Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политология после Второй мировой войны




ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Когда и в силу каких причин завершился процесс окончатель­ного формирования политологии?
  2. 2. Как это происходило в разных странах, в том числе в Рос­сии?
  3. 3. Какие особенности были характерны для политологии в пе­риод между двумя мировыми войнами?
  4. 4. Что произошло с политологией в СССР, Германии и неко­торых других странах?
  5. 5. В каких странах политология развивалась наиболее успеш­но?

Основные понятия: сравнительная политология, поли­тическая культура.

Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после вой­ны развернулся бурный процесс сначала восстановления, а затем и дальнейшего развития политических наук в европейских странах.

Неуклонно расширяется круг охватываемых политической наукой проблем. В сферу интересов политологов вошли политические системы и политический процесс, партии и группы интересов, политическое поведение и политическая культура, об­щественное мнение и роль средств массовой информации, политическое лидерство и элиты, корпоративизм и неокорпоративизм, политические идеологии, история по­литических учений, политическая философия. Значительное внимание, особенно в европейской политической науке, уделялось методологическим проблемам полито­логического исследования.

Заметным событием в истории послевоенной политологии стал Международный коллоквиум по вопросам политической науки, организованный по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. На нем был разработан и принят специальный до­кумент, в котором излагались и систематизировались основные положения полити­ческой науки. В 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была создана Всемирная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований.

В конце 40-х — 50-х гг. тон в мировой политической науке продолжали зада­вать американцы. Именно в США первоначально были разработаны принципы и ме­тоды системного и структурно-функционального анализа, политико-культурный под­ход, широко проводились сравнительные исследования политических систем. Американская политология оказала непосредственное влияние на развитие полити­ческой науки в большинстве европейских стран. Во Франции, Германии, Англии по­степенно увеличивалось число профессиональных политологических журналов, бы­ли созданы национальные и региональные ассоциации политических наук, значительно расширилось преподавание политологии в вузах, велась подготовка ба­калавров, магистров и докторов политических наук.

Развитие политологии в США и Европе после Второй мировой войны имело свои особенности. Если европейская политическая на­ука концентрировалась преимущественно на исследовании полити­ческих идей и теорий в их связи с системами и формами государ­ственного правления, то в США политология делала акцент на социальные основания власти и государства, ставила в центр вни­мания прикладные эмпирические исследования, не всегда отдавая должное историческому и теоретическому измерениям политики. В США продолжал господствовать позитивизм с его упором на под­дающиеся прямому наблюдению факты и игнорированием теорети­ческих, ценностных аспектов политики. В континентальной Европе

были восстановлены и успешно развивались историко-правовые, политико-философские традиции, исследования базировались на органическом сочетании теоретического и эмпирического начал.

В послевоенные десятилетия получили развитие те теории, идеи, концепции, которые были сформулированы в довоенный период. Это прежде всего теории групп интересов, концепция равенства политического влияния основных социальных групп, теории демократии, концепции элит и политического лидерства, конфликта и консенсуса. Начались широкомасштабные сравнительные исследования политиче­ских и партийно-политических систем.

К 50—60-м гг. относится формирование такого важного на­правления политической науки, как сравнительная политология, способствовавшего существенному расширению и углублению зна­ний о политических процессах как в странах неевропейской куль­турно-исторической традиции, так и в демократических странах За­пада.

В рамках сравнительной политологии развернулись исследова­ния политической культуры различных стран и регионов, в полный голос заявили о себе новые дисциплины или разделы политической науки, такие, как политическая антропология, политическая психо­логия, политическая экология и др. На качественно новый уровень поднялось изучение политической философии и этики. На исходе XX в., пройдя столетний путь своего развития, политология приоб­рела статус поистине системной и междисциплинарной науки.

Нельзя сказать, что в СССР и странах социалистического со­дружества мир политического оставался вне поля зрения исследо­вателей. Однако подчинение исследовательских задач политической целесообразности и государственной идеологии не давало ученым возможности составить объективное, основанное на хорошо прове­ренных данных представление о политических реальностях страны, выявить и проанализировать основные, как позитивные, так и не­гативные, тенденции в развитии мира политического, выработать рекомендации относительно пути и способов преодоления возника­ющих в обществе конфликтов. Слабо изучались политические про­цессы, явно или подспудно протекавшие в советском обществе, «болевые точки» социально-политической сферы, межнациональ­ных отношений. Недостаточное внимание уделялось анализу поли­тических интересов и политической психологии различных социаль­ных групп и слоев, потребностей практики в совершенствовании институтов политической власти.

В 70 — 80-х гг. все шире открывавшиеся перед отечественными исследователями возможности знакомства с западной политологи­ческой литературой способствовали осознанию серьезных пробелов политологического знания в нашей стране. Тем не менее традици­онное советское обществоведение в целом оказалось не в состоя­нии дать объективную и полную картину политической жизни в СССР. Неудивительно, что в середине 80-х гг., когда в стране на­чалась перестройка, даже руководители советского государства

признавались: «Мы не знаем общества, в котором живем». Лишь на рубеже 80—90-х гг. в России начался интенсивный процесс воз­рождения политической науки, которая к настоящему времени уже достигла заметных результатов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Каковы особенности развития политологии после Второй ми­ровой войны в нашей стране и за рубежом?
  2. 2. Какие вы можете назвать события европейской и отечест­венной истории, стимулировавшие развитие политологии?
  3. 3. Какие новые теории, концепции и идеи возникли в полити­ческой науке после Второй мировой войны?
  4. 4. Какую роль в этом отношении сыграло появление сравни­тельной политологии, концепций политической культуры, сис­темного анализа?
  5. 5. Когда началось возрождение политической науки в нашей стране?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ I

  1. 1. Попытайтесь объяснить, зачем нужна политология как само­стоятельная научная и образовательная дисциплина.
  2. 2. Назовите основные исторические этапы формирования поли­тологии.
  3. 3. Обозначьте круг тем и проблем, в совокупности составляю­щих предмет изучения политологии.
  4. 4. Попытайтесь объяснить место политологии среди других со­циальных и гуманитарных наук, используя схему, которая да­на в § 1 этой главы.
  5. 5. Назовите российских авторов, внесших наибольший вклад в формирование политологии, а также разработанные ими поли­тологические концепции, теории, идеи политики и мира поли­тического.

ГЛАВА II. МИР ПОЛИТИЧЕСКОГО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ

Мир политического существует как сложное сочетание полити­ческих явлений, институтов, отношений, процессов. Некоторые ав­торы даже убеждены в том, что политика включает в себя все фор­мы социальной активности, направленной на производство и распределение материальных и человеческих ресурсов. Существует и прямо противоположное мнение, отрицающее какое-либо реаль­ное содержание политического. Так что же в действительности представляет собой мир политического? Коротко мы уже ответили на этот вопрос в главе I. Теперь рассмотрим предмет изучения по­литологии более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.