Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред­посылки которого можно найти уже на ранних ступе­нях




Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред­посылки которого можно найти уже на ранних ступе­нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про­исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на срав­нительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зави­симой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, ока­зывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности чело­века. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровож­далось различными магическими обрядами, символизи­ровавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравни­тельной этнографии позволяют хотя бы частично осве­тить этот этап развития человеческого мышления. Кон­кретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, оста­ются для нас более или менее гипотетическими.

Развитие практической деятельности человека пред­полагает совершенствование его способности предви­дения, основанную на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, пости­жении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоя­тельств и внутренних условий, характерных для опре­деленных областей и общностей. К важнейшим момен­там, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появле­ние абстрактных понятии, является важным свидетель­ством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений,


различные предметы культового характера свидетель­ствуют о том, что люди с незапамятных времен стре­мились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фан­тастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности че­ловеческого существования, так и постоянства движе­ния небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божествен­ного существования и действия. Неосознанным выра­жением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого суще­ствования были различнейшие погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.

Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей, проецируемое на отношения в обще­стве, весьма долго существовало во взглядах на мир, его начало и суть; не избавилась от него и фило­софия.

Все эти обстоятельства воздействовали на пред­ставления людей о природе и постепенно модифициро­вали их. Развитие мысли в области этой проблематики весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием рас­ширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание окружающего мира и челове­ческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла но­вые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышле­ния складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-эконо-


мическими условиями. Был целый ряд специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью опреде­лить. Мы стремились на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику, показать, как возникали предпосылки теоретического осмысле­ния мира и какими путями развивалась философия в колыбели цивилизации — на Востоке. Развитие фи­лософского мышления в странах Востока не составля­ло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют самостоятельные культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философ­ской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы и развитие социаль­но-экономических отношений происходило весьма ин­тенсивно. Этому динамичному развитию соответство­вала и накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и куль­туру в целом. Все эти различные сферы человечес'кой мыслительной активности выступали в древних ближ­невосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве существовали предпосылки для возник­новения различных научных дисциплин, включая фи­лософию. Основу этого богатого наследия восприняли греки прежде всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая фи­лософское мышление, невозможно представить без этой основы.

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако, здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоя­тельно. Предпосылки и начальные формы философ­ского мышления в Индии постепенно кристаллизова­лись в цельные философские системы, развитие кото­рых можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская традиция никогда пол­ностью не прерывалась, несмотря на различные поли­тические, социально-экономические и этнические изме-


нения. Она существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного насле­дия. Внешние влияния и контакты, о которых упоми­нается в главе, посвященной Индии, обогащали индий­скую философию, но не были определяющими для ее развития.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом Она развивалась са­мостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способ­ностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.

Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными государственными образованиями возни­кали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, кото­рые, к сожалению, в настоящем исследовании невоз­можно оценить и представить в достаточной мере.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.