Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизм




Основные понятия: революция, классы, классовая борь­ба, формация, капитализм, социализм, коммунизм, ленинизм.

Марксизм представляет собой экономическую, социальную и политическую теорию и практику, основные положения которых впервые были сформулированы в работах германских ученых и мыслителей XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса. Их идеи были раз­виты многочисленными последователями, такими, как Э. Берн-штейн, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, К. Каутский и др.
Важнейшие социально-экономические и политические уста­новки марксизма. Существует ряд положений, идей и установок, позволяющих говорить о марксизме как об одном из главных идейно-политических течений XX в.
Одно из центральных мест в марксизме занимает в первую

очередь критический анализ существующей капиталистической системы. При этом определяющее значение придается экономиче­скому фактору. К. Маркс исходил из тезиса о том, что для пра­вильного понимания современного ему общества необходимо прежде всего выявить и проанализировать закономерности и ме­ханизмы функционирования и развития экономической системы. Совокупность производительных сил и производственных отноше­ний, писал К. Маркс, составляет экономическую структуру обще­ства, реальный базис, на котором возвышается политико-идеоло­гическая надстройка, включающая юридические и политические институты, философию, идеологию, религиозные верования.

Основное внимание К. Маркс уделял обоснованию мысли о том, что экономи­ческий базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. Именно противоречие между производительными силами и производст­венными отношениями, по мысли марксистов, служит главным движущим фактором общественно-исторических изменений. «Способ производства материальной жиз­ни,— писал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный про­цессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их об­щественное бытие определяет их сознание... С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Маркс К-, Энгельс Ф. Сочинения.— Т. 13.— С. 7).

Маркс полагал, что в рамках каждой общественно-политической системы произ­водительные силы могут развиваться до определенною предела; затем она становит­ся препятствием их дальнейшего совершенствования. Наступает эпоха социальной ре­волюции, в результате которой создаются новые экономические и политические отношения, соответствующие более высокому уровню развития производительных сил. В качестве последовательно сменяющих друг друга этапов развития общества Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства, названные им социально-экономическими формациями.

Выходя далеко за пределы экономической теории, марксизм претендовал на всеохватывающее толкование смысла истории и са­мого человеческого существования. Поэтому свою социальную тео­рию он назвал историческим материализмом. Центральное место в ней занимала теория классов и классовой борьбы. По словам К. Маркса, в каждой из следовавших друг за другом формаций про­изводительные силы контролировались незначительным меньшинст­вом власть имущих, которые использовали свою экономическую власть для эксплуатации подавляющего большинства народа, при­сваивая себе производимый им прибавочный продукт.

Поэтому, утверждали Маркс и Энгельс, в каждой формации су­ществовал класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При ра­бовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, при капиталистической — буржуазия и рабочий класс. Неотъемлемой чертой общества, по­строенного на эксплуатации человека человеком, является классо­вая борьба, которая разворачивается вокруг вопроса о собствен­ности и контроле над средствами производства.

На протяжении всей истории именно эта борьба, полагали марксисты, определяла характер и направления общественного развития. Все политические институты, духовные ценности, право­вые нормы вторичны по отношению к экономическим отношениям и формируются правящим классом, сосредоточившим в своих руках экономическую власть. Для обоснования и оправдания своего гос­подствующего положения правящий класс разрабатывает особый комплекс идей, концепций, установок, названный Марксом и Эн­гельсом идеологией.

Важное место в марксизме занимает концепция общества, сформулированная в качестве альтернативы строю частной собст­венности, эксплуатации и классового противостояния. Схематично, но красочно и эмоционально К. Маркс рисовал картину общества будущего, в основе которого лежит коллективная собственность на средства производства, общество социального равенства, свободное от классового разделения.

Необходимость перехода к коммунистическому обществу возни­кает в том случае, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существующие про­изводственные отношения становятся главным тормозом экономи­ческого прогресса. Антагонистическое противоречие между уровнем развития производительных сил и характером производственных от­ношений, между общественным характером производства и частным характером присвоения произведенного продукта достигает своей высшей точки. Наступает эпоха социалистической или коммунисти­ческой революции, призванной ликвидировать все формы классо­вого угнетения и построить бесклассовое общество на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства.

В основе изложенной схемы лежало убеждение марксистов в том, что капитализм в силу классовой и антагонистической сущно­сти носит преходящий характер и обречен на исчезновение. Капи­тализм создает собственного могильщика в лице рабочего класса, который неизбежно в силу присущего этой формации закона абсо­лютного и относительного обнищания масс становится на путь ре­волюционной борьбы за свержение власти буржуазии. В результа­те победоносной социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, имеющая целью уничтожение всех враж­дебных классов и построение социализма как первой стадии на пу­ти перехода к коммунизму.

Таким образом, суть социальной теории марксизма можно све­сти к следующим основным положениям: экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку; противоречие между производительными силами и производст­венными отношениями и классовая борьба определяют основ­ные направления общественно-исторического развития; капита­лизм в силу классовой эксплуататорской сущности носит

преходящий характер; капитализм порождает своего могильщи­ка в лице рабочего класса, который в ходе социальной револю­ции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру проле­тариата как переходный этап к бесклассовому обществу. Однако в работах классиков марксизма мы не найдем подробного разго­вора о социально-экономических и политических характеристиках социалистического и коммунистического общества.

Необходимо отметить и то, что в марксизме весьма слабо раз­работана теория государства. По сути дела, основатели учения со­средоточились не столько на общей теории, сколько на критике су­ществующего буржуазного государства. Независимо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демо­кратии, Древнеримская империя, восточные деспотии, абсолютизм средневековой Европы или парламентские представительные демо­кратии XIX в., утверждали основоположники марксизма, содержа­ние и смысл государства в эксплуататорском обществе остаются одинаковыми — это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством. Что касается буржуазного госу­дарства, то Маркс называл его «комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии».

Соответственно буржуазная демократия рассматривалась в марксизме лишь как политико-правовая оболочка классового гос­подства капитала над наемным трудом, буржуазии над трудящими­ся массами. Таким же образом характеризовались все важнейшие политические институты. Например, Энгельс оценивал республи­канскую и демократическую партии, составляющие двухпартийную систему США, как «две большие банды политических спекулянтов, которые попеременно забирают в свои руки государственную власть и эксплуатируют ее при помощи самых грязных средств и для самых грязных целей».

Поскольку с точки зрения марксизма любое государство пред­ставляет собой орудие господства одного класса над другими клас­сами, сторонники Маркса были убеждены, что с исчезновением классовых различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама потребность в «публичной власти», т. е. государстве, потеряет всякий смысл.

Политическая власть, по Марксу,— это «организованное наси­лие одного класса для подавления другого». Победив буржуазию, пролетариат превращается в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения. Вместе с этим «он уничто­жает условия существования классовой противоположности, унич­тожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господст­во как класса». На смену старого буржуазного общества «приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является усло­вием свободного развития всех» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочине­ния.— Т. 4.— С. 447). Еще определеннее этот тезис сформулиро-

вал Энгельс. «Одним из конечных результатов грядущей пролетар­ской революции,— утверждал он,— будет постепенное отмирание политической организации, носящей название государства» (Там же.— Т. 19.— С. 359).
Однако исторический опыт XX в. убедительно продемонстриро­вал жизнеспособность и, более того, необходимость государства в деле решения важнейших проблем, стоящих перед обществом. Противоречия и конфликты не могут исчезнуть из жизни людей. Результатом ослабления или «отмирания» государства, призванно­го гарантировать правопорядок, ставить границы своеволию част­ных интересов, стали бы хаос и анархия, которые по своим разру­шительным возможностям грозят оказаться хуже любой диктатуры и деспотизма. Тем более тот же опыт XX в. показал, что резуль­татом социальных революций, в том числе и социалистической, как это произошло в России и Китае, становится не уничтожение го­сударства, а многократное его усиление.

Практическое воплощение и ревизия марксизма. Попытки пе­ресмотра и ревизии социально-философских, экономических и по­литических идей, разработанных Марксом и Энгельсом, предпри­нимались неоднократно. Поэтому неудивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм является многоплановым и сложным идейно-политическим течением. В его рамках можно об­наружить множество оттенков мнений, идеологических различий, некоторые версии марксизма приобрели национальный колорит.

Первоначально марксизм был положен в основу программ и платформ социал-демократических партий, возникших в конце XIX в. Однако, как говорилось выше, начиная с конца того века и особенно на протяжении всего XX в. социал-демокра­тия постепенно подвергла ревизии важнейшие положения марксизма справа, т. е. на путях отказа от его революционных лозунгов и разработки собственною рефор­мистского пути преобразования общества. Этот путь привел подавляющее большин­ство социал-демократии к полному отказу во второй половине XX в. от основных положений и установок марксизма.

Марксизм подвергся также существенной ревизии слева на пу­тях конкретизации и ужесточения революционных принципов. Ини­циатива в этом деле принадлежала русской левой социал-демокра­тии во главе с В. И. Лениным. Комплекс идей и концепций, сформулированных Лениным и его сподвижниками в начале XX в., стал известен под названием «марксизм-ленинизм».

Если Маркс и Энгельс утверждали, что социалистическая революция произой­дет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. В отличие от Маркса и Энгельса, уве­ренных, что социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, ес­ли она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране.

Под знаменем марксизма-ленинизма и под руководством комму­нистических партий сначала в России в 1917 г., а затем уже после Второй мировой войны в Китае и других европейских и азиатских странах были совершены социалистические и народно-демократи­ческие революции, в результате которых в этих странах были ус­тановлены социалистические и народно-демократические режимы.
Одним из ключевых событий, наложивших глубокий отпечаток на весь облик человечества XX в., стала Великая Октябрьская со­циалистическая революция. Решающим фактором, определившим ее победу, явилось то, что недовольство широких масс народа и кризисные явления, проявлявшиеся в годы Первой мировой войны во всех воюющих странах, достигли наибольшей остроты именно в России. О причинах, характере и последствиях этой революции по­дробно сказано в курсе отечественной истории. Здесь отметим лишь, что революция в России положила начало эксперименту по решению проблем, вставших перед капиталистическим миром на путях революционного преобразования общества. Однако парадокс состоял в том, что революционное ниспровержение и отрицание ка­питализма предлагались в стране, наименее экономически развитой по сравнению с другими крупными странами.

Марксизм-ленинизм в теории руководствовался благородней­шим устремлением человечества — идеалом построения совершен­ного и справедливого общественного строя без эксплуатации человека человеком, общества, основанного на началах интерна­ционального единения народов. Большинство iex, кто добровольно поддержал советскую власть в годы революции и гражданской вой­ны, вдохновлялись возвышенной гуманистической целью, составля­ющей вековую мечту многих поколений людей. Иначе коммунисти­ческий идеал не смог бы стать в течение определенного, хотя по историческим меркам краткого, периода руководством к жизни поч­ти для 40% современного человечества.

Немаловажную роль в развитии современного мира сыграло международное коммунистическое движение и отдельные националь­ные коммунистические партии в капиталистическом мире. Их непри­миримость в отношении социал-демократии на долгие годы послу­жила причиной раскола рабочего движения во всем мире на реформистское и революционное течения. В то же время они ока­зали существенное влияние на основные направления мирового раз­вития. Так, в ряде стран Европы (например, в Италии, Франции, Германии до прихода к власти нацистов в 1933 г., Испании до граж­данской войны) коммунистические партии превратились во влия­тельную политическую силу, способную оказывать существенное воздействие на процессы социального и политического развития.

Однако в условиях наметившихся в 70-х гг. кризисных явлений в советском обществе становилась все более очевидной неудача марксистско-ленинского эксперимента строительства коммунисти-

ческого общества в одной отдельно взятой стране, причем стране сравнительно отсталой. Проблема состоит в том, что для реализа­ции поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные средства. Под прикрытием благих целей строитель­ства светлого будущего в нашей стране на несколько десятилетий была установлена жестокая террористическая диктатура. Смертный грех большевиков состоит в том, что они дискредитировали комму­нистический идеал.
Этот факт не мог не сказаться на судьбах как марксизма в це­лом, так и мирового коммунистического движения. Продолжавшее­ся в течение всего XX в. успешное развитие западных стран при очевидных трудностях реального социализма в СССР и странах на­родной демократии неуклонно подрывало устои марксизма. В ре­зультате возникли новые версии марксизма, или неомарксизм, сто­ронники которого пытались обновить учение, приспособить его к социальным и политическим реальностям XX столетия.
Главным в большинстве версий неомарксизма стало стремление отмежеваться от дискредитировавших себя идей революционного преобразования общества и сформулировать теорию марксизма «с человеческим лицом». Попыткой практической реализации этих установок явился так называемый еврокоммунизм, получивший распространение в 70-х гг. в ряде стран Западной Европы, особен­но в Италии, Испании и Франции. Но распад СССР и окончатель­ная дискредитация реального социализма предопределили и судьбу еврокоммунизма — к настоящему времени он практически остался достоянием истории.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Назовите важнейшие принципы и установки марксизма.
  2. 2. Какие изменения внес в марксизм В. И. Ленин и его по­следователи?
  3. 3. Какое место вы отвели бы К. Марксу в истории политиче­ской мысли?

ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIII

  1. 1. Определите основные характеристики идейно-политического течения.
  2. 2. Попытайтесь выделить особенности формирования и эволю­ции каждого из течений в России.

 

ГЛАВА XIV. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Как отмечалось в главе I, немаловажное место в мире полити­ческого занимает сфера международных отношений или система от­ношений между различными государствами, составляющими в наши дни в совокупности мировое сообщество. Оно представляет собой единую систему со своими особыми характеристиками, структурны­ми составляющими и функциями. Можно сказать, что мировое со­общество — это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. Часто изучение системы международных отношений рассматривает­ся как самостоятельный раздел политологии. В целом соглашаясь с этим, нужно иметь в виду, что проблемы мирового сообщества и международных отношений составляют предмет исследования не­скольких дисциплин: истории, правоведения, истории дипломатии, социологии, философии.

Например, значительный вклад в изучение системы междуна­родных отношений вносит историческая наука. Объектами ее ис­следования являются история внешней политики национальных го­сударств, история дипломатии с древнейших времен до наших дней, история международных отношений как единой системы. Вклад со­циологии в данном аспекте выразился в формировании самостоя­тельной области исследований, получившей название социологии международных отношений.

Большое внимание данной проблеме уделяет правоведение. Оно включает в себя самостоятельный раздел «Международное право», занимающийся изучением норм и принципов, регулирующих деятельность государств в системе международных отношений. Международное право концентрирует внимание на правовых нор­мах, зафиксированных в межгосударственных и международных соглашениях, в уставах региональных и всемирных организаций, а также в других международно-правовых документах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.