КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое национальный интерес и национальная безопасность. Территориальный императив
Основные понятия: национальный интерес, жизненно важный интерес, ложно понятый интерес, национальная безопасность, территориальный императив, империя. Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, военных, политических и иных условий, опосредованных национально-историческим опытом данного народа или страны. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и соответственно изменяются с изменением исторических обстоятельств. Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическим положением и ресурсными возможностями государства в точках пересечения множества взаимоперепле-тающихся, взаимосвязанных, взаимодополняющих, конфликтующих, разнонаправленных интересов, предпочтений, целей. На их формирование значительное влияние оказывают уровень экономического развития страны, ее вес и место в мировом сообществе, географическое положение, национально-культурные традиции. Немаловажное значение имеют внутриполитические интересы и позиции различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций. Учитываются также и возможные реакции на внешнеполитические действия со стороны тех государств, интересы которых они так или иначе затрагивают. Реальные, объективные национальные или государственные интересы, ориентированные на сохранение суверенитета, территориальной целостности страны, являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государств и реализации международных отношений. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении так называемых ложных или превратно понятых национальных интересов. Здесь речь идет о таких интересах, которые сформулированы исходя из идеологических предпочтений, устремлений отдельных группировок правящего класса к установлению своей гегемонии в регионе или во всем мире, намерения революционной партии, пришедшей к власти в одной стране, экспортировать революцию за пределы государства. В формулировании обеих категорий интересов и формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовывать, немаловажное значение имеет система ценностных норм, принципов и убеждений государственных деятелей, то, как они воспринимают окружающий мир и как оценивают место своей страны в мировом сообществе. Столкновение реальных интересов порождает реальные конфлик- ты, но реальные конфликты на международной арене могут быть порождены и так называемыми ложно понятыми и превратно сформулированными национальными интересами или соображениями национальной безопасности. Так обстояло дело при развязывании Соединенными Штатами вьетнамской войны в 60-х гг., принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. И в том и в другом случае лидеры обеих держав не сумели отделить долгосрочные стратегические национально-государственные интересы от сиюминутных, конъюнктурных целей и вовлекли свои народы в дорогостоящие, заранее обреченные на позорное поражение авантюры. Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, участвующих в системе международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого государства предполагает обязательный учет интересов других стран, интересов всего мирового сообщества. Существуют различные по своей значимости национальные интересы. Они подразделяются на жизненно важные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. К жизненно важным национальным интересам относится прежде всего обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, его безопасности, стабильности и процветания. Основные интересы обеспечиваются государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Здесь последним аргументом является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны. Второстепенные и переменные интересы носят производный характер и, изменяясь под влиянием многих факторов, могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства. Зачастую основополагающие национальные интересы, связанные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзов и коалиций с другими странами. По-видимому, ни России, ни Англии в одиночку не под силу было бы одержать победу над могущественной наполеоновской армией, в начале XIX в. установившей свою гегемонию в Европе. Невозможно было бы предсказать результаты битвы при Ватерлоо, где французские войска потерпели сокрушительное поражение, если бы Англия, Россия и Австро-Венгрия, презрев свои противоречия, не вступили в союз и тем самым положили конец владычеству наполеоновской Франции на Европейском континенте. То же самое можно сказать и о судьбах гитлеровской Германии и милитаристской Японии во время Второй мировой войны. Отра- жение агрессии стало возможным именно потому, что Советскому Союзу, США и Великобритании, несмотря на огромные идеологические разногласия, удалось образовать антигитлеровскую коалицию, разработать дееспособную стратегию ведения совместных военных операций, общими усилиями задействовать мощный производственно-технический потенциал и разгромить врага. То, как формулируется и выражается национальный интерес, во многом определяется социально-политическим идеалом, отражающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некая совокупность критических признаков, свидетельствующих, что государство не способно отстаивать свои суверенитет и самостоятельность. Основные направления и принципы защиты суверенитета и независимости государства определяются концепцией национальной безопасности. Она представляет собой производное от концепции национальных интересов, а в более широком смысле — от общего видения лидерами государства, ведущими политическими силами места и роли своей страны в мировом сообществе. Концепция национальной безопасности строится на основе всех геополитических факторов, так или иначе оказывающих влияние на пути, формы и средства реализации национальных целей. Она разрабатывается с учетом как внешнеполитического фактора, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества, экономики страны, уровня развития социальной и информационной инфраструктуры. Понятие национальной безопасности включает следующие параметры: способность обеспечить физическое существование, территориальную неприкосновенность и целостность государства перед лицом внешних и внутренних угроз, гарантии невмешательства во внутренние дела; своевременно предотвращать потенциальные и непредвиденные угрозы, опасность разрушения самого образа жизни страны и народа. Концепция национальной безопасности имеет прежде всего внешнюю направленность, и в этом смысле главными ее несущими конструкциями остаются внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и ее военно-силовое обеспечение. Что касается внутриполитического аспекта — борьбы с подрывными элементами, разведки, то он обычно занимает подчиненное к внешним задачам положение. Как уже говорилось, среди главных целей государства в системе мирового сообщества, соответствующих его национальным интересам, можно назвать обеспечение безопасности страны, стабильности политической системы, благополучия общества. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность преследуемых им целей. Значимость для государства каждой из них и его способность их реализовывать зависят от многих факторов: его геополитического положения, истории, культуры, типа политичес- кой системы, стиля руководства, характера взаимоотношений с другими государствами. Главная составляющая национального интереса — это императив самосохранения государства. В крайнем своем выражении эта цель выступает как обеспечение выживания государства, отстаивание всего того, что придает смысл, значимость самому его существованию. В таком контексте национальная безопасность тесно связана с защитой общественно-политической системы страны. В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохранению единства сообщества, целостности национального государства как носителя общих ценностей, характеризующих образ жизни данного народа. Очевидно, что область исследования национальной безопасности охватывает средства, формы и методы, с помощью которых то или иное государство планирует и разрабатывает внешнеполитическую стратегию, обеспечивает свою безопасность. Государство располагает разными средствами защиты своих'интересов. Одним из самых радикальных является применение или угроза применения насилия. Нация не может жертвовать своими законными интересами и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью войны. Главная ответственность за реализацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В начале XIX в. известный германский военный теоретик Клаузевиц сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолжение политики иными средствами». Но государственные деятели действовали в духе этого афоризма задолго до Клаузевица. Это вполне естественно, если учесть, что отношения между государствами ха рактеризуются взаимными противоречиями, конкуренцией и конфликтами В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающими сторонами Агрессия, война одного государства против другого столетиями воспринимались политиками как законное и приемлемое средство разрешения возникающих конфликтов В течение примерно трех последних столетий западная система продемонстрировала свою эффективность в обеспечении независимого существования национальных государств Она была достаточно гибка, позволяла реализовывать устремления народов к национальной независимости, но достигалось это ценой множества войн, включая и две мировые, которые принесли неисчислимые страдания народам вовлеченных в них стран В условиях ядерного века главные цели мирового сообщества — сохранение и обеспечение международной безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникновение глобального конфликта. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН — основных международных документах биполярного ялтинского мира, установленного по окончании Второй мировой войны. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения уг- розы миру, подавления актов агрессии, неприменения насилия при разрешении международных споров. В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержание мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. Большое значение с рассматриваемой точки зрения имело принятие международным сообществом определения агрессии. Впервые это было сделано в резолюции, одобренной в 1974 г. на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН: агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости1 другого государства или их нарушение каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. К актам агрессии в соответствии с этой резолюцией отнесены такие действия, как вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого, военная оккупация или аннексия территории суверенного юсударства с применением силы, бомбардировка территории страны, блокада портов или берегов, предоставление государством своей территории в распоряжение вооруженных сил другой страны для совершения акта агрессии против третьего государства. Особо важное значение данного определения состоит в том, что в нем а1рессия и развязывание воины квалифицируются как преступления против международною мира, которые не могут быть оправданы никакими соображениями и доводами Первые бомбы, упавшие весной 1999 г на Югославию, возвестили о разрушении миропорядка, в течение полувека позволявшею избегать прямых военных столкновений между ведущими державами, возлагавшею на ООН, на Совет Безопасности основную ответственность за сохранение мира и стабильности на планете Приняв на себя роль гаранта демократии и главною борца с международным терроризмом, НАТО встал на путь возврата мира к законам джунглей, где юспод-ствуст право сильного, казнящего и милующего по собственному выбору, где про извол возведен в ранг закона, а крылатым ракетам в духе антиутопии Оруэлла отводится миссия посланцев мира Бомбардировки Югославии поставили под вопрос незыблемый принцип международных отношений ялтинского мира, провозглашенный Уставом ООН,— уважение национального суверенитета. Это предполагает признание верховенства власти данного государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в решении своих внутренних и внешнеполитических проблем. Определяющее значение с данной точки зрения имеют принципы неприкосновенности границ и невмешательства во внутренние дела государства, что, в свою очередь, требует безусловного обеспечения его территориальной целостности. Территория — это условие существования государства Мощь и богатство государства веками определялись размерами контролируемой им территории Поэтому неудивительно, что одним из основных путей наращивания мощи юсударства во все време на являлась территориальная экспансия, захваты чужих земель Говоря о государстве, прежде всего имеют в виду его территорию, которая отделена от территории других государств общепризнанными и не подлежащими нарушению государственными границами Можно сказать, что сущностные характеристики государства определяются его территорией, географией и месторасположением. Говоря о географии страны, подразумевают множество аспектов: размеры территории конкретного государства, место его расположения, топографию, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам. Данные факторы позволяют дать представление о потенциальных и реальных возможностях государства, определяющих его место в мировом сообществе стран. Как показывает исторический опыт, сама земля, территория государства составляет тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы. Реальные размеры территориальных владений могут оказать существенное влияние и на характер, и на интересы государства. Сам ландшафт, степень плодородия почвы, природные ресурсы непосредственным образом сказываются как на структуре и отдаче народного хозяйства, так и на плотности населения. Топография и климатические условия страны крайне важны для развития путей сообщения, размещения населения и народно-хозяйственной инфраструктуры, внутренней и внешней торговли. Положение относительно океанов и морей определяет близость или удаленность от важнейших рынков, центров силы и очагов конфликтов. Немаловажное значение для безопасности и национальных интересов имеет также близкое окружение государства. Очевидно, что географическое положение ставит определенные границы при решении не только многочисленных внутриэкономиче-ских и внутриполитических, но также основополагающих внешнеполитических задач государства. Государства, особенно великие или мировые, во все времена стремились к расширению контроля над соседними странами и народами, а при возможности и над всей международной системой. Завоевание и удержание территорий и сфер влияния являлись в истории человечества главным механизмом обеспечения международного порядка. В отличие от современности, когда главными субъектами международных отношений являются нации-государства, господствующей формой политической организации на протяжении двух с лишним тысячелетий была империя. Хотя города-государства, такие, как Афины, Венеция, Любек, феодальные королевства, княжества играли немаловажную роль, история межгосударственных отношений представляла собой большей частью историю борьбы и взаимодействия империй или крупных военно-политических держав, как, например, Римской и Персидской. Многие авторы не без оснований характеризовали изменения в международной политике в течение тысячелетий вплоть до Нового времени как имперские циклы. Мировая политика нередко рассматривается как непрерывная череда восхождения и упадка могущественных империй. И действительно, национальное государство в строгом смысле слова лишь около 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических, в том числе международных, отношений. Германия и Италия, какими мы их знаем сейчас, вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в., тогда как Римская и Китайская империи стали в истории символами вечной власти. 276 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |