Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские системы индуизма




В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии относительно давно: уже где-то во второй, половине 1-го тысячелетия н э. в большинстве облас­тей Индии можно считать новые производственные отношения доминирующими

К началу новой эры в идеологической сфере решаю­щие позиции завоевывает индуизм, являющийся про­дуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, насе­ляющих Индию. Происходит своеобразный религиоз­ный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд мест­ных культов. Легкость, с которой индуизм впитывал локальные культы и принимал божества, в значитель­ной мере способствовала его распространению среди всех этнических слоев разнородного индийского общества. Из всей плеяды божеств на первый план постепенно выдвигаются Вишну и Шива. Постепенно возникает новая мифология. С индуизмом связана богатая литература различных жанров. Наиболее из­вестным произведением является Бхагавадгита (бо­жественная песнь) — священная книга секты бхагава-тов, которая, в частности, посвящена этическим вопро­сам и провозглашает преданность обретшему форму личному богу Благодаря своему универсальному характеру она по сей день является священным тек­стом индуизма.

Философское обоснование индуизма заключается в шести системах (шад-даршана), в рамках которых возникает еще целый ряд школ. Несмотря на то что их концепции часто противоречивы, всех их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления (мукти) из пут кармы и цепи перерожде­ний. Эти системы (они сформировались по преиму­ществу в первых столетиях н. э.) неустанно развивают­ся, и постепенно вокруг них возникает богатая ком­ментаторская литература. Здесь будут представлены только основные тезисы этих философских систем.


Санкхья. Хотя санкхья и является, видимо, старей­шей из всех философских систем индуизма, первый трактат этой философской школы, автором которого является Ишваракришна, относится к IV в. н. э. Из эпосов и других многочисленных источников можно заключить, что санкхья уже примерно в III столетии до н. э. была самостоятельным учением. Со временем она претерпевала существенные изменения, и в наши дни нелегко различить все фазы ее развития, особенно более ранние. В источниках раннего периода санкхья называется учением о том, что «основа мира «сть нечто, что лишено сознания». Санкхья учит, что су­ществует первичная материальная первопричина мира — пракрита (материя,-природа). Сначала прак-рити существовала в аморфной, нерасчлененной фор­ме, а ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гуна). Таковыми являются ^раджас (стремление), тамас (тьма) и саттва (ясность). В каждой вещи, согласно ее характеру, преобладает один' из этих трех качест­венных элементов. В вещах, тяготеющих к красоте, мудрости или правде, преобладает саттва, тогда как тамас является решающим элементом всего пас­сивного, ограниченного или темного. Все активное, энергичное и агрессивное содержит преимущественно раджас.

Наряду с пракрити в санкхье признается существо­вание абсолютной души (пуруши), которая независи­ма от материальной основы мира. Ее нельзя наблю­дать и обнаружить, несмотря на то что она присут­ствует во всех вещах и существах, которые существу­ют благодаря ее наличию. При соединении пракрити и пуруши (природы и духа) возникает двадцать пять исходных принципов, среди которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и т. д.) суще­ствуют и духовные (интеллект, самосознание). Отно­шение между двумя элементами объективной реаль­ности (пракрити и пуруши в изложении философии санкхья) сложное, и его оценка далеко не однозначна и ныне. Из трактата Ишваракришны и других сочине­ний ясно, что санкхья является дуалистической философией, но представляется, что материалистиче­ская тенденция в этом учении,.особенно на ранних фазах развития, весьма значительна. Санкхья оказала


большое влияние на другие религиозно-философские системы и на индийскую культуру.

Йога. Вторым столетием н. э. датируется осново­полагающее произведение философии йоги, созданное Патанджали. Его работа, написанная в весьма лако­ничном стиле, часто комментировалась, и такие авто­ры, как Вьяса (ок. IV в.), Вачаспати и многие другие, стремились не только подробно рассматривать учение этой школы, но и разрабатывать и обогащать ее тер­минологию и некоторые другие аспекты. Философия йоги, делающая акцент на исследование психологи­ческих категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медита­ции различных ранее существовавших систем (в широ­ком смысле слова термин «йога» употребляется для обозначения медитационной практики). Йога также весьма близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, прежде всего учение о дуа­лизме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. Эти фундаментальные положения в йоге, однако, дальше не развиваются, и она ориенти­руется на конкретные психические вопросы. Централь­ной категорией для нее становится читта, принимаю­щая форму всех потенциальных психических состоя­ний. Главная суть читты остается неизменной, а от­дельные проявления (конкретные психические состоя­ния) являются их модификациями, лучше сказать — деформациями, ее развития. Практически известные психические состояния, которые непосредственно на­блюдаемы, философия йоги называет клеша, она их подробно перечисляет и анализирует.

Важным элементом всей системы, является описа­ние правил психологически ориентированной трениров­ки; ее отдельные ступени содержат самообладание (яма), овладение дыханием при определенных положе­ниях тела (асана), изоляцию чувств от внешних влияний (пра-тьяхара), концентрацию мысли (дхара-на), медитации (дхьяна) и, наконец, состояние оттор­жения (самадхи) — освобождение от телесной оболоч­ки. В йоге разработаны также технические аспекты этой тренировки. Философия йоги, в частности на более поздних фазах развития, признает существова­ние абсолютного существа, которым является Ишвара. Он в своей сути совершенен и помогает последовате-

36 •


лям своей школы добиться (при прохождении через все ступени психологического обучения) освобождения души из пут кармы и самсары.

Вайшеишка. Основателем другой индуистской системы — школы вайшешика — был Канада (I в.). Самый ранний этап системы вайшешика содержит четкие материалистические тенденции. Основные те­зисы этой школы исходят из того, что существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом (ану). В понимании вайшешиков, атомы вечны, неуничтожимы, никем не созданы. Обладают они также и различными качества­ми (гуна), которых насчитывается семнадцать. Из всегда временного соединения атомов возникают оду­шевленные и неодушевленные предметы, доступные на­шим чувствам. Перерождение в таком случае является результатом постоянного соединения и разъединения атомов. В текстах вайшешиков говорится о том, что атомы шаровидны (паримандала). Вайшешика делит категории на общие (саманья) и частные (вишеша) (отсюда и название всей школы), которые содержатся во всех предметах, и на их основе можно эти пред­меты различать. При всех качественных и количествен­ных различиях все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность, ибо они состоят из субстанций (дравья), которых всего девять. Речь идет о субстан­циях, имеющих материальную основу (вода, огонь, земля, эфир), однако в вайшешике признается- и существование нематериальных субстанций, это — душа (атман), состоящая из психических качеств. Душа нематериальна, вечна и бесконечна, существует в двух формах: ишвара или параматман (абсолютная, или высшая, душа), в своей сути совершенная и вездесущая, и индивидуальные души (атман), которые странствуют в бесконечном коловращении жизней.

Ньяя. С вайшешикой тесно связана школа ньяя. Обе системы в определенном смысле дополняют друг друга — ньяя переняла метафизику вайшешики; тексты обеих школ не полемизируют друг с другом. Основателем ньяи считается Акшапада Готама (или Гаутама), его деятельность относится к началу нашей эры. Ньяя — система, в которой делается упор на


исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Трактат Готамы часто подвергался комменти­рованию, и постепенно (на основе этих комментариев) возник целый ряд направлений и школ индийской логики (также называемых ньяя). К известным ком­ментаторам и логикам принадлежали, в частности, Пакшиласвамин Ватсьяяна и Пашупатачарья Бхарад-ваджа и ряд других. Позже возникла навьяньяя (новая ньяя), среди ее сторонников были, Гангеша (ок. XIII в.), Джаядева Пакшадхара, Рагхунатха Широмани (оба жили на рубеже XV — XVI вв.), Матхуранатха Таравагиша (ок. 1600—1675) и многие другие.

Как отмечалось, в ньяе особое внимание уделяется проблемам логики и гносеологии, в частности сред­ствам надежного, достоверного познания (прамана), вводится несколька источников познания, которыми являются чувствование, заключение и заключение по­средством аналогии. Согласно некоторым школам, к этим источникам присоединяется и шабда (слово) — ссылка на авторитет ведических текстов и других ис­точников. Материалистические же направления допус­кали в качестве средства познания только чувствова­ние. В текстах ньяи подробно разрабатывались раз­личные категории, например сообщение, объект по­знания и т д.; излагались принципы логического анализа, проблемы критерия истинности и др. Интерес­ным является также введение понятия силлогизма, необходимого для подтверждения правильности заключения. В большинстве школ используется пяти-членный силлогизм (последние два его члена иногда считают тавтологическими), который содержит сле­дующие члены (приводятся примеры, часто цитируе­мые в текстах ньяя):

1) тезис (пратиджня) —На горе огонь,

2) довод (хету) — (потому что там) дым,

3) пример (удахарана) — где дым, там и огонь, как в очаге,

4) аппликация (упанаяна) — то же и здесь,

5) вывод (нигамана) — тогда это так (т е. соот­ветствует тезису)

Примеры часто присутствовали в изложении не только силлогизмов,..но и других категйрий, которые ньяя 'развивала. Примеры должны были подкреплять


аргументацию и часто помогали понять очень лаконич­ные формулировки основных тезисов.

Миманса. Первым сохранившимся текстом школы миманса является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в. до н. э. и II в. н. э.). Ввиду того что миманса первоначально была системой правил, помо­гающих -пониманию Вед, то развивалась она с давних пор. Среди представителей этой школы возникли два направления, из них более ранним является учение Прабхакары, несколько позже работал Кумарила (приблизительно между VII и VIII вв.).

Миманса провозглашает возврат к Ведам; согласно этому учению, единственным путем освобождения из пут самсары и кармы является последовательное выполне­ние того, чему учат 'Веды. Миманса не только воспри­нимает ведические тексты как высший авторитет, но и видит в них сверхчувственную универсальную субстан­цию, которая существует вечно и является абсолютной. 'Иногда эти тексты полностью идентифицируются с брахмой. Миманса утверждает, что с помощью теории познания можно не только достичь правильного понима­ния сути вещей, но и постичь основополагающие мета­физические понятия. Некоторые понятия, с помощью которых исследуются источники правильного знания (парамана), сравнимы с некоторыми понятиями логики. Сюда относятся, например, чувственное восприятие (пратьякша), логическое заключение (анумана) или сравнение (упамана). Другие источники правильного знания, которые миманса признает, находятся в тесной связи с ядром учения Вед. Это, в частности, слово (шабда), подразумевающее ссылку на.авторитет Вед, далее очевидность (артхапати) или отсутствие (абха-ва), показывающее, что иногда не существует средств для того, чтобы понять подлинное содержание ведиче­ского слова и ведических ритуалов. Веды становятся практически единственным источником познания, а приведенные источники правильного знания — не что иное, как средства, при помощи которых можно черпать из этого источника. В текстах мимансы отводится много места различным изложениям отдельных ведических ритуалов, некоторые положения сопровождаются мно­гочисленными примерами и т д. Позже в учение ми­мансы вводятся и некоторые новые категории, которые сначала не являлись интегральными элементами систе-


мы. Интересно, например, их учение о языке и восприя тии слов, которое развивал, в частности, Прабхакара

Веданта. Содержание этой философской системы отражено в значительной степени в названии; веданта буквально означает конец Вед. В своей основе веданта представляет систематическую обработку тезисов упа-нишад, ведических текстов, часто на мистической осно­ве. Самым старым источником при изучении веданты является трактат Бадараяны (II в.). Он представляет собой весьма сжатый текст без всяких комментариев и практически непонятен. Бадараяна излагает в нем учение нескольких школ веданты. Вскоре возникают комментарии (первый из них написал Гаудапада), некоторые из них, в частности комментарии Шанкары (между VIII и IX вв.) и Рамануджи (XIII в.), имели большое значение для развития веданты. Позже наибо­лее известными комментаторами были Мадхва, Вал-лабха и Нимбарака. Содержание отдельных коммента­риев сильно различается.

Веданта отрицает положение о том, что мир являет­ся продуктом взаимодействия материальных сил с един­ственной реальностью, из которой все выводится, при­знает брахму, понимая ее как абсолютную духовную сущность мира. Согласно Шанкаре, мир явлений, ко­торый мы воспринимаем чувствами, вызван воздействи­ем иллюзий (майя) с их тремя ингерентными качест­вами (гуна). Мир явлений только кажимость, причина которой кроется в незнании (авидья). Незнание приво­дит к тому, что человеку мир представляется как настоящий (в пространстве и во времени), а брахма (абсолютная неопределяемая сущность мира) — как персонифицированное наивысшее существо (Ишвара). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), т. е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины. На ее основе достигается позна­ние того факта, что мир во всей его изменчивости — сплошной обман и что неизменной реальностью являет­ся брахма, с которой идентифицируется индивидуаль­ная душа (атман). Путь к достижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и прежде всего в медитации, которая понимается как концентри­рованное размышление о скрытых проблемах упанишад. При медитации важна помощь учителя.

Система Шанкары осложнена целым рядом терми-


нов, при помощи которых излагается множество фило­софских проблем. Его учение содержит и многое из предшествующих традиций (культ богов, система каст, индуистские ритуалы и т. д.). Все это пропитано мис­тической теорией познания.

Изложение тезисов Бадараяны различно в интерпре­тации отдельных школ, полемика по этому поводу между их представителями обширна, но главная цель всех направлений веданты остается неизменной — осво­бождение индивидуальной души из самсары, основан­ное на ее единстве с брахмой. Путем к этой цели является преодоление незнания, прежде всего при помо­щи различных методов медитации.

На учение веданты во многом опирались и реформа­торы индуизма, такие, как Вивекананда (1862— 1902) *, Рамана Махараши (ум. в 1952) и многие другие.

* Здесь и далее в некоторых местах даты не всегда совпадают с указанными в русских изданиях.— Пер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.