![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Марксизм
Основные понятия: революция, классы, классовая борьба, формация, капитализм, социализм, коммунизм, ленинизм. Марксизм представляет собой экономическую, социальную и политическую теорию и практику, основные положения которых впервые были сформулированы в работах германских ученых и мыслителей XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса. Их идеи были развиты многочисленными последователями, такими, как Э. Берн-штейн, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, К. Каутский и др. очередь критический анализ существующей капиталистической системы. При этом определяющее значение придается экономическому фактору. К. Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного понимания современного ему общества необходимо прежде всего выявить и проанализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы. Совокупность производительных сил и производственных отношений, писал К. Маркс, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политико-идеологическая надстройка, включающая юридические и политические институты, философию, идеологию, религиозные верования. Основное внимание К. Маркс уделял обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. Именно противоречие между производительными силами и производственными отношениями, по мысли марксистов, служит главным движущим фактором общественно-исторических изменений. «Способ производства материальной жизни,— писал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание... С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Маркс К-, Энгельс Ф. Сочинения.— Т. 13.— С. 7). Маркс полагал, что в рамках каждой общественно-политической системы производительные силы могут развиваться до определенною предела; затем она становится препятствием их дальнейшего совершенствования. Наступает эпоха социальной революции, в результате которой создаются новые экономические и политические отношения, соответствующие более высокому уровню развития производительных сил. В качестве последовательно сменяющих друг друга этапов развития общества Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства, названные им социально-экономическими формациями. Выходя далеко за пределы экономической теории, марксизм претендовал на всеохватывающее толкование смысла истории и самого человеческого существования. Поэтому свою социальную теорию он назвал историческим материализмом. Центральное место в ней занимала теория классов и классовой борьбы. По словам К. Маркса, в каждой из следовавших друг за другом формаций производительные силы контролировались незначительным меньшинством власть имущих, которые использовали свою экономическую власть для эксплуатации подавляющего большинства народа, присваивая себе производимый им прибавочный продукт. Поэтому, утверждали Маркс и Энгельс, в каждой формации существовал класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, при капиталистической — буржуазия и рабочий класс. Неотъемлемой чертой общества, построенного на эксплуатации человека человеком, является классовая борьба, которая разворачивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства. На протяжении всей истории именно эта борьба, полагали марксисты, определяла характер и направления общественного развития. Все политические институты, духовные ценности, правовые нормы вторичны по отношению к экономическим отношениям и формируются правящим классом, сосредоточившим в своих руках экономическую власть. Для обоснования и оправдания своего господствующего положения правящий класс разрабатывает особый комплекс идей, концепций, установок, названный Марксом и Энгельсом идеологией. Важное место в марксизме занимает концепция общества, сформулированная в качестве альтернативы строю частной собственности, эксплуатации и классового противостояния. Схематично, но красочно и эмоционально К. Маркс рисовал картину общества будущего, в основе которого лежит коллективная собственность на средства производства, общество социального равенства, свободное от классового разделения. Необходимость перехода к коммунистическому обществу возникает в том случае, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существующие производственные отношения становятся главным тормозом экономического прогресса. Антагонистическое противоречие между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, между общественным характером производства и частным характером присвоения произведенного продукта достигает своей высшей точки. Наступает эпоха социалистической или коммунистической революции, призванной ликвидировать все формы классового угнетения и построить бесклассовое общество на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства. В основе изложенной схемы лежало убеждение марксистов в том, что капитализм в силу классовой и антагонистической сущности носит преходящий характер и обречен на исчезновение. Капитализм создает собственного могильщика в лице рабочего класса, который неизбежно в силу присущего этой формации закона абсолютного и относительного обнищания масс становится на путь революционной борьбы за свержение власти буржуазии. В результате победоносной социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, имеющая целью уничтожение всех враждебных классов и построение социализма как первой стадии на пути перехода к коммунизму. Таким образом, суть социальной теории марксизма можно свести к следующим основным положениям: экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку; противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба определяют основные направления общественно-исторического развития; капитализм в силу классовой эксплуататорской сущности носит преходящий характер; капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру пролетариата как переходный этап к бесклассовому обществу. Однако в работах классиков марксизма мы не найдем подробного разговора о социально-экономических и политических характеристиках социалистического и коммунистического общества. Необходимо отметить и то, что в марксизме весьма слабо разработана теория государства. По сути дела, основатели учения сосредоточились не столько на общей теории, сколько на критике существующего буржуазного государства. Независимо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демократии, Древнеримская империя, восточные деспотии, абсолютизм средневековой Европы или парламентские представительные демократии XIX в., утверждали основоположники марксизма, содержание и смысл государства в эксплуататорском обществе остаются одинаковыми — это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством. Что касается буржуазного государства, то Маркс называл его «комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии». Соответственно буржуазная демократия рассматривалась в марксизме лишь как политико-правовая оболочка классового господства капитала над наемным трудом, буржуазии над трудящимися массами. Таким же образом характеризовались все важнейшие политические институты. Например, Энгельс оценивал республиканскую и демократическую партии, составляющие двухпартийную систему США, как «две большие банды политических спекулянтов, которые попеременно забирают в свои руки государственную власть и эксплуатируют ее при помощи самых грязных средств и для самых грязных целей». Поскольку с точки зрения марксизма любое государство представляет собой орудие господства одного класса над другими классами, сторонники Маркса были убеждены, что с исчезновением классовых различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама потребность в «публичной власти», т. е. государстве, потеряет всякий смысл. Политическая власть, по Марксу,— это «организованное насилие одного класса для подавления другого». Победив буржуазию, пролетариат превращается в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения. Вместе с этим «он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса». На смену старого буржуазного общества «приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.— Т. 4.— С. 447). Еще определеннее этот тезис сформулиро- вал Энгельс. «Одним из конечных результатов грядущей пролетарской революции,— утверждал он,— будет постепенное отмирание политической организации, носящей название государства» (Там же.— Т. 19.— С. 359). Практическое воплощение и ревизия марксизма. Попытки пересмотра и ревизии социально-философских, экономических и политических идей, разработанных Марксом и Энгельсом, предпринимались неоднократно. Поэтому неудивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм является многоплановым и сложным идейно-политическим течением. В его рамках можно обнаружить множество оттенков мнений, идеологических различий, некоторые версии марксизма приобрели национальный колорит. Первоначально марксизм был положен в основу программ и платформ социал-демократических партий, возникших в конце XIX в. Однако, как говорилось выше, начиная с конца того века и особенно на протяжении всего XX в. социал-демократия постепенно подвергла ревизии важнейшие положения марксизма справа, т. е. на путях отказа от его революционных лозунгов и разработки собственною реформистского пути преобразования общества. Этот путь привел подавляющее большинство социал-демократии к полному отказу во второй половине XX в. от основных положений и установок марксизма. Марксизм подвергся также существенной ревизии слева на путях конкретизации и ужесточения революционных принципов. Инициатива в этом деле принадлежала русской левой социал-демократии во главе с В. И. Лениным. Комплекс идей и концепций, сформулированных Лениным и его сподвижниками в начале XX в., стал известен под названием «марксизм-ленинизм». Если Маркс и Энгельс утверждали, что социалистическая революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. В отличие от Маркса и Энгельса, уверенных, что социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, если она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране. Под знаменем марксизма-ленинизма и под руководством коммунистических партий сначала в России в 1917 г., а затем уже после Второй мировой войны в Китае и других европейских и азиатских странах были совершены социалистические и народно-демократические революции, в результате которых в этих странах были установлены социалистические и народно-демократические режимы. Марксизм-ленинизм в теории руководствовался благороднейшим устремлением человечества — идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя без эксплуатации человека человеком, общества, основанного на началах интернационального единения народов. Большинство iex, кто добровольно поддержал советскую власть в годы революции и гражданской войны, вдохновлялись возвышенной гуманистической целью, составляющей вековую мечту многих поколений людей. Иначе коммунистический идеал не смог бы стать в течение определенного, хотя по историческим меркам краткого, периода руководством к жизни почти для 40% современного человечества. Немаловажную роль в развитии современного мира сыграло международное коммунистическое движение и отдельные национальные коммунистические партии в капиталистическом мире. Их непримиримость в отношении социал-демократии на долгие годы послужила причиной раскола рабочего движения во всем мире на реформистское и революционное течения. В то же время они оказали существенное влияние на основные направления мирового развития. Так, в ряде стран Европы (например, в Италии, Франции, Германии до прихода к власти нацистов в 1933 г., Испании до гражданской войны) коммунистические партии превратились во влиятельную политическую силу, способную оказывать существенное воздействие на процессы социального и политического развития. Однако в условиях наметившихся в 70-х гг. кризисных явлений в советском обществе становилась все более очевидной неудача марксистско-ленинского эксперимента строительства коммунисти- ческого общества в одной отдельно взятой стране, причем стране сравнительно отсталой. Проблема состоит в том, что для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные средства. Под прикрытием благих целей строительства светлого будущего в нашей стране на несколько десятилетий была установлена жестокая террористическая диктатура. Смертный грех большевиков состоит в том, что они дискредитировали коммунистический идеал. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIII
ГЛАВА XIV. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Как отмечалось в главе I, немаловажное место в мире политического занимает сфера международных отношений или система отношений между различными государствами, составляющими в наши дни в совокупности мировое сообщество. Оно представляет собой единую систему со своими особыми характеристиками, структурными составляющими и функциями. Можно сказать, что мировое сообщество — это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. Часто изучение системы международных отношений рассматривается как самостоятельный раздел политологии. В целом соглашаясь с этим, нужно иметь в виду, что проблемы мирового сообщества и международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин: истории, правоведения, истории дипломатии, социологии, философии. Например, значительный вклад в изучение системы международных отношений вносит историческая наука. Объектами ее исследования являются история внешней политики национальных государств, история дипломатии с древнейших времен до наших дней, история международных отношений как единой системы. Вклад социологии в данном аспекте выразился в формировании самостоятельной области исследований, получившей название социологии международных отношений. Большое внимание данной проблеме уделяет правоведение. Оно включает в себя самостоятельный раздел «Международное право», занимающийся изучением норм и принципов, регулирующих деятельность государств в системе международных отношений. Международное право концентрирует внимание на правовых нормах, зафиксированных в межгосударственных и международных соглашениях, в уставах региональных и всемирных организаций, а также в других международно-правовых документах.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |