КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социал-демократизм
Основные понятия социал-демократия, марксизм, социализм, демократический социализм, реформизм, солидарность. Социал-демократия — это теория и практика социалистичес ких и социал-демократических партий, сформировавшаяся в конце XIX— начале XX в Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение Причем внутри ее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, фракций, расходящихся по своим идеологическим и политическим установкам Например, применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм» Существует «скандинавская», или «шведская модель», «интегральный социализм», характерный для Австрии, т е, говоря о социал-демократии, мы имеем дело с весьма сложным и многоплановым явлением Идейные истоки социал-демократии. Идейные основы социал-демократии первоначально формировались в рамках или под влиянием марксизма При этом главным стимулом утверждения и ин-ституционализации социал-демократии стали формирование и неуклонное возрастание в последней трети XIX— начале XX в роли и влияния рабочего движения Она возникла и развивалась в качестве идеологического и политического выражения интересов рабочего движения Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в ряде стран (например, в Великобритании и Скандинавских странах) профсоюзы и поныне являются коллективными членами социал-демократических партий Первоначально социал демократия в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества пу тем обобществления средств производства и установления диктатуры пролетариата Отдельными ее отрядами признавался также предлагавшийся марксистами револю ционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти идеи, признала существующие общественно-политические институты и приняла правила игры Партии социал демократической ориентации стали парламентскими партиями и внесли существенный вклад в дело интеграции рабочего движения в господствующую систему С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать также как историю постепенного отхода от марксизма Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла социально-политическая практика, заставлявшая политиков учитывать общественно-исторические реальности, приспосабливаться к ним, находить доступные пути улучшения условий жизни трудящихся. Жизненные реалии убеждали лидеров социал-демократических партий в бесперспективности революционного варианта перехода к новой общественной системе, в необходимости и возможности усовершенствовать сложившиеся институты, принять многие из ценностей, норм, принципов существующего общества. Они воочию видели, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в ходе повседневных постепенных перемен. Особенно быстрыми темпами процесс преодоления радикальных настроений, разработки концепции демократического социализма, ориентированной на поэтапное реформирование социального и политического строя, пошел после 1917 г, после большевистской революции в России, продемонстрировавшей всему миру ис тинную цену революционного пути переустройства общества Сущность демократического социализма. Основной вклад в разработку концепции демократического социализма внес известный деятель германской социал-демократии конца XIX в. Э. Берн-штейн. Главная его заслуга состояла в отказе от тех идей марксизма, реализация которых в России и ряде других стран позже привела к установлению тоталитарных режимов. Речь идет прежде всего об установках на социальную революцию, насильственное уничтожение старого мира, диктатуру пролетариата, непримиримую классовую борьбу. Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость отказа от насилия и перехода социал-демократии «на почву парламентской деятельности» Как считал Э Бернштейн, в политической области только демократия представляет собой форму самоорганизации общества, пригодную для осуществления социалистических принципов свободы, равенства, солидарности Причем на первое место Бернштейн ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями Немаловажный вклад в формирование программы нового идейно-политического течения внесли представители английского фабианского и гильдейского социализма, реформистские течения во французском социализме Следует назвать также представителей австромарксизма, особенно его ведущих теоретиков О Бауэра, М Адлера, К Реннера, активно выступивших против большевизма и ленинизма Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы. Вслед за немецкой социал-демократией в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. В частности, П. Б. Струве поставил под сомнение идею К. Маркса о «прогрессирующем социальном угнетении и обнищании масс населения». Он усматривал задачу здравомыслящих людей не в том, чтобы подготовить всемирную катастрофу, утопический скачок в «царство свободы», а в постепенной «социализации» капиталистического общества. По-видимому, определенный потенциал развития по реформистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в особенности В. Г. Плехановым и его сподвижниками Но победу в ней, как мы знаем, одержало революционное крыло во главе с В. И. Лениным. Демократический социализм в послевоенный период. После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. Сразу после войны руководители большинства социал-демократических партий, известных своими реформистскими ориентациями и прагматизмом, продолжали высказывать свою приверженность марксизму. Но тем не менее постепенно европейская социал-демократия в реальной политике все решительнее отходила от марксизма. Одновременно она все отчетливее признавала ценности правового государства, демократии и политического плюрализма. В 1951 г Социалистический Интернационал принял новую программу принципов — Франкфуртскую декларацию В ней были сформулированы основные ценно сти демократического социализма, которые, по сути дела, означали окончательный отказ от марксизма Последняя точка над i в этом вопросе была поставлена в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и 1одесбергской про грамме СДПГ(1959), которые решительно отвергли основополагающие постулаты марксизма о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства В последующем по зтому же пу ти — одни раньше, другие позже (некоторые в 80-х гг) — пошли остальные нацио нальные отряды социал демократии В чем суть послевоенного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности? Пожалуй, наиболее емко и лаконично эта суть выражена в лозунге: свобода, справедливость и солидарность Центральное место отводится свободе. При этом утверждается, что свобода, игнорирующая равные права всех людей, рано или поздно вырождается в произвол Справедливость, которая не учитывает эти права, в свою очередь, неизбежно превращается в уравниловку, ничего общего не имеющую с действительной справедливостью. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода. Руководствуясь подобными идеями, в реализации которых госу- дарству отводилась немаловажная роль, в послевоенные десятилетия европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля власти или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.). Эти реформы способствовали бурному экономическому развитию индустриальных стран. Конструктивной силой в мировом развитии в послевоенные годы стал Социалистический Интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии. Европейская социал-демократия внесла немаловажный вклад в дело достижения разрядки напряженности между Востоком и Западом, в подготовку хельсинкских договоренностей, в другие важные процессы, способствовавшие оздоровлению международного климата послевоенных десятилетий. Неоценимая роль во всех начинаниях социал-демократии XX в. принадлежала таким ее выдающимся деятелям, как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др. О том, насколько велика позитивная роль социал-демократии в определении основных направлений внутриполитического развития во второй половине XX в., особенно наглядно свидетельствует пример так называемой «скандинавской», или «шведской модели» демократического социализма. Под ней подразумевается та форма государства благосостояния, которая в послевоенные десятилетия утвердилась в Дании, Норвегии и Швеции. Ее возникновение связывают с приходом к власти первых социал-демократических правительств в Дании в 1929 г., в Швеции и Норвегии в 1932 г. Но особенно благоприятные условия для ее формирования сложились после Второй мировой войны. Основными характерными признаками «шведской модели» являются: создание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижение высокого уровня грамотности и культуры. Эту модель иногда называют «функциональный социализм» на том основании, что демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Основу смешанной экономики в этой модели составляет органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта. На первое место ставится повышение общего уровня жизни. Государство обеспечивает равные стартовые возможности всем гражданам путем предоставления всем детям доступа в детские сады и единую государственную систему школьного обучения. Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни широких слоев населения к уровню жизни более обеспеченных слоев. В идеале цель состоит в сокращении социального неравенства. Для этого разработаны и осуществляются следующие меры: выплачиваются семейные пособия на детей, введено бесплатное школьное образование, предоставляется обеспечение в старости, установлены пособия по безработице, строится доступное и качественное жилье. Новые явления в социал-демократии. В последние полтора-два десятилетия в социал-демократии наблюдалась тенденция к пересмотру ряда идей. Она отчетливо проявилась в программах, принятых большинством социал-демократических партий в 70—90-х гг. В их основе лежит комплекс базовых установок, таких, как политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населения, обеспечение максимального уровня занятости. Вместе с тем в 70—90-х гг. в социал-демократии росли настроения в пользу отказа от лозунгов национализации, обобществления или социализации и других традиционных установок демократического социализма. Усиливаются позиции тех кругов, которые всегда сохраняли приверженность идее частной собственности на средства производства. Эти тенденции характерны для большинства партий демократического социализма, особенно тех, которые в конце 80-х — начале 90-х гг. находились у власти. Новые веяния, в частности, выразились в том, что правящие социал-демократические партии осуществляли, по сути дела, политику денационализации, разгосударствления, децентрализации. Они выступили за сокращение функций государства по реализации социальных программ и их передачу местным органам власти, общественным институтам и организациям. Государству отводится функция органа общего регулирования, решения наиболее важных внешних и внутренних проблем при передаче муниципалитетам вопросов здравоохранения, образованияния, жилищного хозяйства, дорожного строительства, op- ^ lami кщии отдыха. Следует отметить, что эти изменения в социал-демократии происходили в условиях дальнейшего нарастания кризиса тоталитарной сисюмы в СССР и Восточной Европе с ее всеобщим огосударствлением, планированием и уничтожением частной собственности на средства производства. Опыт «реального социализма» в нашей стране воочию продемонстрировал всему миру, что монополия государства на средства производства оборачивается монопольным контролем над человеческими жизнями. В целом социал-демократы выступают за постепенность и конкретность мер, осуществляемых в процессе повседневной рутинной работы, за политику так называемых малых дел, которые и совокупности и составляют движение к социализму. Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Поэтому неудивительно, что общее направление политики социал-демократов определяется относительно краткосрочными программными документами, содержащими перечень мер, подлежащих осуществлению в случае победы на очередных выборах. Этим же объясняются легкость и готовность, с которыми лидеры социал-демократов идут на компромиссы и союзы с другими, в том числе консервативными и либеральными, партиями. На исходе XX столетия весьма трудно подчас определить сколько-нибудь четкие различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентации. Дело в том, что многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были предметом ожесточенной борьбы между ними, стали, как указывалось выше, общим достоянием большинства политических партий. Но все же дискуссионным, спорным остается вопрос о пределах демократии, свободы, равенства и справедливости. В оценке этих категорий консерваторы и либералы склонны ограничивать их сугубо политической сферой. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что свобода и демократия без социальной справедливости и равенства, без гарантий экономических прав останутся лишь недостижимым идеалом. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии и ее основных ценностях, а о сферах и пределах их распространения и реализации. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |