КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные составляющие системы международных отношений
Основные понятия: международные отношения, субъект международных отношений, великая держава, сверхдержава, внешняя политика, дипломатия. Государство, как неоднократно говорилось в предыдущих главах, представляет собой центральный, осевой элемент политической системы и в этом качестве является важнейшим объектом исследования политологии. К нему же обращаются политологи при теоретическом и эмпирическом изучении системы международных отношений, разработке основных категорий и понятий того раздела политической науки, где речь идет о законах международной жизни. Государство как субъект политики выступает в качестве носителя не только власти внутри страны, но и государственного суверенитета на международной арене, участника системы международных отношений. Политология призвана выделить и проанализировать основные признаки и критерии определения международных отношений как единой системы. Главными субъектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, вступать в межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир. Ведущую роль в системе международных отношений играют великие державы, несущие особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности. Их особая роль на мировой арене признана политической практикой, несмотря на утвердившийся в международном праве принцип равноправия всех без исключения государств независимо от размера их территории, экономической и военной мощи, политического влияния. В послевоенный период великими державами принято называть пять государств: СССР (Россию), США, Китай, Великобританию и Францию. По Уставу ООН они являются постоянными членами Совета Безопасности. Однако в последние два десятилетия по своему экономическому весу на место и роль великих держав претендуют Германия и Япония. Получило также распространение понятие сверхдержавы, которое применялось в отношении СССР и США на том основании, что они обладали значительно большим, чем все остальные государства, военным потенциалом. Немаловажное место в мировой политике занимают также межгосударственные союзы, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. Следует отметить, что число таких организаций постоянно растет, их функции расширяются. Так, еще в 1948 г. была создана специальная организация ООН ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 г. создана еще одна специальная организация ООН — ЮНЕП, задачами которой являются разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания человека. Заметную роль играют международные организации в решении проблем сырья и энергетики (например, ОПЕК). Особо важные функции возложены на Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерною оружия и обеспечить развитие атомной энергетики в мирных целях. Существенным фактором мировой политики стали ежегодные совещания по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам так называемой «Большой семерки», в которую вошли семь наиболее индустриально развитых стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония, Италия и Канада. По месту проведения первой такой встречи, состоявшейся в 1975 г. в Рамбуйе близ Парижа, «семерка» иногда именуется Клубом Рамбуйе. Главное внимание на совещаниях «семерки», как правило, уделяется решению таких вопросов, как обеспечение экономического роста, сглаживание несбалансированности внешнеэкономических связей, инфляция, безработица. Вместе с тем все большее внимание уделяется военно-стратегическим, внешнеполитическим и иным вопросам. Помимо суверенных национальных государств, активными субъектами или агентами международных отношений в последнее время становятся транснациональные корпорации, оказывающие все возрастающее влияние не только на характер функционирования и тенденции развития мировой экономики, но и на социально-политические процессы. Сегодня решения, принимаемые в штабах транснациональных корпораций, сказываются на жизни граждан отдельных стран в большей степени, чем решения, принимаемые их правительствами. Любая международная система базируется на органическом сочетании военной, экономической, политической и идеологической власти различных стран и народов. Поэтому она охватывает множество сфер: экономические, дипломатические, политические, военные, культурные и другие отношения. При этом важно учесть, что взаимосвязи культур не всегда носят институционализированный характер и поддаются государственному регулированию. Вместе с тем очевидно и то, что на международные экономические и политические отношения определенное влияние могут оказать национальные общности или же те или иные национальные диаспоры, обосновавшиеся за пределами своих исторических родин. Основу международной политики составляют конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти. Иначе говоря, главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов различных государств. Предельно острым выражением конфликта является война. Но в современном мире государства прибегают к войне как к способу обеспечения своих национальных интересов лишь в том случае, если все другие средства не дали положительного результата. В большинстве случаев государства предпочитают решать возникающие между ними споры за столом переговоров, на путях взаимного сотрудничества и поиска со- гласия. Поэтому конфликт и консенсус, спор и согласие в единстве обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества. 'Интенсивность конфликтов и устойчивость согласия зависят от конкретной ситуации в мире, расклада социальных и политических сил, экономических, военно-политических и иных факторов. В этом контексте политология уделяет особое внимание механизмам принятия внешнеполитических решений, роли и функциям важнейших институтов при урегулировании международных конфликтов и достижении согласия между государствами. Межгосударственные отношения реализуются через внешнюю политику. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими странами и народами на основе общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. Ее основная задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для стабильного развития страны, ее экономики. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов, угрожающих целостности государства. Большое значение для формирования внешнеполитического курса имеет теория внешней политики. На ее основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и средства достижения внешнеполитических целей. Рекомендации экспертов позволяют обеспечить достижение должного уровня планирования и координации внешнеполитических мероприятий, усовершенствовать методы принятия решений. Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, основные внешнеполитические функции возложены на Министерство иностранных дел, в США внешней политикой занят Государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции — Министерство внешних сношений, в Аргентине — Министерство внешних сношений и культа и т. д. Будучи важным звеном в механизме государственного управления, внешнеполитическое ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений. Главным средством осуществления внешней политики является дипломатия. Дипломатия имеет тысячелетнюю историю, хотя первые постоянные миссии за рубежом стали учреждаться с конца XV в. В России Посольский приказ, в задачу которого вменялось установление и поддержание внешнеполитических связей, был создан в XVI в. Со временем он был преобразован в Министерство иностранных дел. В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности. Дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать укреплению связей между государствами, решению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях. Сам факт их установления служит свидетельством международно-правового признания государствами друг друга — признания фактического (де-факто) и юридического (де-юре). Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства, такие, как посольства, миссии, консульства, торговые и иные представительства. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а также в информировании правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства. Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В ее задачу входит продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и природы решаемых задач. Ее осуществление входит в задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества в экономической, политической, культурной и иных областях. Дипломаты разрабатывают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почтовом и телеграфном сообщении, валютных расчетах. Им приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление права политического убежища и выдача преступников, защита прав человека, и многие другие. Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил, призванных регулировать отношения между ними. Установить такого рода правила позволяют дву- и много- сторонние договоры, соглашения, уставы, хартии, основанные на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств. Наиболее тесное сотрудничество между государствами осуществляется в рамках различных союзов. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя дружественными странами до сложных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами. В современном мире большинство важных договоров — это, как правило, торгово-экономические соглашения и договоры о взаимном обеспечении безопасности. Типичным примером многостороннего международного соглашения является Всемирная торговая организация (ВТО), действующая на основе Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), регулирующего торговые отношения между странами-участницами. После Второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовые гарантии прав и свобод личности независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам в случае нарушения их прав и свобод обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности. Совокупность данных факторов в переложении на внешнюю политику фокусируется в концепции национального интереса. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |