Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое мир политического




Основные понятия: мир политического, политические институты, политические отношения.

Как уже отмечалось, современная общественно-политическая система состоит из взаимосвязанных, взаимопереплетающихся, но все же относительно самостоя­тельных подсистем. Напомним, что такими подсистемами являются экономическая, или производственно-хозяйственная, гражданское общество (т. е. совокупность со­циальной, культурной и духовной сфер) и политическая. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет об их условном разграничении, поскольку каждая из этих подсистем может сохранить устойчивость и нормально существовать лишь при том условии, что все остальные исправно выполняют свои функции.

Наличие тесной, неразрывной взаимосвязи указанных подсистем мы наглядно видим на примере нашей страны. Сегодня выясняет­ся, что для успешного проведения экономических реформ важно не только декларировать необходимость ликвидации, скажем, ставшей неэффективной и социально несправедливой уравнительной систе­мы распределения материальных благ, но и предусмотреть реаль­ные механизмы социальной защиты трудящихся, учащейся молоде­жи, малоимущих слоев населения. Однако создание и введение в действие таких механизмов невозможно без глубоких структурных политических реформ, без прихода к власти политиков, понимаю-

щих, что социальные расходы — это не растрата впустую бюджет­ных средств, а экономически эффективное их вложение в будущее. Реформы, направленные на демократизацию властных структур, ос­таются лишь благими пожеланиями, если не подкрепляются реаль­ными сдвигами в экономической и социальной сферах.

Вот почему нужно четко усвоить, что рыночную экономику, гражданское общество и политическую демократию в полном объ­еме не удастся сформировать до тех пор, пока не появится в об­ществе ясное осознание их неразрывной связи и взаимообусловлен­ности, понимание невозможности решить проблемы одной из этих подсистем без реформирования других.

Теперь попытаемся выяснить, какое именно содержание вкла­дывается в понятие политическое и связанные с ним понятия мир политического, политическая подсистема (политическая сфера). При всей многозначности понятий политическое, мир политическо­го все же, когда говорят о политике, речь ведут об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством, с теми институтами, принципами, нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реа­лизацию их общей воли, интересов и потребностей. Мир политиче­ского можно рассматривать в качестве арены борьбы представите­лей различных социально-политических сил за власть, область конфликта и сотрудничества, принуждения и добровольного пови­новения, всего спектра отношений людей по поводу власти. Иначе говоря, политика представляет собой одновременно как сферу, так и форму деятельности людей, как совокупность проблем, стоящих перед обществом, так и методы их решения.

Термины «политика», «политическое» восходят к древнегрече­скому слову polls (город-государство) и производным от него politea (конституция), politicos (гражданин, государственный дея­тель). Словом polis обозначалась вся многообразная — экономиче­ская, духовная, политическая — жизнь античного общества, или публичная сфера, как ее часто называют. Иначе говоря, общество, т. е. совместная человеческая жизнь во всех ее формах и прояв­лениях, мыслилось как неразделимое целое с государством.

Как сложилось подобное представление, соединившее общест­во и государство в одном понятии?

Как известно, во времена античности и Средневековья вся практическая жизнь людей, их духовное самоощущение и миросозерцание характеризовались целостнос­тью и нерасчлененностью. Это, несомненно, не предполагало социальную гармонию, отсутствие в жизни общества противоречий и конфликтов. Но как природа была для человека античности, по выражению поэта, «храмом всех богов», так полис был по­прищем, на котором гражданин выступал в качестве законодателя и подданного, свя­щеннослужителя и прихожанина, земледельца, ремесленника и философа одновремен­но. Так, культурное начало (философия, литература, изобразительное искусство, музыка) пронизывало и хозяйство, и право, и повседневную жизнь людей. Скажем, древнегреческий театр — это в равной мере и храм искусствен политический форум.

Не было разделения между законодательной и исполнительной ветвями власти, властью и законом. Толкование и исполнение за­кона входило в прерогативы самого государства. Эту идею с пол­ной определенностью сформулировал Аристотель. Ему принадлежат знаменитые слова о том, что человек по природе своей есть суще­ство политическое, что, по сути дела, было равнозначно утвержде­нию: человек по природе своей есть существо общественное.

Дух единения государственного и общественного начал, подчинения интересов индивида благу общества наиболее ярко выражал распространенный в древнегрече­ских городах-государствах институт остракизма. Суть его заключалась и том, что гражданина полиса, обвиненного в совершении какого-либо проступка или преступ­ления, в зависимости от тяжести вины наказывали изгнанием из города-юсудпрст-ва на определенный срок или навечно. Причем, для того чтобы подвергнуть чело­века такому наказанию, не требовалось предъявлять ему конкретное обвинение, доказательство вины и уж тем более не предусматривалось право на защиту и об­жалование приговора. Подвергавшиеся остракизму лица зачастую обрекались нн из­гнание просто потому, что сограждане желали избавиться от них. Сам институт ос­тракизма символизировал неограниченную власть общины над жизнью ипдимида, отсутствие у гражданина права выступать против воли сообщества.

Когда суд присяжных приговорил Сократа к смертной казни за безбожие, фи­лософ не только не пытался оспорить приговор, но и отказался совершить подго­товленный друзьями побег. Приняв чашу с цикутой (смертельным ядом), Сократ исполнил свой нравственный и гражданский долг, повелевавший подчиниться.чако­ну, следовать воле общины.

А что же представляла собой община? Была ли в ней полити­ческая жизнь? Какое место занимала община в жизни человека?

В различных исторических условиях община выступали носите­лем всего комплекса общественных функций и во многом опреде­ляла систему отношений между составлявшими ее людьми: произ­водственных, семейно-бытовых, культурных. Отсюда и характерный не только для русского, но и для многих других языков синоними­ческий ряд: община — мир. В дальнейшем с усложнением социаль­ного состава и структуры первобытного общества, по мере усиления социального расслоения община превратилась в самоуправляющу­юся организацию непосредственных производителей. Она не толь­ко обеспечивала жизнь и воспроизводство крестьянского хозяйст­ва, но и выполняла другие социальные роли. Нередко община выступала в качестве низовой административно-территориальной ячейки, решавшей определенные политические задачи и прежде всего регулировавшей хозяйственные и социальные отношения между общинниками.

Особенно значительно место общины в русской истории. В сельской общине, восходящей к древней истории славян и сохранившейся в России вплоть до начала XX в., была сосредоточена вся семейная, общественная и политическая жизнь лю­дей. Общинники выбирали из своей среды старост, сотских, десятников и дьяков, которые назывались земскими и волостными. С их помощью общинники осуществ-

ляли суд и расправу, управляли делами общины и поддерживали порядок. Важней­шие вопросы решались на общих собраниях. До образования Московского государ­ства городские общины призывали, выбирали и меняли князей, а когда возникали благоприятные условия, добивались политической самостоятельности.

Приобретать некоторую самостоятельность мир политического начал на сравнительно позднем этапе исторического развития, но окончательное разграничение трех основных подсистем — экономи­ческой, гражданского общества и политической — осуществилось в XVIII — XIX вв. в процессе формирования капиталистической си­стемы. Только с этого исторического момента и можно вести речь о мире политического как самостоятельной подсистеме, отделенной как от экономических институтов, так и от гражданского общества.

Мир политического — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и го­сударственным устройством. Центральный субъект политики — человек, политика — это функция взаимодействующих между собой людей. Каковы эти люди, их интересы, взгляды, убеждения, такова и политика. Политика, в сущности, начинается там, где существует конфликт интересов. Политика призвана найти пути и средства раз­решения возникающих в обществе конфликтов, примирить и совме­стить интересы сограждан. Мир политического — это государство и государственные структуры, власть и властные отношения, полити­ческая система общества. К миру политики относятся государствен­но-правовая, партийная, избирательная системы, механизмы приня­тия политических решений, политические процессы и отношения, политическая культура.

Наиболее важными в политической жизни любого общества яв­ляются проблемы политического господства и правления, господ­ства и сотрудничества, конституционного оформления и закрепле­ния власти, механизмов правления в рамках различных государственно-политических систем, отношений людей с институ­тами власти, процессов политической социализации (становления человека в качестве полноправного субъекта политических отноше­ний), политической коммуникации и средств массовой информации.

Одним из ключевых компонентов мира политического являются политические отношения, т. е. отношения между различными социальными силами, борющимися за власть. Политические отношения регулируются определенными нормами и пра­вилами, которые складываются в практике политической жизни, а затем формули­руются и обосновываются в политической философии, политической этике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.