Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение выгодности применения бортового автомобиля и самосвала. 3 страница




 

Таблица 2.59– Структура парка подъемно-транспортных машин

 

Перемещение груза Машины прерывного действия Машины непрерывного действия
Горизонтальное перемещение груза Ручные и механические тележки, механические лопаты, скреперы Конвейеры, наземные дороги с механической тягой
Вертикальное перемещение груза Тали, штабелеукладчики, грузовые лифты, ковшовые подъемники Элеваторы, многолюлечные подъемники
Смешанное перемещение груза Самоходные погрузчики, электротали, краны Пространственные конвейеры, подвесные канатные дороги

 

Фактической выработкой машины называется количество ресурсов, перерабатываемых в среднем за 1 час или одну смену работы в течение установленного периода времени.

Производительность машины (т/ч) периодического действия определяется по формуле:

 

Qч = q * n * α = qгр * n, (2.255)

 

где q – грузоподъемность машины, т;

α – коэффициент использования машины по грузоподъемности;

qгр – количество груза, перемещаемое машиной за один цикл, т;

n – количество выполненных циклов (рейсов) за час

 

n = 3 600 / T, (2.256)

 

T – время, затрачиваемое на один цикл, с.

Под полным циклом понимается ряд операций, которые необходимо выполнить машине при перемещении материала с одного места на другое. В том случае, когда все операции производятся последовательно, время полного цикла определяется по формуле:

 

m

T = tп + tp + Σ ti, (2.257)

i=1

 

где tп – время, затрачиваемое на погрузку или захват материала, с.;

tp – время, затрачиваемое на разгрузку или освобождение материала от захвата, с.;

m

Σ ti – время, затрачиваемое на соответствующие операции, выпол-

i=1

няемые машиной, с.

Однако, для некоторых погрузочно-разгрузочных машин (кранов и др.) необходимо предусматривать возможное совмещение движений в работе машины. Тогда время полного цикла

 

Тц = Т * φ, (2.258)

 

где φ – коэффициент совмещения движений или операций. Так, например, для мостового крана φ = 0,8, а для передвижного стрелового крана φ = 0,7.

Производительность подъемно-транспортных машин (т/ч) непрерывного действия определяется по формуле:

 

Qч = 3,6 * q1 * V, (2.259)

 

где q1 – средняя интенсивность нагрузки, приходящейся на один погонный метр длины загруженной части машины;

V – скорость перемещения груза, м/с.

При ручной загрузке машин их производительность лимитируется количеством материала, которое может быть подано грузчиками. В этом случае производительность машины определяется по формуле:

 

Qч = m1 * qЗ, (2.260)

 

где m1 – количество грузчиков, обслуживающих машину, чел.;

– норма выработки в час на одного грузчика, т.

Потребное количество погрузочно-разгрузочных машин периодического или непрерывного действия при заданном суточном грузообороте и часовой производительности машин рассчитывается по формуле:

 

k = Qc / (Qч * Т1), (2.261)

 

где Qc – суточный грузооборот, т;

Т1 – время работы механизма за сутки, ч.

Необходимый парк погрузочно-разгрузочных и транспортных машин устанавливается по количеству машин, находящихся в работе и ремонте.

Размещение грузов в складских помещениях производится по сортам, размерам, местам укладки, частоте потребления, поточности перемещения и т.д. При выборе схемы размещения и хранения груза учитываются способ хранения грузов, тип и параметры подъемно-транспортного и складского оборудования зоны хранения.

По признаку производственного изготовления или потребления различают партионный, комплектный и сортовой способы хранения.

По характеру заполнения складского объема различают напольный, подвесной и комбинированный способы хранения.

В зависимости от раскладки материала напольный способ хранения подразделяется на штабельный, стеллажный и смешанный способы.

Штабельное хранение применяется в том случае, когда складируемые ресурсы можно расположить в несколько штабелей с учетом требований сохранности грузов, техники безопасности и охраны труда. Этот способ целесообразен для хранения грузов, затаренных в ящики, бочки, мешки, а также массовых навалочных грузов.

При штабельном хранении тарно-штучные грузы укладывают на пол или площадку сплошным штабелем или с промежуточными прокладками между рядами. Преимущества этого вида хранения ресурсов состоят в обеспечении высокой плотности укладки, рациональном использовании площади зоны хранения, исключении необходимости установки металлоемкого и дорогого стеллажного оборудования. К недостаткам способа штабельного хранения следует отнести небольшую высоту штабелирования, ограниченную требованиями сохранности груза, техники безопасности и охраны труда, недостаточную эффективность использования подъемно-транспортного оборудования, ограниченность номенклатуры хранимых грузов.

Использование зоны хранения при штабелировании грузов существенно зависит от способа размещения поддонов, вида штабелируемого оборудования, ширины пролетов.

Стеллажное хранение обеспечивает большую высоту укладки грузов, механизацию и автоматизацию складских работ, поточность складского технологического процесса.

Различают два вида хранения грузов в стеллажах: стеллажно-неподвижное и стеллажно-подвижное (динамическое).

При стеллажно-неподвижном хранении размещение груза в стеллажах может быть фиксированным, когда за каждым грузом закреплены определенные ячейки стеллажей, или свободным (обезличенным), когда для укладки поступившего груза используется любая свободная ячейка.

При фиксированном размещении вся номенклатура хранимых ресурсов заранее распределяется по ячейкам стеллажей в соответствии с нормируемым запасом и заносится в картотеку с указанием номера ячеек. По картотеке определяется место нахождения груза при его выдаче или место укладки при приемке и наличие свободных ячеек. Распределение ячеек производится, как правило, с учетом оборачиваемости грузов.

Недостатком этого способа является необходимость проведения большой подготовительной работы по распределению ячеек между грузами и нерациональное использование складского помещения, вызванное наличием большого числа свободных ячеек при случайном характере поступления грузов. Последнее обстоятельство возникает в связи с тем, что количество ячеек в стеллажах рассчитано на хранение максимального количества груза, а не на его средние запасы.

При свободном размещении грузов емкость склада рассчитывают, исходя из среднего запаса всех хранимых материалов, так как несмотря на случайный характер колебаний запасов отдельных ресурсов, суммарный их запас меняется незначительно.

Поиск ресурсов и определение свободных ячеек при свободном хранении связаны с большими трудностями. Поэтому на крупных складах такое хранение возможно только при автоматизации учета ресурсов с применением ЭВМ. При использовании ЭВМ для учета ресурсов и свободных ячеек появляется возможность уложить грузы таким способом, при котором производительность подъемно-транспортного оборудования будет максимальной.

При стеллажно-подвижном хранении ресурсов значительно улучшается использование площади и объема склада за счет сокращения ширины проездов между стеллажами.

Подвижное хранение ресурсов может осуществляться в подвижных стеллажах с фиксированным положением ресурсов или в неподвижных стеллажах с ресурсами, перемещающимися вдоль полок самопроизвольно (под действием силы тяжести), или принудительно (с помощью различного типа приводов).

Выбор способа хранения ресурсов (штабельное или стеллажное) осуществляется с учетом результатов технико-экономических расчетов. Критерием, определяющим данный выбор, является минимум совокупных затрат на одну тонну складируемых ресурсов. Штабельное хранение целесообразно при наличии пяти и более грузовых единиц с однородным видом ресурсов. При меньшем их количестве грузовых единиц более эффективно стеллажное хранение ресурсов.

 

2.6.1.3 Управление запасами

 

Основными задачами управления запасами в логистической системе являются:

- анализ состояния изменения запасов;

- установление приоритетов управления запасами;

- выбор модели управления запасами;

- определение количества закупаемых ресурсов;

- определение времени оформления заказа на ресурсы.

Рассмотрим их более подробно.

Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в деятельности логистической системы. Положительная роль заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процессов закупки, производства и сбыта продукции, являясь своеобразным буфером, сглаживающим непредвиденные колебания спроса, нарушение сроков поставки ресурсов, повышают надежность логистического менеджмента.

Негативной стороной запасов является то, что в них иммобилизуются значительные финансовые средства, которые могли бы быть использованы предприятиями на другие цели, например, инвестиции в новые технологии, исследования рынка, улучшение экономических показателей деятельности предприятия и др. Кроме того, большие уровни запасов готовой продукции препятствуют улучшению ее качества, так как предприятие прежде всего заинтересовано в реализации продукции до инвестиций для повышения ее качества. И, наконец, наличие значительных запасов в сферах закупки, производства и сбыта, препятствуют внедрению логистики как концепции управления предприятиями, так как изолируют звенья логистической системы, и, следовательно, отдельные этапы логистического процесса друг от друга.

Исходя из этого, возникает проблема обеспечения непрерывности логистических и технологических процессов при минимальном уровне затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в логистической системе.

Запасы можно классифицировать следующим образом:

1) запасы в логистических системах обеспечения ресурсами и реализации продукции и услуг – запасы в пути следования от поставщика к потребителю, на складах готовой продукции предприятий-изготовителей, на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях;

2) запасы в пути (транспортные запасы) – запасы продукции производственно-технического назначения, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки - территориального перемещения от поставщиков к потребителям или на предприятии оптовой торговли.

Транспортные запасы создаются на всех видах транспорта, участвующих в перевозке ресурсов. В связи с этим они классифицируются на запасы железнодорожного, речного, морского, автомобильного и воздушного транспорта. Время нахождения ресурсов в транспортных запасах включает время движения ресурсов, которое зависит от расстояния перевозки, вида транспорта, способа транспортировки; время для совершения различных маневровых работ; время погрузочно-разгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой.

Пример 2.31. Определить характер изменения транспортных запасов, используя рисунок 2.102. Данные для построения графика, представленного на рисунке 2.102, приведены в таблице 2.60.

Среднее время нахождения ресурсов в пути равно 1320 / 180 = 7, 33 суток.

Средний запас равен 1320 / 30 = 44 т.

Среднесуточная отгрузка ресурсов составила 180 / 30 = 6 т.

Заметим, что 6 * 7, 33 = 44 т.

Таким образом, транспортный запас (Зт) определяется по формуле

 

Зт = Ротгр * tтр, (2.262)

 

где Ротгр – среднесуточная отгрузка ресурсов, т;

tтр – время транспортировки ресурсов.

3) запасы неликвидных средств производства – длительно неиспользуемые (нереализуемые) производственные или товарные запасы;

 

Qтр, т

 

 

 

 

 

 

 

0 5 10 15 20 22 25 t, дни

 

Рисунок 2.102 – Изменение уровня транспортных запасов

 

Таблица 2.60 – Данные для построения графика изменения уровня транспортных запасов за месяц (30 суток)

 

Номер отгрузки Дата отгрузки ресурсов Количество, т Время нахождения ресурсов в пути, сутки Всего:
         
         
         
         
         
Итого:        

 

4) запасы переходящие – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода;

5) запасы подготовительных средств производства – часть запасов средств производства, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям: оформление приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации и т.п.;

6) запасы производственные – часть совокупных средств производства, предназначенная для производственного потребления, находящаяся на предприятиях-потребителях;

7) запасы сезонные средств производства – запасы, образующиеся при сезонном характере производства продукции или при сезонном характере производственного потребления, а также при сезонном характере транспортировки;

8) запасы совокупные средств производства – общий объем запасов продукции производственно-технического назначения, включающий запасы средств и предметов труда, предназначенные для обеспечения непрерывности производства и бесперебойности материально-технического обеспечения потребителей;

9) запасы страховые (гарантийные) средств производства – запасы, предназначенные для непрерывного обеспечения производства в случае непредвиденных обстоятельств;

10) запасы текущие средств производства – основная часть производственных запасов и товарных запасов средств производства; обеспечивают непрерывность обеспечения производства между двумя очередными поставками ресурсов;

11) запасы товарные – запасы готовой продукции у поставщиков и в логистических системах обеспечения ресурсами и реализации продукции и услуг;

12) запасы у поставщиков средств производства – товарные запасы продукции производственно-технического назначения, находящиеся на предприятиях-изготовителях, на предприятиях оптовой торговли, предназначенные для реализации (сбытовые запасы).

Исходным моментом в анализе запасов является их учет. Размер запасов как в целом, так и в потоварном разрезе учитывается всеми хозяйствующими субъектами. Выделяются три основных метода учета запасов:

- инвентаризация;

- оперативный учет;

- балансовый метод.

Инвентаризация основывается на сплошном подсчете всех товаров. Преимуществом этого метода является точность полученных результатов. Однако информация, полученная с помощью инвентаризации, весьма ограничена для ее использования в статистическом исследовании, так как чаще всего этот метод применяется в ревизионных целях. Он также весьма трудоемок и экономически не выгоден, так как на время проведения инвентаризации приходится полностью закрывать проверяемое предприятие.

Более простым в организации проведения является оперативный учет, который отличается от инвентаризации тем, что ведется подсчет не товаров, а товарных мест (ящиков, мешков, рулонов и др.). Полученные результаты в дальнейшем пересчитываются по имеющимся нормам с целью получения полного количества товаров, которое затем оценивается в текущих ценах.

Балансовый метод основан на использовании следующей формулы:

 

n n1 n2 n3 n4

Σ Зкi = Σ Знi + Σ Пi - Σ Qi - Σ Рдi, (2.263)

i=1 i=1 i=1 i=1 i=1

 

где Зкi и Знi – запасы i -го товара, соответственно, на конец и начало анализируемого периода;

Пi – объем потребления i -го товара;

Q i – объем товарооборота i -го товара;

Рдi – документированный расход i -го товара, который не был реализован (например, возврат товаров на склад).

Рассмотрим систему показателей статистики запасов.

1) объем запасов (в натуральном и стоимостном выражении) как в целом, так и по предприятиям, фирмам и т.д.;

2) структура запасов. Эта группа характеризуется показателями запасов отдельных товаров, товарных групп и комплексов в натуральном и стоимостном измерении, в процентах к общему итогу, по отношению друг к другу. Здесь следует выделить показатель роли переходящего запаса в формировании запасов, характеризующий их долю в общем объеме созданных запасов и определяемый как отношение запасов на начало периода к балансовому итогу

 

ΔЗп = Зн / (Зн + П), (2.264)

 

где ΔЗп – доля переходящего запаса;

З н – запасы на начало периода;

П – совокупность поступлений товаров за счет всех имеющихся источников;

3) уровень запасов как в целом, так и по отдельным видам продукции. Здесь выделяют:

а) средние запасы за конкретный период времени. В зависимости от объема информации средние запасы могут быть рассчитаны по формуле:

- простой средней арифметической, если имеются данные об их фактическом объеме на начало (Зн) и конец (Зк) месяца

 

мес = (Зн + Зк) / 2, (2.265)

 

где мес – среднемесячные товарные запасы;

- средней хронологической, если собраны данные о товарных запасах на конец месяца за более длительный промежуток времени (квартал, полугодие, год)

 

= (1/2*З1 + З2 + … + Зn-1 + 1/2*Зn) / (n-1), (2.266)

 

где – средние товарные запасы за более длительный, чем месяц, период времени;

n – число дат, на которые зарегистрированы запасы;

б) запасоемкость. Этот и следующие показатели призваны устранить влияние фактора размерности организации с тем, чтобы обеспечить сравнимость уровня запасов. При этом исходят из положения, что размер запасов находится в прямой зависимости от объема товарооборота как условие обеспечения непрерывности процесса продажи товаров (естественно, чем больше их реализуется, тем больше при прочих равных условиях должен быть объем запасов товаров). Таким образом, на крупных предприятиях запасов должно быть больше, чем на мелких.

Запасоемкость показывает, сколько запасов приходится на единицу товарооборота

 

Зе = Зк / Q, (2.267)

 

где Зе – запасоемкость;

Q – объем товарооборота;

в) обеспеченность товарооборота запасами. Этот показатель отражает число дней торговли, на которые будет достаточно запасов до их полного истощения. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле

 

Зоi = Зкi / mi, (2.268)

 

где Зоi – обеспеченность товарооборота i -го товара запасами этого товара;

mi – однодневный товарооборот i –го товара, определяемый по формуле

 

mi = Qi / t, (2.269)

 

где t – количество дней в анализируемом периоде.

Формула (2.267) может использоваться для характеристики показателя Зоi по одному товару или однородной товарной группе. По совокупности товаров применяется расчет средней обеспеченности товарооборота запасами по следующей формуле

 

_ n1 n2 n1 n2

Зо = Σ Зкi / Σ mi = Σ Зоi * mi / Σ mi, (2.270)

i=1 i=1 i=1 i=1

_

Пример 2.32. Рассчитать показатели обеспеченности Зоi и Зо товарооборота запасами, используя данные таблицы 2.61.

Полученные результаты свидетельствуют, запасов товаров А и Б, находящихся на складе предприятия при сложившихся объемах товарооборота за апрель, в мае хватит, соответственно, на четыре и пять дней работы, запасов товаров В – на 4 дня. Средний показатель обеспеченности работы предприятия составляет 4 дня;

г) товарооборачиваемость. Процесс товарооборачиваемости характеризуется показателями скорости товарного обращения и времени одного оборота. Скорость товарного обращения измеряется в количестве оборотов товарной массы (т.е. среднего запаса товара) за анализируемый период

Таблица 2.61 – Расчет обеспеченности товарооборота запасами по группе товаров на май месяц

 

  Товар Объем товарооборота за январь, тыс. р. Товарные запасы на 1 мая, тыс. р. Однодневный товарооборот за январь, тыс. р. (гр.2 / 30 день) Обеспеченность товарооборота, дней, (гр.3 / гр. 4)
А     13,77 4,72
Б     9,07 5,18
В     6,87 4,51
Итого     29,71 4,81

 

Ci = Qi / Зi, (2.271)

 

где Ci – скорость обращения i-го товара;

Qi – объем товарооборота;

Зi – средние товарные запасы.

Размер скорости товарного обращения находится в зависимости от продолжительности исследуемого периода. При прочих равных условиях, чем продолжительнее период, тем, соответственно, больше общая величина товарооборота. При всем при этом величина запасов практически не зависит от длительности периода. Таким образом, скорость товарного обращения, скажем, за квартал выше скорости товарного обращения за месяц. Следует отметить, что суммирование скорости товарного обращения как во времени, так и в пространстве является недопустимым, так как это – качественный показатель. Общий для всех товаров, как и для всех отрезков времени, предприятий и регионов размер скорости рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная

 

_ n1 n2 _ n1 _ n2 _

С = Σ Qi / Σ Зi = Σ Сi * Зi / Σ Зi, (2.272)

i=1 i=1 i=1 i=1

 

где – средняя скорость товарного обращения.

Данная формула была получена на основе следующей выведенной зависимости по каждому отдельному i-го товару:

 

Qi = Ci * i, (2.273)

 

т.е. товарооборот i -го товара равен произведению скорости обращения данного товара на его же средние запасы.

Время одного оборота характеризует в среднем число дней, в течение которых товар находился в форме запаса с момента его поступления в сферу товарного обращения и до момента его продажи, т.е. среднее число дней (продолжительность) одного оборота товара

 

Вi = Зi / mi, (2.274)

 

где Вi – время одного оборота i-го товара.

Скорость товарного обращения и время оборота – связанные между собой показатели. Так, с ростом скорости товарного обращения за анализируемый период время сокращается и наоборот.

Взаимосвязь выражается следующими формулами

 

B = t / C, C = t / B, t = C * B, (2.275)

 

Пример 2.33. Рассчитать показатели скорости товарного обращения и времени оборота за один квартал (таблица 2.59).

 

Таблица 2.59 – Расчет показателей скорости товарного обращения и времени оборота за один квартал

 

Показатели Месяцы В целом за I квартал
Январь Февраль Март
Объем товарооборота, млн. р.       1585*
Средние товарные запасы, млн. р. 70, 0 65, 0 68,0 67,67**
Однодневный товарооборот, млн. р. 16, 61 17, 5 18,7 17,61***
Скорость товарного обращения, количество оборотов 7,36 7,53 8,53 23,42****
Время оборота, дней 4,21 3,71 3,64 3,84

* Сумма;

** Средняя величина;

***Относительная величина;

****Среднее арифметическое значение.

 

Результаты расчетов показывают следующее: в первом квартале товары находились в форме запасов в среднем 3,84 дня, т.е. запасы товаров за исследуемый период обновлялись 23,42 раза.

В качестве дополнительного показателя товарооборачиваемости, являющегося показателем прямой ее эффективности, может выступать размер прибыли в расчете на один оборот, или эффективность одного оборота:

 

Эф = Р / С, (2.276)

 

где Эф – эффективность одного оборота;

Р – размер прибыли.

д) оптимальный размер запасов. Для более полного учета запасов следует выделить группу показателей, способных с различных сторон охарактеризовать отклонение запасов от рассчитанного оптимального их размера. Это отклонение может быть измерено:

- в стоимостных единицах

 

Знi – (Ni * Qi / t), (2.277)

 

где Ni – оптимальный размер запаса i-го наименования товара или товарной группы в днях оборота;

- в днях оборота

 

(Знi: (Qi / t)) - Ni; (2.278)

 

- в процентах к оптимальному размеру

 

(Зоi * 100 / Ni) - 100. (2.279)

 

При необходимости в обобщающей (по всем товарам или рынкам) характеристике отклонения запасов от оптимального размера возникает необходимость в расчете определяющего значения оптимума:

 

_ n n

N = Σ Ni * mi / Σ mi, (2.280)

i=1 i=1

 

где – средний оптимальный размер запасов по совокупности i -х наименований товаров или по рынкам.

Пример 2.34. Рассчитать отклонения запасов от их оптимального уровня, используя таблицу 2.63.

 

Таблица 2.63 – Расчет отклонения запасов от оптимального их уровня по состоянию на 1 февраля

 

  Товар Объем товарооборота на январь, млн. руб. Товарные запасы на 1 февраля, млн. р. Однодневный товарооборот за январь, млн. р. Обеспеченность товарооборота запасами, дни Оптимальный размер запасов Отклонение фактических запасов от оптимального размера
  В днях В сумме, млн. р.   В днях, +, - В сумме, +, -, млн. р.   В процентах, +, -
      гр.1/ 31 день гр.2 / гр.3   гр.5* гр.3 гр.4 -гр.5 гр.2 – гр.6 (гр.4*100) / гр.5 - 100
А     3,87 5,68     - 0,32 - 1 -5,33
Б     3,48 5,17     -0,83 - 3 - 13,83
В     2,64 6,43     +0,43 + 1 + 7,17
Итого     9,99 5,69     -0,31 - 3 - 5, 16

Расчеты показывают, что на 1 февраля при сложившихся в январе объемах грузооборота наблюдается недостаток запасов А и Б и лишь незначительное превышение над оптимальным размером товара В. Все это повлияло на величину обобщающих (по трем товарам) показателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.