КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предыстория политической науки
Основные понятия: традиция, политическое знание, естественные науки, моральные науки, социальные науки, гуманитарные науки. Любой исследователь, интересующийся историей политической науки, сталкивается с множеством вопросов: когда возникла эта научная и образовательная дисциплина? Какие именно факторы способствовали ее возникновению? Кого можно считать ее основателями? Какие она прошла этапы в своем развитии? Пытаясь ответить на эти вопросы, многие исследователи обращали свой взор к истории античной мысли. И действительно, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы древности, как Платон, Аристотель, Цицерон. Они создали фундаментальные трактаты «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», и поныне представляющие для политологов непреходящий интерес. Однако не следует путать политические учения, идеи прошлого, накопление политического знания с политической наукой в собственном смысле слова, хотя и нельзя отрицать факт существования преемственной связи между ними. Если политические учения и идеи родились с возникновением политической организации общества, то политология формировалась по мере вычленения мира политического как самостоятельной подсистемы жизнедеятельности людей, отделения его от экономи- ческой, социальной и духовной подсистем. Эти процессы приходятся на новый и новейший периоды истории, а точнее, на периоды формирования и утверждения капиталистического общества. Мир политического постоянно изменяется. Поэтому и политология непрерывно развивается: обновляется и обогащается ее теоретико-методологический и методический арсенал, расширяется само знание о политическом, о природе политических явлений и процессов. Знание о политическом собирательно по своей сущности. Чем оно полнее и глубже — а это достигается постоянными исследованиями,— тем успешнее оно ориентирует нас в мире политического. Политическая наука, в сущности, немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Именно традиция во многом определяет подходы исследователя к предмету своего интереса. Под традицией подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методов аргументации, накопление методологии, технических приемов исследования. В целом формирование политического знания теснейшим образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Эта взаимосвязь хорошо прослеживается в политической истории стран Запада. И в самом деле, трудно представить себе формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Дж. Локка, И. Канта и без политической практики таких государственных деятелей, как Генрих IV, Людовик XIV, Наполеон, Бисмарк. Равно как развитие современной политической науки невозможно представить себе, с одной стороны, без идей и концепций, сформулированных К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Парето, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Б. Н. Чичериным, П. И. Новгород-цевым, М. М. Ковалевским, а с другой — без тех социально-политических преобразований, которые связываются с именами В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля, К- Аденауэра. Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии. Первый период — предыстория, от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. Второй период — с начала Нового времени до середины XIX в. Он характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и соответственно формированием начатков их научного анализа. Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии внесли Н. Макиавелли, Ж- Воден, Т. Гоббс, В. Спиноза. Этапными можно считать такие работы, как «О сво- боде слова» Дж. Мильтона, «Левиафан» Т. Гоббса, «Два трактата о государственном правлении» Дж. Локка, «О духе законов» Ш. Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо, «Гражданское общество» Л. Фергюсона и др. В этих работах в той или иной форме на передний план выдвигалась проблема политического как особой сферы жизнедеятельности людей. Примерно с середины XVIII до конца XIX в. политология постепенно выделилась из комплекса социальных и гуманитарных наук. В третий период, охватывающий 80—90-е гг. XIX в. и первые десятилетия XX в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов. Итак, если попытаться коротко представить историю развития политологии, то она может выглядеть так. В античности и Средневековье политические явления, события и процессы не выделялись из всей совокупности общественных явлений, знание об обществе было единым. Ученый считал себя не специалистом в какой-либо узкой области знания, а искателем мудрости, его взор проникал во все сферы и проявления человеческой жизни. Отсюда и понятие «философия» — любомудрие, которое в течение многих столетий объединяло все, что мы сейчас именуем наукой. Именно поэтому мы называем Сократа, Платона, Аристотеля не учеными-политологами, социологами или правоведами, а философами или мыслителями. Разделение и специализация интеллектуального труда, вычленение различных отраслей знания произошли значительно позже, чем осуществилось разделение труда в сфере материальной практической деятельности, скажем, между сельским хозяйством и ремеслом, а затем внутри самих этих отраслей. Качественные изменения с точки зрения возникновения политической науки произошли с переходом от Средних веков к Новому времени. Уже в Средние века право, теология и медицина преподавались в университетах как самостоятельные дисциплины. Однако философия продолжала охватывать подавляющую часть наук о природе и обществе. Лишь по мере расширения и углубления знаний о различных сферах общественной жизни происходило размежевание научных дисциплин. Если до середины XVIII в. философия подразделялась на естественную и «моральную», то с ростом социальной востребованности химии, физики, биологии и других дисциплин эти две сферы знания стали развиваться самостоятельно и получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках «моральных наук» изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты. В этой связи напомним, что один из отцов-основателей политэкономии А. Смит был профессором «моральной» философии. Позже «моральные науки» начали называть социальными, а объектом их изучения стали общество и мир политического в их взаимосвязи и взаимозависимости. В XIX в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук постепенно сформировались политическая наука и политическая философия. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам и концепциям социально-политической мысли, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета. Новый сильный импульс развитию политической теории, идей конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления был дан Просвещением, а затем Великой французской революцией, войной за независимость США конца XVIII в. и серией революций в XIX в. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического. Необходимо отметить, что процесс выделения собственно политологии со своим понятийно-категориальным аппаратом, методологическими принципами и системой аргументации протекал в общем русле развития науки Нового времени. Здесь определяющую роль сыграли положения, разработанные представителями европейского рационализма — Р. Декартом, Т. Гоббсом, Дж. Локком, полагавшими, что закономерности, которым подчиняются социальные и политические явления, по своей точности и определенности не уступают, например, законам физики. По их мнению, политика —это наука, имеющая целью создание особого механизма, с помощью которого можно разрешать или смягчать политические конфликты. В середине XIX в. своего рода итог названных процессов подвел известный французский историк А. де Токвиль, который пришел к выводу о необходимости создать «новую политическую науку для нового мира». С этого времени начинается период окончательного формирования политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
§ 4. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ Основные понятия: политическая теория, теория демократии, теория элит. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце XIX — начале XX в. Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения в той или иной стране можно лишь условно. В Германии о начале собственно политической науки можно говорить уже с возникновением в первой половине XIX в. так называемой государственно-правовой школы. Ее представители ставили своей целью изучение проблем государства, государственной власти и права. Во Франции сильный импульс формированию политологии был дан основанием в 1871 г. «Свободной школы политических наук». Важную роль в становлении английской политологии сыграла Лондонская школа экономики и политики, основанная в конце XIX в., а также Оксфордский, Кембриджский и Манчестерский университеты. В США принято считать, что рождение политологии приходится на 1880 г., когда совет правления Колумбийского колледжа (ныне Колумбийский университет) по инициативе Дж. Берджеса принял решение о создании Школы политической науки. Тогда же в колледже была введена система подготовки научных кадров для новой дисциплины. Примеру Колумбийского колледжа последовали университет Дж. Гопкинса и другие ведущие учебные центры США. Особенно интенсивно процесс формирования и развития политической науки на Западе шел в XX в., когда обозначились и выделились ее важнейшие национальные школы и направления. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, по образцу которой возникло множество подобных ассоциаций как в самих США, так и в Европе. К этому же периоду относится и основание профессиональных политологических журналов (например, журнал «Обозрение американской политической науки» издается с 1906 г.). В России формирование и развитие политической науки, равно как и других социальных и гуманитарных наук, проходило с некоторым запозданием и характеризовалось рядом особенностей. Надо сказать, что отдельные зачатки политических идей содержались уже в таких памятниках древнерусской литературы, как «Повесть временных лет» (1113), «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125). В них затрагивались, в частности, проблемы происхождения государства, укрепления княжеской власти, обеспечения единства русских земель. В «Поучении Владимира Мономаха» мы находим перечень качеств идеаль- ного христианского государя, который не терпит беззакония, защищает честь государства, несет ответственность за авторитет властей, судебные и воинские дела. В «Русской правде» (XI — XII вв.) были сформулированы нормы, регулирующие правовое положение различных слоев населения. Начиная с XIV—XV вв. по мере объединения русских земель вокруг Московского княжества, образования и укрепления единого Русского государства, а также возрастания значения и роли Православной церкви в жизни общества постепенно формировались идеи об особой роли Российского государства. На их основе была выдвинута концепция «Москва — Третий Рим», получившая свое законченное выражение в «Послании» псковского монаха Филофея к Великому князю Василию. Эта концепция послужила одним из важнейших компонентов идеи сильного централизованного государства и самодержавной царской власти, во многом определившей основной вектор развития России вплоть до XX в. Именно в этом русле в середине XIX в. была разработана государственная идеология, в основе которой лежала триединая формула: «самодержавие, православие, народность». В период царствования Екатерины II (1729—1796), которая осуществляла политику просвещенного абсолютизма, выдвинулась целая плеяда политических просветителей — Н. И. Новиков (1744— 1818), И. А. Третьяков (1735—1779), А. П. Сумароков (1717 — 1777). Они высказывались за повышение нравственных устоев политики, ратовали против дальнейшего закрепощения крестьянства. Особенно большой интерес представляют идеи А. Н. Радищева, который являлся принципиальным противником самодержавия. В качестве доказательства приверженности русского народа к республиканской форме правления А. Н. Радищев приводил пример Новгородской республики. Вслед за великим французским просветителем XVIII в. Ж.-Ж. Руссо он защищал идею народного суверенитета, рисовал будущее России на путях создания свободной, добровольной федерации городов, где именно народ должен занимать место «истинного государя». В своих произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «О законопослушании», «Проект гражданского уложения» А. Н. Радищев подчеркивал, что крепостное состояние противоречит естественному праву. Просветитель утверждал, что если государство издает законы, которые нарушают основные права граждан и не гарантируют неприкосновенность их жизни и имущества, то народ имеет право восстать против тирана. В XIX в. политическая мысль России получила дальнейшее развитие, чему в значительной степени способствовало усиление борьбы за отмену крепостного права, демократизацию общественно-политического устройства. Одним из первых русских реформаторов был М. М. Сперанский (1772—1839), занимавший пост статс-секретаря Александра I. Будучи противником крепостничества и неограниченной самодержавной власти, он предложил проект установления в России конституционной монархии с выборной Государственной Думой и системой представительных органов власти в лице губернских, волостных и окружных дум. Идеи М. М. Сперанского нашли, продолжение в программах политических преобразований, разработанных Н. М. Муравьевым, П. И. Пестелем и многими другими сторонниками введения в России представительного правления. К середине XIX в. сложились основные течения российской политической мысли: либерализм, консерватизм, радикализм, в полной мере проявил себя спор западников и славянофилов. Были сформулированы идеи русского конституционализма, парламентаризма, нашли своих приверженцев концепции гражданского общества и правового государства. Процесс формирования политической теории значительно ускорился после отмены крепостного права, проведения судебной и земской реформ, реформы армии и других преобразований в последние десятилетия XIX в. Эти реформы, ориентированные на утверждение начал гражданского общества и правового государства, ■ в огромной степени стимулировали интерес русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории представительных учреждений. Немалая заслуга в формировании дореволюционной российской политологии принадлежит Б. Н. Чичерину — автору нескольких фундаментальных трудов, в том числе пятитомной «Истории политических учений» (1887), «Очерков философии права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшую разработку эта проблематика получила в работах М. Я- Острогорского, П. И. Новгород цева, Л. И. Петражицкого, И. А. Ильина, Б. П. Вышеславцева, М. М. Ковалон-ского и других ученых, много сделавших для развития философии права, теории демократии, гражданского общества, правового государства. В принципе ра.шитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Однако в силу ряда причин в середине 20-х гг. процесс формирования политологии в нашей стране был прерван. Итак, в последние десятилетия XIX— начала XX в. сфера политического выделилась как самостоятельная подсистема общественной жизни. К этому периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных формах. Речь идет прежде всего о четком разделении властей, утверждении законодательной, исполнительной и судебной ветвей как самостоятельных институтов власти, партиях, избирательной системе, широком, а вскоре и всеобщем избирательном праве, государственной службе. Политическая наука как раз и стала дисциплиной, призванной изучать эти институты, явления и процессы. Следует отметить, что вплоть до первых десятилетий XX в. продолжались споры и дискуссии относительно «законности» права политической науки на существование. Разумеется, эти споры и дискуссии в каждой стране несли на себе печать национальных культурных и идейно-политических традиций. На равных употреб- лились термины «политическая наука», «наука о политике», «политология» и т. д. Все они имели довольно широкое и неопределенное толкование, охватывая политическую философию, историю, право, исследование государственно-правовых институтов и даже политэкономию. Показательно, что таких известных авторов, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето и др., с равным основанием относят к представителям социологии, политической социологии и политической философии конца XIX — начала XX в. Но по мере дальнейшего утверждения мира политического в современном понимании этого слова политическая наука все определеннее отпочковывалась от социологии, политэкономии, истории, юриспруденции. В конце XIX — начале XX в. были разработаны основополагающие политологические концепции, теории политики и мира политического. Среди основателей современной политологии следует назвать видного немецкого ученого М. Вебера, который положил начало рассмотрению политических явлений как особых реальностей, имеющих собственную логику развития и соответственно собственную историю. М. Веберу принадлежит классическая теория бюрократии, учение о типах легитимного господства, идея протестантской этики как движущей силы становления «духа капитализма». Итальянские исследователи В. Парето и Г. Моска, а также швейцарский политолог Р. Михельс, обратившись к реальным процессам властвования, пришли к выводу, что любая система правления независимо от формы политических институтов и господствующей идеологии носит, по существу, олигархический или элитистский характер. Они сформулировали теорию «циркуляции элит» и «железный закон олигархии», согласно которым любое общество неизбежно разделяется на хорошо организованное меньшинство власть имущих и отстраненное от реальной власти большинство. Все политические процессы, по мнению элитистов, определяются соперничеством, конкуренцией и сменой различных группировок элиты, стоящих у власти. Исходя из такой постановки вопроса, они считали основной задачей политической науки изучение элит, особенностей их функционирования и закономерностей смены у власти. В те же годы существенный вклад был внесен в разработку теории демократии, политического представительства, избирательных и партийных систем (М. Я. Острогорский, Дж. Брайс, В. Вильсон и др.). В конце XIX — начале XX в. были заложены основы современной политической социологии. Большую роль в этом сыграли работы М. Вебера, Р. Михельса и др. Но еще раньше, в 1898 г., русский ученый М. Я- Острогорский опубликовал на французском языке фундаментальный двухтомный труд «Демократия и политические партии». Лишь в конце 20-х гг. нашего века это сочинение было издано в русском переводе. На Западе М. Я. Острогорский по праву признан одним из основателей политической социологии, хотя в России до недавнего времени его имя было почти забыто. В период между двумя мировыми войнами развитие политической науки характеризовалось преобладанием американского влияния. Дело в том, что в 30—40-е гг. в США переместился центр социальных и гуманитарных наук. В силу целого ряда факторов, в частности установления в некоторых ведущих европейских странах тоталитарных режимов и подготовки ко Второй мировой войне, политологические исследования в Европе были либо свернуты, либо полностью подчинены идеологическим и политико-пропагандистским целям правящих режимов. Отмечалась небывалая в истории утечка мозгов и переселение интеллектуальной и творческой элиты из континентальной Европы в Америку. В период нацизма германская политология, по сути дела, была уничтожена. С 1932 по 1938 г. Германию покинуло более половины всех преподавателей высшей школы, а также множество видных представителей интеллектуальной и научной элиты: 3. Фрейд, К. Левин, Г. Маркузе, К. Мангейм, Э. Фромм, Т. Адорно и др. Такая же судьба постигла политическую науку в Италии, большинстве других европейских стран. Подчинение всего и вся целям идеологии и пропаганды девальвировало научное знание — власти не нуждались в получаемых социологами данных о распространении в обществе настроений недовольства, о масштабах бедности, им была не нужна политическая наука, не поставленная на службу режима. Трагически сложились судьбы социальных и гуманитарных наук в Советском Союзе. После революции 1917 г. многие российские философы, политологи, социологи либо сами выехали, либо были высланы за границу укреплявшими свою власть большевиками. В числе покинувших страну находились такие блестящие умы, как Н. А. Бердяев, О. Н. Лосский, С. Л. Франк, Я. Б. Струве, И. А. Ильин, П. А. Сорокин и др., получившие мировую известность своими выдающимися трудами по различным отраслям современного обществознания. Эти труды, составившие золотой фонд русского зарубежья, в последние годы возвращаются к нам и вносят неоценимый вклад в восстановление прерванной российской политологической традиции.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |