Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка проблемы. Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных




Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциаль­ное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, который во многом зависит от нее, связан с ней, реали­зует определенную неотвратимую биологическую программу (про­грамму самосохранения,, программу продолжения рода и др.), ге­нетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом.

С другой стороны, человек принципиально иное явление — он осуществляет систему постоянно возобновляющихся взаимодей­ствий, ориентируясь в своих действиях не на рефлексы, инстинк­ты, а на нормы морали, этики, закона.

Соотношение естественно-природного и социального в челове­ке — это отправной пункт анализа, пожалуй, всех социально-гума­нитарных наук, вызывающий интерес и философов, и психологов, и культурологов.

Социология имеет свой ракурс. Ее интересует соотношение ес­тественно-природного и социального применительно к пониманию законов взаимодействия человека с себе подобными.

Прежде всего социологу важно понять природу законов, кото­рые движут развитием общества, взаимоотношениями в социуме, порождают такие социальные образования, как семья, государство и т.д. Что это — собственное изобретение человека, которое позво­лило ему жить более эффективно, или реализация определенных врожденных инстинктов, которые человек унаследовал от живот­ных? И животные образуют семьи, и среди них встречаются вожа­ки и подчиненные. Являются ли нормы, законы, правила поведе-

78


ния человека в социуме по сути тем же самым, что и инстинкты, наследуемые животными генетически? Или законы социальной жизни имеют совершенно иную природу? Есть ли принципиальное отличие регулирования взаимоотношений между людьми от регу­лирования поведения животных и если такое отличие есть, то в чем его суть?

Крайне важны для социолога и другие аспекты проблемы соот­ношения естественно-природного и социального:, как, каким об­разом и в какой степени природные условия способны воздейство­вать, обусловливать ход и формы течения социальной жизни? Ка­кие биологические особенности человека сделали возможным воз­никновение социума?

Как видите, соотношение природного и социального вызывает немало вопросов у социологии. Ответы на эти вопросы важны как для науки, так и для понимания многих практических аспектов жизни, с которыми всем нам не раз приходилось сталкиваться.

Например, нередко, пытаясь найти ответ на вопрос, почему разным народам свойственны разные традиции, нормы, черты характера (аккуратность, расчетливость и др.), многие из нас начинают обо­сновывать это биолого-генетическими различиями (дескать, эти народы отличаются друг от друга «по крови»), природно-климати­ческими условиями жизни и т.д.

Подобных примеров, когда практическое понимание, оценка тех или иных социальных явлений, порядков, обычаев приводит к необходимости определить соотношение природного и социально­го в поведении людей, — не счесть.;i

Почему же для науки так важно решить проблему соотношения природного и социального в человеке, в общественной жизни?

Это объясняется многими причинами. Рассмотрим хотя бы две из них. Если мы будем объяснять социальные явления, те или иные социальные порядки природно-биологическими причинами (кли­матом, рельефом местности, генами, инстинктами и т.д.), то мы, во-первых, придадим этим явлениям биологический смысл, т.е. со­гласимся с тем, что здесь действует какая-то природная аргумента­ция, внесоциальная, неподконтрольная людям животно-биологи­ческая логика, а следовательно, постижение собственно социальных законов в общем бессмысленно — достаточно познать законы био­логические (поведение животного в стаде). В этом случае задача со­циолога будет заключаться в том, чтобы лучше изучить факты био­логии и квалифицированно их использовать применительно к жиз­ни людей, их сообществ. Социология исчезает — возникает социо-биология или что-то в этом роде.

Во-вторых, решение проблемы о соотношении природного и социального в человеке, в общественной жизни открывает путь к


решению еще более важных с точки зрения стратегии изучения общей социологии вопросов. Ведь абсолютизация природно-биоло­гического начала так или иначе ведет к пониманию логики соци­альных процессов, такой же, как и логики природно-биологичес-ких процессов. В последних господствуют естественный отбор, ме­ханическая причинность, естественно-природная неизбежность (по аналогии: при 100° С вода всегда закипит).

Можно ли сказать, что и логика социальной жизни устроена по таким же законам? Этот вопрос во многом ключевой для общесо­циологического осмысления исторического процесса. Ведь если в обществе действуют те же законы естественно-исторической и до­статочно жесткой механической необходимости и причинности, то сама история людей в общем предстает как некий неизбежный, заранее предопределенный путь. Например, народы Евразии обре­чены были иметь такую историю, такие порядки государственного устройства и т.д. Люди в лучшем случае могли ускорить развитие, но никак не изменить его естественно-исторический ход. Все так или иначе придут к заранее уготовленному «финалу истории», по выражению П. Штомпки.

Как видите, вопрос о соотношении природно-биологического и социального имеет огромный научный контекст. За этой, каза­лось бы, прозаичной проблемой скрывается решение стратегичес­ких вопросов обществознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.