КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию Общее представление о психологии как науке Основные положения раздела Общее представление об объекте и предмете психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Описательные характеристики психических явлений. Классификация психических явлений и процессов. Психические состояния: классификация, функции, роль и место среди других психических явлений. Плюрализм подходов к решению проблемы предмета в современной психологии. Специфика психологического познания. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки (Л.С.Выготский). Психология как наука в системе «трех координат»: предметно-логический, социальный и личностный аспекты развития психологического знания (М.Г.Ярошевский). Сферы проявления психической жизни человека и психологического знания. Житейская и научная психология: связь и различия. Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной и духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения. Общее представление о методах психологии (наблюдение, эксперимент, их виды в психологии; психодиагностические тесты; анализ продуктов человеческой деятельности и др.). Возможные классификации методов. 1. Общее представление об объекте и предмете психологии. 2. Специфика психологического познания. 3. Факторы развития психологического знания. 4. Место психологии в системе наук. 5. Структура психологии. 6. Объяснительные принципы психологии. 7. Методы психологического исследования. 8. Житейская и научная психология: связь и различия. Отвечая на первый вопрос, назовите основные этапы в истории развития представлений о предмете психологического познания. Раскройте понимание предмета в современной психологии и дайте описательную характеристику психическим явлениям человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства личности). Объясните сущность проблемы плюрализма относительно предмета современной психологии и охарактеризуйте возможные подходы к её решению. При ответе на второй вопрос раскройте конкретные параметры отличия психологии от других наук (по специфике предмета, задачам, научным предпосылкам и др.). Приведите примеры, раскрывающие естественнонаучную и гуманитарную специфику психологии, возможности управления человеком, одновременного выполнения человеком функций субъекта и объекта психологического познания. Ответ на третий вопрос начните с объяснения значения внешних и внутренних факторов в развитии психологической науки (Л.С.Выготский). Охарактеризуйте психологию как науку в системе «трех координат»: предметно-логической, социальной и личностной (М.Г.Ярошевский). Приведите примеры влияния данных факторов на возникновение, распространение, развитие психологических концепций. При ответе на четвертый вопрос, приведите известные Вам классификации наук (Б.М.Кедров, Ж.Пиаже, Г.Саймон и др.). Охарактеризуйте связь психологии с философией, естественными и общественными науками. Приведите примеры, раскрывающие роль психологического знания в педагогике, экономике, технических науках и др. Пятый вопрос начните с выделения возможных критериев классификации отраслей современной психологии. Дайте характеристику отраслям психологии, изучающим различные аспекты развития психики, деятельности человека, отношения личности и общества, а также, возникшим на стыке с другими научными дисциплинами. Покажите роль общей психологии в данной структуре. Объясните специфику теоретических и прикладных отраслей психологии, соотношение науки и практики в современной психологии. Отвечая на шестой вопрос, дайте определение методологии науки и объяснительного принципа. Раскройте сущность основных объяснительных принципов психологии (принцип развития, принцип системности, принцип детерминизма). Поясните, как изменилось содержание принципа детерминизма в истории психологии. Приведите примеры из психологической практики, отражающие сущносрассмотренных объяснительных принципов.. Ответ на седьмой вопрос начните с определения понятий «метод» и «методика». Охарактеризуйте основные общенаучные (наблюдение и эксперимент) и собственно-психологические методы исследования; назовите их разновидности, условия применения, достоинства и недостатки. Опишите классификацию методов, данную Б.Г.Ананьевым. При ответе на последний, восьмой вопрос назовите сферы проявления психической жизни человека и психологического знания (религиозные и культовые обряды, художественное творчество и фольклор, социальные практики и быт человека). Выделите основные критерии отличия житейской и научной психологии. Приведите примеры, отражающие связь житейской и научной психологии. Практические задания 1) Составьте аннотацию к статье А.Р.Лурия [13]*. 2) Составьте по 5 вопросов к работам Петухова В. В., Столина В. В. [14]*, Б.Ф.Ломова [12]*, В.А.Иванникова [11]* с целью проверки усвоения содержания данных работ другими студентами (для использования данных вопросов на семинарском занятии). 3) Заполните таблицу: «Объяснительные принципы психологии»
4) Заполните таблицу «Этапы развития представлений о предмете психологического познания»
5) Составьте матрицу характеристик научной и житейской психологии по заданным критериям:
6) Законспектируйте характеристики основных отраслей психологии. 7) Запишите примеры психических процессов (эмоциональных, познавательных, волевых), психических состояний и свойств личности (не менее 7 – 10 примеров для каждого психического явления). Тестовый материал для самоконтроля 1. Методология любой науки … а) представляет собой результат процесса познания б) определяет способы достижения и построения знания в) является предметной поддержкой учебной деятельности г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности 2. Отношение научной психологии к житейскому психологическому опыту наиболее точно можно выразить следующим образом: а) Научная психология чаще всего опровергает житейский опыт б) Научная психология чаще всего опровергается житейским опытом в) Научная психология никак не связана с житейским опытом г) Научная психология опирается на житейский опыт и черпает в нем свои задачи 3. Один и принципов отечественной психологии, утверждающий, что особенности психики определяются образом жизни человека, называется: а) принципом детерминизма б) принципом развития в) принципом единства сознания и деятельности г) культурно - исторической теорией 4. Термин "психология" в буквальном переводе означает: а) наука о себе б) наука о духе в) наука о душе г) наука о сознании 4. Кто из перечисленных ниже ученых в своей классификации наук отводит центральное место психологии? а) Владимир Иванович Вернадский б) Бонифатий Михайлович. Кедрова в) Михаил Васильевич Ломоносов г) Фрэнсис Бэкон 5. Объектом психологической науки является: а) лабораторный эксперимент б) деятельность человека в) человек или группа людей г) все ответы верны 6. Психология как самостоятельная наука оформилась: а) в VI веке до н.э. б) во второй половине ХIХ века в) в первой половине ХХ века г) в 70-е г.г. XX в. 7. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта: а) Вильямом (Уильямом) Джемсом б) Германом Эббингаузом в) Вильгельмом Вундтом г) Христианом Вольфом 8. Предметом современной психологической науки является: а) душа б) сознание в) все внешненаблюдаемые реакции человека г) факты, закономерности и механизмы психики 9. Основными общенаучными методами психологии являются: а) тестирование и эксперимент б) эксперимент и наблюдение в) наблюдение и социометрия г) интроспекция и моделирование 10. Субъектом научного психологического познания является: а) научное психологическое сообщество б) личность в) группа любителей психологии г) этническая группа 11. Основными научными объяснительными принципами психологии являются: а) принципы системности, ассоциации и развития б) принципы системности, развития и детерминизма в) принципы субъективности, детерминизма и развития г) принципы развития, детерминизма и механицизма 12. Фундаментальной теоретической отраслью психологии является: а) психотерапия б) психодиагностика в) общая психология г) все ответы верны 13. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуально - психологические особенности людей: а) общая психология б) дифференциальная психология в) возрастная психология г) экспериментальная психология 15. Отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности у представителей различных этносов - это а) этология б) этнопсихология в) социальная психология г) историческая психология 14. Метод, основанный на анализе личностных особенностей по субъективной интерпретации испытуемыми тестового материала называется: а) метод наблюдения б) контент-анализ в) анамнез г) проективный метод 15. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени - это а) сравнительный метод б) эмпирический метод в) лонгитюдный метод г) метод наблюдения 16. Активное вмешательство в изучаемое явление предполагает такой метод психологии, как а) наблюдение б) беседа в) эксперимент г) экспертиза 17. Переменная, которую исследователь вводит сам и с помощью которой осуществляет воздействие: а) независимая переменная б) зависимая переменная в) диаметральная переменная г) вертикальная переменная 18. Сравнительный метод исследования - это: а) исследование межличностных отношений в группе б) сопоставление психологических характеристик между различными группами людей в) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых г) исследование с помощью опроса. Литература 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО). 2. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Уч.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005. 3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. (Гриф УМО). 4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2004. (Гриф УМО). 5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО). 6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО). 7. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005. 8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие курсу «Психология человека» - М.: Педагогическое общество России, 2004. 9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – Т.1. – М., 1996. 10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособ. – СПб., 2000. 11. *Иванников, В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.35 – 39. 12. *Ломов, Б. Ф. Психология в системе научного знания // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984, с. 11—24. 13. *Лурия, А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки // Эволюционное введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 9—32. 14. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.22 – 34. 15. *Петухов Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21. 16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998. РАЗДЕЛ II
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |