Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные составляющие системы международных отношений




Основные понятия: международные отношения, субъ­ект международных отношений, великая держава, сверхдер­жава, внешняя политика, дипломатия.

Государство, как неоднократно говорилось в предыдущих главах, представляет собой центральный, осевой элемент политической си­стемы и в этом качестве является важнейшим объектом исследо­вания политологии. К нему же обращаются политологи при теоре­тическом и эмпирическом изучении системы международных отношений, разработке основных категорий и понятий того разде­ла политической науки, где речь идет о законах международной жизни.

Государство как субъект политики выступает в качестве носите­ля не только власти внутри страны, но и государственного сувере­нитета на международной арене, участника системы международных отношений. Политология призвана выделить и проанализировать ос­новные признаки и критерии определения международных отноше­ний как единой системы. Главными субъектами международных от­ношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные пол­номочия осуществлять внешнюю политику, вступать в межгосудар­ственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир.

Ведущую роль в системе международных отношений играют ве­ликие державы, несущие особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности. Их особая роль на мировой арене признана политической практикой, несмотря на утвердив­шийся в международном праве принцип равноправия всех без ис­ключения государств независимо от размера их территории, эконо­мической и военной мощи, политического влияния.

В послевоенный период великими державами принято называть пять государств: СССР (Россию), США, Китай, Великобританию и Францию. По Уставу ООН они являются постоянными членами Со­вета Безопасности. Однако в последние два десятилетия по своему экономическому весу на место и роль великих держав претендуют Германия и Япония. Получило также распространение понятие сверхдержавы, которое применялось в отношении СССР и США на том основании, что они обладали значительно большим, чем все остальные государства, военным потенциалом.

Немаловажное место в мировой политике занимают также межгосударствен­ные союзы, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. Следует от­метить, что число таких организаций постоянно растет, их функции расширяются. Так, еще в 1948 г. была создана специальная организация ООН ЮНЕСКО, зани­мающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 г. создана еще одна спе­циальная организация ООН — ЮНЕП, задачами которой являются разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания человека. Заметную роль игра­ют международные организации в решении проблем сырья и энергетики (например, ОПЕК). Особо важные функции возложены на Международное агентство ООН по

атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерною оружия и обеспечить развитие атомной энергетики в мирных целях.

Существенным фактором мировой политики стали ежегодные совещания по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам так называемой «Большой семерки», в которую вошли семь наиболее индустриально развитых стран: США, ФРГ, Фран­ция, Великобритания, Япония, Италия и Канада. По месту прове­дения первой такой встречи, состоявшейся в 1975 г. в Рамбуйе близ Парижа, «семерка» иногда именуется Клубом Рамбуйе. Глав­ное внимание на совещаниях «семерки», как правило, уделяется решению таких вопросов, как обеспечение экономического роста, сглаживание несбалансированности внешнеэкономических связей, инфляция, безработица. Вместе с тем все большее внимание уде­ляется военно-стратегическим, внешнеполитическим и иным воп­росам.

Помимо суверенных национальных государств, активными субъ­ектами или агентами международных отношений в последнее вре­мя становятся транснациональные корпорации, оказывающие все возрастающее влияние не только на характер функционирования и тенденции развития мировой экономики, но и на социально-по­литические процессы. Сегодня решения, принимаемые в штабах транснациональных корпораций, сказываются на жизни граждан от­дельных стран в большей степени, чем решения, принимаемые их правительствами.

Любая международная система базируется на органическом со­четании военной, экономической, политической и идеологической власти различных стран и народов. Поэтому она охватывает мно­жество сфер: экономические, дипломатические, политические, во­енные, культурные и другие отношения. При этом важно учесть, что взаимосвязи культур не всегда носят институционализирован­ный характер и поддаются государственному регулированию. Вме­сте с тем очевидно и то, что на международные экономические и политические отношения определенное влияние могут оказать на­циональные общности или же те или иные национальные диаспо­ры, обосновавшиеся за пределами своих исторических родин.

Основу международной политики составляют конфликты меж­ду народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти. Иначе говоря, главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пу­ти и способы разрешения конфликтов, возникающих в результа­те столкновения интересов различных государств. Предельно ост­рым выражением конфликта является война. Но в современном мире государства прибегают к войне как к способу обеспечения своих национальных интересов лишь в том случае, если все другие средства не дали положительного результата.

В большинстве случаев государства предпочитают решать возникающие между ними споры за столом переговоров, на путях взаимного сотрудничества и поиска со-

гласия. Поэтому конфликт и консенсус, спор и согласие в единстве обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества. 'Интенсивность кон­фликтов и устойчивость согласия зависят от конкретной ситуации в мире, расклада социальных и политических сил, экономических, военно-политических и иных факто­ров. В этом контексте политология уделяет особое внимание механизмам принятия внешнеполитических решений, роли и функциям важнейших институтов при урегу­лировании международных конфликтов и достижении согласия между государствами.

Межгосударственные отношения реализуются через внешнюю политику. Под внешней политикой понимается общий курс госу­дарства в международных делах. Она призвана регулировать отно­шения данного государства с другими странами и народами на ос­нове общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами, осуществляемыми различными средст­вами и методами.

Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. Ее основная задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для стабильного развития страны, ее экономики. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и раз­ного рода конфликтов, угрожающих целостности государства.

Большое значение для формирования внешнеполитического курса имеет теория внешней политики. На ее основе разрабаты­ваются наиболее эффективные механизмы, методы и средства до­стижения внешнеполитических целей. Рекомендации экспертов позволяют обеспечить достижение должного уровня планирования и координации внешнеполитических мероприятий, усовершенство­вать методы принятия решений. Внешняя политика осуществляет­ся специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, ос­новные внешнеполитические функции возложены на Министерство иностранных дел, в США внешней политикой занят Государствен­ный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции — Министерство внешних сношений, в Аргентине — Ми­нистерство внешних сношений и культа и т. д. Будучи важным зве­ном в механизме государственного управления, внешнеполитичес­кое ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.

Главным средством осуществления внешней политики является дипломатия. Дипломатия имеет тысячелетнюю историю, хотя пер­вые постоянные миссии за рубежом стали учреждаться с конца XV в. В России Посольский приказ, в задачу которого вменялось уста­новление и поддержание внешнеполитических связей, был создан в XVI в. Со временем он был преобразован в Министерство иност­ранных дел. В современном мире дипломатические отношения со­ставляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами.

Общепризнанным принципом межгосударственных отношений

является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгод­ной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения между­народной безопасности. Дипломатические отношения между госу­дарствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой меж­дународного общения. Дипломатические отношения призваны спо­собствовать укреплению связей между государствами, решению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых услови­ях. Сам факт их установления служит свидетельством международ­но-правового признания государствами друг друга — признания фактического (де-факто) и юридического (де-юре).

Для реализации дипломатических отношений создаются специ­альные внешнеполитические представительства, такие, как посоль­ства, миссии, консульства, торговые и иные представительства. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представи­тельств состоит в информировании своего правительства о поло­жении и событиях в стране пребывания, а также в информирова­нии правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В ее задачу входит продвижение ин­тересов государства и разрешение возникающих проблем с помо­щью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совокупность практических меро­приятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и природы решаемых задач. Ее осуще­ствление входит в задачу глав государств и правительств, минист­ров иностранных дел, дипломатических представительств за рубе­жом.

Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и по­иска взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования меж­дународных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и междуна­родного сотрудничества в экономической, политической, культурной и иных областях. Дипломаты разрабатывают соглашения о торговле, таможенных пошли­нах, транспорте, почтовом и телеграфном сообщении, валютных расчетах. Им при­ходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление права политическо­го убежища и выдача преступников, защита прав человека, и многие другие.

Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксиро­ванных норм и правил, призванных регулировать отношения меж­ду ними. Установить такого рода правила позволяют дву- и много-

сторонние договоры, соглашения, уставы, хартии, основанные на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведе­ния государств. Наиболее тесное сотрудничество между государст­вами осуществляется в рамках различных союзов. Союзы представ­ляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в во­енной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обме­ну между двумя дружественными странами до сложных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами.

В современном мире большинство важных договоров — это, как правило, торгово-экономические соглашения и договоры о вза­имном обеспечении безопасности. Типичным примером многосто­роннего международного соглашения является Всемирная торговая организация (ВТО), действующая на основе Генерального соглаше­ния о тарифах и торговле (ГАТТ), регулирующего торговые отно­шения между странами-участницами. После Второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных ак­тов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовые гарантии прав и сво­бод личности независимо от национальной и расовой принадлежно­сти, вероисповедания, социального положения.

Примером таких актов служит Европейская конвенция по пра­вам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражда­нам в случае нарушения их прав и свобод обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит соб­ственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровень социально-экономического и общест­венно-политического развития, географическое положение, нацио­нально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности. Совокупность данных факторов в пе­реложении на внешнюю политику фокусируется в концепции нацио­нального интереса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Изменилась ли в современном мире роль государства как главного субъекта международных отношений?
  2. 2. Каковы основные функции внешней политики?
  3. 3. Какие задачи выполняет дипломатия?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.