Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое национальный интерес и национальная безопасность. Территориальный императив




Основные понятия: национальный интерес, жизненно важный интерес, ложно понятый интерес, национальная безопасность, территориальный императив, империя.

Формирование национальных интересов представляет собой по­степенный и длительный исторический процесс, осуществляющий­ся в сложном переплетении экономических, социальных, военных, политических и иных условий, опосредованных национально-исто­рическим опытом данного народа или страны. В таком качестве на­циональные интересы являются общественно-историческим фено­меном и соответственно изменяются с изменением исторических обстоятельств.

Национально-государственные интересы формируются в соот­ветствии с геополитическим положением и ресурсными возможно­стями государства в точках пересечения множества взаимоперепле-тающихся, взаимосвязанных, взаимодополняющих, конфликтующих, разнонаправленных интересов, предпочтений, целей. На их форми­рование значительное влияние оказывают уровень экономического развития страны, ее вес и место в мировом сообществе, географи­ческое положение, национально-культурные традиции. Немаловаж­ное значение имеют внутриполитические интересы и позиции раз­личных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций. Учитываются также и возможные реакции на внеш­неполитические действия со стороны тех государств, интересы ко­торых они так или иначе затрагивают.

Реальные, объективные национальные или государственные ин­тересы, ориентированные на сохранение суверенитета, территори­альной целостности страны, являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государств и реализации международных отношений. Но сама концепция национального инте­реса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержани­ем. Это особенно верно в отношении так называемых ложных или превратно понятых национальных интересов. Здесь речь идет о та­ких интересах, которые сформулированы исходя из идеологических предпочтений, устремлений отдельных группировок правящего клас­са к установлению своей гегемонии в регионе или во всем мире, на­мерения революционной партии, пришедшей к власти в одной стра­не, экспортировать революцию за пределы государства.

В формулировании обеих категорий интересов и формировании внешнеполити­ческой стратегии, призванной их реализовывать, немаловажное значение имеет си­стема ценностных норм, принципов и убеждений государственных деятелей, то, как они воспринимают окружающий мир и как оценивают место своей страны в миро­вом сообществе. Столкновение реальных интересов порождает реальные конфлик-

ты, но реальные конфликты на международной арене могут быть порождены и так называемыми ложно понятыми и превратно сформулированными национальными ин­тересами или соображениями национальной безопасности.

Так обстояло дело при развязывании Соединенными Штатами вьетнамской войны в 60-х гг., принятии руководством СССР реше­ния о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. И в том и в другом случае лидеры обеих держав не сумели отделить долгосрочные стратегические национально-государственные инте­ресы от сиюминутных, конъюнктурных целей и вовлекли свои на­роды в дорогостоящие, заранее обреченные на позорное пораже­ние авантюры.

Внешнюю политику любого государства можно считать реалис­тичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов дру­гих сторон, участвующих в системе международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого государства пред­полагает обязательный учет интересов других стран, интересов все­го мирового сообщества.

Существуют различные по своей значимости национальные интересы. Они под­разделяются на жизненно важные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Главные и постоянные национальные интересы оп­ределяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. К жизненно важным национальным интересам относится прежде всего обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, его без­опасности, стабильности и процветания.

Основные интересы обеспечиваются государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дип­ломатическими, военными. Здесь последним аргументом является угроза примене­ния или реальное применение силы вплоть до объявления войны. Второстепенные и переменные интересы носят производный характер и, изменяясь под влиянием многих факторов, могут служить предметом торга при реализации главных и посто­янных интересов государства.

Зачастую основополагающие национальные интересы, связан­ные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзов и коалиций с другими страна­ми. По-видимому, ни России, ни Англии в одиночку не под силу было бы одержать победу над могущественной наполеоновской ар­мией, в начале XIX в. установившей свою гегемонию в Европе. Не­возможно было бы предсказать результаты битвы при Ватерлоо, где французские войска потерпели сокрушительное поражение, ес­ли бы Англия, Россия и Австро-Венгрия, презрев свои противоре­чия, не вступили в союз и тем самым положили конец владычест­ву наполеоновской Франции на Европейском континенте.

То же самое можно сказать и о судьбах гитлеровской Германии и милитаристской Японии во время Второй мировой войны. Отра-

жение агрессии стало возможным именно потому, что Советскому Союзу, США и Великобритании, несмотря на огромные идеологи­ческие разногласия, удалось образовать антигитлеровскую коали­цию, разработать дееспособную стратегию ведения совместных во­енных операций, общими усилиями задействовать мощный производственно-технический потенциал и разгромить врага.

То, как формулируется и выражается национальный интерес, во многом определяется социально-политическим идеалом, отра­жающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некая совокупность критических признаков, свиде­тельствующих, что государство не способно отстаивать свои суверенитет и самостоятельность.

Основные направления и принципы защиты суверенитета и не­зависимости государства определяются концепцией национальной безопасности. Она представляет собой производное от концепции национальных интересов, а в более широком смысле — от общего видения лидерами государства, ведущими политическими силами места и роли своей страны в мировом сообществе.

Концепция национальной безопасности строится на основе всех геополитических факторов, так или иначе оказывающих влияние на пути, формы и средства реализации национальных целей. Она раз­рабатывается с учетом как внешнеполитического фактора, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества, эко­номики страны, уровня развития социальной и информационной ин­фраструктуры.

Понятие национальной безопасности включает следующие па­раметры: способность обеспечить физическое существование, территориальную неприкосновенность и целостность государства перед лицом внешних и внутренних угроз, гарантии невмеша­тельства во внутренние дела; своевременно предотвращать по­тенциальные и непредвиденные угрозы, опасность разрушения самого образа жизни страны и народа. Концепция национальной безопасности имеет прежде всего внешнюю направленность, и в этом смысле главными ее несущими конструкциями остаются внеш­неполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-по­литическая платформа и ее военно-силовое обеспечение. Что ка­сается внутриполитического аспекта — борьбы с подрывными элементами, разведки, то он обычно занимает подчиненное к внеш­ним задачам положение.

Как уже говорилось, среди главных целей государства в систе­ме мирового сообщества, соответствующих его национальным ин­тересам, можно назвать обеспечение безопасности страны, ста­бильности политической системы, благополучия общества. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность пресле­дуемых им целей. Значимость для государства каждой из них и его способность их реализовывать зависят от многих факторов: его геополитического положения, истории, культуры, типа политичес-

кой системы, стиля руководства, характера взаимоотношений с дру­гими государствами.

Главная составляющая национального интереса — это императив самосохранения государства. В крайнем своем выражении эта цель выступает как обеспечение выживания государства, отстаива­ние всего того, что придает смысл, значимость самому его сущест­вованию. В таком контексте национальная безопасность тесно свя­зана с защитой общественно-политической системы страны.

В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохра­нению единства сообщества, целостности национального государст­ва как носителя общих ценностей, характеризующих образ жизни данного народа.

Очевидно, что область исследования национальной безопаснос­ти охватывает средства, формы и методы, с помощью которых то или иное государство планирует и разрабатывает внешнеполитиче­скую стратегию, обеспечивает свою безопасность. Государство рас­полагает разными средствами защиты своих'интересов. Одним из самых радикальных является применение или угроза применения насилия. Нация не может жертвовать своими законными интереса­ми и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасно­сти, отстаивать их с помощью войны. Главная ответственность за реализацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В на­чале XIX в. известный германский военный теоретик Клаузевиц сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолже­ние политики иными средствами». Но государственные деятели действовали в духе этого афоризма задолго до Клаузевица.

Это вполне естественно, если учесть, что отношения между государствами ха рактеризуются взаимными противоречиями, конкуренцией и конфликтами В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающи­ми сторонами Агрессия, война одного государства против другого столетиями вос­принимались политиками как законное и приемлемое средство разрешения возни­кающих конфликтов В течение примерно трех последних столетий западная система продемонстрировала свою эффективность в обеспечении независимого существова­ния национальных государств Она была достаточно гибка, позволяла реализовывать устремления народов к национальной независимости, но достигалось это ценой мно­жества войн, включая и две мировые, которые принесли неисчислимые страдания народам вовлеченных в них стран

В условиях ядерного века главные цели мирового сообщества — сохранение и обеспечение международной безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникнове­ние глобального конфликта. Основные принципы поддержания ми­ра и международной безопасности сформулированы в Уставе и дру­гих документах ООН — основных международных документах биполярного ялтинского мира, установленного по окончании Вто­рой мировой войны. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения уг-

розы миру, подавления актов агрессии, неприменения насилия при разрешении международных споров.

В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержание мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. Большое значение с рассматриваемой точки зрения имело принятие международным сообществом опре­деления агрессии. Впервые это было сделано в резолюции, одоб­ренной в 1974 г. на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН: аг­рессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или по­литической независимости1 другого государства или их нарушение каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организа­ции Объединенных Наций.

К актам агрессии в соответствии с этой резолюцией отнесены такие действия, как вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого, военная оккупация или аннексия территории суверенного юсударства с применением силы, бомбардировка территории страны, блокада портов или бере­гов, предоставление государством своей территории в распоряжение вооруженных сил другой страны для совершения акта агрессии против третьего государства. Осо­бо важное значение данного определения состоит в том, что в нем а1рессия и раз­вязывание воины квалифицируются как преступления против международною мира, которые не могут быть оправданы никакими соображениями и доводами

Первые бомбы, упавшие весной 1999 г на Югославию, возвестили о разруше­нии миропорядка, в течение полувека позволявшею избегать прямых военных столкновений между ведущими державами, возлагавшею на ООН, на Совет Без­опасности основную ответственность за сохранение мира и стабильности на пла­нете Приняв на себя роль гаранта демократии и главною борца с международным терроризмом, НАТО встал на путь возврата мира к законам джунглей, где юспод-ствуст право сильного, казнящего и милующего по собственному выбору, где про извол возведен в ранг закона, а крылатым ракетам в духе антиутопии Оруэлла от­водится миссия посланцев мира

Бомбардировки Югославии поставили под вопрос незыблемый принцип международных отношений ялтинского мира, провозгла­шенный Уставом ООН,— уважение национального суверенитета. Это предполагает признание верховенства власти данного госу­дарства в пределах собственных границ и его самостоятельность в решении своих внутренних и внешнеполитических проблем. Определяющее значение с данной точки зрения имеют принципы неприкосновенности границ и невмешательства во внутренние дела государства, что, в свою очередь, требует безусловного обес­печения его территориальной целостности.

Территория — это условие существования государства Мощь и богатство государ­ства веками определялись размерами контролируемой им территории Поэтому неуди­вительно, что одним из основных путей наращивания мощи юсударства во все време на являлась территориальная экспансия, захваты чужих земель Говоря о государстве, прежде всего имеют в виду его территорию, которая отделена от территории других го­сударств общепризнанными и не подлежащими нарушению государственными границами

Можно сказать, что сущностные характеристики государства оп­ределяются его территорией, географией и месторасположением. Го­воря о географии страны, подразумевают множество аспектов: раз­меры территории конкретного государства, место его расположения, топографию, климат, условия для сельскохозяйственного производст­ва, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам. Данные факторы позволяют дать представление о потенциальных и реальных возможностях государства, определяющих его место в мировом сооб­ществе стран. Как показывает исторический опыт, сама земля, тер­ритория государства составляет тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы.

Реальные размеры территориальных владений могут оказать су­щественное влияние и на характер, и на интересы государства. Сам ландшафт, степень плодородия почвы, природные ресурсы непо­средственным образом сказываются как на структуре и отдаче на­родного хозяйства, так и на плотности населения. Топография и климатические условия страны крайне важны для развития путей сообщения, размещения населения и народно-хозяйственной ин­фраструктуры, внутренней и внешней торговли. Положение отно­сительно океанов и морей определяет близость или удаленность от важнейших рынков, центров силы и очагов конфликтов. Немало­важное значение для безопасности и национальных интересов име­ет также близкое окружение государства.

Очевидно, что географическое положение ставит определенные границы при решении не только многочисленных внутриэкономиче-ских и внутриполитических, но также основополагающих внешне­политических задач государства. Государства, особенно великие или мировые, во все времена стремились к расширению контроля над соседними странами и народами, а при возможности и над всей международной системой. Завоевание и удержание территорий и сфер влияния являлись в истории человечества главным механиз­мом обеспечения международного порядка.

В отличие от современности, когда главными субъектами международных отно­шений являются нации-государства, господствующей формой политической органи­зации на протяжении двух с лишним тысячелетий была империя. Хотя города-госу­дарства, такие, как Афины, Венеция, Любек, феодальные королевства, княжества играли немаловажную роль, история межгосударственных отношений представляла собой большей частью историю борьбы и взаимодействия империй или крупных во­енно-политических держав, как, например, Римской и Персидской.

Многие авторы не без оснований характеризовали изменения в международной политике в течение тысячелетий вплоть до Нового времени как имперские циклы. Мировая политика нередко рассматривается как непрерывная череда восхождения и упадка могущественных империй. И действительно, национальное государство в строгом смысле слова лишь около 200 лет выполняет роль главного субъекта вла­сти и регулятора общественных и политических, в том числе международных, отно­шений. Германия и Италия, какими мы их знаем сейчас, вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в., тогда как Римская и Китайская империи стали в истории символами вечной власти. 276

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Как и кем формируются национальные интересы?
  2. 2. Какими средствами обеспечивает современная Россия свои национальные интересы?
  3. 3. Какие страны вы назвали бы союзниками современной России?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.