат. Но каждый из них, во-первых, довольно точно фиксирует положение дел (соотношение сил между конкурирующими кандидатами, отношение общественности к правительству, мнения различных групп электората по узловым национальным проблемам) на момент его проведения, во-вторых, он в сопоставлении с ранее проведенными опросами показывает развитие общих тенденций избирательной кампании, с учетом которых корректируются стратегия и!актика соперников. Опросы крупнейших агентств (Гэллапа, Харриса, Роу-пера, Янкеловича и др.) обычно публикуются в печати, но кандидаты все чаще прибегают к услугам частных фирм, которые по условиям контракта работают только на них и не передают полученные сведения в средства массовой информации. В последние годы опросам общественного мнения большое внимание уделяется и в других странах. Хотя надо отметить, что не везде они приобрели столь широкий размах, настолько разработаны и точны, как в США. Но тем не менее опросы общественного мнения все настойчивее утверждаются в странах Западной Европы и в России в качестве важнейшего инструмента выявления общественных умонастроений. Опросы общественного мнения служат средством политической разведки, выявления позиций населения по самым различным проблемам политического характера. Они призваны определять уровень популярности того или иного политического деятеля, сигнализировать о конкретных проблемах, которые волнуют избирателей, выяснять их оценку действенности тех или иных внутри- и внешнеполитических акций правительства. При их проведении социологами широко применяются методы и технические приемы выявления спроса и эффективности рекламы, используемые в бизнесе. Опросы дают заинтересованным лицам или партиям возможность оценивать состояние общественных умонастроений, установки общественности до того, как они проявятся в поведении тех или иных групп населения, в нежелательных разрушительных действиях. Вместе с тем следует заметить, что опросы общественного мнения превратились из средства выявления настроений избирателей в инструмент придания им определенной направленности. Выявляя индивидуальные позиции опрашиваемых, опросы закрепляют их в рамках коллективных представлений. Демонстрируя усредненные позиции в усредненных цифрах, СМИ заставляют читателей, слушателей или зрителей, особенно не имеющих большого жизненного опыта, мало искушенных в политике, молчаливо и не задумываясь воспринимать промежуточные рей- тинги политиков как выбор большинства населения, уже определившиеся предпочтения избирателей. Развитие СМИ, особенно телевидения, способствовало стиранию разделения между программами новостей и развлекательными передачами. Там, где важность информации определяется и оценивается ее рекламными качествами, неизбежно растет разрыв между реальным миром и миром, о котором говорят и пишут СМИ. Составители информационных программ, озабоченные соображениями развлекательности, предпринимают все возможное для превращения реальных событий в действия с захватывающим сюжетом, способным приковать внимание зрителя. Материал отбирается таким образом, что обыгрываются красочные, но второстепенные детали, тогда как ключевая информация опускается. И это объяснимо: ведь если главная задача телевизионной программы состоит в том, чтобы завоевать и сохранить аудиторию, то возникает большой соблазн отбросить или изменить скучные факты, соответствующим образом подправить их. СМИ, и прежде всего телевидение, способствовали росту значения символической политики, политики театра, основанной на образах, или имиджах, политических деятелей, специально сконструированных на потребу господствующим умонастроениям и вкусам. Под воздействием объективных изменений в политическом процессе, а также специфики современных СМИ избирательные кампании выливаются в своего рода спектакли или даже спортивные репортажи со своими победителями и проигравшими, с напряженными перипетиями борьбы. От кандидата, если он хочет добиться успеха, требуется актерское дарование, умение вести себя перед телекамерами, уверенно играть свою роль в спектакле. В настоящее время существует множество статей и книг с детальными рекомендациями политикам' какими им следует представать перед зрителями на телеэкране, какие использовать жесты, как говорить. Для исправления дефектов и ошибок в речи кандидатов используется электронная техника, например логомер, исправляющий невнятное произношение, плохую дикцию, быструю речь. Особое внимание при создании имиджа политика уделяется конструированию физических, внешних характеристик. К настоящему времени утвердилась целая галерея типичных образов, стилей, жестов, мимических движений. К «классике жанра» относятся знаменитая молодежная прическа и спортивная внешность Дж. Кеннеди, простецкие манеры и жесты Дж. Картера, не менее знаменитая, почти детская улыбка Р. Рейгана, которая, несмотря на возраст президента, превратилась в его отличительный знак. По-своему верно, что во времена театрализации политики изменение прически того или иного кандидата преподносится СМИ чуть ли не как сенсация. В избирательных кампаниях все действия кандидатов тщательно режиссируются. Менеджеры избирательной кампании, специа- листы по средствам массовой информации и опросам общественного мнения внимательно контролируют, что говорит и делает их кандидат, куда и как он идет, что могут выявить в его поведении телекамеры. Уходят в прошлое выступления политических деятелей с импровизированных трибун и напыщенные ходульные речи, ораторский стиль ведения кампаний. Вместо самих кандидатов политику избирательной кампании формируют специалисты по опросам общественного мнения и исследователи рынка. Театрализация политики далеко не безобидна: средства массовой информации, концентрируя внимание на наиболее драматических событиях и действиях, на сенсационных заявлениях второстепенных, но с блеском исполняющих свою роль персонажей политической жизни, значительно обедняют и упрощают действительное положение вещей в стране и мире. В такой ситуации победу на выборах может одержать не тот, кто действительно осознает реальные проблемы, стоящие перед страной, и предлагает оптимальные пути их решений, а кандидат, способный обеспечить себе наибольшую популярность в глазах общественного мнения и, умело используя средства массовой информации, лучше «продать» себя и свою предвыборную программу как можно большему числу избирателей. Именно потому, что СМИ стали неотъемлемой частью подсистемы политического, играют существенную роль в политическом процессе, политической социализации, просвещении, информировании населения, политология должна обратить на них самое пристальное внимание. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XI
ГЛАВА XII. ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО Происходящие в нашей стране политические преобразования, новая роль средств массовой информации постоянно возвращают нас к тем вопросам, которыми задавались политические мыслители десятки и сотни лет назад: где грань дозволенного и недозволенного в политике, следует ли поверять политику нормами морали, способны ли реформаторы «железной рукой» привести человечество к счастью и вправе ли они брать на себя миссию пророков?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |