КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм трансфертного ценообразования 2 страница
Однако неправильно полагать, что правила трансфертного ценообразования предполагают экспорт только по низким или занижен ным ценам. Трансфертные цены могут быть выше цен конкурентов, несмотря на то Что реальная цена производства равна цене^производст- ва у конкурентов. Такое большое разнообразие факторов, оказывающих сложное и порой противоречивое влияние на решение компании о применении системы трансфертного ценообразования, свидетельствует о сложности механизма расчета уровня трансфертных цен.
трансфертная ценз при жпюгх Макс и м х за и и л суммарной прибыли Высокая трансфертная иска при высоких налогах
P>iw 22 J Оснонкые факторы* лтинннцие ьа *хшсшм по трансфертному ценообразованию (определение трансфертной иены riper экспорте) 3 Механизм трансфертного ценообразования 525 Рассмотрим простой пример, свидетельствующий о преимуществах инугрикорпоративной сделки с трансфертным ценообразованием по сравнению со сделкой между независимыми партнерами, используя только один, но наиболее распространенный фактор, связанный с различием уровня налогообложения в разных странах. Пример 22.1. Сделка заключается между независимыми компаниями Для упрощения примера-предположим, что соотношение валют 1 1,т.с в стране экспортера Айв стране импортера Б имеет хождение одна и та же валюта, допустим доллар Издержки на производство товара в стране А составляют 100 доля, экспортная цена 150 долл, следовательно, прибыль составит 50 долл (150 - 100)
Налог на прибыль юридических лии в стране А равен 40%, а в стране и мпортсра Б — 20% Тогда в стране А компания X долж! ia заплатить со своей прибыли в 50 долл налог в 20 долл, и ее чистая прибыль составит ЗОдолл А в стране импортера компания Y импортирует товар по 150 долл, а продает внутри страны по 180 долл, те се прибыль составит 30 долл (180 — 150) и после выплаты налога (20%) — 24 долл Итого прибыль компании в стране экспортера А и компании в стране импортера Б составит 54 долл (табл 22 1). Таблица 22 1 Схема сделки между независимыми Компаниями
Пример 22.2. Сделка заключается между компаниями, связанными отношениями капиталов (механизм трансфертных цен) Предположим, что компания Y является дочерней компанией компании X. Материнская компания X продаст свои товары по ценам ниже, чем в первом случае, на- Глава 22 Трансфертное ценообразование пример по 120 долл., и получает чистую прибыль в размере только 12долл. Однако дочерняя компания получит в этом случае значительно большую прибыль. 60 долл. (180 - 120), что за вычетом налога равно 48 долл. Таким образом, прибыль двух компаний оказывается равной 60 долл., что превышает чистую прибыль, получаемую в первом случае, на 6 долл. Эта прибыль — результат действия механизма трансфертных цен (табл. 22.2).
Та б л и цй 22.2 Схема сделки между аффилированными компаниями (механизм трансфертных пен) (занижение цены)
1 Налог для компании X составляет 40%, для компании Y — 20% • Таким образом, хотя прибыль компании X упала, общая прибыль возросла благодаря росту прибыли предприятия Y. Эта общая прибыль направляется в центр управления прибылями, расположенный в стране с низкимуроонсм налогообложения, откуда затем осуществляется реинвестирование компаний согласно стратегическому плану ведения международного бизнеса ТНК в целом. Итак, во втором случае усложняются отношения соответствующих на Пример 22.3. Возможна ситуация, когда общая прибыль увеличивается при завышении цен. Первый* случал — торговля' между независимыми компаниями (табл. 22.3). 3. Механизм трансфертного ценообразования 52? Таблица 22 3. Схема сделки между независимыми компаниями
Пример 22.4. Теперь рассмотрим ситуацию, когда компании, экспортирующей продукцию, выгоднее завышать цемы с тем, чтобы оставить ббльшую прибыль в своей стране, где более льготные условия налогообложения (табл. 22.4).
Таблица 22.4. Схема сделки между аффилированными компаниями (механизм трансфертных цен) (завышение цены)
Таким образом, справедливо утверждение, что в страну, где уровень налогообложения низкий, аффилированной компании выгоднее продавать товар по заниженной цене, а в страну, где уровень налогообложения высокий, — наоборот, по завышенной цене (рис. 22.2). Глава 22 Трансфертное ценообразование
Худшие условия (высокие налоги) Заниженные цены Лучшие условия (низкие налоги)
Лучшие условия (низкие налоги) Завышенные це им Худшие условия (оыоокие налоги) Рис 22 2 Основное правило трас»|>сртных цен Трансфертные цены устанавливаются на любые товары и услуги во внутрикорпоративной торговле, Уровень трасфертной цены тщательно рассчитывается Трансфертная цена не должна быть слишком низкой, чтобы мотивировать производственное подразделение, которое могло бы реализовать этот товар и на внутреннем рынке, продавая его через традиционную сбытовую сеть. Трансфертная иена не должна быть и слишком высокой,.чтобы подразделение было конкурентоспособным на зарубежных рынках С учетом этих двух условий трансфертная цена устанавливается в интервале от минимально допустимой цены до цены продаж на внутреннем рынке за вычетом валовой прибыли Цена на зарубежном рынке не должна быть ниже внутренней в стране экспортера, в противном случае конкуренты в стране импортера могут обвинить компанию в демпинге.
Кроме того, при расчете трансфертной цены учитываются правовые и административные ограничения в соответствующих странах в отношении уровня отклонения внешнеторговой цены от обычных мировых цен (согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ ранее допустимый диапазон отклонения цены контролируемой сделки от рыночной цены был определен в 30%, а затем сокращен до 20%). Но при этом сложно и определение корректной рыночной цены, особенно если внешнеторговая сделка является уникальной и реальная рыночная цена не может быть определна исходя из рыночной ситуации. Примечателен тот факт, что какая-либо из компаний при реализа Для лучшей оценки результатов деятельности филиала применяются трансфертные цены конечного и промежуточного продукта, учи-тьеванлея счета за предоставленные услуги, расходы на управление, выплаты командировочных, оплата патентов и лицензций, участие в общих расходах и т.д. 4 Проблемы трансфертного ценообразования 529 4. Проблемы трансфертного ценообразования Трансфертное ценообразование нарушает рыночный механизм ценообразования, искажает уровень мировых цен, и трансфертные цены ни в коей мере не могут служить справочными иенами для внешнеторговых операций. Реальная цена на товар в случае трансфертного ценообразования искажается, и это затрудняет контроль за издержками. При продаже товаров на рынке с более низкими ставками налогообложения корпорации устанавливают минимальные трансфертные цены, что приводит к недоплате соответствующих налогов, за чем весьма пристально следят налоговые органы во всем мире. Трансфертные цены позволяют уводить капиталы из страны, а также прибыли компаний от налогообложения При продаже товаров зарубежным дочерним компаниям или иностранным зависимым партнерам, компания может установить минимальную (заниженную) отпускную цену и соответственно сократить таможенные платежи при пересечении границы или установить максимальную (завышенную) цену для минимизации напогов, обхода ограничений на возвращение дивидендов или извлечения наибольшего количества денежных средств от зарубежного зависимого партнера В общем случае фирма заинтересована использовать низкие трансфертные цены в странах, где налоги ниже, чем на внутреннем рынке, и наоборот. Это наносит серьезный ущерб национальным интересам соответствующих стран и вызывает острую критику со стороны правительственных, и прежде всего налоговых и таможенных, органов. Трансфертный подход к системе ценообразования сокращает налоговую базу в собственной стране и нстречает сопротивление со стороны налоговых служб на внутреннем рынке. Правительства тех стран, которые оказываются жертвами подобной деятельности, принимают соответствующие контрмеры, требуя обоснования всех издержек, составляющих базу обязательных отчислений В частности, Индия и страны Латинское Америки в целях контроля за трансфертными ценами ТНК кспольз/ют практику международных соглашений. Ответственные лица филиала ТНК, расположенного в этих странах, чаще всего соглашаются с указанными условиями, в особенности если речь идет о местных кадрах. В то же время таможенная служба в стране экспортера может отказаться принимать аномально низкие трансфертные цены в качестве базы для расчета таможенных сборов, которые будут невыгодны и снизят качество защиты местных производителей. На межгосударственном и государственном уровне разработана широкая система мер борьбы с трансфертным ценообразованием. 530 Глава 22 Трансфертное ценообразование Факторами, осложняющими такое ценообразование, служат налоговые законы и международные курсы обмена валют. Плавающие курсы обмена валют способствуют повышению неопределенности трансфертного ценообразования и затрудняют контроль за издержками для ТНК или аффилированных компаний Как правило, зависимые компании имеют второй комплект счетов и бюджетов, которые создают подлинную картину всех реальных затрат В международном налогообложении имеются трудности при определении части прибыли, подлежащей налогообложению, в той или иной стране Данная проблема имеет сравнительно короткую историю, однако последние 20 лет мировое сообщество успешно ищет пути устранения препятствий правового и налогового свойства на пути развития экономического сотрудничества между странами. Данная проблема прежде всего связана с трудностями определения суммы доходов и расходов компании, которые должны учитываться при налогообложении в соответствии с местным законодательством. Если степень интеграции компаний достаточно высока, различия вна-логовых законодательствах и административных требованиях разных стран приводят, как правило, к росту операционных издержек ТНК по сравнению с компанией, работающей в рамках законодательной системы одной страны. 5. Методы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по определению соответствия трансфертных цен рыночным Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях устранения препятствий на пути развития международной торговли, в том числе и налогового плана, а также в целях устранения конфликтов между налоговыми властями разных стран определяет ггринитпть! международного налогообложения, позволяющие исключить двойное налогообложение и определить справедливую сумму аллокированной на-догооблатаемой прибыли между странами. Согласно этим принципам каждая отдельно взятая компания в ранках группы компаний (корпорации) рассматривается каКсамс>стоятельный налогоплательщик в отношении полученного дохода. Такой подход признан ОЭСР как наиболее приемлемый с точки зрения минимизация налоговых рисков. В связи с этим любая операция между зависимыми компаниями в рамках одной группы рассматривается как самостоятельная рыночная опередил и должна сюуодествлятьоя но рыночной цене. Этот принцип сдан как длязашетааахаффнлигкавдан^ 5 Методы ОЭСР по контролю трансфертных цен 531 симых компаний и устраняет возможную налоговую дискриминацию последних, позволяя установить одинаковые конкурентные условия на рынке. Статья 9 Типовой модели налогового соглашения ОЭСР гласит: Если между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от rex, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда «любая прибыль, которая могла бы быть определена одному предприятию, но из-за наличия данных условий немоглабыть ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом*. Международный стандарт финансовой отчетности 24 (редакция 1994 г.) также отражает проблему трансфертного ценообразования и обязывает компаний представлять соответствующие данные в финансовой отчетности. Идеальная трасфертная цена должна соответствовать цене открытого рынка, рыночной цене. Если же трансфертная цена не эквивалентна рыночной и таким образом происходит искажение налогооблагаемой прибыли, прибыль аффилированных компаний подлежит корректировке в соответствии с рыночным принципом. Однако это очень сложная задача, поскольку, с одной стороны, сложно выявить справедливую среднюю рыночную цену, а с другой стороны, расхождение с ней трансфертной цены Особенно часто это наблюдается при операциях с нематериальными активами, например лицензиями. Тем не менее ОЭСР рекомендует целую систему сопоставительного анализа внешнеторговой цены, с тем чтобы выявить механизм трансфертного ценообразования. Основанием дли расследования могут быть прежде всего явно заниженные или явно завышенные цены. Основные методы, применяемые для анализа соответствия трансфертных цен рыночным, приведены ниже. Традиционные методы, основанные на определении трасфертной цены. Сравнение с неконтролируемой сделкой (comparable uncontrolled price). Данный метод признан как наиболее надежный, поэтому он чаще других используется налоговыми органами. В этом случае различия в уровне цен определяются путем сравнения цен на товары и услуги при трансферте внутри корпорации или между аффилированными компаниями с ценами по аналогичным торговым операциям между независимыми компаниями при сопоставимых обстоятельствах. При использовании данного метода важно определить группу товаров, пригодную для анализа. Причем, даже если товары являются функционально эквивалентными, они могут принадлежать к двум раз- 532 Глава 22 Трансфертное ценообразование личным товарным рынкам, в связи с чем не могут участвовать в сопоставлении. В ряде случаев (например, при анализе товаров производственного назначения) прибегают к методам полевых исследований путем опроса наиболее типичных покупателей, производителей и экспертов данной области промышленности. Как правило, такой анализ не всегда может быть математически точным. Однако если случайная выборка покупателей свидетельсгвует, что они заменили бы один товар на другой, то можно признать, что данные товары могут быть сопоставлены. Оценка через цену перепродажи (resale price method) заключается в том, что трансфертная цена находится путем вычитания маржи (торговой прибыли) из цены переуступки, т.е. цены, по которой товар, приобретенный у ассоциированного предприятия, был перепродан независимой компании (предприятию) Величина маржи в этом случае должна быть достаточной для получения нормальной операционной прибыли от осуществляемой деятельности и покрывать использованные активы и риски. Такой результат может рассматриваться как рыночная цена при трансферте между аффилированными компаниями. Этот метод чаще всего используется, когда трудно найти товар-субституг, т е. когда предметом сделки являются не абсольно идентичные товары. Метод «издержки плюс» (cost plus method) предполагает суммирование издержек поставщика товаров и услуг, понесенных в процессе контролируемой торговой операции, с торговой надбавкой, достаточной для получения соответствующей прибыли, обычной душ осуществляемой деятельности и существующих рыночных условий. Полученный результат может рассматриваться как рыночная цена действительной контролируемой налоговым органом сделки. При этом учитываются издержки производителя (производственная себестоимость), а именно: расходы на заработную плату, накладные расходы, включая амортизацию производственных фондов, а также расходы на сырье и материалы. Кроме того, принимаются во внимание операционные расходы по продаже товаров (на рекламу, содержание отдела продаж), а также общие административные расходы на менеджмент, маркетинг, финансовое управление и т.д. Транзакционные профит-методы, основанные на анализе прибыли, которая является результатом торговых операций между аффилированными компаниями. Прибыль, полученная в результате осуществления контролируемой сделки, может служить эффективным индика-тором:того, были ли условия этой операции отличными от тех, которые найяюдакугся в отношениях между независимыми компаниями. Одним из транзакциощшх профит-методов является профит-сшит метод. Он применяется тогда, когда степень взаимосвязи между торговыми сделками достаточно высока к возникает вероятность того, 5 Методы ОЭСР по контролю трансфертных цен 533 что они не могут быть оценены на отдельной основе. В подобных обстоятельствах независимые предприятия могут организовать партнерство и согласовать методы распределения прибыли. Соответственно профит-сплит метод призван устранить эффект влияния на прибыль специфических условий, созданных или установленных при контролируемой операции, посредством определения доли прибыли, ожидаемой в подобных ситуациях от сделки между независимыми предприятиями. Согласно этому методу вначале определяется прибыль, полученная в результате контролируемой сделки между аффилированными компаниями. Затем эта прибыль разбивается между ними на основании экономически валидного базиса (economic valed basis) примерно так, как это могло быть при сделке на свободных рыночных принципах. При этом вклад каждой компании (предприятия) оценивается на базе функционального анализа с использованием, насколько это возможно, данных о рыночной среде и показателях прибыльности сопоставимых независимых предприятий. Для точного описания контролируемой сделки обычно бывает полезным проанализировать данные предшествующих лет в сравнении с текущей информацией. Например, этап жизненного цикла товара может оказать значительный эффект при определении сопоставимости контролируемой и обычной сделки между независимыми компаниями. Причиной проверки торговой операции со стороны налоговых органов с точки зрения трансфертного ценообразования может быть и факт убыточности аффилированной компании, в то время как корпорация в целом имеет прибыль. Однако следует принимать во внимание, что вышеуказанные регламентации хотя и вносят существенные ограничения в отношении недобросовестности трансфертного ценообразования, не могут полностью устранить механизмы их применения. Основные проблемы заключаются в следующем. • трудности отнесения операции к отношениям между аффилиро • трудности найти адекватную группу товаров (услуг); ■ трудности найти сопоставимые предприятия; • сложности анализа условий контракта, • трудности выявления схожих операций на данном рынке; • сложности определения справедливой рыночной цены; • сложности выявления расхождения между ценой контролируе Кроме того, при организатсии подобной работы следует обеспечить нижеперечисленные факторы сопоставимости: • идентичность сопоставимых товаров и услуг; Глава 22 Трансфертное ценообразование • идентичность сопоставимых предприятий, • идентичность сопоставимых контрактов и признание их действительности, • идентичность сопоставимых рынков, • идентичность деловых стратегий сопоставимых предприятий Довольно часто оказывается невозможным определить конкретный уровень справедливой рыночной цены, и тогда усганавливается рыночный диапазон справедливой рыночной цены, внутри которого полученные реузльтаты могут оцениваться как корректные Рыночный диапазон цен позволяет учитывать разброс цен, складывающийся между независимыми компаниями (предприятиями) при совершении сделок одного и того же типа и в одних и тех же обстоятельствах, а также различия, возникающие при использовании различных методов оценки контролируемой торговой операции Если рассматриваемые условия контролируемой налоговыми органами сделки попадают в рыночный диапазон, то соответствующей корректировки не требуется. Если же налоговые власти оценили сделку как не соответствующую рыночному принципу, то компания(пред-приятие)-налогоплательщик либо представляет опровергающие доказательства, либо вносит недостающую часть налога. Довольно часто компании, имющие филиалы в зарубежных странах, прибегают к так называемым международным взаимозачетам, что позволяет им избежать обвинения в использовании механизма трансфертных цен. Например, одно предприятие передает другому право пользования патентом, получает взамен новую технологию и объявляет, что им не было получено ни прибыли, ни убытка. При подаче налоговой" декларации компания-налогоплательщик может показать несколько подобных операций, чтобы доказать, что они основаны на рыночном принципе и являются справедливыми. Рыночный принцип применяется таможенными властями для сравнения стримости товаров, импортируемых аффилированными предприятиями, с товарами, импортируемыми независимыми компаниями (лредприятилми). Документация, подготовленная налогодла-тедьцщком для таможенных органов, может также использоваться налоговыми властями при оценке трансфертной цены. Кооперация налоговых и таможенвых органов в этой области становится все более расгпэоетраненной. 6 Особенности контроля в РФ за ценообразованием во внешней торговле 535 6. Особенности контроля в Российской Федерация за ценообразованием при осуществлении внешней торговли Российская Федерация, становясь равноправным и полноправным членом свободной международной торговли, делает свои первые шаги в разработке закона, регулирующего сложную область международного права, касающуюся вопросов трансфертного ценообразования, системы соответствующего налогообложения и недопущения незаконного вывоза капиталов из страны Расширение торговых связей России, усиление влияния ТНК в России свидетельствует о повышении актуальности вопроса трансфертного ценообразования Понятие группы лиц и аффилированных лиц в российском законодательстве разъясняется Федеральным законом от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» Кроме того, начиная с 21 декабря 1999 г. российские акционерные общества обязаны вести списки своих аффилированных лиц и представлять эти данные в региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг В части первой Налогового кодекса РФ впервые в России введено понятие рыночной цены и определим случаи, когда налоговые органы вправе потребовать от компании(предприятия)-налогоплательщика подтверждения соответствия реальной цены контракта справедливому рыночному уровню цены Одним из таких случаев, когда налоговые органы вправе осуществлять контроль уровня цены, являются торговые операции между аффилированными лицами
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |