КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое мир политического
Основные понятия: мир политического, политические институты, политические отношения. Как уже отмечалось, современная общественно-политическая система состоит из взаимосвязанных, взаимопереплетающихся, но все же относительно самостоятельных подсистем. Напомним, что такими подсистемами являются экономическая, или производственно-хозяйственная, гражданское общество (т. е. совокупность социальной, культурной и духовной сфер) и политическая. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет об их условном разграничении, поскольку каждая из этих подсистем может сохранить устойчивость и нормально существовать лишь при том условии, что все остальные исправно выполняют свои функции. Наличие тесной, неразрывной взаимосвязи указанных подсистем мы наглядно видим на примере нашей страны. Сегодня выясняется, что для успешного проведения экономических реформ важно не только декларировать необходимость ликвидации, скажем, ставшей неэффективной и социально несправедливой уравнительной системы распределения материальных благ, но и предусмотреть реальные механизмы социальной защиты трудящихся, учащейся молодежи, малоимущих слоев населения. Однако создание и введение в действие таких механизмов невозможно без глубоких структурных политических реформ, без прихода к власти политиков, понимаю- щих, что социальные расходы — это не растрата впустую бюджетных средств, а экономически эффективное их вложение в будущее. Реформы, направленные на демократизацию властных структур, остаются лишь благими пожеланиями, если не подкрепляются реальными сдвигами в экономической и социальной сферах. Вот почему нужно четко усвоить, что рыночную экономику, гражданское общество и политическую демократию в полном объеме не удастся сформировать до тех пор, пока не появится в обществе ясное осознание их неразрывной связи и взаимообусловленности, понимание невозможности решить проблемы одной из этих подсистем без реформирования других. Теперь попытаемся выяснить, какое именно содержание вкладывается в понятие политическое и связанные с ним понятия мир политического, политическая подсистема (политическая сфера). При всей многозначности понятий политическое, мир политического все же, когда говорят о политике, речь ведут об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством, с теми институтами, принципами, нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Мир политического можно рассматривать в качестве арены борьбы представителей различных социально-политических сил за власть, область конфликта и сотрудничества, принуждения и добровольного повиновения, всего спектра отношений людей по поводу власти. Иначе говоря, политика представляет собой одновременно как сферу, так и форму деятельности людей, как совокупность проблем, стоящих перед обществом, так и методы их решения. Термины «политика», «политическое» восходят к древнегреческому слову polls (город-государство) и производным от него politea (конституция), politicos (гражданин, государственный деятель). Словом polis обозначалась вся многообразная — экономическая, духовная, политическая — жизнь античного общества, или публичная сфера, как ее часто называют. Иначе говоря, общество, т. е. совместная человеческая жизнь во всех ее формах и проявлениях, мыслилось как неразделимое целое с государством. Как сложилось подобное представление, соединившее общество и государство в одном понятии? Как известно, во времена античности и Средневековья вся практическая жизнь людей, их духовное самоощущение и миросозерцание характеризовались целостностью и нерасчлененностью. Это, несомненно, не предполагало социальную гармонию, отсутствие в жизни общества противоречий и конфликтов. Но как природа была для человека античности, по выражению поэта, «храмом всех богов», так полис был поприщем, на котором гражданин выступал в качестве законодателя и подданного, священнослужителя и прихожанина, земледельца, ремесленника и философа одновременно. Так, культурное начало (философия, литература, изобразительное искусство, музыка) пронизывало и хозяйство, и право, и повседневную жизнь людей. Скажем, древнегреческий театр — это в равной мере и храм искусствен политический форум. Не было разделения между законодательной и исполнительной ветвями власти, властью и законом. Толкование и исполнение закона входило в прерогативы самого государства. Эту идею с полной определенностью сформулировал Аристотель. Ему принадлежат знаменитые слова о том, что человек по природе своей есть существо политическое, что, по сути дела, было равнозначно утверждению: человек по природе своей есть существо общественное. Дух единения государственного и общественного начал, подчинения интересов индивида благу общества наиболее ярко выражал распространенный в древнегреческих городах-государствах институт остракизма. Суть его заключалась и том, что гражданина полиса, обвиненного в совершении какого-либо проступка или преступления, в зависимости от тяжести вины наказывали изгнанием из города-юсудпрст-ва на определенный срок или навечно. Причем, для того чтобы подвергнуть человека такому наказанию, не требовалось предъявлять ему конкретное обвинение, доказательство вины и уж тем более не предусматривалось право на защиту и обжалование приговора. Подвергавшиеся остракизму лица зачастую обрекались нн изгнание просто потому, что сограждане желали избавиться от них. Сам институт остракизма символизировал неограниченную власть общины над жизнью ипдимида, отсутствие у гражданина права выступать против воли сообщества. Когда суд присяжных приговорил Сократа к смертной казни за безбожие, философ не только не пытался оспорить приговор, но и отказался совершить подготовленный друзьями побег. Приняв чашу с цикутой (смертельным ядом), Сократ исполнил свой нравственный и гражданский долг, повелевавший подчиниться.чакону, следовать воле общины. А что же представляла собой община? Была ли в ней политическая жизнь? Какое место занимала община в жизни человека? В различных исторических условиях община выступали носителем всего комплекса общественных функций и во многом определяла систему отношений между составлявшими ее людьми: производственных, семейно-бытовых, культурных. Отсюда и характерный не только для русского, но и для многих других языков синонимический ряд: община — мир. В дальнейшем с усложнением социального состава и структуры первобытного общества, по мере усиления социального расслоения община превратилась в самоуправляющуюся организацию непосредственных производителей. Она не только обеспечивала жизнь и воспроизводство крестьянского хозяйства, но и выполняла другие социальные роли. Нередко община выступала в качестве низовой административно-территориальной ячейки, решавшей определенные политические задачи и прежде всего регулировавшей хозяйственные и социальные отношения между общинниками. Особенно значительно место общины в русской истории. В сельской общине, восходящей к древней истории славян и сохранившейся в России вплоть до начала XX в., была сосредоточена вся семейная, общественная и политическая жизнь людей. Общинники выбирали из своей среды старост, сотских, десятников и дьяков, которые назывались земскими и волостными. С их помощью общинники осуществ- ляли суд и расправу, управляли делами общины и поддерживали порядок. Важнейшие вопросы решались на общих собраниях. До образования Московского государства городские общины призывали, выбирали и меняли князей, а когда возникали благоприятные условия, добивались политической самостоятельности. Приобретать некоторую самостоятельность мир политического начал на сравнительно позднем этапе исторического развития, но окончательное разграничение трех основных подсистем — экономической, гражданского общества и политической — осуществилось в XVIII — XIX вв. в процессе формирования капиталистической системы. Только с этого исторического момента и можно вести речь о мире политического как самостоятельной подсистеме, отделенной как от экономических институтов, так и от гражданского общества. Мир политического — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством. Центральный субъект политики — человек, политика — это функция взаимодействующих между собой людей. Каковы эти люди, их интересы, взгляды, убеждения, такова и политика. Политика, в сущности, начинается там, где существует конфликт интересов. Политика призвана найти пути и средства разрешения возникающих в обществе конфликтов, примирить и совместить интересы сограждан. Мир политического — это государство и государственные структуры, власть и властные отношения, политическая система общества. К миру политики относятся государственно-правовая, партийная, избирательная системы, механизмы принятия политических решений, политические процессы и отношения, политическая культура. Наиболее важными в политической жизни любого общества являются проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, конституционного оформления и закрепления власти, механизмов правления в рамках различных государственно-политических систем, отношений людей с институтами власти, процессов политической социализации (становления человека в качестве полноправного субъекта политических отношений), политической коммуникации и средств массовой информации. Одним из ключевых компонентов мира политического являются политические отношения, т. е. отношения между различными социальными силами, борющимися за власть. Политические отношения регулируются определенными нормами и правилами, которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, политической этике.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |