Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология и религия политической культуре




Основные понятия: идеология, религия, традиция, ре­лигиозные ценности, клерикализм, конфессионализм.

Своеобразной скрепой политической культуры является политическое мировоззрение, в котором центральное место занимает идео­логия. Подчас идеологические мотивы окрашивают многие полити­ческие проблемы, касающиеся авторитета, власти, властных отношений. Идеология призвана придавать значимость институцио­нальным отношениям между людьми, объяснять, обосновывать, оправдывать политические реалии или создавать в отношении их критический настрой. И все же идеология не тождественна полити­ческой культуре и не может подменять ее. В одной и той же поли­тической культуре может существовать несколько взаимно дополня­ющих или конфликтующих друг с другом идеологий и идейно-политических течений.

Особую роль в формировании и функционировании политичес­ких культур играет религия. Многие базовые идеи, ценности, нор­мы, связанные с религией, составной частью включаются в поли­тическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и ис­торической традиции данного народа, в значительной мере форми­рует его культурное наследие и соответственно не может не отра­зиться на характере политической культуры.

Нередко само рождение нации, ее вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссылками на божественное провидение, что подкрепляется аргументами из Библии, особенно из тех ее глав, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов один, наделяя его своей благо­датью. Крайние формы подобной мифологизации собственной исто­рии характеризуются тем, что адепты идеи превосходства своей на­ции отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история богоизбранного народа.

История дает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща каждому великому народу, особенно в период его восхождения, подъема нации. Не ми­новала она и русский народ.

Автор «Сказания о князьях Владимирских», поведав о преемственности мировых монархий от древнейших царств до Римской империи, выводил основы современной ему власти от римского императора Августа. Как доказывал автор сказания, Русь яв­ляется законной наследницей всех древних мировых монархий, а Рюрик — родона­чальник династии Рюриковичей, правивших Русью до восхождения на престол динас­тии Романовых, ведет свой род от самих римских императоров. В XVI в. старцем Филофеем, монахом Елизарова монастыря, развивается идея Москвы как Третьего Рима — наследницы Рима и Константинополя, столицы Восточной Римской империи.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграла Православная церковь в форми­ровании и укреплении Российского государства, расширении его границ, защите не­зависимости. Она была для русских людей духовной опорой, помогала им противо­стоять мусульманскому Востоку и натиску католического Запада, угрожавших религиозному и государственному существованию России. Религия часто использо­валась для обоснования власти и притязаний сначала русских князей, а затем и мос­ковских царей.

Пропагандируя концепцию, согласно которой Москва как «но­вый вечный город является наследницей Рима и Константинополя», церковная иерархия давала царям наставления о том, что их свя­щенный долг превратить Московию в «Новую христианскую импе­рию». Эта доктрина сыграла немаловажную роль в утверждении многонациональной Российской империи на бескрайних просторах Евразийского континента. Трудно спорить, что в формировании идей величия России, ее особого пути, составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, воспитании чувств патриотизма и преданности Отечеству православию принадлежала определяющая роль.

Нельзя не упомянуть и такой факт: многие атрибуты и символы Православной церкви стали одновременно и символами российской государственности. Достаточ­но назвать, например, храм Василия Блаженного, возвышающийся на главной пло­щади страны рядом с Кремлем, храмы в самом Кремле, взорванный в свое время большевиками и ныне восстановленный храм Христа Спасителя, Исаакиевский со­бор в Санкт-Петербурге, Троице-Сергиеву лавру, соборы Владимира, Суздаля, Нов­города и Пскова. Церковь возводила в ранг святых выдающихся государственных деятелей, которые в строгом смысле не являлись ее служителями. Это прежде все­го равноапостольные Кирилл и Мефодий, св. Владимир, Александр Невский.

Идея величия и богоизбранности Америки была характерна и для американцев. В США с самого начала формирования американ­ского национального сознания важнейшим его компонентом стало убеждение об особом пути развития Америки и ее роли в мировой истории. Прибывающие в Новый Свет переселенцы проникались верой в то, что сама природа предназначила английские колонии в Северной Америке для «Великого эксперимента». В духе распрост­раненных в Средние века и период Реформации утопий воображе­нию европейцев XVII—XVIII вв. Америка представлялась сказоч­ным островом, отделенным от остального мира морями и океанами.

Политические и духовные вожди сначала колоний, а затем не­зависимого американского государства усиленно пропагандирова­ли мысль, будто американцы, движимые божественным провиде­нием, с самого начала преследовали ясно сознаваемую благую цель: построить на американской земле «град на холме» как на­зидание и надежду всем народам мира. Постепенно была сформу­лирована концепция, согласно которой история Америки пред­ставляет собой высший этап развития человечества. Характерно, что, обосновывая исключительное место Америки в мировой ис­тории, автор Декларации независимости США, третий президент Америки Т. Джефферсон в 1785 г. предлагал изобразить на госу­дарственном гербе страны взятый из Библии образ сынов Изра­иля, идущих за лучом солнца. Почти все отцы-основатели Амери­ки были глубоко убеждены в том, что Богом ей уготована особая судьба, особая миссия.

Приверженность американцев этой идее стала стержнем амери­канского национального сознания и основой американской «импер­ской» идеологии. Уже в середине XIX в. попытки обосновать и практически реализовать идею о превосходстве и избранности Аме­рики, ее миссии руководить миром были предприняты в так назы­ваемой доктрине «предопределения судьбы» или «явного предна­чертания». Ее сущность состоит в утверждении, будто судьба американского народа с самого начала предопределена самим Бо­гом, а политической системе страны суждено стать образцом под­ражания для всех народов земного шара. Важнейшие положения этой доктрины на различных этапах истории использовались пра­вящими кругами США для обоснования своей внешнеполитической стратегии.

Многие исследователи прямо связывают республиканские и демократические институты Америки с характером верований американского народа. Как утверждал известный французский историк А. де Токвиль, церковь была в Америке истинной школой республиканских добродетелей. По его словам, колонисты «принесли в Но­вый Свет христианство, которое я не могу лучше характеризовать, как назвав его демократическим и республиканским. Это обстоятельство необыкновенно благопри­ятствовало установлению республики и демократии в общественных делах». Из пу­тешествия в Америку Токвиль вынес уверенность в том, что нравы в большей сте­пени, чем законы или физические обстоятельства, способствовали успеху американской демократии, нравы же коренятся в религии.

Пройдя в той или иной форме через историю почти всех суще­ствующих на земле народов, идея божественного предопределения способствовала их консолидации в самые трудные для них времена.

Следует сказать, что религиозный и социокультурный тради­ционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила ис­точником традиционных ценностей. В конце концов религия тесно связана с культурной традицией, она составляет часть образа жиз­ни народа. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его ре­лигиозные и моральные компоненты оказываются теми опорами, которые защищают общество в целом, а вместе с ним и существу­ющую политическую систему от полного разрушения.

Приверженность к религиозным ценностям зачастую перевеши­вала в прошлом, а в некоторых странах продолжает перевешивать и сейчас социально-классовые ориентации. Именно влияние церк­ви, религии на общественное сознание и соответственно на поли­тическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий. Роль и значение этих пар­тий нельзя оценить однозначно. Среди них были и есть партии кон­сервативной и даже реакционной политической ориентации, но бы­ли и есть такие, которые выступали с позиций социального реформизма (например, социальное христианство). В наши дни христианская окраска помогла ХДС в ФРГ, ХДП в Италии, конфес­сиональным партиям других стран привлечь на свою сторону мно­гих верующих из всех слоев населения.

Зачастую религиозные ценности, особенно в условиях эрозии осевой идеи или осевого идеала, лежащего в основе цивилизации, оказывают на значительные массы людей облагораживающее воз­действие. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, позво­ляют сохранить в сознании человека такие немеркнущие общече­ловеческие заповеди, как «не убий», «не кради», «люби ближнего своего».

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталки­ваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются от­чужденными от существующей системы, они зачастую находят в ре­лигии утешение и убежище. Наглядное представление об этом дает

всплеск интереса к религии, рост религиозного сознания в нашей стране. Вот почему при изучении политической культуры нельзя иг­норировать религиозное начало как важный фактор политической социализации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Какую роль в формировании политической культуры играет религия?
  2. 2. Какова, по вашему мнению, роль Православной церкви в формировании политической культуры России?
  3. 3. Охарактеризуйте роль религии в формировании политичес­кой культуры США.
  4. 4. Почему возрастает роль религиозного фактора в периоды крупных общественно-политических сдвигов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.