КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречия между идеалом и реальностью
Основные понятия: общественный идеал, прогресс, добро, зло, искусство возможного. Для того чтобы определить ближайшие, первостепенные и более отдаленные цели и соответственно средства их достижения, необходимо четко понимать соотношение идеального и реального в политике. Как уже отмечалось, этика, в том числе политическая, включает в себя проблемы общественного идеала, конечных целей общества, а также соотношения целей и средств их достижения. «Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки сделать его земным раем»,— писал немецкий поэт Ф. Гельдер-лин. Весь исторический опыт свидетельствует, что попытки предугадать конечные результаты масштабных социально-экономических преобразований, а тем более реализовать некий идеал совершенного общества сопряжены с невероятными трудностями и объективного (не зависящего от сознания людей), и субъективного (определяемого волей человека) характера. Общественный идеал — это некое высшее, совершенное состояние общества, к которому стремятся если не все, то, во всяком случае, большинство людей. Идеал предстает как сумма идей, теорий, проектов, обосновывающих историческую необходимость перемен, обозначающих пути и средства достижения желаемой цели. Однако важно четко понимать, что любой общественный идеал исторически ограничен, он соответствует состоянию общества, уровню социального развития и научных знаний своего времени. Это значит, что идеал совершенного общества в представлениях, скажем, древних мыслителей весьма отличен or общественного идеала наших современников. Например, в проекте идеального государства древнегреческого философа Платона нам едва ли покажутся привлекательными идеи общности жен и детей, упразднения семьи (Платон признавал только общественное воспитание детей, полностью изолированных от родителей), государственного регулирования браков и т. п. В модели Аристотеля мы вряд ли можем согласиться с наличием в идеальном государстве института рабства. Но Аристотель жил во времена рабовладения и не мыслил себе общество без рабов, считая рабство естественным и вечным состоянием. Ясно, что те, кому предстоит жить на Земле в конце XXI в., будут изучать наши представления об идеальном обществе как достояние давно ушедшей эпохи. Но общественный идеал не только отражает определенный уровень знаний, науки (у Платона и Аристотеля он соответствовал развитию античной науки, у наших современников — науки XX в.), социально-политической мысли. Общественный идеал возникает как реакция на волнующие общество проблемы, как желание людей освободиться от переживаемых тягот и лишений. В светской традиции общественный идеал обращен в будущее, обычно весьма отдаленное. Религиозное мышление склонно видеть воплощение надежд и чаяний людей в прошлом, в безвозвратно ушедшем золотом веке. В любом случае без общественного идеала было бы невозможно движение общества вперед, поскольку именно в нем человечество рисует свою мечту о лучшем будущем, к которому надеется приблизиться. Такой общественный идеал сейчас нужен и нам — гражданам России, переживающим величайшие трудности перехода к новой демократической государственности. В течение более 70 лет мы были убеждены в том, что строим коммунистическое общество, где не будет разделения на богатых и бедных, преступности, исчезнут классы, государство и властные институты, все люди станут свободными и равными. Однако в условиях тоталитарного режима эти цели и не могли осуществиться. Более того, сам идеал совершенного коммунистического общества, который вынашивался людьми с древнейших времен, оказался дискредитированным. Понимая историческую ограниченность любого общественного идеала, но опираясь на уровень науки и практики наших дней, мы должны сегодня выбрать для нашего общества новые ориентиры, найти правильную отправную точку движения в будущее. При разработке общественного идеала, к которому должно стремиться общество, необходимо исходить прежде всего из признания свободы бесконечного развития, а не утопической цели достижения социальной гармонии и завершенности истории. Путь морального прогресса — это путь постоянных исканий и стремлений, путь, по которому идет человечество, не останавливаясь на достигнутом и преодолевая препятствия. И здесь речь может идти не об окончательных решениях или о достижении конечных целей, а о непрекращающемся стремлении к осуществлению вечного идеала. Этот идеал, собственно говоря, и может существовать как идея, утопия, отдаленная цель, которой невозможно в полной мере достигнуть, но к которой люди всегда будут стремиться. Стараясь реализовать свои стремления, они идут к более совершенному обществу с более гуманными, свободными, демократическими отношениями. Мы часто говорим о том, что такой-то партии, пришедшей к власти, не удалось полностью осуществить свою программу, выполнить предвыборные обещания, что такому-то идейно-политическому течению не удалось сформулировать программу, отвечающую потребностям дня, что политика правительства потерпела неудачу, скажем, в решении проблем бедности и социального равенства. Между тем это свидетельствует не только и, может быть, не столько о несостоятельности программы, предлагаемой определенным идейно-политическим течением, сколько о невозможности подогнать все многообразие жизни под некий умозрительный идеал. Вечное противоречие между идеалом и действительностью воспроизводится постоянно, поскольку постоянно меняется сама жизнь. Вот почему, оглядываясь на тысячелетнюю историю человечества, мы сегодня лучше понимаем принципиальную невозможность разрешения конфликта между свободой и равенством. Полная реализация идеала свободы каждым человеком означала бы ущемление равенства, и, наоборот, полная реализация идеала равенства — ущемление свободы. Если я не стою за себя, то кто встанет за меня? Если я только за себя, то кто я? Если не сейчас, то когда? Если задуматься над этими старыми как мир вопросами, то одинаково морально несостоятельными следует признать как идеи неограниченной индивидуальной свободы, так и те учения, в которых проповедуется полное самоотречение человека ради блага общества, развивается мотив жертвенности благосостоянием и счастьем ныне живущих людей во имя некоего призрачного светлого будущего еще не родившихся поколений. Как подчеркивал А. Герцен, каждое поколение — это свой собственный мир, цель для каждого поколения — оно само. Нельзя приносить его в жертву, превращать в опору, поддерживающую свод еще не спроектированного здания, в котором предстоит жить будущему поколению. Следует подчеркнуть, что сама постановка вопроса о полной реализации той или иной идеальной модели чревата огромными опасностями и для человеческой свободы, и для морали и нравственности. Тот, кто верит в возможность окончательного решения всех проблем человечества путем создания совершенной общественно-политической системы, не постоит за ценой, будет готов пожертвовать миллионами, десятками миллионов человеческих жизней. По самой логике вещей он вынужден будет уничтожать всех несогласных, подавлять всякую критику, культивировать идею собственной мудрости и всемогущества. История предоставляет немало подтверждений верности этого вывода. Именно так было в нашей стране, когда в жертву идеалам коммунистического будущего были принесены миллионы человеческих жизней. То же произошло и в фашистской Германии, руководители которой, завороженные химерическими проектами создания тысячелетнего рейха, развязали Вторую мировую войну, стоившую многих десятков миллионов человеческих жизней. На пути движения к общественному идеалу его создатели и сторонники неизменно встречаются с различными непредвиденными, а порой и непреодолимыми препятствиями. Однако политику, убедившему себя и других в близости заветной цели, непременно хочется и самому увидеть свой идеал воплощенным. Мотивы этого могут быть самыми разными: удовлетворение собственного тщеславия, желание доказать недругам и маловерам свою правоту или искреннее стремление увидеть общество преображенным, а людей счастливыми. Но жизнь человеческая коротка... И вот он торопится всеми правдами и неправдами, убеждением и насилием как можно скорее построить совершенное общество, чаще всего и не помышляя об утопичности подобной идеи и принося ей все новые и новые жертвы. А между тем глубинные сдвиги, затрагивающие все общество, совершаются, как показывает практика, на протяжении не одного и не двух, а многих десятилетий, при жизни нескольких поколений. История не терпит спешки... Конечно, понять и объяснить мотивы поспешности политика при осуществлении идеала, даже если он и не утопичен, в принципе нетрудно, но оправдать жертвы, принесенные в угоду ему, нельзя. Это безнравственно. При реализации любой программы социальных преобразований политик не имеет права — и прежде всего морального — не считаться с интересами людей, будь то младенец, взрослый человек или почтенный старец. В каждой ситуации он должен уметь поставить себя на место любого из них. Выдвигая прекрасные на первый взгляд идеи, политик не вправе забывать о реальности, тем более подгонять реальность под умозрительные схемы. Он должен концентрировать внимание прежде всего на наиболее актуальных в данный момент политических проблемах, не скрывая своих симпатий и антипатий, исходя из того, что политика не может быть ценностно нейтральной. Любой факт в общественной жизни, в том числе политической, поскольку он касается людей, нельзя отделить от ценности. Ценностные суждения должны быть соотнесены со знанием политических и иных реальностей. Идеальная цель, как бы далека и возвышенна она ни была, должна принадлежать реальному миру. В проблеме мораль и политика и, в частности, в таком ее вопросе, как соотношение идеала и реальности, есть еще одна тема, которой нельзя не коснуться,— это мораль и власть. Исторический опыт свидетельствует о том, что в сфере властных отношений даже достойнейшего из смертных подстерегает множество соблазнов — власть выявляет истинную суть человека. В душе каждого из нас благородство борется с подлостью, возвышенные, истинно человеческие мечты и желания — с самыми низменными помыслами, целеустремленность — с дьявольской одержимостью. Далеко не каждый человек способен выдержать испытание властью — нередко в нем темное начало одерживает верх. А ведь как говорил один из героев английского писателя Г. Честертона отец Браун, можно удержаться на одном уровне добра, но никому еще не удавалось удержаться на одном уровне зла. К сожалению, за примерами, свидетельствующими о верности этого суждения, вовсе не нужно обращаться к отдаленным временам или странам — и в нашей сегодняшней жизни их предостаточно. Да, зло, говоря словами Ф. М. Достоевского, нередко приходит в мир в маске добра. Однако следует ли из этого, что нужно возводить непреодолимый барьер между миром сущего и миром должного? Ведь в реальной жизни между ними нет резко очерченной грани, а следовательно, не может быть абсолютного разделения вопросов власти и морали. Характеризуя политику как искусство возможного, мы вовсе не отказываемся от нравственного, ценностного начала в ней. Мы только утверждаем, что политическая этика должна быть реалистичной, точно учитывать существующие предпосылки и условия политической деятельности, возможности осуществления намеченного политического курса. Учет этих предпосылок означает не отказ политика от собственных убеждений, а определение того, что в конкретной ситуации является приемлемым для большинства. За политиком всегда остается право, сохраняя верность собственным взглядам, попытаться привлечь на свою сторону большинство. Моральное сознание политика не должно превращаться в абстрактное морализирование, он должен четко различать необходимость и неизбежность, практическую целесообразность того или иного действия и его моральную оправданность и обоснованность. Конечно, плох естествоиспытатель, который не сознает, что успехи его научных изысканий способны обернуться бедой для людей и общества. Но действительно опасен тот ученый, который, зная о возможных последствиях своих разработок, оставляет общество в неведении, умалчивая о надвигающейся катастрофе. То же самое и с политиком. С точки зрения морали мы должны признать, что политики вправе ставить перед собой только такие задачи, которые они могут решать, соблюдая при этом общепризнанные в обществе морально-этические нормы. На практике ни один политик не в состоянии предвидеть все возможные последствия своих действий. Никто не может быть абсолютно уверен, а политик особенно, что предпринимаемые шаги не заденут интересы тех или иных слоев и групп населения. Политики зачастую оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные и жесткие меры, которые не выдерживают критики с гу- манистической и моральной точек зрения, либо, отказавшись от принятия, еще более усугубить ситуацию. С одной стороны, жизненное восприятие политики как искусства возможного ставит определенные пределы морализации политики. С другой — моральные установки, нравственные ценности, существующие в данный момент в обществе, определяют возможные пределы, за которые политик не может выйти без риска скомпрометировать идею и оказаться скомпрометированным сам, а то и вовсе стать политическим изгоем. Идеальным можно признать такого политика, который стремится к достижению наибольшего блага для наибольшего числа людей. Но если встать на почву реальности, то, наверное, следует согласиться с Ницше, по мнению которого всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XII
ГЛАВА XIII. ОСНОВНЫЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ В предыдущих главах неоднократно говорилось о том, что одним из важнейших признаков политической системы демократического типа является плюрализм, т. е. участие в политике различных групп, слоев, классов, чьи интересы представляют политические партии и движения, различного рода общественно-политические организации. В сфере идеологии плюрализм проявляется в существовании идейно-политических течений, которые призваны обосновать позиции конкурирующих и противоборствующих социально-политических сил. Таких течений множество. Однако среди них господствующее место занимают либерализм, консерватизм, социал-демократизм и марксизм. С ними мы и познакомимся в данном разделе.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |