Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение джайнизма и буддизма




В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндий­ском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремеслен­ное производство, торговля, углубляются имуществен­ные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производите­лей. Постепенно усиливается власть монархии, прихо­дит в упадок и теряет свое влияние институт племен­ной власти. Возникают первые большие государствен­ные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки


ь рамках единого монархического государства объеди­няется практически вся Индия. Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется имущественная дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний слой, который сосредоточивает в своих руках экономи­ческую и политическую силу; возрастает число зави­симых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философ­ской сфере. Традиционный ведический ритуализм и ста­рая, часто примитивная мифология не соответствуют новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, прин­ципиально независимых От идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное по­ложение брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в обществе. Вокруг глаша­таев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, естественно с различным тео­ретическим подходом к насущным вопросам. Из мно­жества новых школ всеиндийское значение приобре­тают прежде всего учения джайнизма и буддизма.

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из богатого кшат-рийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возра­сте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений прийти к принци­пам нового учения. Потом он занимался проповедни­ческой деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману называют также Джина (Победитель — имеется в виду победитель над круговоротом перерож­дений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей — тиртхака-ров (творцов пути), учение которых возникло в дале­ком прошлом. Джайнистское учение длительное время существовало лишь в виде устной традиции, и сравни­тельно поздно (в V в. н. э.) был составлен канон. По­этому не всегда легко отличить изначальное ядро джайнистской доктрины от позднейших интерпрета­ций и дополнений.

Джайнистское учение, в котором (как ив других


индийских системах) религиозные спекуляции смеши­ваются с философскими рассуждениями, провозгла­шает дуализм. Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива). Связую­щим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело карлш и дает возможность душе соединяться с грубой матери­ей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоян­но сопровождает душу в бесконечной цепи перерожде­ний. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, кото­рые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной в своей естественной.форме. Доб­рые кармы удерживают душу в круговороте перерож­дений. И лишь, когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобожде­ние от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролиро­вать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог — это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освобо­дилась из пут кармы и цепи перерождений. В джай-нистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и сам­сары возможно лишь при помощи аскезы и соверше­ния благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о пра­вильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда пра­вильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по сути большая или мень­шая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от самсары — сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему


не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических принципах, разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены различные клятвы, дава­емые монахами и монахинями. В них абсолютизирова­ны, в частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся полового воздер­жания, отстранения от мирского богатства; опреде­ляются нормы деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также различные умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть унич­тожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей степени обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднима­ются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива — аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о прост­ранстве и времени. Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания, которые касают­ся жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и ле­генды, связанные с личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира (нашей Земли).

С течением времени в джайнизме сформировалось два направления, которые отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаи­вали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие одежду), более умеренный подход про­возглашали шветамбары (буквально: одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохра­нился в Индии и поныне.

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возни­кает буддизм — учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583—483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает


пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жиз­ненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (бук­вально: Пробужденный) 2. В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает много­численная община монахов и монахинь; его учение приняли и большое количество людей, ведущих свет­ский образ жизни, которые стали придерживаться от­дельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записа­ны через несколько столетий после возникновения уче­ния. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.

Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения, тем не менее сейчас исследовате­ли в основном пришли к согласию относительно ос­новы доктрины, которую провозглашал сам Пробуж­денный.

Центром учения являются четыре благородные ис­тины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со стра­данием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозмож­ность достичь желаемого — это все ведет к страда­нию (1). Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ве­дущий к устранению страданий,— благой восьмерич­ный путь — заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, пра­вильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4).

Согласно буддийской традиции, эти идеи состав­ляли содержание первой проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью концепции, скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения, а использованные термины весьма неоп­ределенны.


Буддийский канон четырех благородных истин под­робно комментируется, развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный понятийный аппарат. В частности, говорится о факто­рах, которые образуют личность индивида. Всего выде­ляется пять групп этих факторов. Кроме физических тел (рупа) существуют психические, такие, как чувст­ва, сознание и т. д. Рассматриваются и влияния, дейст­вующие на эти факторы в течение жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению понятия «жажда» (тршна). Анализируется его возник­новение и влияние, выделяются три главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда воп­лощения (бхава) и жажда самоуничтожения (виб-хава). Постепенно понятием «жажда» замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторо­на учения приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание (авидья) — здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,— и исходя из этого конструируется сложная, двенадцатичленная верига причин возникновения страдания.

На этой основе разрабатывается содержание от­дельных разделов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное ре­шение понимается как решимость проявлять сочувст­вие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дру­жественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — знамени­тых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить жи­вым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напит­ками. Подвергаются анализу и остальные ступени восьмеричного пути, в частности последняя ступень — вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое че­тырьмя степенями погружения (джхана), относится к медитации и медитационной практике. В текстах ей


уделяется весьма много места, рассматриваются от­дельные аспекты всех психических состояний, которые сопровождают медитацию и медитационную практику.

Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, однако, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины (сангха) могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю спасения в каком-то из будущих существований и многочисленным группам светских буддистов. Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с по­мощью медитаций пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели— нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и — как говорится в текстах - исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время неко­торые направления ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма, про­возглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна («малая повоз­ка»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны («большая повозка») важную роль играет культ бодхисатв — индивидов, уже способных войти в нир­вану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувст­вует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматрива­ют Будду не' как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущ­ность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды — в образе человека — наполняет


все живое. Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием.

Кроме хинаяны и махаяны — этих главных направ­лений — существовал и целый ряд других школ. Буд­дизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.